Эпизодические инструменты, используемые
Министерство культуры Ростовской области ГОУ СПО РО «РОСТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ» ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 071302 « СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО (ВИА)» АВТОР: ГРИГОРЬЕВА А.С. РОСТОВ-НА-ДОНУ Г . Содержание
Виды оркестров. Виды ансамблей. Ударные инструменты. Классическая гитара. Ритм-гитара. Соло-гитара. Бас-гитара. Клавишные инструменты. Большая флейта. Кларнет Саксофоны. Труба. Кларнет. Тромбон. Скрипка. Виолончель. 17.Рекомендуемая литература.
Краткая аннотация.
Методическое пособие к предмету «Инструментоведение» помогает в изучении специфических свойств музыкальных инструментов, их диапазонов, наиболее употребляемых рисунков, особенностей тембровой окраски, способов записи в партитуре и отдельных партиях. Рекомендуется студентам колледжей культуры специализации «Инструментальное творчество ( ВИА)».
Пояснительная записка.
Работа инструментовщика-аранжировщика сродни занятиям живописью. Мелодия – это рисунок, гармония цвета и краски и если чувство цвета отсутствует, то живопись не получится. Художники знают, что рисунку научить можно, а живописи – нет. Так что в самом начале надо определить, есть ли у обучаемого склонность к предмету, а затем дать такие знания, которые помогли бы наиболее ярко и полно раскрыть художественный образ музыкального произведения. Предмет «Инструментоведение» - это изучение специфических свойств музыкальных инструментов, их диапазонов, наиболее употребляемых рисунков, особенностей тембровой окраски, способов записи в партитуре и отдельных партиях. Данный предмет является начальной и неотъемлемой частью таких дисциплин, как оркестровый класс, инструментовка и аранжировка, самостоятельная работа с творческим коллективом. Студент должен знать: ü сведения о современном эстрадном и джазовом оркестре и ансамбле; ü сведения о входящих в их состав инструментах; ü о строе, диапазоне, наиболее употребляемых регистрах, особенностях тембровой окраски; ü о специфических приемах игры на этих инструментах; ü об основных технических и музыкально-выразительных средствах, присущих этим инструментам; ü о способах записи партий в партитуре.
ВИДЫ ЭСТРАДНЫХ ОРКЕСТРОВ И АНСАМБЛЕЙ. Правильное комплектование эстрадного ансамбля - важнейшая проблема, с которой начинается организация, а затем и учебно-творческая работа с коллективом. В настоящее время встречаются различные виды оркестров и ансамб- В процессе исполнения инструментам поручается определённая оркестровая функция: - мелодическая, - гармоническая, - ритмическая и т. д. Поэтому, объединив инструменты по группам и их функциям, можно выделить основные виды эстрадных оркестров и ансамблей. Высшей формой самодеятельной музыкальной эстрады являются - эстрадно-симфонические биг-бенды - эстрадные и джазовые оркестры. Эстрадно-симфонические оркестры характеризуются наличием струнной смычковой группы, группы саксофонов, группы медных духовых инструментов и ритм-группы, а также введением в состав оркестра дополнительных инструментов: гобоя, фагота, валторны, арфы и других. Смычковые инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабас (входит в состав ритм-группы). Саксофоны: 2 альта, 2 тенора, баритон. Обычно исполнители владеют кларнетом, флейтой и другими инструментами этой группы. Группа медных духовых инструментов: 4-5 труб, 4 тромбона. Ритм-группа: полная - контрабас или бас-гитара, гитара, ударные и фортепиано, орган или синтезатор; неполная - 3 инструмента без гитары. Эстрадные и джазовые оркестры бывают трёх видов. Большой оркестр: 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора, баритон), 3 трубы, 1-2 тромбона, ритм-группа. Средний оркестр: 4 саксофона (2 альта, 2 тенора или 1 альт, 2 тенора и 1 баритон), 3 трубы, 1-2 тромбона, ритм-группа. Малый оркестр: 3 саксофона, 2 трубы, тромбон, ритм-группа. В состав эстрадных и джазовых оркестров вводятся: флейта, валторна, виброфон, аккордеон, а в ударную группу - литавры, маракасы, бонги и т.д. Нередко в состав эстрадных и джазовых оркестров вводится вокальная группа, вносящая новые тембровые сочетания. Органическое соединение человеческого голоса и инструмента позволяет добиться большей выразительности, своеобразного звукового колорита. Ансамбли Широкое распространение в художественной самодеятельности получили различные по составу эстрадные и джазовые ансамбли. Ансамбль - такой коллектив, в котором в каждой группе не больше двух инструментов. Встречаются случаи, когда в ансамбле одна из групп состоит из трёх или даже четыре инструментов. Из всех разновидностей встречающихся в практике ансамблей можно выделить 2 основных направления: вокально-инструментальные и эстрадные и джазовые инструментальные ансамбли типа «комбо» (комбинация, сочетание). ВИА, исполняющие рок-музыку, состоят из 2-3 гитар (соло, ритм, бас) и ударных с включением духовых и народных инструментов, синтезаторов и так далее. Стремясь отойти от сложившихся штампов ВИА расширяют инструментарий, вводят саксофон, скрипку, виолончель, флейту и т.д. Эстрадные и джазовые ансамбли по составу очень разнообразны. В практике встречаются настолько необычные сочетания инструментов, что подчас трудно провести классификацию. Поэтому, характеризуя инструментальные, эстрадные и джазовые ансамбли, определяют их комплектование по числу участников и инструментов. Самым малым эстрадным и джазовым ансамблем, позволяющим обеспечить полноценное звучание аккомпанемента считается неполная ритм-группа. Она является основой для создания других видов ансамблей. Наиболее типичный состав: - фортепиано, ударные, контрабас или бас-гитара; - аккордеон, ударные и контрабас; - аккордеон, гитара, контрабас и т.д. В ансамблях, исполняющих музыку раннего джаза - новоорлеанский стиль, диксиленд, - ритм-группа включает ударные, банджо, трубу, фортепиано. Еще один вид ансамбля - квартеты — ритм-группа и саксофон, ритм-группа и труба, ритм-группа и кларнет, ритм-группа и тромбон, ритм-группа и виброфон и т.д. Квинтеты – ритм-группа и два различных инструмента - труба, и саксофон, ритм-группа, труба и кларнет, ритм-группа, гитара и саксофон, ритм-группа, саксофон и тромбон. Иногда встречаются два однородных инструмента -2 саксофона, 2 трубы, 2 скрипки. Секстеты- ритм-группа и 3 инструмента. Секстеты - ритм-группа и 4 инструмента в различных сочетаниях. При выборе инструментов руководитель должен исходить из художественных задач, которые будет решать ансамбль, следуя тому или иному направлению эстрадной, джазовой и рок-музыки. Кратко охарактеризуем инструменты, входящие в состав самодеятельных музыкальных эстрадных коллективов. Ударные инструменты Ударные инструменты представляют собой целый набор инструментов, сосредоточенный в руках одного исполнителя, а также группу инструментов, имеющих самостоятельное значение и определенную высоту звучания. Ударная установка, как правило, включает следующие инструменты: - малый барабан с подставкой, - большой барабан с ножной педалью и мягкой колотушкой, - малый том-том (альт), закрепляющийся на кронштейне большого ба- - большой том-том (тенор) на ножках, - большие и маленькие тарелки на отдельных стойках, - 2 больших тарелки, соприкасающиеся друг с другом при помощи пе- дали, «хэт». В практике встречается комплекты ударных установок, расширенных за счёт увеличения количества том-томов и тарелок, дополнительных ударных инструментов: маракасы, треугольник, коровий (альпийский) колокольчик, конги, бонги, бубен, различные коробочки и т.д. Запись нотного текста производится по одноштилевой системе. б. барабан альт том хэт для игры палкой Играют на ударных инструментах палками, щетками и мягкими палками. Функция ударных инструментов - создание ритмической основы произведения, а также исполнение сольных эпизодов. Большой барабан используется для фиксации сильной доли такта, а также выделения ритмического рисунка в отдельных эпизодах, создает ритмический контрапункт, а иногда выходит на передний план в партитуре музыкальной пьесы. Малый барабан - используется для выделения 2-й и 4-й доли такта в стандартных размерах, а также для исполнения различных ритмических рисунков, яркого подчеркивания акцентов и различных оркестровых ШШ. Тамтамы используется в оркестре для небольших сольных партий и ритмического и тембрового колорита (с их помощью исполняются всевозможные fiec - переходы от одной части к другой). Тарелки применяются для фиксации метра (восьмые, триоли, шестнадцатые), акцентов, усиления обшей звучности в кульминациях, создания тембровых и шумовых эффектов. Ножная тарелка в зависимости от стиля выполняет различные функции. Например, в традиционном джазе подчёркивается 2-я и 4-я доли такта, в современной музыке основной акцент на игре палочкой по закрытому «хэ-ту», в то время как правая играет синкопы по малому барабану. В партитуре для эстрадных и джазовых ансамблей часто предусматриваются места для импровизации: партии не выписываются полностью л ударнику предоставляется инициатива вести партию по собственному вкусу, придерживаясь ритмической основы произведения, стиля, характера пьесы. Гитара. Типы и разновидности гитар. 1. Классическая гитара, 6-ти струнная; 7-ми струнная, имеющая пол 2. Двенадцатиструнная - отличается от классической своеобразным 3. Электрогитара - корпус выполнен из доски, где крепятся звуко Строй гитары (6-ти струнной): 1 струна - «ми» 2 окт. 2 струна - «си» 1 окт. 3 струна - «соль» 1 окт. 4 струна - «ре» 1 окт. 5 струна - «ля» мал. 6 струна - «ми» мал. Звучит гитара на октаву ниже написанного. Диапазон по записи: Наиболее употребима шестиструнная электрогитара, используемая со звукоснимательной аппаратурой, ее звучание можно менять с помощью различных блоков и педалей. Существуют гитары со сдвоенным грифом, придающие темб-ровое разнообразие звучанию. В оркестре и ансамбле гитара может выполнять мелодическую, ритмическую и гармоническую функции. Партии гитары в зависимости от функции - соло или аккомпанемента записываются нотами или буквенно-цифровыми обозначениями с указанием точного ритмического рисунка в такте (на 3-й линии):
Мелодическое положение аккордов на гитаре при аккомпанементе не имеет большого значения, главное - соблюсти голосоведение и регистр. Если возникает необходимость точного мелодического положения аккорда, то следует в нотах выписать мелодию и указать буквенные обозначения. Запись партии гитары во многом определяется стилем музыкального произведения, например, в ансамблях, исполняющих джазовую музыку, указывают только буквенную гармонию без обозначения ритма, в больших оркестрах партия выписывается полностью, оставляя лишь отдельные эпизоды для импровизации. В результате технического совершенства инструмента, усиления звука, использования электронных эффектов значительно расширился диапазон выразительных средств гитары. В эстрадных и джазовых оркестрах она выполняет солирующую и аккомпанирующую функции, гитара может выполнять сольные эпизоды мелодического характера, соло с применением аккордов или целиком состоять из аккордов. Разнообразны виды аккомпанемента гитары - создание гармонического фона, гармонического контрапункта, подчеркивание наиболее важных акцентов в ритмической ткани произведения, одновременное ведение баса, гармонии и контрапунктических линий, заполнение пауз в оркестре, ансамбле, педализации и т.д. за счет использования различных средств электроники. Ритм-гитара Пишется в скрипичном ключе, латинской символикой буквенного обозначения с различными цифровыми индексами. Эта система удобна для всех музыкантов. Большинство гитаристов сами подбирают удобную аппликатуру. При необходимости аккорды записываются в конкретном нотном расположении. Прежде чем записать партию ритм-гитары, аранжировщик должен придумать ритмический рисунок, увязать партии всех инструментов ритм-группы. Ритмический рисунок для гитары записывается штилями или на нотном стане в скрипичном ключе. Обозначение повторяющихся аккордов записывается только над первым из них. Частая смена гармонии возможна лишь в медленном темпе. В быстрых темпах следует пропустить часть аккордов и ограничиться теми из них, которые совпадают с необходимыми ритмическими акцентами. Быстрые перемены гармонии возможны в редких случаях строго параллельногодвижения в одной позиции. Смена гармонии должна быть удобной для исполнения. В быстром темпе гармоническая «грязь» не будет заметной. Техника правой руки Аккорды можно брать ударом вниз (акценты на сильных долях), вверх, либо арпеджато (также вверх и вниз). II - вниз, V - вверх Арпеджато обозначается - Гитара-соло Может выполнять роль соло и аккомпанемента, дублируя гитару-ритм, подчеркивая отдельные, наиболее важные акценты в ритмической канве. Иногда играет «педали» - длинные выдержанные звуки, должна быть оснащена различными блоками эффектов и приставками.
Бас-гитара Записывается: Звучит на октаву ниже. При подборе в усилителе соответствующей коррекции, можно выделить как основной звук (на октаву ниже), так и его обертон (соответствие написанному). Подбор тембра зависит от характера и стиля музыки в медленном темпе - низко, в подвижном - выше. Мелкие фигурации в подвижном темпе могут сливаться и пропадает необходимая четкость, особенно на струне «ми». Характер звукоизвлечения зависит от положения верхних частот и от того, играет исполнитель пальцами или медиатором. При игре «медиатором» появляется «жесткая атака», слышен «щелчок», при игре пальцами - звучание мягкое, глубокое. При этом важно, чтобы звуки не сливались. Необходимость помнить о том, что эффектная технически сложная партия баса должна хорошо прослушиваться. В последнее время широкое распространение среди бас-гитаристов получил прием игры, при котором исполнитель ударяет подушечкой большого пальца по нижним струнам, а верхнюю струну с акцентом щиплет вверх. Этот прием называется «елем» - (дергать). При этом басовые струны по звучанию напоминают струны рояля, а верхние звучат резко, громко. Необходимо подчеркнуть, что партия бас-гитары, ударных должны писаться с учетом их взаимосвязи, т.к. вместе они взаимно дополняют друг друга, должны соответствовать и характеру сочинения. Клавишные инструменты В настоящее время эстрадные оркестры и ансамбли значительно пополнили свой инструментарий благодаря появлению новых клавишных инструментов. Помимо фортепиано, которому принадлежит ведущее место в практике широко используются всевозможные синтезаторы. Современные синтезаторы обладают многочисленными возможностями и функциями. Наиболее известными фирмами являются: Rolang, Korg, Yamaha, Ensonique. Эти инструменты обладают уникальными возможностями: мощной цифровой памятью, воспроизведением полновесного спектра звучания различных инструментов. Мощная функция автоаккомпанемента имеет множество различных стилей (рисунки ритма и аккомпанемента), дающие профессиональную поддержку вашего исполнения, специальные клавиши «мульти» дают возможность мгновенно и легко исполнять короткие ритмические и мелодические последовательности для добавления разнообразия и выразительности исполнения. Можно играть на инструменте, используя самые различные голоса, имитирующие по звучанию живой инструмент. Можно играть разными голосами, наслоенными друг на друга и даже играть два голоса правой и левой руками. Также можно создать собственные оригинальные стили аккомпанемента путем записи их на дискету. Клавишные инструменты так же снабжены для обработки голосов различными цифровыми эффектами, позволяющие улучшать исполнение самыми различными способами. Они включают в себя реверберацию, хорус, гар-монайзер. Партии этих инструментов записываются в нотном тексте по-разному, в зависимости от жанра и стиля пьесы. Например, для произведений традиционного джаза характерен импровизационно-вариационный аккомпанемент; в танцевальной музыке - дублирование фактуры гитары и баса; в современной музыке используется импровизационно-контрапунктический характер изложения музыкального материала, поэтому для использования клавишных инструментов необходимо учитывать стиль произведения и особенности инструмента. Например, в сравнении с фортепиано звук электронных инструментов тянется как на духовных инструментах; это и диктует тот или иной тип фактуры партии. В практике встречается запись, сочетающая фиксирование буквенного обозначения гармонической функции и баса. С одной стороны, это дает исполнителю конкретное представление о гармоническом положении аккорда, с
другой - предоставляет возможность для творческой инициативы исполнителя. Запись партии осуществляется в виде дроби, в числителе фиксируется гармония, а в знаменателе указывается бас Электронные инструменты обладают большим диапазоном динамических средств, они используются в оркестре, ансамбле для исполнения соло, контрапункта, педали, гармонического аккомпанемента, создания новых тембров. Эпизодические инструменты, используемые в вокально-инструментальных ансамблях Флейта В эстрадных оркестрах и ансамблях применяется в основном большая флейта. Это нетранспонирующий инструмент, йотируется в скрипичном ключе, диапазон от «до» 1-й октавы до «до» 4-й октавы. Звучание флейты соответствует нотной записи. В низком регистре звук матовый, несколько шипящий, слабый, малоупотребительный. В среднем- певучий, прозрачный, нежный, достаточно насыщенный. В верхнем- полнозвучный, ясный, светлый. В высоком - резкий, свистящий. Наиболее употребителен диапазон от «до» - «ре» 2 октавы до «фа» -«соль» 3-й октавы. Поручаются партии верхнего голоса, виртуозного пассажа, соло, педаль. Кларнет Транспонирующий инструмент, йотируется в скрипичном ключе. Наиболее употребляем кларнет in В. Звучит, на Б2 (большая секунда) ниже написанного.
Нижний регистр этого инструмента густой, сочный. Средний регистр - слабый, матовый. Этим регистрам доступна, любая нюансировка от РР до РР, однако техническая подвижность немного ограничена, исполняют солирующие партии, партии подголосков и педали в джаз-ансамблях. Верхний регистр имеет светлый, яркий тембр. Высокий - резкий, пронзительный. Наиболее выразительный диапазон от «до» 1-й октавы до «ре» 3-й октавы. Саксофоны. В художественной самодеятельности наиболее распространёнными являются саксофон-альт (in Es), саксофон-тенор (in В), саксофон-баритон (in Es) и в редких случаях сопрано (in В). Обладает большими техническими возможностями, выразительным тембровым колоритом. Саксофон - альт in Es, звучит на Б6 (большую сексту) ниже написанного.
действительное звучание i
Нижний регистр - маловыразительный, грубоватый. Средний регистр - яркий, полнозвучный. Верхний регистр - резкий, напряжённый. В оркестре используется как солирующий инструмент, исполняет 1-2 голоса, педаль. Регистры и их характеристика в основном соответствуют саксофону-альту, только тембр саксофона - тенора богаче и выразительней. Саксофон-тенор in В звучит на Б9 (на большую нону), ниже написанного.
Используется, как солирующий инструмент, для исполнения вторых, третьих голосов, педали. Саксофон-баритон in Es звучит на Б13 (большую терцдециму) ниже написанного. Менее подвижный инструмент. Используется в основном средний регистр, характеризующий сочный, бархатный звук. Верхний регистр - тусклый. Нижний регистр - грубоватый и тяжёлый. Саксофон-баритон звучит большой терццецимой ниже написанного
Используется как солирующий инструмент, для исполнения нижних голосов, педали, иногда удваивает басовую партию. Труба ( in В)
Высокий мелодический инструмент, в эстрадном оркестре и ансамбле играется более мягким звуком, тембр её светлый, звонкий и яркий. Применяется труба с помповым механизмом. наиболее употребителен средний регистр, обладающий ярким, выразительным тембром, сильным звучанием, разнообразием нюансировки. Исполняет как широкие, напевные мелодии, так и быстрые пассажи, отрывистые ритмические фигурации. Является солирующим инструментом, ведёт 1-е голоса в группе, педали, Часто применяются сурдины, придающие звучанию мягкость, приглушенность. Тромбон В эстрадных оркестрах и ансамблях применяются теноровый и тенорово-басовый тромбон с квартвентилем. Звук этого инструмента более низкий и плотный, чем у трубы, технически менее подвижен. Часто применяются сурдины. Партии тромбона йотируются в басовом и теноровом ключах. Инструмент не транспонирующий, его звучание соответствует нотной записи. Нижний регистр технически мало подвижен, имеет «мрачный» характер, при игре f появляется специфический треск, который иногда применяется как тембровая окраска. Средний регистр наиболее употребительный, отличается полным, выразительным звучанием, динамической подвижностью от РР до FF. Верхнийрегистр яркий, певучий, технически трудный. В оркестре -солирующий инструмент, исполняет подголоски, педаль. Скрипка В настоящее время эстрадные оркестры и ВИА, расширяя палитру звучания, все шире включают в свой состав смычковые инструменты. Инструмент не транспонирующий, йотируется в скрипичном ключе и имеет диапазон от «соль» малой октавы до «ре» - «ми» 4-й октавы. Строй по квинтам: 1 струна - «ми» 2-й октавы, 2 струна - «ля» 1 -и октавы, 3 струна - «ре» 1-й октавы, 4 струна - «соль» малой октавы. На скрипке возможно извлечение двойных нот, трёх и четырехзвучных аккордов. Скрипка является ведущим инструментом. Она используется для исполнения мелодий, подголосков, виртуозных пассажей и иногда педали. По своим выразительным возможностям она приближается к человеческому голосу. Звук извлекается при помощи смычка (агсо) и щипком (pizz). Иногда для изменения силы звука и тембра применяют сурдины из дерева и пластмассы. Виолончель Обладает сочной, мягкой и бархатной звучностью. Настройка струн - по квинтам: 1 струна - «ля» малой октавы, 2 струна - «ре» малой октавы, 3 струна - «соль» большой октавы, 4 струна - «до» большой октавы. Виолончель йотируется в басовом, иногда теноровом и еще реже в скрипичном ключах, в зависимости от тесситуры. Виолончель применяется в оркестре, ансамбле как солирующий инструмент, а также для исполнения мелодических линий на одну или две октавы вниз от скрипки, нижних голосов в группе, подголосков, педали; иногда дублирует партии контрабаса. Знание руководителем всех оркестровых инструментов, их строя, аппликатуры, способа звукоизвлечения, устройства и других особенностей является обязательным условием создания и функционирования полноценного эстрадного оркестра и ансамбля. Эти знания нужны для работы с партитурой, написанной профессиональными композиторами и инструментовщиками, и для подготовки собственных аранжировок.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Браславский Д.. Эстрадные ансамбли. Издательство «Советская Россия», 2. Гаранян Г.. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- 3. Конен В.. Рождение джаза. М, «Советский композитор», 1990. 4. Кузнецов А. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ан 5. Хэрли Дэн. Джаз-рок. Аранжировка для клавишных инструментов. ГИД. 6. Чугунов Ю.. Гармония в джазе. М., «Советский композитор», 1988.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |