Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подсистема оперативного управления



2019-10-11 199 Обсуждений (0)
Подсистема оперативного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Такая подсистема должна позволять:

§ отслеживать и контролировать материальные потоки на складах и в производстве;

§ планировать выпуск товарной продукции и формировать производственные планы;

§ рассчитывать потребность в материальных и прочих ресурсах, необходимых для выполнения планов;

§ следить за состоянием производства, контролировать выполнение производственных заказов и выпуск продукции.

С документами оперативного учёта имеют дело сотрудники служб сбыта, планово-экономических и планово-диспетчерских отделов, складские работники, начальники производства и цехов. Работа с системой, особенно связанная с вводом новой информации, не является основной деятельностью для перечисленных выше сотрудников, а следовательно, должна быть максимально проста и занимать как можно меньше времени. Это требование нужно учесть при разработке бизнес-логики программного продукта.

Как правило, при организации оперативного учёта необходимо вести его в разрезе мест хранения, номенклатуры (с учётом дополнительных характеристик) и производственных заказов. Для более сложных случаев в качестве объекта учёта можно использовать сочётание заказа и номенклатуры, которое позволяет организовать детальный контроль исполнения заказов.

Можно привести несколько случаев, когда целесообразно использовать сочётание заказа и номенклатуры в качестве объекта производственного учёта. Во-первых, это удобно, если в рамках одного производственного заказа изготавливается несколько видов конечной продукции. Описывая в качестве объекта учёта сочетание заказа и продукции, можно вести дополнительный контроль движения материальных потоков в разрезе частей заказа. Во-вторых, комбинированные объекты производственного учёта могут быть использованы для контроля прохождения изготавливаемого изделия по узлам, что особенно важно для сложного сборочного производства с разветвленным технологическим маршрутом. В этом случае сотрудники ПДО или начальники производства смогут контролировать исполнение плана не только по выпущенной продукции, но и по ТМЦ, находящимся в производстве, отслеживать формирование комплектов для передачи на сборку, а также резервировать ТМЦ в местах хранения под объекты производственного учёта.

Рассмотрим документооборот, отражающий движение материальных потоков. Наиболее просто можно построить его на трёх основных электронных документах:

§ приходном ордере (ПО), отражающем факт прихода ТМЦ в место хранения;

§ расходном ордере (РО), отражающем факт отпуска ТМЦ из места хранения;

§ производственном отчёте, позволяющем связать выпущенную продукцию и полуфабрикаты с израсходованными материалами[6].

Укрупнённая схема движения основных документов подсистемы оперативного учёта представлена на (рис. 3):


Рис. 3. Основные документы оперативного учета

 

Для уточнения причины отпуска или получения ТМЦ целесообразно использовать настраиваемый справочник складских операций, в зависимости от значений которого вводится справочная информация о корреспонденте – получателе или источнике ТМЦ. Перемещение ТМЦ по местам хранения в модуле оперативного склада и производства оформляется отдельными документами - приходными и расходными ордерами, оформляемыми в соответствующих подразделениях. Это связано с тем, что на предприятиях среднего масштаба сама процедура перемещения ТМЦ может занимать довольно много времени. Кроме того, ордерная система позволяет разграничить ответственность материально ответственных лиц, настроить права доступа и просмотра состояния складов, упростить документы, повысить оперативность и достоверность информации. Чтобы исключить дублирование ввода данных, приходные и расходные ордера можно заносить на основании друг друга. В отдельных случаях допускается использование механизма «автодвижений», при котором формирование в системе прихода во взаимодействующее подразделение происходит одновременно с расходом. Механизм автодвижений используется, как правило, для производственных участков, где по разным причинам не могут быть установлены автоматизированные рабочие места.

Важной особенностью оперативного документооборота является возможность независимого отражения выпуска готовой продукции и израсходованных на ее изготовление материалов или полуфабрикатов, что позволяет использовать производственный отчёт для разных типов производств без дополнительных настроек.

Так, например, для сборочного производства в документе «производственный отчёт» могут одновременно отражаться и выпущенная продукция, и состав изделия. В этом случае документ имеет суть сдаточной накладной. Для поточного производства в режиме реального времени может отражаться только факт выпуска продукции, а в конце периода - информация об израсходованных материалах, полученная на основании инвентаризации производства. В последнем случае производственный отчёт будет иметь смысл акта о списании материалов.

На рис. 4 рассмотрен простейший пример документооборота от момента поступления материалов на склад до момента отгрузки изготовленной продукции покупателям. Из рисунка видно, что все движения материалов и продукции оформляются последовательностью приходных и расходных ордеров. Для оприходования материалов на производственном участке не используется отдельный документ, движения выполняются автоматически при отпуске материалов в производство. Производственный отчёт позволяет зарегистрировать факт выпуска продукции и расхода потреблённых материалов.


Рис. 4. Пример документооборота подсистемы оперативного учета

 

Отдельно отметим, что перечисленные выше документы должны позволять перемещать материальные потоки не только по подразделениям оперативной подсистемы, но и по объектам производственного учёта. Изменение объекта производственного учёта, для целей которого перемещаются материальные ценности, может либо происходить одновременно с движением по местам хранения, либо выполняться отдельной операцией. Для более строгой организации документооборота могут также использоваться дополнительные документы: «Заявка на отпуск ТМЦ со склада» и «Изменение объекта производственного учёта». Это позволяет более чётко проконтролировать причины движения ТМЦ.

 

Подсистема планирования

Остановимся более детально на подсистеме планирования и заложенных в неё алгоритмах. Можно выделить два вида планирования: одно касается товарной продукции, а другое - производства. Планирование товарной продукции – это среднесрочное планирование выпуска готовой продукции или продаж. Товарные планы могут создаваться в соответствии с информацией о продажах, планах или объемах производства продукции прошлых периодов, а также на основании заявок покупателей на выпуск продукции. Товарные планы формируются на определённый период – от года до месяца, с возможностью автоматической детализации планов (например, на основании годового плана могут быть автоматически составлены полугодовые, квартальные или месячные планы). Кроме того, система должна позволять контролировать сходимость вложенных планов и производить план-факт анализ на основании информации о произведённой продукции.

Производственное планирование – это планирование производственных заданий. Производственное планирование является более детальным, чем товарное, и позволяет планировать производство с учётом характеристик и спецификаций выпускаемой продукции. Производственные планы могут быть сводными – в этом случае они отражают выпуск готовой продукции, и цеховыми - позволяющими планировать выпуск отдельных узлов и полуфабрикатов, необходимых для изготовления готовой продукции, в разрезе подразделений. Производственные планы составляются на произвольные периоды. В зависимости от типа и особенностей производства соответствующее планирование может использоваться при формировании производственных запусков, производственных программ или заказов. Производственные планы могут быть составлены на основании заявок покупателей или заказов, а также товарных планов. Кроме того, цеховые планы можно формировать на основании сводных производственных планов. Бизнес-логика процесса планирования показана на рис. 5.


Рис. 5. Планирование на производственном предприятии

 

Система должна предусматривать возможности не только планирования, но и вторичного планирования или корректировки планов. Расширению возможностей планирования поможет настраиваемый справочник операций планирования. В качестве таких операций в зависимости от специфики деятельности и механизма планирования, принятого на предприятии, могут быть, например, описаны[3]:

§ первичное планирование;

§ корректировка планов;

§ уточненное планирование.

При проведении план-фактного анализа должна быть возможность сравнивать фактический выпуск продукции как со всеми планами, так и с планами, отобранными по выборочным операциям.

 



2019-10-11 199 Обсуждений (0)
Подсистема оперативного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подсистема оперативного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)