Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эпизодические инструменты, используемые



2019-10-11 571 Обсуждений (0)
Эпизодические инструменты, используемые 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство культуры Ростовской области

ГОУ СПО  РО «РОСТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ  КУЛЬТУРЫ»

ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ

                МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 071302 « СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ                  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

 ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО (ВИА)»

АВТОР: ГРИГОРЬЕВА А.С.

                                           РОСТОВ-НА-ДОНУ

Г .


                                   Содержание

Виды оркестров.

Виды ансамблей.

Ударные инструменты.

Классическая гитара.

Ритм-гитара.

Соло-гитара.

Бас-гитара.

Клавишные инструменты.

Большая флейта.

Кларнет

Саксофоны.

Труба.

Кларнет.

Тромбон.

Скрипка.

Виолончель.

17.Рекомендуемая литература.

                        Краткая аннотация.

Методическое пособие к предмету «Инструментоведение» помогает в изучении специфических свойств музыкальных инструментов, их диапазонов, наиболее употребляемых рисунков, особенностей тембровой окраски, способов записи в партитуре и отдельных партиях.

   Рекомендуется студентам колледжей культуры специализации «Инструментальное творчество ( ВИА)».

 

       Пояснительная записка.

Работа инструментовщика-аранжировщика сродни занятиям живописью. Мелодия – это рисунок, гармония цвета и краски и если чувство цвета отсутствует, то живопись не получится.

Художники знают, что рисунку научить можно, а живописи – нет. Так что в самом начале надо определить, есть ли у обучаемого склонность к предмету, а затем дать такие знания, которые помогли бы наиболее ярко и полно раскрыть художественный образ музыкального произведения.

Предмет «Инструментоведение»  - это изучение специфических свойств музыкальных инструментов, их диапазонов, наиболее употребляемых рисунков, особенностей тембровой окраски, способов записи в партитуре и отдельных партиях.

Данный предмет является начальной и неотъемлемой частью таких дисциплин, как оркестровый класс, инструментовка и аранжировка, самостоятельная работа с творческим коллективом.

Студент должен знать:

ü сведения о современном эстрадном и джазовом оркестре и ансамбле;

ü сведения о входящих в их состав инструментах;

ü о строе, диапазоне, наиболее употребляемых регистрах, особенностях тембровой окраски;

ü о специфических приемах игры на этих инструментах;

ü об основных технических и музыкально-выразительных средствах, присущих этим инструментам;

ü о способах записи партий в партитуре.

 

ВИДЫ ЭСТРАДНЫХ ОРКЕСТРОВ И АНСАМБЛЕЙ.

Правильное комплектование эстрадного ансамбля - важнейшая про­блема, с которой начинается организация, а затем и учебно-творческая работа с коллективом.

В настоящее время встречаются различные виды оркестров и ансамб-­
лей. Они отличаются друг от друга составом входящих в них инструментов и
средствами динамической и тембровой выразительности.                  

В процессе исполнения инструментам поручается определённая орке­стровая функция:

- мелодическая,

- гармоническая,

- ритмическая и т. д.

Поэтому, объединив инструменты по группам и их функциям, можно выделить основные виды эстрадных оркестров и ансамблей.

Высшей формой самодеятельной музыкальной эстрады являются - эс­традно-симфонические биг-бенды - эстрадные и джазовые оркестры. Эстрадно-симфонические оркестры характеризуются наличием струнной смычковой группы, группы саксофонов, группы медных духовых инструментов и ритм-группы, а также введением в состав оркестра дополнительных инструментов: гобоя, фагота, валторны, арфы и других.

Смычковые инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабас (входит в состав ритм-группы).

Саксофоны: 2 альта, 2 тенора, баритон. Обычно исполнители владеют кларнетом, флейтой и другими инструментами этой группы.

Группа медных духовых инструментов: 4-5 труб, 4 тромбона.

Ритм-группа: полная - контрабас или бас-гитара, гитара, ударные и фортепиано, орган или синтезатор; неполная - 3 инструмента без гитары.

Эстрадные и джазовые оркестры бывают трёх видов.

Большой оркестр: 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора, баритон), 3 трубы, 1-2 тромбона, ритм-группа.

Средний оркестр: 4 саксофона (2 альта, 2 тенора или 1 альт, 2 тенора и


1 баритон), 3 трубы, 1-2 тромбона, ритм-группа.

Малый оркестр: 3 саксофона, 2 трубы, тромбон, ритм-группа.

В состав эстрадных и джазовых оркестров вводятся: флейта, валторна, виброфон, аккордеон, а в ударную группу - литавры, маракасы, бонги и т.д. Нередко в состав эстрадных и джазовых оркестров вводится вокальная группа, вносящая новые тембровые сочетания. Органическое соединение человеческого голоса и инструмента позволяет добиться большей выразительности, своеобразного звукового колорита.

Ансамбли

Широкое распространение в художественной самодеятельности полу­чили различные по составу эстрадные и джазовые ансамбли. Ансамбль - такой коллектив, в котором в каждой группе не больше двух инструментов. Встречаются случаи, когда в ансамбле одна из групп состоит из трёх или даже четыре инструментов.

Из всех разновидностей встречающихся в практике ансамблей можно выделить 2 основных направления: вокально-инструментальные и эстрадные и джазовые инструментальные ансамбли типа «комбо» (комбинация, сочетание).

ВИА, исполняющие рок-музыку, состоят из 2-3 гитар (соло, ритм, бас) и ударных с включением духовых и народных инструментов, синтезаторов и так далее. Стремясь отойти от сложившихся штампов ВИА расширяют инст­рументарий, вводят саксофон, скрипку, виолончель, флейту и т.д.

Эстрадные и джазовые ансамбли по составу очень разнообразны. В практике встречаются настолько необычные сочетания инструментов, что подчас трудно провести классификацию. Поэтому, характеризуя инструментальные, эстрадные и джазовые ансамбли, определяют их комплектование по числу участников и инструментов.

Самым малым эстрадным и джазовым ансамблем, позволяющим обес­печить полноценное звучание аккомпанемента считается неполная ритм-группа. Она является основой для создания других видов ансамблей.

Наиболее типичный состав:

- фортепиано, ударные, контрабас или бас-гитара;


- аккордеон, ударные и контрабас;

- аккордеон, гитара, контрабас и т.д.

В ансамблях, исполняющих музыку раннего джаза - новоорлеанский стиль, диксиленд, - ритм-группа включает ударные, банджо, трубу, фортепиано.

Еще один вид ансамбля - квартеты — ритм-группа и саксофон, ритм-группа и труба, ритм-группа и кларнет, ритм-группа и тромбон, ритм-группа и виброфон и т.д.

Квинтеты – ритм-группа и два различных инструмента - труба, и сак­софон, ритм-группа, труба и кларнет, ритм-группа, гитара и саксофон, ритм-группа, саксофон и тромбон. Иногда встречаются два однородных инструмента -2 саксофона, 2 трубы, 2 скрипки.

Секстеты- ритм-группа и 3 инструмента. Секстеты - ритм-группа и 4 инструмента в различных сочетаниях.

При выборе инструментов руководитель должен исходить из художе­ственных задач, которые будет решать ансамбль, следуя тому или иному на­правлению эстрадной, джазовой и рок-музыки.

Кратко охарактеризуем инструменты, входящие в состав самодеятель­ных музыкальных эстрадных коллективов.

Ударные инструменты

Ударные инструменты представляют собой целый набор инструментов, сосредоточенный в руках одного исполнителя, а также группу инструментов, имеющих самостоятельное значение и определенную высоту звучания.

Ударная установка, как правило, включает следующие инструменты:

- малый барабан с подставкой,

- большой барабан с ножной педалью и мягкой колотушкой,

- малый том-том (альт), закрепляющийся на кронштейне большого ба­-
рабана,

- большой том-том (тенор) на ножках,

- большие и маленькие тарелки на отдельных стойках,

- 2 больших тарелки, соприкасающиеся друг с другом при помощи пе-


дали, «хэт».

В практике встречается комплекты ударных установок, расширенных за счёт увеличения количества том-томов и тарелок, дополнительных ударных инструментов: маракасы, треугольник, коровий (альпийский) колокольчик, конги, бонги, бубен, различные коробочки и т.д.

