Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова



2019-10-11 187 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и картина М. Врубеля принадлежат к вершинным достижениям мирового искусства. Их роднит социальный протест и богоборчество. Но каждая из них – идейно-эстетически своеобразна, ставит и решает свои задачи.

Работа продолжалась едва ли не всю творческую жизнь.

«Демон» - шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску как стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия.

Основной идейный пафос поэмы «Демон» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, как справедливо пишет В.Г. Белинский, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания... Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения». И у Врубеля Демон «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирение обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». [8]

У Лермонтова Демон – гордый бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему, а у Врубеля «Демон поверженный» - сломленный, слабый, безумный (это означало объективное поражение индивидуалистических идей самого Врубеля).

Лермонтовский Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы», Врубелевский – не царственен – в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Это сказалось в иллюстрациях поэмы Лермонтова.

Демон – «ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет». Он не связан ни с небом, ни с землей. В этом его трагедия.

Эти социально-философские произведения смело ставят сложнейшие и насущнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначении человека, о бездумной вере и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре и зле, о жажде счастья и бесцельности жизни.

Как Лермонтов, сам переживший гордое одиночество, в конце своего жизненного пути пришел к осознанию и осуждению индивидуалистического протеста, так и Врубель потерпел поражение индивидуалистических идей.

Демон Лермонтова и Демон Врубеля – романтические произведения. Но они несут в себе и явно реалистические тенденции.


Заключение

 

Действительно, катастрофа, постигшая художника, трагическая история его работы над «Демоном» и возникавшие вокруг легенды и слухи сыграли до некоторой степени свою роль в том, что Врубель вдруг стал знаменит. Однако тому были и более серьезные причины.

Во-первых, на выставке «Мира искусства» осенью 1902 года (Врубель тогда был в больнице) экспонировалось шестьдесят его работ, в том числе прежние - киевские эскизы для Владимирского собора, «Демон сидящий», «Испания», «Гадалка» и другие, так что впервые искусство Врубеля было показано с достаточной полнотой. Впервые зрители увидели, что это за художник, не по отдельным, часто случайно выбранным вещам, а в контексте всего творческого пути. Вышедший в 1903 году номер журнала «Мир искусства» со многими репродукциями и статьями о Врубеле также способствовал популярности и признанию художника.

Во-вторых, новаторская «техника» Врубеля, или, лучше сказать, его манера, требовала длительного вникания и привыкания, чтобы быть по достоинству оцененной. Она не воспринималась сразу - не только в силу непривычности, но и потому, что была плодом редкого, феноменального видения, проницавшего натуру сквозь внешние покровы как бы до самих недр. Это и художникам не всегда было понятно с первого взгляда. Известны многие имена людей, сначала не принимавших живопись Врубеля, а со временем ставших его горячими почитателями, причем это не те люди, которых можно заподозрить в бездумном подчинении капризам моды. Это, например, Горький, Шаляпин или Александр Бенуа, который уже в статье 1903 года «взял обратно» свои прежние суждения о Врубеле.1

Еще характерное признание - на этот раз художника. Ковальский вспоминал, что в киевской школе Мурашко им, ученикам, сначала решительно не нравилось и казалось странным рисование Врубеля «углами». Но через некоторое время «мы уже понимали, что это колоссальная сила».

Сходную эволюцию отношения к Врубелю испытала Е.И. Ге, да и многие. Всегда нужно было, чтобы прошло «некоторое время». И остается правилом и поныне: чтобы картина Врубеля раскрылась смотрящему, надо смотреть внимательно, долго и не один раз. Тогда она начинает с тобой говорить. Тогда видишь: то, что с первого взгляда кажется только субъективным приемом, на самом деле идет от глубокого постижения объективной реальности.

Наконец, третья причина наступившего признания Врубеля заключалась в том, что на рубеже веков изменилось направление вкусов, - теперь русская образованная публика читала Метерлинка, Ибсена, символистов, посещала Художественный театр, видела на выставках картины Мане, Дега, Уистлера, Пюви де Шаванна, Галлен-Каллела; уже начинали собирать свои впоследствии знаменитые коллекции нового западного искусства С. Щукин и И. Морозов. Нельзя сказать, чтобы в потоке художественных новаций находилось что-то вполне аналогичное живописи Врубеля - он был слишком обособленно стоящим художником, - но на фоне новых течений становился все же более внятен и приемлем эмоциональный строй его искусства, его символика, его культ красоты и тайны. Признание, конечно, было далеко не всеобщим. Еще многие воспринимали искусство рубеля «как беду»; еще не редкостью были глупые и грубые выпады в печати, но они были за пределами внимания серьезной публики.

Мир, созданный Врубелем, настоль необычен, индивидуален, что порой делались попытки приписать это его неустойчивому душевному состоянию. Но врач-психиатр Ф. Усольцев, лечивший художника, утверждал, что «его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Искусство Михаила Врубеля вот уже много десятилетий не перестает привлекать к себе трагизмом и мощью своего изобразительного языка. В символических образах его работ нашли отражение внутренние противоречия и духовные поиски самого мастера, да и всей эпохи, в которую он жил и творил.

В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля - другого мы, пожалуй, не приняли бы.


Использованная литература

 

1. Михаил Врубель, М. «Слово», 1996

2. Искусство, М. «Просвещение», 1989

3. Русское искусство X – начало XX в., М. «Искусство», 1989

4. Аленов М.М., «Михаил Врубель», М., «Слово», 1996

5. Дмитриева М.А., «Михаил Врубель. Жизнь и творчество», М., «Детская литература», 1984

6. Ревякин А.И. «История русской литературы XIX в», М., 1964

7. Андроников И. «Лермонтов. Исследование и находки», 3-е изд., М., 1964

8. Коровин В.И. «Творческий путь М.Ю. Лермонтова», 1973

9. Рюмин А. «Прошлое страстно глядится в грядущее», журнал «Наше наследие», № 42, М., 1997, стр.13

10. Лермонтов М.Ю. Поэзия, издательство «Детская литература», Ленинград, 1981, стр.158

11. Алпатов М.М. «Врубель», журнал «Искусство», стр.221

12. Белинский В.Г. Собрание сочинений VII, стр.555

13. Грибков В. «Врубель – живописец - пророк», журнал «Юный художник», М., 11, 2006

14. Белошапкина Я. «Михаил Врубель», журнал «Искусство», № 21 (333), 1-15 ноября 2005

15. INTERNET (www. art. ru)


 

Демон летящий (не окончено). 1899. Х., м., 138,5х430,5. ГРМ
Демон сидящий. Эскиз. 1890. Б., акв., белила, граф. Кар. 13,2х27. ГТГ
Приложения

 

Основные даты жизни и творчества М.А. Врубеля:

5/18 марта 1856г в Омске в семье военного А.М. Врубеля родился М.А. Врубель

1864 – Едет в Петербург, где посещает рисовальные классы Общества поощрения художников.

1865 – В Саратове берет уроки рисования с натуры у художника Година.

1870 – Переезд в Одессу. Учеба в Ришельевской гимназии.

1874 – Заканчивает гимназию с золотой медалью. Поступает на юридический факультет Петербургского университета.

1875 – Совершает путешествие по Франции, Швейцарии, Германии.

1880 – Окончание университета. Отбывает воинскую повинность. Осенью зачислен студентом в петербургскую Академию художеств. Знакомство с В. Серовым.

1882 – Начало занятий у П. Чистякова.

1884 – Работает в Киеве над росписями и иконостасом Кирилловской церкви, участвует в реставрационных работах в куполе Софийского Собора. В ноябре – поездка в Венецию.

1885 – В Венеции работает над иконами для иконостаса Кирилловской церкви. Весной едет в Одессу, потом в Киев. Начало работы над темой Демона.

1887 – Серия акварельных эскизов к росписям Владимирского собора в Киеве. Эскизы отклоняются комиссией по строительству собора.

1888-1889 – Работает над орнаментом во Владимирском соборе.

1889 – Поселяется в Москве. Сближается с Мамонтовым.

1890 – В мастерской С.И. Мамонтова в Москве завершает картину «Демон сидящий». Работает в Абрамцеве. Обращается к декоративной керамике.

1891 – Выполняет серию иллюстраций в юбилейном собрании сочинений М.Ю. Лермонтова. С семьей Мамонтовых едет в Италию.

1892 – Руководит работой керамических мастерских в Абрамцеве. С С.И. Мамонтовым совершает поездку за границу (Милан, Париж, Берлин).

1893 – Для дома Дункер в Москве выполняет панно «Суд Париса». Картина-панно «Венеция».

1894 – Поездка в Италию. Посещает Неаполь, Афины и Константинополь. Серия средиземноморских пейзажей.

1895 – Работа для особняка С.Т. Морозова на Спиридоновке. Принимает участие в оформлении спектаклей Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова. Знакомство с Н.И. Забелой.

1896 – Панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» для художественного павильона на Нижегородской выставке. Едет в Швейцарию. В Женеве сочетается браком с Н.И. Забелой. Завершает работу над панно на темы Фауста для особняка А.В. Морозова в Москве.

1897 – Поездка с женой в Италию.

1898 – Знакомство с Римским-Корсаковым. Кружок «Мир искусства».

1899– Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» в декорациях и костюмах М. Врубеля на сцене Московской частной оперы. Работа над картинами «Пан», «Царевна Лебедь», панно «Демон летящий».

1900 – Экспонируется на выставке «Мир искусства». На Всемирной выставке майоликовый камин «Вольга и Микула» отмечен золотой медалью.

1901 – Рождение сына Саввы. Экспонируется на выставках «36-ти» в Москве, «Мир искусства» и Венского Сецессиона. Начинает работу над картиной «Демон поверженный».

1902 – На 4-й выставке «Мир искусства» в Петербурге экспонирован «Демон поверженный». Первый сильный приступ психического расстройства. Помещен в клинику.

1903 – Смерть сына Саввы. Ухудшение состояния здоровья художника и снова клиника.

1904-1905 – В моменты улучшения работает над живописными произведениями: «Портрет Н.И. Забелы на фоне березок», «Шестикрылый серафим». Выполняет серию рисунков. Получает звание академика.

1906 – Работает над портретом В.Я. Брюсова и «Видением пророка Иезекииля». В конце февраля – слепота. Произведения Врубеля экспонируются на выставке русского искусства в парижском Гран Пале.

1906-1910 – В лечебнице доктора Бори в Петербурге.

1/14 апреля 1910 – умирает в клинике Бори. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

Основные даты жизненного пути М.Ю. Лермонтова Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве. В возрасте неполного года родители привезли его в имение бабушки Е.А. Арсеньевой - Тарханы. В три года Лермонтов остался без матери. В доме Арсеньевой Лермонтов получил хорошее домашнее образование, которое позже продолжил в Московском благородном пансионе. Начало поэтической деятельности Лермонтова относится ко времени учебы в пансионе.

В 1830 г.М.Ю. Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В этом же году было впервые напечатано стихотворение Лермонтова "Весна" в журнале "Атеней".

В 1832 г. Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимал участие в составлении журнала "Школьная заря", в котором были помещены его поэмы "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", и его юнкерские стихи.

В ноябре 1834 года Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. В феврале 1837 г. за стихотворение "Смерть поэта" был переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

3 января 1838 г.М.Ю. Лермонтов возвратился из ссылки и выпустил в свет произведения "Песня про... купца Калашникова", "Дума", "Поэт", "Тамбовская казначейша", "Три пальмы".

18 февраля 1840 г. Лермонтов был арестован за дуэль с сыном французского посланника Э. Де Барантом и заключен в Ордонанс-гаус, после чего снова выслан на Кавказ.

15 июля 1841 г. на дуэли с Н. Мартыновым Михаил Юрьевич Лермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, а в апреле 1842 г. гроб с телом Лермонтова перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах.

 


[1] Рюмин А. «Прошлое страстно глядится в грядущее», журнал «Наше наследие», № 42, М, 1997г, с.13.

[2] Дмитриева Н. А. «Михаил Врубель», Детская литература, М., 1984г, с. 31

[3] Дмитриева Н.А. «Михаил Врубель», Детская литература, М.? 1984г, с. 98

[4] Дмитриева Н. А. «Михаил Врубель», Детская литература, М., 1984г, с. 103

[5] Лермонтов М.Ю. Поэзия, издательство «Детская литература», Ленинград, 1981г, с.158

[6] Искусство М.М.Алпатов Врубель, с 221

[7] Дмитриева Н.А. «Михаил Врубель», Детская литература, М., 1984г; с. 117

[8] Собрание сочинений В.Г.Белинский VII, 555



2019-10-11 187 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)