Защита смежных прав в МЧП.
По смыслу Стокгольмской конвенции учреждающая ВОИС 1967 г., под смежными правами принято понимать права, относящиеся к «исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио — и телевизионным передачам». В настоящее время основными международными документами в области смежных прав являются: Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (от 26 октября 1961 г.) Российская Федерация уч. с 2003 года; Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29 октября 1971 г.); Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 21 мая 1974 г.). Основными формами охраны смежных прав являются: использование международного знака охраны смежных прав; предоставление государствами владельцам смежных прав из числа иностранцев национального режима; право владельца смежных прав на предотвращение посягательств на свои права путем установления разрешений и запретов; обязанность пользователя выплачивать владельцу смежных прав справедливое вознаграждение в денежной форме. Предусматриваются исключения (изъятия) из охраны в отношении использования в личных целях; использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях; кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач; использования в учебных или научно-исследовательских целях. Основным принципом Римской конвенции, так же, как и конвенций в области авторского права, является принцип национального режима. В соответствии со ст. 2 Конвенции национальный режим означает режим, который предоставляется законодательством государства, где испрашивается охрана смежных прав следующим категориям: • отечественным артистам-исполнителям в отношении исполнений, сделанных, транслированных или впервые зафиксированных на территории этого государства; • отечественным производителям фонограмм — в отношении фонограмм, которые впервые записаны или выпущены в свет на территории этого государства; • отечественным радиовещательным организациям, имеющим штаб-квартиры на территории этого государства, — в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории. Таким образом, объем защиты смежных прав иностранных граждан определяется в соответствии с рассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательству государства, где испрашивается защита. Римская конвенция применяется только к иностранным исполнителям, изготовителям фонограмм и радиовещательным организациям. Другими словами, условием применения положений Конвенции является присутствие в правоотношении иностранного субъекта. Согласно Римской конвенции учреждается Межправительственный комитет, одной из основных задач которого является анализ применения и действия Конвенции. Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемых с конца года, в котором: осуществлено исполнение произведения; • выпущена радиопередача; • произведена фонограмма. Положения Римской конвенции не распространяются и на артистов эстрады и цирка. В связи с этим в национальном законодательстве государств может быть расширен круг лиц—обладателей смежных прав, в отношении которых обеспечивается правовая защита. В частности, в Законе об авторском праве Франции 1985 г. содержится норма, включающая в число артистов-исполнителей артистов варьете, артистов-кукловодов и артистов цирка. Исполнители наделяются исключительными правами в отношении своих исполнений: 1) запрещать или разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения незаписанных исполнений; 2) запрещать или разрешать запись своих незаписанных исполнений; 3) запрещать или разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных на фонограммы; 4) запрещать или разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности. Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать: 1) прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым способом и в любой форме; 2) доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности, а также по проводам или средствам беспроволочной связи; 3) коммерческий прокат оригинала и экземпляров своей фонограммы для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению. По российскому праву: Смежными (с авторскими) правами - Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние Объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Основной способ использования авторских произведений, исполнений и фонограмм состоит в том, что между правообладателями и пользователями заключаются договоры об использовании соответствующих объектов. Как правило, такими договорами являются лицензионные договоры. Поэтому закон (ст. 1242–1244 ГК РФ) предусматривает, что в случаях сложности заключения договора с отдельным автором правообладатели заключают общие договоры с посредником – общественной организацией по коллективному управлению правами, а посредник, действуя от имени всех правообладателей, – заключает общие договоры со всеми потенциальными пользователями (радио- и телевизионными организациями, концертными объединениями, ресторанами и т.п.). Основной такой организацией коллективного управления правами является Российское авторское общество. Оно собирает с организаций-пользователей суммы вознаграждений и выплачивает их авторам и другим правообладателям (за вычетом своих комиссионных и перечисляемого в бюджет налога). Закон РФ “Об авторском праве” знает 3 вида смежных прав: - права исполнителя на исполнение произведений, охраняемых авторским правом (ст. 35-37, 42, 43); - права производителей фонограмм на звукозаписи — фонограммы (ст. 35, 36, 38, 39, 42, 43); - права организаций эфирного и кабельного вещания на свои теле- и радиопередачи (ст. 35, 36, 40-43).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |