Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изображение освободительной войны 1812 года в романе. Бородинское сражение как композиционный и идейный центр романа



2019-10-11 605 Обсуждений (0)
Изображение освободительной войны 1812 года в романе. Бородинское сражение как композиционный и идейный центр романа 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ

ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

В 2019/2020 УЧЕБНОМ ГОДУ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

Г. Ставрополь, 2019 г.


 

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2019/2020 учебном году для учителей русского языка и литературы – Ставрополь, 2019. – 97 с.

 

 

Авторы-составители:

 

Бутенко Л.П., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 14 г.Ставрополя им.Героя РФ В.В.Нургалиева

Дерр И.Ю., к.ф.н., начальник научно-исследовательского управления, доцент кафедры русского языка и литературы ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Иващенко Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 14 г. Ставрополя им.Героя РФ В.В.Нургалиева

Кириченко О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 25, г. Ставрополь

Куликова И.А., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 26 г. Ставрополя

Пешкова И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 25 г. Ставрополя

Сыромятникова Т.А., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 25 г. Ставрополя

 

Редакционный совет:

 

Лаврова Н.А., первый заместитель министра образования Ставропольского края

Евмененко Е.В., кандидат психологических наук, ректор ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Чубова О.Н., начальник отдела общего образования министерства образования Ставропольского края

Лагутина Е.В., директор МБОУ гимназии № 25 г.Ставрополя, учитель русского языка и литературы

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  
Направление ««Война и мир» – к 150-летию великой книги»  
Направление «Надежда и отчаяние»  
Направление «Добро и зло»  
Направление «Гордость и смирение»  
Направление «Он и она»  
Литература  

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Итоговое сочинение 2019-2020 учебного года
Методические рекомендации

Открытые тематические направления итоговых сочинений 2019-2020 учебного года, разработанные Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, размещены на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie).

В качестве тематических направлений выпускникам предлагается поразмышлять над следующими полярными понятиями:

««Война и мир» – к 150-летию великой книги»;

«Надежда и отчаяние»;

«Добро и зло»;

«Гордость и смирение»;

«Он и она».

В том же источнике приведены Комментарии к пяти направлениям, разработанные специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованные с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.

Традиционно экзаменационный комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления), причем темы будут составлены в соответствии с принципами посильности, ясности и точности постановки проблемы. Отмечается «литературоцентричность итогового сочинения, обусловленная традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место». Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на тот или иной художественный текст в итоговом сочинении не достаточно, выпускник должен использовать примеры, связанные с проблематикой и тематикой произведений, системой образов, композицией и т.п., причем допускается разный уровень осмысления материала художественного произведения: от элементов смыслового анализа (например, сюжет, характеры) до комплексного анализа в единстве формы и содержания.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит метапредметный характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом обучения и воспитания в школе.


 

«Война и мир» – к 150-летию великой книги

 

Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта.

                                   Н.Г. Чернышевский

 

«Война и мир» и современные читатели

Признанный величайшим романом из всех, когда-либо написанных, «Война и мир» - это вечный бестселлер, переиздания которого появляются регулярно, даже спустя полтора столетия после первой публикации. В 2019 году великому роману исполняется 150 лет. Это произведение по праву можно, по аналогии с «Евгением Онегиным» А.С. Пушкина, назвать энциклопедией – энциклопедией русского духа и образа жизни.

Эта многосторонность и неисчерпаемость, а также широчайшая проблематика произведения делает его беспрецедентно актуальным и для современного читателя, заставляя размышлять над проблемами, важными для любого времени. О значении романа и творчества Толстого в целом говорит множество высказываний признанных мыслителей как современников Толстого, так последующих времен. Не менее актуальными остаются и слова самого Л. Толстого.

