Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особые приемы и техники



2019-10-11 205 Обсуждений (0)
Особые приемы и техники 0.00 из 5.00 0 оценок




О методике Профессьянс

Профессьянс "Формула-5" - карточная профориентационная игра, разработанная профессором Н.С. Пряжниковым для самоопределяющихся подростков на базе типологии профессий Е.А.Климова.

"Формула-5" - активизирующая по своей сути методика. Ее задача - не только и не столько информировать подростка (хотя если психолог хорошо ориентируется в мире профессий и в современном рынке труда, встреча с ним может быть очень информативной), сколько пробудить его интерес к миру профессий и желание взять на себя ответственность за выбор будущего, т.е. активизировать подростка, сделать активным субъектом самоопределения.

Если кратко выразить суть методики, то она заключается в том, чтобы по определенным правилам разложить на столе 45 карточек с описанием различных характеристик профессий. Всего таких характеристик пять: цели труда, его предмет, средства, условия и особые условия. Карточки выкладываются ряд за рядом в порядке предпочтения.

При раскладывании первого ряда психолог объясняет правила работы: "Перед тобой девять карточек. Это цели труда, тот результат, который человек хотел бы получить в своей работе. Разложи их в порядке предпочтения так, чтобы слева оказались самые приятные, а справа - наименее приятные". Когда первый ряд разложен, психолог просит подростка перевернуть обратной стороной карточки с теми целями, которые по какой-то объективной причине сейчас недостижимы.

При раскладывании второго ряда, когда подросток уже освоился с правилами, психолог начинает применять различные техники работы с профессьянсом, задавать уточняющие и провокационные вопросы. В процессе беседы подросток может менять карточки местами, это говорит о том, что активизирующий эффект достигнут.

Когда все карточки разложены, психолог предлагает подростку выбрать из каждого ряда по одной-две самые привлекательные карточки. Вместе они образуют формулу идеальной профессии, и теперь подросток должен подумать, какие профессии подходят под эту формулу. Если он не справляется, психолог помогает, предлагает свои варианты.

Для работы с профессьянсом понадобится свободный стол, например, школьная парта, на которой поместятся 5 рядов по 9 карточек 6?8 см и формула профессии, состоящая из 5-8 карточек.

Обычно консультация занимает 1-1,5 часа. Бывают подростки, которым трудно сосредоточиться на вопросе, не отвлекаться от темы, не уходить в несущественные для этой работы подробности. Некоторые очень долго думают над раскладом. Бывают и психологи, которые любят поработать основательно, обсудить буквально каждую карточку. В этом случае работа может сильно затянуться, и это грозит переутомлением подростка, снижением мотивации к работе с профессьянсом. Важно вовремя заметить такую тенденцию и постараться работать несколько собраннее, жестче, динамичнее.

Важно также, чтобы консультация, по возможности, проводилась в первой половине дня, когда человек находится в оптимальном физическом и умственном состоянии.

Несколько слов о позиции консультанта. Задача работы с профессьянсом - активизировать субъекта самоопределения, т.е. помочь подростку самостоятельно задуматься о своих интересах, особенностях характера, способностях и выборах, увлечь его этой темой, подтолкнуть к размышлениям о своем соответствии той или иной профессии, о том, как лучше себя реализовать в труде. Если вспомнить известную пословицу ? "Хочешь один раз накормить человека - дай ему рыбу, хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбу ловить", то в нашем случае "накормить рыбой" - это давать советы о том, что подходит или не подходит, "как правильно", т.е. предлагать готовые решения. Кроме того, что такие советы не развивают подростка, они делают консультанта ответственным за решения о дальнейшем профессиональном пути оптанта.

Активизирующая методика "Формула-5" - как раз один из способов, который "учит ловить рыбу": она предоставляет подростку средство анализа ситуации выбора (в нашем случае это карточки, наглядно представляющие основания классификации профессий) и правила пользования им. Поэтому для психолога важно свести к минимуму свои объяснения, не навязывать свою точку зрения, а стараться, чтобы подросток сам объяснил свое понимание характеристик труда и высказал отношение к ним. Не убеждать в чем-то, не спорить, а умело задавать наводящие вопросы. Насколько они будут эффективны с точки зрения активизации субъекта самоопределения, зависит от психолога-консультанта, его понимания ситуации, его включенности в работу и гибкости мышления.

Особые приемы и техники

О некоторых техниках, таких как разделение формулы профессии на молекулы или активизирующие вопросы, рассказывал в своих книгах и на лекциях сам Н.С. Пряжников, некоторые возникли в процессе нашей работы с методикой. Попробуем их обозначить.

1. Провокации. Наряду с уточняющими вопросами ("Что для тебя значит то, что написано на этой карточке?", "Почему ты положил эту карточку сюда (в конец/в начало)?", "Эта карточка перевернута - как бы ты это объяснил?", "Как можно это преодолеть?", "Ты пользовался когда-нибудь этим средством?", "Что это дает тебе?" и т.п.) могут быть вопросы с подковыркой в духе "А что если…". Их консультант задает, если какое-то расположение карточек в раскладе кажется ему спорным, если у него возникло ощущение, что подросток плохо понимает содержание каких-то карточек и их взаимосвязи. Провокации помогают подростку глубже осознать спорные, противоречивые ситуации и вызывают желание поработать с ними.

Например, психолог может попросить подростка отвернуться и переставить какие-то карточки местами и спросить, изменилось ли что-то в раскладе. Если подросток хорошо осознает свои предпочтения, он заметит перемену. Если нет, это повод для разговора. Как правило, такая техника, напоминающая игру, вызывает азарт, желание в следующий раз быть внимательнее и осознаннее работать с раскладом.

Можно переставить одну из перевернутых или вызывающих неприязнь карточек в самое начало и спросить подростка: "Каким бы ты был, если бы положил эту карточку сюда?" Можно на этапе работы с формулой профессии назвать какую-нибудь явно неподходящую под нее профессию и посмотреть, как оптант отреагирует.

Среди карточек есть и сами по себе провокационные, вызывающие яркую эмоциональную реакцию. Наиболее показательна в этом смысле карточка особых условий "Возможность выпивать и ругаться на работе" (О3), которую большинство подростков не раздумывая кладут в конец.

2. Сопоставление карточек, поиск парадоксов. Можно сопоставить цели и средства (по аналогии с методикой М. Рокича "Ценностные ориентации"), а также любые другие карточки из любого ряда, которые привлекли внимание своим сочетанием (или несочетаемостью).

Например, подростку нравятся карточки "Руководить, организовывать людей" и "Преобразовывать сознание человека", но карточку "Ответственность" он поставил в конец ряда как неприятную. В этом случае можно поговорить с подростком о том, что такое ответственность, в каких профессиях она нужна больше, а в каких меньше и почему, насколько она важна для руководителя и почему и т.д.

3. Разделение рядов. Этот прием возник в процессе работы с одним из подростков, пришедших на консультацию в наш центр. Можно предложить подростку разделить каждый ряд карточек на две или три зоны: наиболее привлекательные, не вызывающие сильных эмоций и наиболее отталкивающие. Это позволяет отчетливо увидеть некоторые особенности восприятия подростком мира профессий и самой ситуации выбора, например, негативизм (когда мало что из указанного на карточках радует и большинство из них сдвинуто вправо, в зону неприязни), или неопределенность (когда карточки трудно разделить на зоны, все нравится, все интересно) и при необходимости обратить внимание подростка на это.

Все описанные приемы работы помогают достичь активизирующего эффекта, который может проявляться по-разному. Например, поразмышляв вместе с психологом над некоторыми парадоксами своего расклада, подросток начинает вносить в него изменения, перекладывать карточки, осознавая по-новому степень их значимости для себя. Бывает так, что в начале встречи подросток дает на вопросы психолога "готовые ответы", усвоенные от учителей и родителей, от сверстников или из СМИ. Ближе к середине сеанса, всерьез озадачившись некоторыми несоответствиями в своих не до конца осмысленных взглядах, подросток выглядит немного озадаченным, но к концу становится увереннее, начинает сам обосновывать свои решения.

Еще один интересный эффект работы с профессьянсом проявляется иногда на заключительном этапе работы - при построении формулы профессии, когда психолог предлагает подростку выбрать любые 6-8 карточек, наиболее близких и важных для него. Здесь случаются неожиданности. Можно было бы ожидать, что карточки будут отобраны с первых мест, ведь раскладывались они в порядке предпочтения. Но карточки берутся как из начала, так и из середины, будто в сознании произошло какое-то переключение, инерция преодолена и приоритеты выстроились по-новому. Это один из явных показателей, что работа проведена не напрасно и подросток смог всерьез задуматься о том, что для него важно и почему.



2019-10-11 205 Обсуждений (0)
Особые приемы и техники 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особые приемы и техники

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)