Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская религиозная философия



2019-08-13 165 Обсуждений (0)
Русская религиозная философия 0.00 из 5.00 0 оценок




Философские учения Томаса Гоббса.

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления. Природа представляется Гоббсу совокупностью тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение- как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»). Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».Мировоззрение Гоббса сложилось под влиянием англ. буржуазной революции XVII века.

На формирование философской системы Г. оказали влияния беседы с Ф. Бэконом, а также сочинения Г. Галилея, Р. Декарта. В трудах Гоббса «О теле», «О человеке» , «О Гражданине» психология впервые в истории научной мысли перестает быть  учением о душе. Реально только тело, взаимодействующее с другими телами. Психическое существует как явление, возникающее в определенной категории тел в результате перехода внешнего движения в ничем не отличающееся от него по природе внутреннее. Первичный и самый фундаментальный момент перехода выражен в ощущении. Все последующие психические события производны от него. Согласно Гоббсу, так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи, и поскольку движение производит лишь движение, то и в теле, на которое они действуют, возник перемещения бескачественных частиц.

Философские учения Шеллинга.

Философия Шеллинга представляет собой несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Каждая система связана с другой, словно цепочка.  Переходя от исследования одной области к другой, Шеллинг обыкновенно заботился о приведении этих различных отделов в гармоническое, освобожденное от противоречий, единство. Тем не менее различные основные принципы, получившие преобладающее значение в отдельные периоды его творчества, а также те новые проблемы и области, разработке которых он отдавался, полагали между этими периодами весьма заметные грани.

Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании гносеологической проблемы основного принципа познания и возможности познания с точки зрения критики видоизмененного Фихте. Здесь Шеллинг не отклоняется от пути  Фихте.

Главной задачей второго периода является конструирование природы как саморазвивающегося духовного организма.

Система тождества, характеризующая третий период, состоит в раскрытии идеи абсолютного как тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного.

В четвёртом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при посредстве христианства. К этому же периоду примыкает, в качестве дополнения, «положительная» философия, известная только по прочитанным Шеллингом лекциям. В ней философия религии излагается не как предмет рационального познания, а как интуитивно открываемая истина. С этой точки зрения положительная философия является в то же время философией мифологии и откровения.

 

Русская религиозная философия

 второй половины XIX – нач. XX вв.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – крупнейший русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной философии. Основные работы – «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра. Он впервые в русской философской традиции создал самостоятельную теософскую систему, основанную на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма. Его непосредственные предшественники в отечественной философии — славянофилы.

В творческой деятельности Соловьева важное место занимает проект воссоединения церквей, попытки его осуществления. Философ видит в мире противостояние двух соблазнов: соблазн Запада – «безбожный человек», соблазн Востока – «бесчеловечное божество». Призвание России – это «призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Оно состоит в объединении церквей. Соловьев возрождает философию всеединства,Это особый вид религиозной философии, в центре которой учение об Абсолюте как “всеединстве”.

 Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Отправной точкой его учения является человек. Бердяев отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо: Основные темы его философии: свобода, творчество, личность. Свобода, согласно философии Бердяева, - основа бытия. Бердяев различает виды свободы, но главная – первичная, иррациональная свобода, укорененная в Ничто. Эта свобода существует предвечно, она не сотворена Богом. Бог творил свободно. Свобода была и есть всегда и везде. Учение о вездеприсутствии несотворенной свободы – одна из оригинальных особенностей философии Бердяева.

Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество – важнейшая религиозная задача человека, его долг. Обожествляя творчество, философ “свободного духа” отмечает его проблематичность в мире. “Бытие в мире есть уже падение”. В творчестве проявляется личность. Дух как субъект стремится создать новое бытие. Бердяев пессимистически связывает всякий творческий акт с неизбежностью объективации, Свобода и творчество предполагают бытие свободной личности. Философский персонализм Бердяева подчеркивает приоритет личности.

 



2019-08-13 165 Обсуждений (0)
Русская религиозная философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская религиозная философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)