Высказывания о романе «Война и мир» и о творчестве Л.Н.Толстого

«Какой художник и какой психолог!» Г.Флобер

«Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святыни». А.Блок

«Если бы обитатели иных миров спросили наш мир: кто ты? — человечество могло бы ответить, указав на Толстого: вот я».                            Д. Мережковский

 «Отношусь к Толстому-романисту с величайшим восхищением... Помимо его писательского гения, отмечу его доброту и его ненависть к войне, которую я разделяю». Э. Золя

«Как эпический писатель Толстой — наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души...» А. Франс

«Герои Толстого – выдуманные, но живые люди; они мучаются, гибнут, делают великие подвиги, низко труся: все это так, как настоящие люди; и потому-то они высокопоучительны, и потому-то достоин будет сожаления тот военный деятель, который не зарубит себе, благодаря рассказу Толстого, как нерасчетливо приближать к себе господ вроде Жеркова, как зорко нужно приглядываться, чтобы увидеть в настоящем свете Тушиных, Тимохиных; как нужно быть проницаемо-осторожным, чтобы не произвести в герои какого-нибудь Жеркова или исправного и столь умного и распорядительного после боя безыменного полкового командира...» М.И. Драгомиров

«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине». Критик Н. Страхов о романе «Война и мир»

«Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и стен Сталинграда, чтение «Войны и мира в тот период нашей жизни стало навсегда запоминающимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным». К. Симонов

«Переписываю «Войну и мир», и меня очень поднимает нравственно, то есть духовно твой роман». Софья Толстая в письме к мужу.

На своих лекциях В.Набоков использовал следующий прием. Он закрывал в помещении все шторы, добиваясь полной темноты. «На небосклоне русской литературы вот это Гоголь», — и в конце зала вспыхивала лампа. «Вот это Чехов», — на потолке загоралась еще одна звезда. «Это Достоевский», — щелкал выключателем Набоков. «А вот это — Толстой!» — лектор распахивал драпировку окна, и помещение заливал слепящий солнечный свет.

Высказывания Л.Н. Толстого

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать… и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

«Любить - значит жить жизнью того, кого любишь».

«Жизнь истинная — есть только та, которая продолжает прошедшую, содействует благу жизни современной и благу жизни будущей».

«Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».

«Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит».

«Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть».

«Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия: запутанное делает ясным, трудное — легким, мрачное — радостным».

«Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет движения, нет жизни».

«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».

«Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения — самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны».

«Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним».

«На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, — придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».

«Самый верный признак истины — это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна».

«Сильные люди всегда просты».

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».

«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».

«Человек подобен дроби: числитель — то, что он есть, знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

«Чем больше человек недоволен людьми и обстоятельствами и чем более доволен собою, тем он дальше от мудрости».

«Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его».

«Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь».

«Главное дело в жизни человека — любовь. А любить нельзя ни в прошедшем, ни в будущем. Любить можно только в настоящем, сейчас, сию минуту».

«Для того чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним».

«И то, что мы называем счастьем, и то, что мы называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое как на испытание».

«Остерегайтесь мысли, что вы лучше других и что у вас есть такие добродетели, каких нет у других. Какие бы ни были ваши добродетели, они ничего не стоят, если вы думаете, что вы лучше других людей».

«Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет».

Из истории создания романа

Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу, и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.

Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году - эпохе восстания декабристов. Вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека вглубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.

Свой замысел - запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны - Толстой назвал «Три поры». Первая пора - это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора - это 20-е годы с их главным событием - восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора - 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России. Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. «Война и мир», по утверждению Л.Н. Толстого, - не роман, не поэма, не историческая хроника, это - роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

Историческая основа и проблематика романа

Основу романа составляют исторические события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 года против Наполеона, которую русская армия вела в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимом духе русского народа, подавившего французское нашествие.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрываются исторические проблемы:

- Причины военных неудач 1805 – 1807 годов.

- Роль отдельных личностей в военных событиях и истории на примере образов Кутузова и Наполеона.

- Картины партизанской войны.

- Великая роль русского народа, решившего исход войны 1812 года.

Наряду с военными проблемами в романе раскрываются и актуальные социальные проблемы 60-х годов XIX века:

 - Роль дворянства в государстве.

- Личность истинного гражданина Родины.

- Эмансипация женщин.

- Патриотизм истинный и ложный.

- Различные идейные течения XIX века (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение декабристского движения).

- Жизнь великосветского общества Москвы и Петербурга.

- Социальные отношения крестьян, городских низов и дворянства.

- Пути становления личности, поиск себя.

Система героев и смысл названия романа

В романе свыше 550 персонажей. Без такого количества героев невозможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все…», то есть дать широчайшую панораму русской жизни начала XIX века.

Заглавие романа образно передает его смысл.

«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть. Но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) – это «люди мира», ненавидящие не только войну в её прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагины, Наполеон, Александр 1) – «люди войны», независимо от их личного участия в военных событиях, несущие разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

Обширная проблематика романа предполагает традиционные направления размышлений над содержанием произведения, к которым обращаются его читатели:

1. Изображение жизни высшего света в романе. Москва и Петербург в романе.

2.  «Мысль семейная» в романе. Авторский идеал семьи (на примере сравнительной характеристики семей Болконских, Ростовых, Курагиных, семьи Наташи и Пьера).

3. Изображение войны в романе. (Кампания 1805-1807 годов и судьбы героев в романе. Изображение освободительной войны 1812 года в романе. Бородинское сражение как композиционный и идейный центр романа).

4. Размышления Толстого о роли личности в истории на примере обращения к образам Кутузова и Наполеона.

5.  «Диалектика души» в романе. Путь нравственных исканий любимых героев Толстого - Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

6. Женские образы в романе и актуальные «женские» вопросы современности на примере судеб Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен Курагиной, Сони. Женский идеал Толстого.

7. «Мысль народная» в романе. Вопросы движущей силы истории, влияния народных масс на исторический процесс. Представление о ложном и истинном патриотизме и героизме.

8. Восприятие романа современным читателем, размышления об актуальности и значении романа в русской и мировой литературе и культуре в целом.

Рассмотрим отдельно каждый из возможных аспектов размышления над произведением и варианты тем сочинений по данному направлению, а также возможный план подготовки по тому или иному аспекту и эпизоды романа, к которым возможно обратиться для опоры в размышлениях.

Изображение жизни высшего света в романе

Вопросы для размышления:

Какие проблемы общества, поднятые в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», кажутся Вам актуальными?

Высший свет у Толстого и современное общество.

Что не приемлет Толстой в жизни высшего общества?

Эпизоды для анализа

- Сравнительный анализ эпизодов «Вечера у Анны Павловны Шерер» и «Именины у Ростовых» как показатель авторской оценки московского и петербургского общества.

- Жизнь в Лысых горах (Болконские)

- Эпизод смерти графа Безухова (поведение общества, сцена с мозаичным портфелем)

Перечитать главы: т.1,ч.1, гл.1-6, 7-11, 12-13,15-17, 18-25

В романе “Война и мир” Толстой “со строгостью судьи и гражданина” вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, — это умение почувствовать свое “я” как часть общечеловеческого “мы”. И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своей совестью.

Совсем иное отношение у писателя к высшему свету — “завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей”, по выражению Лермонтова. С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со сливками этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к “приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы; сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке. Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой “веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”. Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете, как рисует Толстой, “кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные”. Вспомним искаженные лица “скорбной” Друбецкой и “благостного” князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая “военная операция”, тщательно продуманная Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых — мышеловка захлопнулась.

Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту операцию. О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету?

С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой “объяснение в любви” Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец не любит ее, однако требует за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть редко. Все приемы хороши, чтобы добиться “славы, денег и чинов”. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью — завести выгодные знакомства. Пьер же, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений! И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Даже красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные. Весь их патриотизм проявился в отказе от французской кухни и французского театра. Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: “Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона”. А когда до придворных дошло известие о сдаче Москвы французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика”.

Толстому особенно ненавистна императорская “игра в войну”. Для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу — это одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением). В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветают карьеризм, служба “лицам, а не делу”, боязнь личной ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были обеспокоены не столько его результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской милости. С суровой беспощадностью Толстой “срывал все и всяческие маски” с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии — идеологии разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.

Но отношение Толстого к высшему обществу двойственное. Он прекрасно видит пороки света: неискренность, чопорность, высокомерие, лживость, корысть. Но высший свет у Толстого - это еще и интеллигентные, благородные люди с тонкой душевной организацией. Это и Пьер Безухов, и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Марья Болконская, и Николай Ростов. Это люди, которые умеют любить, умеют прощать и по-настоящему любят свою Россию.

«Мысль семейная» в романе. Авторский идеал семьи

Вопросы для размышления

Какая семья в романе «Война и мир» вам ближе?

Идеал семьи у Толстого.

Какие правила воспитания детей я хотел бы позаимствовать у Толстого?

Какие отношения должны быть в семье, чтобы люди были счастливы

Каковы основы счастливой семейной жизни, по мнению Л. Толстого?

 

Эпизоды для анализа

Определить авторский идеал семьи можно, проведя сравнительную характеристику семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Наташи и Пьера и понаблюдав, как ведут себя представители этих семей в различных обстоятельствах, как счастливых и праздничных, так и тяжелых, экстремальных.

В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.

В «Войне и мире» основное внимание уделяется трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.

Первой перед читателями предстаёт семья Курагиных. Сложившийся в ней характер отношений типичен для светского общества – холодность и отчуждённость друг от друга царят в их доме. Мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец приветствует браки детей по расчету. Вся обстановка проникнута фальшью и притворством. Вместо лиц — маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

Совсем по-другому выстроены взаимоотношения в доме Ростовых – здесь искренность и жизнелюбие проявляются в каждом члене семьи. Лишь старшая дочь, Вера, своей холодной и надменной манерой поведения отгораживает себя от остального семейства, будто бы желая доказать себе и окружающим собственное превосходство.

Но она не что иное, как неприятное исключение. Отец, граф Илья Андреевич, излучает тепло и радушие и, встречая гостей, здоровается и кланяется всем одинаково, не обращая внимания на чин и звание, что сильно отличает его от представителей высшего света. Мать, Наталья Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти», пользуется доверием со стороны своих детей, они стараются рассказывать ей о своих переживаниях и сомнениях. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми – отличительная черта этой семьи.

Выросшие в такой атмосфере Наташа, Николай и Петя искренне и открыто проявляют свои чувства, не считая нужным скрывать себя под искусственной маской, обладают пылким и в то же время мягким и добрым нравом.

Благодаря этим своим качествам Наташа произвела огромное впечатление на князя Андрея Болконского, который в первый раз увидел её в тот момент, когда находился в состоянии душевного опустошения и упадка сил. Он не чувствовал в себе желания жить дальше и не видел смысла в своём существовании, а она отличалась тем, что не занимала себя поисками своего высшего предназначения и просто жила на волне собственных чувств, излучая тепло и жизнелюбие, которых так не хватало князю Андрею.

Главной отличительной чертой семьи Болконских являлся их гордый, ничем не сгибаемый нрав. Чувство собственного достоинства обострено у всех членов этой семьи, хотя и проявляется это у каждого по-разному. Очень много внимания здесь уделялось интеллектуальному развитию. Старый князь, Николай Болконский, имел огромную страсть к порядку. Весь его день был расписан по минутам, а «с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек».

Старый князь воспитывал своих детей в строгости и сдержанности, что приучило их также быть сдержанными в проявлении своих чувств. Однако эта холодность была внешней, и огромная любовь отца всё-таки давала о себе знать. «Помни одно, князь Андрей» - говорит он своему сыну, провожая его на войну, - «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет». Именно благодаря такому воспитанию князь Андрей был способен почувствовать искреннюю любовь к Наташе, но привычка быть сдержанным и насмешливое отношение к эмоциональной горячности заставила его усомниться в искренности её любви и согласиться на требование отца отложить свадьбу на год.

Свойственные семье Ростовых бесхитростность и широта души, в которых было что-то детское, наивное, придавало этим людям, с одной стороны, необыкновенную силу, а с другой стороны, делало их уязвимыми перед лицом чужого коварства и лжи. Наташа не сумела распознать подлых мотивов ухаживавшего за ней Анатоля Курагина и холодной циничности его сестры Элен, подвергнув себя тем самым опасности позора и гибели.

 Болконский не сумел простить Наташе её измены, расценив её действия как проявление испорченности и лицемерия, которые больше всего боялся в ней обнаружить. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить».

Но сила её души не позволила ей разочароваться в людях. Наташа оставалась такой же искренней и открытой, что привлекло к ней любовь Пьера, который испытал чувство огромного душевного подъёма после объяснения с ней, поняв, что все поступки этой девушки продиктованы её открытым нежным сердцем. «Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягчённым, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слёз взглянула на него».

Наташу и Пьера объединила искренняя любовь к жизни без искусственных прикрас, воплотившаяся в созданной ими семье. Брак с Наташей помог Пьеру обрести внутренний покой после мучительных поисков цели своего существования. «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене».

Такое же ощущение гармонии мы встречаем в семье Николая Ростова и Марьи Болконской. Они удачно дополняют друг друга: в этом союзе Николай исполняет роль хозяйственного главы семейства, надёжного и верного, тогда как графиня Марья является духовным стержнем этой семьи. «Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Автор хотел показать, как плодотворна атмосфера, царящая в домах, подобных домам Наташи с Пьером и Марьи с Николаем, в которых вырастут прекрасные дети, от которых будет зависеть будущее развитие российского общества. Именно поэтому Толстой придает столь огромное значение семье как основополагающей ячейке общественного прогресса – унаследованные от предков правильные моральные принципы и устои помогут молодым поколениям выстроить сильное и могущественное государство.

Изображение войны в романе.

Вопросы для размышления

Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»?

Как влияет на сущность и характер человека война?

Какой опыт даёт человеку война?

Война: преступление и подвиг.

Как на войне раскрывается характер человека?

Есть ли место гуманизму на войне?

Что такое героизм истинный и ложный?

Как в романе Толстого отражены слова В.Г. Белинского: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах…»?

Истинный и ложный патриотизм – как я это понимаю?

Война – проверка на мужество и человечность.

Почему война за Отечество сплачивает народ?

Что такое подвиг на войне?

Эпизоды для анализа

Кампания 1805-1807 годов и судьбы героев в романе. Изображение освободительной войны 1812 года в романе. Бородинское сражение как композиционный и идейный центр романа.

 Кампания 1805-1807 годов и судьбы героев в романе.

Перечитать т.1,ч.2-3

Вопросы для обсуждения:

-Почему, по мнению Толстого, кампания 1805-1807 года была для русских неуспешной?

- Судьба главных героев на войне (Болконский, Николай Ростов, Долохов)

- Проблема истинного и ложного патриотизма.

- Шенграбенское сражение, его значение.

- Значение Аустерлицкого сражения. Всеобщий Аустерлиц как итог первого тома «Войны и мира».

Перечитать эпизоды:

- Сцена смотра в Браунау (ч.2,гл.2)

- Николай Ростов на войне (ч.2, гл.4,8,19, ч.3.,гл. 8,13,18)

-Шенграбенское сражение (ч.2, гл. 20-21). Трусость и патриотизм, патриотизм истинный и ложный, Тушин, Тимохин, Жерков)

-Поведение князя Андрея, мечты о Тулоне (ч.2, гл.3, 12, 20,21, ч.3 гл.12,16,19)

Изображение освободительной войны 1812 года в романе. Бородинское сражение как композиционный и идейный центр романа

Эпизоды: - Оставление Смоленска; - Пожар в Москве; - Совет в Филях; - Бунт богучаровских мужиков; - Эпизод Бородинского сражения

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского сражения в восприятии Пьера?

2. Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

3. Объясните слова князя Андрея: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой».

4. Пожар Смоленска и отступление русской армии. Как ведет себя народ и солдаты?

5. Патриотизм ложный и истинный. «Патриотизм»



2019-10-11 605 Обсуждений (0)
Изображение освободительной войны 1812 года в романе. Бородинское сражение как композиционный и идейный центр романа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изображение освободительной войны 1812 года в романе. Бородинское сражение как композиционный и идейный центр романа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)