Путь нравственных исканий Андрея Болконского.
Возможный план рассмотрения образа:
I. Стремление к высшей правде – цель духовных исканий главных героев романа. Сложность и противоречивость характера князя Андрея предопределяет трудность жизненных поисков героя, мучительность его нравственного прозрения. II. Духовные искания Андрея Болконского: 1. Поиск истинного, достойного дела: неудовлетворенность светским обществом; разочарованность в семейной жизни; мечта о подвиге. стремление к славе; желание на военной службе обрести уверенность в себе. 2. Участие в войне 1805 года: чувство воинского долга, воспитанное отцом; неприятие законов света в среде военного офицерства; стремление испытать судьбу Наполеона на себе; встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает Андрея к реальности); подвиг Андрея во время Аустерлицкого сражения; небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своем кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе). 3. Смерть жены и рождение сына; понимание Болконским того, чем он пожертвовал ради собственных честолюбивых устремлений. 4. Уход в себя, отречение от активной деятельности. 5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде – этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея; 6. Встреча с Наташей в Отрадном (желание возродиться), воплощение мыслей Андрея в образе дуба – символе «замирания» и «возрождения». 7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским. 8. Любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком; 9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, заостренность на себе). 10. Участие в войне 1812 года – решающий этап в жизни Болконского: возвращение в армию, стремление быть полезным отечеству, слияние с судьбой народа; смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе; нравственный подвиг Андрея на поле Бородина – подвиг выдержки и силы духа; смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину – необходимость любви к людям; чувство жалости к Курагину; возрождение любви к Наташе; смерть Андрея (т.4, ч1, гл. 14-16 – сон-смерть). Ш. Судьба Андрея Болконского – это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Путь нравственных исканий Пьера Безухова. Эпизоды для рассмотрения: дружба с Андреем, получение наследства, женитьба на Элен Курагиной, дуэль с Долоховым, встреча с Наташей, вступление в масонский орден и преобразования в имениях, участие в Бородинском сражении, плен, встреча с Каратаевым, женитьба на Наташе, эпилог романа. Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества действующих лиц особо выделяются любимые герои автора: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысла жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы, высказанные Пьером Безуховым: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?” Андрей и Пьер противопоставлены многим героям романа именно тем, что хотят постигнуть смысл и цель своего существования. Они не похожи на завсегдатаев салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия. Князь Андрей, как и Печорин, не находит приложения своим силам, он чужд светскому обществу, и его начинает всерьез привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во время Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в “высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность”, он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе. После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а затем поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая встреча со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,— все это пробуждает в Болконском интерес к жизни, желание деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу — хочет приносить пользу Отечеству. Увлечения идеалами Сперанского и разочарования в них, и новый взлет — встреча с Наташей. Он влюблен, счастлив, окрылен; и вновь разлад — Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но сейчас не за славой, а защищать родную землю. Князь смертельно ранен во время Бородинского сражения — решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх. В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого долго считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев. Таков и Пьер. Внебрачный сын одного из богатейших людей России, он вызывает в светском обществе лишь насмешки своими суждениями, но, получив богатое наследство, становится уважаемым гостем и желанным женихом. Его брак с Элен, безнравственной и низкой женщиной, становится несчастьем для Пьера. Разрыв с женой, острый духовный кризис приводят Безухова в масонскую ложу, однако вскоре он видит всю фальшь масонства. Пьер пытается заниматься преобразованиями в своих деревнях; все это он делает потому, что для него невыносима жизнь “без цели, без трудов”. Он говорит Андрею: “Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться? Этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни...”. Особую роль в духовной биографии Безухова сыграла война тысяча восемьсот двенадцатого года. Он, как и Андрей, именно на Бородинском поле нашел большую часть ответов на мучившие его вопросы, ощутил единение с русскими солдатами в борьбе за общее дело. Защищая Москву, он надевает простую одежду, чтобы быть вместе с народом. Время защиты Москвы и плена — труднейшее в его жизни — стало и счастливейшим: ведь он вместе со всеми делал великое дело спасения родной земли. Теми же чувствами был охвачен Пьер, когда наивно собирался спасти человечество от узурпатора, хотел убить Наполеона. В конце романа Безухов рассуждает в духе, близком декабристам. Пьер был одним из лучших представителей дворянства, а многие из них избрали для себя именно этот путь. Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования, над нравственными проблемами. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни, поэтому роману “Война и мир” суждено бессмертие. Женские образы в романе и актуальные «женские» вопросы современности. Женский идеал Толстого. (на примере судеб Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен Курагиной, Сони) Вопросы для размышления Женский идеал у Толстого. «Что есть красота?» (По роману Л. Толстого «Война и мир») Какая красота, внешняя или внутренняя, важнее? В чём счастье и драма любви? Кто из героинь романа «Война и мир» вам ближе и почему? Какое место в жизни человека занимает любовь? (По роману Л. Толстого «Война и мир») Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Это произведение — полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве — Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер; мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг... Светское общество погружено в вечную суету. В портрете красавицы Элен Толстой видит белизну плеч, глянец волос и бриллиантов, очень открытую грудь и спину, застывшую улыбку. Такие детали позволяют художнику подчеркнуть внутреннюю пустоту, ничтожность великосветской львицы. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера,— наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве иначе ведет себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный выбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже перед постелью умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства. Толстой показывает великосветских красавиц и в семейном быту. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен — это концентрированное проявление полной бездуховности, пустоты, суетности. Излишняя эмансипированность приводит женщину, по мысли Толстого, к неправильному пониманию собственной роли. В салоне Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии... Чувство ложного патриотизма заставляет их в период нашествия французов говорить исключительно на русском языке. Великосветские красавицы во многом утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип женщины в подлинном смысле. В Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь как она есть. В самом деле, в произведении нет сознательно-героических женских натур, подобных тургеневским Марианне из романа “Новь” или Елене Стаховой из “Накануне”. Надо ли говорить, что любимые героини Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими мужскими вопросами, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать — вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может вызвать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, патриотичны поступки княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия, патриотичны и нежелание Марьи Болконской воспользоваться покровительством французского генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве при французах. Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается патриотизмом лучших русских женщин. Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа (Марья Болконская и Николай Ростов, Наташа Ростова и Пьер Безухов) смогли найти путь друг к другу. Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит безропотно, но отказаться от своей любви не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его. Марья Болконская с ее евангельским смирением особенно близка Толстому. И все же именно ее образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову — высокое, духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни. Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность — источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным). Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе. Она покидает Москву с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Наташей вновь овладевает непомерное чувство любви, сострадания. Она самоотверженна до конца. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла. Известие же о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку-мать от безумного отчаяния. Наташа “думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни —любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”. После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от “всех своих очарований” и всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов основано на способности “с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга путем, противным всем правилам логики”. Таков идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал “мира”. Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины, думается, не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют женщины, посвятившие себя политической или общественной деятельности. Но все же многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого. Да и так ли уж это мало — любить и быть любимой? Восприятие романа современным читателем, размышления об актуальности и значении романа в русской и мировой литературе и культуре в целом Вопросы для размышления Нужно ли современному читателю читать роман «Война и мир»? Чем роман Л. Толстого «Война и мир» может быть интересно современному читателю? Что Вам близко (или чуждо) в героях романа «Война и мир»? Какие нравственные проблемы в романе Л. Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас? Какие проблемы личности, поднятые в романе Л. Толстого «Война и мир» вам интересны? Какие психологические проблемы, поднятые в романе «Война и мир», Вам интересны? Есть ли среди героев романа «Война и мир» те, кто Вам особенно близок? Какие вопросы после прочтения романа Толстого «Война и мир» Вам хотелось бы обсудить с друзьями? Согласны ли Вы с утверждением А. Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»? Мои уроки романа «Война и мир». Поиск себя: чему научили вас герои «Войны и мира»? Как роман Толстого «Война и мир» повлиял на ваше мировоззрение? Ваше понимание названия романа Л. Толстого «Война и мир». Добро и зло в романе Толстого «Война и мир». Вот лишь несколько причин того, почему Толстовский эпос по-прежнему привлекает, просвещает и вдохновляет читателей всех возрастов и профессий, почему остается современным и актуальным и почему Вам тоже может захотеться поместить его в топ Вашего списка для чтения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6907)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |