Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и картина М. Врубеля принадлежат к вершинным достижениям мирового искусства. Их роднит социальный протест и богоборчество. Но каждая из них – идейно-эстетически своеобразна, ставит и решает свои задачи. Работа продолжалась едва ли не всю творческую жизнь. «Демон» - шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску как стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия. Основной идейный пафос поэмы «Демон» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, как справедливо пишет В.Г. Белинский, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания... Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения». И у Врубеля Демон «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирение обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». [8] У Лермонтова Демон – гордый бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему, а у Врубеля «Демон поверженный» - сломленный, слабый, безумный (это означало объективное поражение индивидуалистических идей самого Врубеля). Лермонтовский Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы», Врубелевский – не царственен – в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Это сказалось в иллюстрациях поэмы Лермонтова. Демон – «ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет». Он не связан ни с небом, ни с землей. В этом его трагедия. Эти социально-философские произведения смело ставят сложнейшие и насущнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначении человека, о бездумной вере и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре и зле, о жажде счастья и бесцельности жизни. Как Лермонтов, сам переживший гордое одиночество, в конце своего жизненного пути пришел к осознанию и осуждению индивидуалистического протеста, так и Врубель потерпел поражение индивидуалистических идей. Демон Лермонтова и Демон Врубеля – романтические произведения. Но они несут в себе и явно реалистические тенденции. Заключение
Действительно, катастрофа, постигшая художника, трагическая история его работы над «Демоном» и возникавшие вокруг легенды и слухи сыграли до некоторой степени свою роль в том, что Врубель вдруг стал знаменит. Однако тому были и более серьезные причины. Во-первых, на выставке «Мира искусства» осенью 1902 года (Врубель тогда был в больнице) экспонировалось шестьдесят его работ, в том числе прежние - киевские эскизы для Владимирского собора, «Демон сидящий», «Испания», «Гадалка» и другие, так что впервые искусство Врубеля было показано с достаточной полнотой. Впервые зрители увидели, что это за художник, не по отдельным, часто случайно выбранным вещам, а в контексте всего творческого пути. Вышедший в 1903 году номер журнала «Мир искусства» со многими репродукциями и статьями о Врубеле также способствовал популярности и признанию художника. Во-вторых, новаторская «техника» Врубеля, или, лучше сказать, его манера, требовала длительного вникания и привыкания, чтобы быть по достоинству оцененной. Она не воспринималась сразу - не только в силу непривычности, но и потому, что была плодом редкого, феноменального видения, проницавшего натуру сквозь внешние покровы как бы до самих недр. Это и художникам не всегда было понятно с первого взгляда. Известны многие имена людей, сначала не принимавших живопись Врубеля, а со временем ставших его горячими почитателями, причем это не те люди, которых можно заподозрить в бездумном подчинении капризам моды. Это, например, Горький, Шаляпин или Александр Бенуа, который уже в статье 1903 года «взял обратно» свои прежние суждения о Врубеле.1 Еще характерное признание - на этот раз художника. Ковальский вспоминал, что в киевской школе Мурашко им, ученикам, сначала решительно не нравилось и казалось странным рисование Врубеля «углами». Но через некоторое время «мы уже понимали, что это колоссальная сила». Сходную эволюцию отношения к Врубелю испытала Е.И. Ге, да и многие. Всегда нужно было, чтобы прошло «некоторое время». И остается правилом и поныне: чтобы картина Врубеля раскрылась смотрящему, надо смотреть внимательно, долго и не один раз. Тогда она начинает с тобой говорить. Тогда видишь: то, что с первого взгляда кажется только субъективным приемом, на самом деле идет от глубокого постижения объективной реальности. Наконец, третья причина наступившего признания Врубеля заключалась в том, что на рубеже веков изменилось направление вкусов, - теперь русская образованная публика читала Метерлинка, Ибсена, символистов, посещала Художественный театр, видела на выставках картины Мане, Дега, Уистлера, Пюви де Шаванна, Галлен-Каллела; уже начинали собирать свои впоследствии знаменитые коллекции нового западного искусства С. Щукин и И. Морозов. Нельзя сказать, чтобы в потоке художественных новаций находилось что-то вполне аналогичное живописи Врубеля - он был слишком обособленно стоящим художником, - но на фоне новых течений становился все же более внятен и приемлем эмоциональный строй его искусства, его символика, его культ красоты и тайны. Признание, конечно, было далеко не всеобщим. Еще многие воспринимали искусство рубеля «как беду»; еще не редкостью были глупые и грубые выпады в печати, но они были за пределами внимания серьезной публики. Мир, созданный Врубелем, настоль необычен, индивидуален, что порой делались попытки приписать это его неустойчивому душевному состоянию. Но врач-психиатр Ф. Усольцев, лечивший художника, утверждал, что «его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Искусство Михаила Врубеля вот уже много десятилетий не перестает привлекать к себе трагизмом и мощью своего изобразительного языка. В символических образах его работ нашли отражение внутренние противоречия и духовные поиски самого мастера, да и всей эпохи, в которую он жил и творил. В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля - другого мы, пожалуй, не приняли бы. Использованная литература
1. Михаил Врубель, М. «Слово», 1996 2. Искусство, М. «Просвещение», 1989 3. Русское искусство X – начало XX в., М. «Искусство», 1989 4. Аленов М.М., «Михаил Врубель», М., «Слово», 1996 5. Дмитриева М.А., «Михаил Врубель. Жизнь и творчество», М., «Детская литература», 1984 6. Ревякин А.И. «История русской литературы XIX в», М., 1964 7. Андроников И. «Лермонтов. Исследование и находки», 3-е изд., М., 1964 8. Коровин В.И. «Творческий путь М.Ю. Лермонтова», 1973 9. Рюмин А. «Прошлое страстно глядится в грядущее», журнал «Наше наследие», № 42, М., 1997, стр.13 10. Лермонтов М.Ю. Поэзия, издательство «Детская литература», Ленинград, 1981, стр.158 11. Алпатов М.М. «Врубель», журнал «Искусство», стр.221 12. Белинский В.Г. Собрание сочинений VII, стр.555 13. Грибков В. «Врубель – живописец - пророк», журнал «Юный художник», М., 11, 2006 14. Белошапкина Я. «Михаил Врубель», журнал «Искусство», № 21 (333), 1-15 ноября 2005 15. INTERNET (www. art. ru)
Основные даты жизни и творчества М.А. Врубеля: 5/18 марта 1856г в Омске в семье военного А.М. Врубеля родился М.А. Врубель 1864 – Едет в Петербург, где посещает рисовальные классы Общества поощрения художников. 1865 – В Саратове берет уроки рисования с натуры у художника Година. 1870 – Переезд в Одессу. Учеба в Ришельевской гимназии. 1874 – Заканчивает гимназию с золотой медалью. Поступает на юридический факультет Петербургского университета. 1875 – Совершает путешествие по Франции, Швейцарии, Германии. 1880 – Окончание университета. Отбывает воинскую повинность. Осенью зачислен студентом в петербургскую Академию художеств. Знакомство с В. Серовым. 1882 – Начало занятий у П. Чистякова. 1884 – Работает в Киеве над росписями и иконостасом Кирилловской церкви, участвует в реставрационных работах в куполе Софийского Собора. В ноябре – поездка в Венецию. 1885 – В Венеции работает над иконами для иконостаса Кирилловской церкви. Весной едет в Одессу, потом в Киев. Начало работы над темой Демона. 1887 – Серия акварельных эскизов к росписям Владимирского собора в Киеве. Эскизы отклоняются комиссией по строительству собора. 1888-1889 – Работает над орнаментом во Владимирском соборе. 1889 – Поселяется в Москве. Сближается с Мамонтовым. 1890 – В мастерской С.И. Мамонтова в Москве завершает картину «Демон сидящий». Работает в Абрамцеве. Обращается к декоративной керамике. 1891 – Выполняет серию иллюстраций в юбилейном собрании сочинений М.Ю. Лермонтова. С семьей Мамонтовых едет в Италию. 1892 – Руководит работой керамических мастерских в Абрамцеве. С С.И. Мамонтовым совершает поездку за границу (Милан, Париж, Берлин). 1893 – Для дома Дункер в Москве выполняет панно «Суд Париса». Картина-панно «Венеция». 1894 – Поездка в Италию. Посещает Неаполь, Афины и Константинополь. Серия средиземноморских пейзажей. 1895 – Работа для особняка С.Т. Морозова на Спиридоновке. Принимает участие в оформлении спектаклей Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова. Знакомство с Н.И. Забелой. 1896 – Панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» для художественного павильона на Нижегородской выставке. Едет в Швейцарию. В Женеве сочетается браком с Н.И. Забелой. Завершает работу над панно на темы Фауста для особняка А.В. Морозова в Москве. 1897 – Поездка с женой в Италию. 1898 – Знакомство с Римским-Корсаковым. Кружок «Мир искусства». 1899– Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» в декорациях и костюмах М. Врубеля на сцене Московской частной оперы. Работа над картинами «Пан», «Царевна Лебедь», панно «Демон летящий». 1900 – Экспонируется на выставке «Мир искусства». На Всемирной выставке майоликовый камин «Вольга и Микула» отмечен золотой медалью. 1901 – Рождение сына Саввы. Экспонируется на выставках «36-ти» в Москве, «Мир искусства» и Венского Сецессиона. Начинает работу над картиной «Демон поверженный». 1902 – На 4-й выставке «Мир искусства» в Петербурге экспонирован «Демон поверженный». Первый сильный приступ психического расстройства. Помещен в клинику. 1903 – Смерть сына Саввы. Ухудшение состояния здоровья художника и снова клиника. 1904-1905 – В моменты улучшения работает над живописными произведениями: «Портрет Н.И. Забелы на фоне березок», «Шестикрылый серафим». Выполняет серию рисунков. Получает звание академика. 1906 – Работает над портретом В.Я. Брюсова и «Видением пророка Иезекииля». В конце февраля – слепота. Произведения Врубеля экспонируются на выставке русского искусства в парижском Гран Пале. 1906-1910 – В лечебнице доктора Бори в Петербурге. 1/14 апреля 1910 – умирает в клинике Бори. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Основные даты жизненного пути М.Ю. Лермонтова Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве. В возрасте неполного года родители привезли его в имение бабушки Е.А. Арсеньевой - Тарханы. В три года Лермонтов остался без матери. В доме Арсеньевой Лермонтов получил хорошее домашнее образование, которое позже продолжил в Московском благородном пансионе. Начало поэтической деятельности Лермонтова относится ко времени учебы в пансионе. В 1830 г.М.Ю. Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В этом же году было впервые напечатано стихотворение Лермонтова "Весна" в журнале "Атеней". В 1832 г. Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимал участие в составлении журнала "Школьная заря", в котором были помещены его поэмы "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", и его юнкерские стихи. В ноябре 1834 года Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. В феврале 1837 г. за стихотворение "Смерть поэта" был переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. 3 января 1838 г.М.Ю. Лермонтов возвратился из ссылки и выпустил в свет произведения "Песня про... купца Калашникова", "Дума", "Поэт", "Тамбовская казначейша", "Три пальмы". 18 февраля 1840 г. Лермонтов был арестован за дуэль с сыном французского посланника Э. Де Барантом и заключен в Ордонанс-гаус, после чего снова выслан на Кавказ. 15 июля 1841 г. на дуэли с Н. Мартыновым Михаил Юрьевич Лермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, а в апреле 1842 г. гроб с телом Лермонтова перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах.
[1] Рюмин А. «Прошлое страстно глядится в грядущее», журнал «Наше наследие», № 42, М, 1997г, с.13. [2] Дмитриева Н. А. «Михаил Врубель», Детская литература, М., 1984г, с. 31 [3] Дмитриева Н.А. «Михаил Врубель», Детская литература, М.? 1984г, с. 98 [4] Дмитриева Н. А. «Михаил Врубель», Детская литература, М., 1984г, с. 103 [5] Лермонтов М.Ю. Поэзия, издательство «Детская литература», Ленинград, 1981г, с.158 [6] Искусство М.М.Алпатов Врубель, с 221 [7] Дмитриева Н.А. «Михаил Врубель», Детская литература, М., 1984г; с. 117 [8] Собрание сочинений В.Г.Белинский VII, 555
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |