Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема. Методология филологии и связанные с ней методы исследования материала



2019-08-13 176 Обсуждений (0)
Тема. Методология филологии и связанные с ней методы исследования материала 0.00 из 5.00 0 оценок




Курс «Филология в системе современного гуманитарного знания»

Практическое занятие № 1

 

Тема. Понятие «научная парадигма». Причины и следствия парадигмальных изменений

 

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание понятия «научная парадигма».

2. Основные научные парадигмы в лингвистике: сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая.

3. Принцип дополнительности в парадигмальном движении научного знания.

4. Парадигма как накопительная система знаний.

 

Литература

Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977 (1981). См. материалы в интернете – «Понятие парадигмы и логика научных революций в концепции Т. Куна», а также информацию о концепции Т. Куна в словарях и энциклопедиях, размещённых в Сети.

Дементьев В.З. Парадигма в лингвистике и теории языка. Электронная версия статьи – www.infolex.ru.

 

Практическое задание: найти текстовые примеры, в которых зафиксированы исследовательские действия, выполненные в русле определённой парадигмы – сравнительно-исторической, системно-структурной и антропоцентрической.


Практические занятия № 2

Тема. Текст как структурно-содержательная целостность

Вопросы для обсуждения:

1. Определения текста (разноаспектный набор признаков).

2. Алгоритмы анализа текста с учётом аспекта рассмотрения.

 

Литература

1. Тураева З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. – М.: URSS, 2009. – 136 с.

2. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертектуальность, интердискурсивность / В.Е. Чернявская. – М.: Либроком, 2009. – 284 с.

3.  Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. − М.: URSS, 2009. – 127 с.

4. Левицкий Ю.А. Структура связного текста: учеб. Пособие / Ю.А. Левицкий. – М.: Высшая школа, 2006. – 207 с.

5. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста: учебник: практикум: Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин.− М.: Флинта, 2009. − 495 с.

6. Болотова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. − М.: Флинта: Наука, 2009. − 520 с.

7. Синельникова Л.Н. Теория текста: аксиомы и версии // Вестник ЛДГУ. − № 2(58). − Луганск, 2003. − С. 7-15.

- Используйте интернет-ресурсы: http :// www . philology . ru – филологические поисковики,

- http://www.philology.ru – труды по языкознанию и литературоведению

- http://gramota.ru – справочно-информационный портал о русском языке

-

Практическое задание: составить алгоритм анализа самостоятельно подобранного текста с учётом его жанра, стиля, авторства, времени написания и других конкретизирующих параметров (с опорой на прочитанную литературу).

Алгоритм анализа текста (от преподавателя)

  1. Гипотетически определяется тема текста. Устанавливаться она может по-разному: на основе содержания сильных позиций текста (заголовка, начального и конечного абзацев) или на основе общего, суммированного содержательного объема текста.
  2. Выявляется композиция текста (для целостного, завершенного текста) или структура (построение) для фрагмента текста.
  3. Определяется фактологическая информация текста.
  4. Текст разделяется на смысловые части, устанавливаются отношения между ними, исходя из композиции (структуры) текста.
  5. Выделяются ключевые слова (смысловые доминанты), определяется их семантический объем и функциональная роль.
  6. Определяется оценочная информация текста, описываются риторические приемы (тропы и фигуры), их функциональная роль в тексте.
  7. Анализируется образ автора (когда это возможно), тип авторского повествования (ведется ли оно от 1-го, 2-го или 3-го лица).
  8.  Определяется характер речи (монолог, диалог, полилог) и характер связи между предложениями в тексте (текст с цепными, параллельными, присоединительными связями).
  9.  Устанавливается функция текста (описание, повествование, рассуждение и др.).
  10.  Определяется принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю (функционально-стилевая типология). Называются основные приметы стиля. Учитывается стилевая однородность или неоднородность.
  11.  Описываются, когда это возможно, интертекстуальные связи текста.
  12.  Выявляется концептуальная информация текста. Учитывается наличие контекста и подтекста.
  13.  Дается оценка полученной из текста информации. Корректируется на основе проведенного анализа тема, идея, все виды информации текста.

Ключевые слова раздела «Текст»: лингвистика текста, текстообразующие категории, актуализация в тексте, актуальное членение текста, гипертекст, образные (риторические) средства текста, интертекстуальность (прецедентность) текста, структура текста, сильные позиции текста, контекст, внутренняя и внешняя структура текста.

 


Практические занятия № 3

Тема. Методология филологии и связанные с ней методы исследования материала

Вопросы для обсуждения:

1. Научная парадигма и адекватные ей методы исследования.

2. Общенаучные, общие и частные методы.

3. Количественные и качественные методы исследования. Проблемы взаимодействия.

4. Когнитивный, коммуникативный и прагматический научные методы в условиях антропоцентрической парадигмы.

5. Другие методы, декларируемые в работах исследователей и в учебной литературе (композиционный, мотивный, интертекстуальный, дискурсный анализ, биографический метод, нарративный метод и др.

 

 

Литература

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М.: Флинта, 2009. – 412 с.

2. Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа: Курс лекций. – М.: Флинта; Наука, 2011. – 280 с.

3. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. – М.: Гнозис, 2011. – 224 с.

5. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 140 с.

6. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 268 с.

 6. Белоусов К.И. Теория и методология полиструктурного синтеза текста: монография. − М.: Флинта, 2009 − 211 с. − Режим доступа: ЭБС «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru

7. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. − М.:Флинта, 2009 − 520 с. − Режим доступа: ЭБС «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru.

8. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие для вузов / В.И. Тюпа. − 3-е изд., стереотип. − М.: Академия, 2009 − 331 с. − (Высшее профессиональное

образование).

 

Практическое задание: выберите для обстоятельного изучения три метода из рекомендованных исследователями и подтвердите его эвристические возможности на конкретном языковом (текстовом) материале.




2019-08-13 176 Обсуждений (0)
Тема. Методология филологии и связанные с ней методы исследования материала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема. Методология филологии и связанные с ней методы исследования материала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)