Запись нотного текста производится по одноштилевой системе.

б. барабан альт том                                        хэт для игры палкой

Играют на ударных инструментах палками, щетками и мягкими палками.

Функция ударных инструментов - создание ритмической основы произведения, а также исполнение сольных эпизодов.

Большой барабан используется для фиксации сильной доли такта, а также выделения ритмического рисунка в отдельных эпизодах, создает рит­мический контрапункт, а иногда выходит на передний план в партитуре му­зыкальной пьесы.

Малый барабан - используется для выделения 2-й и 4-й доли такта в стандартных размерах, а также для исполнения различных ритмических рисунков, яркого подчеркивания акцентов и различных оркестровых ШШ.

Тамтамы используется в оркестре для небольших сольных партий и ритмического и тембрового колорита (с их помощью исполняются всевозможные fiec - переходы от одной части к другой).

Тарелки применяются для фиксации метра (восьмые, триоли, шестна­дцатые), акцентов, усиления обшей звучности в кульминациях, создания тембровых и шумовых эффектов.

Ножная тарелка в зависимости от стиля выполняет различные функ­ции. Например, в традиционном джазе подчёркивается 2-я и 4-я доли такта, в


современной музыке основной акцент на игре палочкой по закрытому «хэ-ту», в то время как правая играет синкопы по малому барабану.

В партитуре для эстрадных и джазовых ансамблей часто предусматри­ваются места для импровизации: партии не выписываются полностью л ударнику предоставляется инициатива вести партию по собственному вкусу, придерживаясь ритмической основы произведения, стиля, характера пьесы.

Гитара.                                  

Типы и разновидности гитар.

1. Классическая гитара, 6-ти струнная; 7-ми струнная, имеющая пол­
ный плоский деревянный кузов.

2. Двенадцатиструнная - отличается от классической своеобразным
тембром и более громким звуком, так как она имеет сдвоенные металлические
струны.

3. Электрогитара - корпус выполнен из доски, где крепятся звуко­
сниматели и струнодержатель.

Строй гитары (6-ти струнной):

1 струна - «ми» 2 окт.

2 струна - «си» 1 окт.

3 струна - «соль» 1 окт.

4 струна - «ре» 1 окт.

5 струна - «ля» мал.

6 струна - «ми» мал.

Звучит гитара на октаву ниже написанного. Диапазон по записи:

Наиболее употребима шестиструнная электрогитара, используемая со звукоснимательной аппаратурой, ее звучание можно менять с помощью раз­личных блоков и педалей.


Существуют гитары со сдвоенным грифом, придающие темб-ровое раз­нообразие звучанию.

В оркестре и ансамбле гитара может выполнять мелодическую, ритми­ческую и гармоническую функции.

Партии гитары в зависимости от функции - соло или аккомпанемента записываются нотами или буквенно-цифровыми обозначениями с указанием точного ритмического рисунка в такте (на 3-й линии):

 

 


Мелодическое положение аккордов на гитаре при аккомпанементе не имеет большого значения, главное - соблюсти голосоведение и регистр.

Если возникает необходимость точного мелодического положения аккорда, то следует в нотах выписать мелодию и указать буквенные обозначения.

Запись партии гитары во многом определяется стилем музыкального произведения, например, в ансамблях, исполняющих джазовую музыку, ука­зывают только буквенную гармонию без обозначения ритма, в больших оркестрах партия выписывается полностью, оставляя лишь отдельные эпизоды для импровизации.

В результате технического совершенства инструмента, усиления звука, использования электронных эффектов значительно расширился диапазон вы­разительных средств гитары. В эстрадных и джазовых оркестрах она выполняет солирующую и аккомпанирующую функции, гитара может выполнять сольные эпизоды мелодического характера, соло с применением аккордов или целиком состоять из аккордов. Разнообразны виды аккомпанемента гитары - создание гармонического фона, гармонического контрапункта, подчеркивание наиболее важных акцентов в ритмической ткани произведения, одновременное ведение баса, гармонии и контрапунктических линий, заполнение пауз в оркестре,


ансамбле, педализации и т.д. за счет использования различных средств электроники.

Ритм-гитара

Пишется в скрипичном ключе, латинской символикой буквенного обо­значения с различными цифровыми индексами. Эта система удобна для всех музыкантов. Большинство гитаристов сами подбирают удобную аппликатуру. При необходимости аккорды записываются в конкретном нотном расположении. Прежде чем записать партию ритм-гитары, аранжировщик должен придумать ритмический рисунок, увязать партии всех инструментов ритм-группы. Ритмический рисунок для гитары записывается штилями или на нотном стане в скрипичном ключе. Обозначение повторяющихся аккордов записывается только над первым из них. Частая смена гармонии возможна лишь в медленном темпе. В быстрых темпах следует пропустить часть аккордов и ограничиться теми из них, которые совпадают с необходимыми ритмическими акцентами. Быстрые перемены гармонии возможны в редких случаях строго параллельногодвижения в одной позиции. Смена гармонии должна быть удобной для исполнения. В быстром темпе гармоническая «грязь» не будет заметной.

Техника правой руки

Аккорды можно брать ударом вниз (акценты на сильных долях), вверх, либо арпеджато (также вверх и вниз).

II - вниз, V - вверх

Арпеджато обозначается -

Гитара-соло

Может выполнять роль соло и аккомпанемента, дублируя гитару-ритм, подчеркивая отдельные, наиболее важные акценты в ритмической канве. Иногда играет «педали» - длинные выдержанные звуки, должна быть оснащена различными блоками эффектов и приставками.


Бас-гитара


 


Записывается:

Звучит на октаву ниже.

При подборе в усилителе соответствующей коррекции, можно выделить как основной звук (на октаву ниже), так и его обертон (соответствие на­писанному). Подбор тембра зависит от характера и стиля музыки в медленном темпе - низко, в подвижном - выше.

Мелкие фигурации в подвижном темпе могут сливаться и пропадает необходимая четкость, особенно на струне «ми». Характер звукоизвлечения зависит от положения верхних частот и от того, играет исполнитель пальцами или медиатором. При игре «медиатором» появляется «жесткая атака», слышен «щелчок», при игре пальцами - звучание мягкое, глубокое. При этом важно, чтобы звуки не сливались. Необходимость помнить о том, что эффектная технически сложная партия баса должна хорошо прослушиваться.

В последнее время широкое распространение среди бас-гитаристов получил прием игры, при котором исполнитель ударяет подушечкой большого пальца по нижним струнам, а верхнюю струну с акцентом щиплет вверх. Этот прием называется «елем» - (дергать). При этом басовые струны по звучанию напоминают струны рояля, а верхние звучат резко, громко.

Необходимо подчеркнуть, что партия бас-гитары, ударных должны писаться с учетом их взаимосвязи, т.к. вместе они взаимно дополняют друг друга, должны соответствовать и характеру сочинения.

Клавишные инструменты

В настоящее время эстрадные оркестры и ансамбли значительно пополнили свой инструментарий благодаря появлению новых клавишных ин­струментов. Помимо фортепиано, которому принадлежит ведущее место в практике широко используются всевозможные синтезаторы.

Современные синтезаторы обладают многочисленными возможностями


и функциями.

Наиболее известными фирмами являются: Rolang, Korg, Yamaha, Ensonique. Эти инструменты обладают уникальными возможностями: мощной цифровой памятью, воспроизведением полновесного спектра звучания различных инструментов. Мощная функция автоаккомпанемента имеет множество различных стилей (рисунки ритма и аккомпанемента), дающие профес­сиональную поддержку вашего исполнения, специальные клавиши «мульти» дают возможность мгновенно и легко исполнять короткие ритмические и ме­лодические последовательности для добавления разнообразия и выразительности исполнения.

Можно играть на инструменте, используя самые различные голоса, имитирующие по звучанию живой инструмент. Можно играть разными голосами, наслоенными друг на друга и даже играть два голоса правой и левой руками. Также можно создать собственные оригинальные стили аккомпанемента путем записи их на дискету.

Клавишные инструменты так же снабжены для обработки голосов раз­личными цифровыми эффектами, позволяющие улучшать исполнение самыми различными способами. Они включают в себя реверберацию, хорус, гар-монайзер.

Партии этих инструментов записываются в нотном тексте по-разному, в зависимости от жанра и стиля пьесы. Например, для произведений традиционного джаза характерен импровизационно-вариационный аккомпанемент; в танцевальной музыке - дублирование фактуры гитары и баса; в современной музыке используется импровизационно-контрапунктический характер изложения музыкального материала, поэтому для использования клавишных инструментов необходимо учитывать стиль произведения и особенности инструмента. Например, в сравнении с фортепиано звук электронных инструментов тянется как на духовных инструментах; это и диктует тот или иной тип фактуры партии.

В практике встречается запись, сочетающая фиксирование буквенного обозначения гармонической функции и баса. С одной стороны, это дает ис­полнителю конкретное представление о гармоническом положении аккорда, с


 

другой - предоставляет возможность для творческой инициативы исполнителя.

Запись партии осуществляется в виде дроби, в числителе фиксируется

гармония, а в знаменателе указывается бас

Электронные инструменты обладают большим диапазоном динамиче­ских средств, они используются в оркестре, ансамбле для исполнения соло, контрапункта, педали, гармонического аккомпанемента, создания новых тембров.

Эпизодические инструменты, используемые

  в вокально-инструментальных ансамблях

Флейта

В эстрадных оркестрах и ансамблях применяется в основном большая флейта. Это нетранспонирующий инструмент, йотируется в скрипичном ключе, диапазон от «до» 1-й октавы до «до» 4-й октавы.

Звучание флейты соответствует нотной записи.

В низком регистре звук матовый, несколько шипящий, слабый, мало­употребительный.

В среднем- певучий, прозрачный, нежный, достаточно насыщенный.

В верхнем- полнозвучный, ясный, светлый.

В высоком - резкий, свистящий.

Наиболее употребителен диапазон от «до» - «ре» 2 октавы до «фа» -«соль» 3-й октавы.

Поручаются партии верхнего голоса, виртуозного пассажа, соло, педаль.

Кларнет

Транспонирующий инструмент, йотируется в скрипичном ключе. Наи­более употребляем кларнет in В. Звучит, на Б2 (большая секунда) ниже написанного.



 


 



 


Нижний регистр этого инструмента густой, сочный.

Средний регистр - слабый, матовый.

Этим регистрам доступна, любая нюансировка от РР до РР, однако техническая подвижность немного ограничена, исполняют солирующие партии, партии подголосков и педали в джаз-ансамблях.

Верхний регистр имеет светлый, яркий тембр.

Высокий - резкий, пронзительный.

Наиболее выразительный диапазон от «до» 1-й октавы до «ре» 3-й октавы.

Саксофоны.

В художественной самодеятельности наиболее распространёнными яв­ляются саксофон-альт (in Es), саксофон-тенор (in В), саксофон-баритон (in Es) и в редких случаях сопрано (in В).

Обладает большими техническими возможностями, выразительным тембровым колоритом.

Саксофон - альт in Es, звучит на Б6 (большую сексту) ниже написанного.

 

 действительное звучание  i


 

Нижний регистр - маловыразительный, грубоватый.

Средний регистр - яркий, полнозвучный.

Верхний регистр - резкий, напряжённый.

В оркестре используется как солирующий инструмент, исполняет 1-2 голоса, педаль.

Регистры и их характеристика в основном соответствуют саксофону-альту, только тембр саксофона - тенора богаче и выразительней.

Саксофон-тенор in В звучит на Б9 (на большую нону), ниже написанного.



 


Используется, как солирующий инструмент, для исполнения вторых, третьих голосов, педали.

Саксофон-баритон in Es звучит на Б13 (большую терцдециму) ниже написанного.

Менее подвижный инструмент. Используется в основном средний ре­гистр, характеризующий сочный, бархатный звук.

Верхний регистр - тусклый.

Нижний регистр - грубоватый и тяжёлый.

Саксофон-баритон звучит большой терццецимой ниже написанного

 

 

Используется как солирующий инструмент, для исполнения нижних голосов, педали, иногда удваивает басовую партию.


Труба ( in В)

Звучит на Б2 (большую секунду) ниже написанного.


Высокий мелодический инструмент, в эстрадном оркестре и ансамбле играется более мягким звуком, тембр её светлый, звонкий и яркий. Применяется труба с помповым механизмом.

наиболее употребителен средний регистр, обладающий ярким, выразительным тембром, сильным звучанием, разнообразием нюансировки.

Исполняет как широкие, напевные мелодии, так и быстрые пассажи, отрывистые ритмические фигурации. Является солирующим инструментом, ведёт 1-е голоса в группе, педали,

Часто применяются сурдины, придающие звучанию мягкость, приглу­шенность.

Тромбон

В эстрадных оркестрах и ансамблях применяются теноровый и тенорово-басовый тромбон с квартвентилем.

Звук этого инструмента более низкий и плотный, чем у трубы, техни­чески менее подвижен. Часто применяются сурдины.

Партии тромбона йотируются в басовом и теноровом ключах. Инстру­мент не транспонирующий, его звучание соответствует нотной записи.


 

Нижний регистр технически мало подвижен, имеет «мрачный» харак­тер, при игре f появляется специфический треск, который иногда применяется как тембровая окраска.

Средний регистр наиболее употребительный, отличается полным, выразительным звучанием, динамической подвижностью от РР до FF.

Верхнийрегистр яркий, певучий, технически трудный. В оркестре -солирующий инструмент, исполняет подголоски, педаль.

Скрипка

В настоящее время эстрадные оркестры и ВИА, расширяя палитру зву­чания, все шире включают в свой состав смычковые инструменты.

Инструмент не транспонирующий, йотируется в скрипичном ключе и имеет диапазон от «соль» малой октавы до «ре» - «ми» 4-й октавы.

Строй по квинтам:

1 струна - «ми» 2-й октавы,

2 струна - «ля» 1 -и октавы,

3 струна - «ре» 1-й октавы,

4 струна - «соль» малой октавы.
Низкий регистр - густой звучности.
Средний регистр - мягкий.
Верхний регистр - прозрачный.

На скрипке возможно извлечение двойных нот, трёх и четырехзвучных аккордов.

Скрипка является ведущим инструментом. Она используется для ис­полнения мелодий, подголосков, виртуозных пассажей и иногда педали. По своим выразительным возможностям она приближается к человеческому голосу.

Звук извлекается при помощи смычка (агсо) и щипком (pizz).


Иногда для изменения силы звука и тембра применяют сурдины из де­рева и пластмассы.

Виолончель

Обладает сочной, мягкой и бархатной звучностью. Настройка струн - по квинтам:

1 струна - «ля» малой октавы,

2 струна - «ре» малой октавы,

3 струна - «соль» большой октавы,

4 струна - «до» большой октавы.

Виолончель йотируется в басовом, иногда теноровом и еще реже в

скрипичном ключах, в зависимости от тесситуры.

Виолончель применяется в оркестре, ансамбле как солирующий инст­румент, а также для исполнения мелодических линий на одну или две октавы вниз от скрипки, нижних голосов в группе, подголосков, педали; иногда дублирует партии контрабаса.

Знание руководителем всех оркестровых инструментов, их строя, ап­пликатуры, способа звукоизвлечения, устройства и других особенностей является обязательным условием создания и функционирования полноценного эстрадного оркестра и ансамбля. Эти знания нужны для работы с партитурой, написанной профессиональными композиторами и инструментовщиками, и для подготовки собственных аранжировок.


 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА.

1. Браславский Д.. Эстрадные ансамбли. Издательство «Советская Россия»,
М, 1989

2. Гаранян Г.. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-
инструментальных ансамблей. М., «Музыка», 1998.

3. Конен В.. Рождение джаза. М, «Советский композитор», 1990.

4. Кузнецов А. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ан­
самблями.

5. Хэрли Дэн. Джаз-рок. Аранжировка для клавишных инструментов. ГИД.
М., 1989.

6. Чугунов Ю.. Гармония в джазе. М., «Советский композитор», 1988.

 



2019-10-11 571 Обсуждений (0)
Эпизодические инструменты, используемые 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эпизодические инструменты, используемые

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)