Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная педагогика в системе наук о человеке. Объектно-предметная область и задачи социальной педагогики.



2019-10-11 246 Обсуждений (0)
Социальная педагогика в системе наук о человеке. Объектно-предметная область и задачи социальной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин — объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.

Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные — основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.

Социальная педагогика связана с общей педагогикой как часть и целое. Назначение социальной педагогики — установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к возможностям среды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое.

Однако связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен в окончательном виде вопрос о месте социальной педагогики в общей системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, — две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, "сопредельные", по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целоеПедагогика изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. По мнению А.В. Иванова, фактически на протяжении веков педагогика рассматривала то процессы индивидуального развития и возможности вхождения личности в социальное окружение, то ее процессы и явления, связанные с успешной социализацией человека. Таким образом, педагогику можно рассматривать в соответствии с теми задачами, которые были актуальны для данного времени, для тех или иных ученых и их окружения. В настоящее время можно констатировать, что существуют две педагогических науки: педагогика индивидуальности и социальная педагогика. Причем все отраслевые педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, а также семейная, конфессиальная, коррекционная и т. д. — сочетают в себе закономерности как индивидуальной, так и социальной педагогики. Социальная педагогика — это педагогическая наука, позволяющая рассматривать педагогические явления и процессы, их закономерности в соответствии с теми задачами и целями, которые направлены на формирование и развитие личности в социальном мире, гармонизацию отношений человека и общества.

Социальная педагогика — это относительно целостная, сложная комплексная система.

В систему педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспитания конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат социальной педагогики.

Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической дея­тельности нацелена на преобразование окружающей среды, формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в различных видах социума.

Объектом социальной педагогики является целостная система социаль­ных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его бли­жайшего окружения.

Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики явля­ется человек на всем протяжении его жизни, оказание ему помощи в процессе социализации.

Взгляды на определение предмета социальной педагогики различны. Не­которые считают предметом социальной педагогики процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их. Другие определя­ют предмет социальной педагогики как воспитательное влияние социальной среды. Бочарова В. Г. предметом социальной педагогики называет процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды.

Все задачи социальной педагогики подразделяются на: общие задачи – теоретические и практические; частные задачи – по отраслям практической деятельности. Все задачи целесообразно рассматривать по отдельным крупным блокам, образующим социальную педагогику в целом, а также по каждому отдельному направлению – теоретическому, образовательному и практическому.

Основные задачи социальной педагогики:

· социально-педагогическая оценка деятельности государства, учреждений и коллективов, общественных движений, организаций, партий;

· изучение влияния факторов окружающей среды на развивающуюся личность и группу;

· использование различных факторов среды в воспитании и развитии личности при решении конкретных социально-педагогических задач;

· изучение влияния отдельных факторов (средств массовой информации, семьи и т.д.) на личность и т.д.

Задачи социального воспитания включают: изучение проблем содержания, способов обеспечения оптимального социального развития и воспитания разных групп и категорий населения, отдельных личностей; изучение вопросов социального воспитания индивида в условиях семьи, а также образовательных и специальных учреждений; исследование опыта практического социального воспитания в разного типа семьях и образовательных учреждениях; исследование зарубежного опыта социального воспитания, его адаптация к отечественным реалиям и др.

В задачи исследования личности как социальной единицы входит: изучение особенностей социализации и социального развития человека; изучение особенностей социального развития разных групп людей, отличающихся своими особенностями; определение причин социальных нарушений и отклонений в процессе воспитания и развития индивида, возможностей их преодоления, профилактики и др. В задачи изучения активности и личностной позиции человека в процессе социального совершенствования входят: определение роли индивида в процессе социального самосовершенствования; изучение возможностей активизации процессов социального совершенствования на разных возрастных этапах и др.

Важным условием успешного решения задач социальной педагогики является интеграция возможностей всех социальных институтов (семьи, государственных организаций, образовательных учреждений, общественных организаций). Выстраивая социальное воспитание как процесс условно контролируемой социализации, важно учитывать динамику возрастного становления индивида, стадии цивилизации.



2019-10-11 246 Обсуждений (0)
Социальная педагогика в системе наук о человеке. Объектно-предметная область и задачи социальной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная педагогика в системе наук о человеке. Объектно-предметная область и задачи социальной педагогики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)