Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 4



2019-08-13 166 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 4 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема. Лингвокультурология и этнолингвистика, их предмет, цели, достигнутые результаты

Вопросы для обсуждения:

1. Что изучает лингвокультурология?

2. Как устанавливаются связи между языком и культурой?

3. Специфика отношений между лингвокультурологией и этнолингвистикой.

4. Алгоритм анализа текста в лингвокультурологическом аспекте. Концептологический метод.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учеб. Пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта, 2010. - 152 с.

2. Белоглазова Е.В., Кабакчи В.В. Введение в интерлингвокультурологию: учеб. пособие / Е.В. Белоглазова, В.В. Кабакчи. – СПб.: СПбГУЭФ, 2012. – 252 с.

4. Герд А.С. Введение в этнолингвистику: курс лекций и хрестоматия / А.С. Герд. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. гос ун-та, 2005. – 457 с.

5. Красных В.В. Этнолингвистика и лингвокультурология / В.В. Красных. – М.: Гнозис, 2002. – 284 с.

6. Воробьёв В.В. Лингвокультурология: учеб. пособие / В.В. Воробьёв. – М.: Изд-во РУДН, 2006.

7. Маслова В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. – М.: Академия, 2001. – 183 с.  

Практическое задание. Провести лингвокультурологический анализ текста (проявление связей языка и национальной культуры; выявление концептов).

Об интеллигентности

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует

интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились

обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если

интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей,

родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она

нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и

долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а

здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физическое, но и умственное. В

народе говорят: чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на земле.

Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом –

почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много

читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное),

много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно

ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне

интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти.

Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет

помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие

исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к

культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее

произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только для того,

чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер

и индивидуальность другого человека. Войти в его положение, а поняв другого

человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а

оценит другого по достоинству, – вот это и будет интеллигентный человек…

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в

умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в

привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить

окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему

интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели

ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (т.е. то, что

произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были

гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к

чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это

отношение к миру и людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать

душевные силы, как тренируют и физические силы. А тренировка возможна и

необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно.

Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка

духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и

непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости,

человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе –

слабый и нервный человек, измотанный, на все неправильно реагирующий.

Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить. Эстетически

невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого

человека. Приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на

других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить

другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом

убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически

здоровым, но и красивым. Да – красивым.

Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится

безобразным, а движения этого злого человека лишены изящества, не

нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед

самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры» доброжелательности

вокруг него и к нему (обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв

к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. Будем

долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует

понимать широко – как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого –

прошлого, которое является отцом и матерью нашей современности, великой

современности, принадлежать к которой великое счастье. (Д.С. Лихачев)




2019-08-13 166 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 4 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 4

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)