Тема. Методология филологии и связанные с ней методы исследования материала
Курс «Филология в системе современного гуманитарного знания» Практическое занятие № 1
Тема. Понятие «научная парадигма». Причины и следствия парадигмальных изменений
Вопросы для обсуждения: 1. Содержание понятия «научная парадигма». 2. Основные научные парадигмы в лингвистике: сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая. 3. Принцип дополнительности в парадигмальном движении научного знания. 4. Парадигма как накопительная система знаний.
Литература Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977 (1981). См. материалы в интернете – «Понятие парадигмы и логика научных революций в концепции Т. Куна», а также информацию о концепции Т. Куна в словарях и энциклопедиях, размещённых в Сети. Дементьев В.З. Парадигма в лингвистике и теории языка. Электронная версия статьи – www.infolex.ru.
Практическое задание: найти текстовые примеры, в которых зафиксированы исследовательские действия, выполненные в русле определённой парадигмы – сравнительно-исторической, системно-структурной и антропоцентрической. Практические занятия № 2 Тема. Текст как структурно-содержательная целостность Вопросы для обсуждения: 1. Определения текста (разноаспектный набор признаков). 2. Алгоритмы анализа текста с учётом аспекта рассмотрения.
Литература 1. Тураева З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. – М.: URSS, 2009. – 136 с. 2. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертектуальность, интердискурсивность / В.Е. Чернявская. – М.: Либроком, 2009. – 284 с. 3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. − М.: URSS, 2009. – 127 с. 4. Левицкий Ю.А. Структура связного текста: учеб. Пособие / Ю.А. Левицкий. – М.: Высшая школа, 2006. – 207 с. 5. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста: учебник: практикум: Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин.− М.: Флинта, 2009. − 495 с. 6. Болотова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. − М.: Флинта: Наука, 2009. − 520 с. 7. Синельникова Л.Н. Теория текста: аксиомы и версии // Вестник ЛДГУ. − № 2(58). − Луганск, 2003. − С. 7-15. - Используйте интернет-ресурсы: http :// www . philology . ru – филологические поисковики, - http://www.philology.ru – труды по языкознанию и литературоведению - http://gramota.ru – справочно-информационный портал о русском языке - Практическое задание: составить алгоритм анализа самостоятельно подобранного текста с учётом его жанра, стиля, авторства, времени написания и других конкретизирующих параметров (с опорой на прочитанную литературу). Алгоритм анализа текста (от преподавателя)
Ключевые слова раздела «Текст»: лингвистика текста, текстообразующие категории, актуализация в тексте, актуальное членение текста, гипертекст, образные (риторические) средства текста, интертекстуальность (прецедентность) текста, структура текста, сильные позиции текста, контекст, внутренняя и внешняя структура текста.
Практические занятия № 3 Тема. Методология филологии и связанные с ней методы исследования материала Вопросы для обсуждения: 1. Научная парадигма и адекватные ей методы исследования. 2. Общенаучные, общие и частные методы. 3. Количественные и качественные методы исследования. Проблемы взаимодействия. 4. Когнитивный, коммуникативный и прагматический научные методы в условиях антропоцентрической парадигмы. 5. Другие методы, декларируемые в работах исследователей и в учебной литературе (композиционный, мотивный, интертекстуальный, дискурсный анализ, биографический метод, нарративный метод и др.
Литература 1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М.: Флинта, 2009. – 412 с. 2. Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа: Курс лекций. – М.: Флинта; Наука, 2011. – 280 с. 3. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. – М.: Гнозис, 2011. – 224 с. 5. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 140 с. 6. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 268 с. 6. Белоусов К.И. Теория и методология полиструктурного синтеза текста: монография. − М.: Флинта, 2009 − 211 с. − Режим доступа: ЭБС «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru 7. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. − М.:Флинта, 2009 − 520 с. − Режим доступа: ЭБС «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru. 8. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие для вузов / В.И. Тюпа. − 3-е изд., стереотип. − М.: Академия, 2009 − 331 с. − (Высшее профессиональное образование).
Практическое задание: выберите для обстоятельного изучения три метода из рекомендованных исследователями и подтвердите его эвристические возможности на конкретном языковом (текстовом) материале.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |