Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трудности работы с профессьянсом и способы их преодоления



2019-10-11 312 Обсуждений (0)
Трудности работы с профессьянсом и способы их преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок




Наибольшая сложность - это установка на чудо и неочевидность результата для родителей, которые иногда приходят на консультацию. Они рассчитывают (особенно если услуга платная) получить готовый, четко обоснованный ответ на вопрос, какая же профессия, профильный класс, учебное заведение и т.д. подходят их ребенку, и когда психолог говорит, что результат неявный, отсроченный, что самоопределение - это длительный процесс, заметно становится разочарование взрослых. Для них показателем эффективности консультации была бы бумажка с "чудесным рецептом". Профессьянс же не предполагает никаких распечаток, результат его возникает в самом процессе беседы по карточкам и переходит в те изменения, которые в случае успешной работы психолога с подростком начнут происходить в его сознании и проявляться в его решениях. Проверить эффективность этой работы очень непросто. Доказать родителю, что мы не "просто пораскладывали карточки и поговорили", а получили результат, бывает затруднительно.

Препятствиями для успешной профориентационной работы могут оказаться также особенности самого психолога: его тревожность, неуверенность в себе, неумение принимать быстрые решения, оперативно реагировать на вопросы подростка, проблемы с вниманием и памятью, недостаточная осведомленность о современных профессиях и т.д. Некоторым психологам нужно время для того, чтобы разобраться в ситуации своего клиента, и необходимость оперативно подобрать несколько профессий к формуле оказывается для них стрессом.

Иногда бывает, что сам подросток плохо идет на контакт, негативно настроен или просто устал; встречаются подростки, отстаивающие свое мнение и не склонные менять свою точку зрения; бывают пассивные ребята, которых трудно разговорить. И к каждому нужно найти свой подход, чтобы результат встречи, активизирующий эффект был достигнут.

Встречаются ситуации, когда подростку (или его родителю) мешает образ конкретной профессии. Расклад карточек делается в соответствии с ней и отойти от него трудно. Работа может оказаться непродуктивной, если психолог вовремя не заметит этого и не обратит внимание клиента на проблему.

Чтобы избежать трудностей, о которых мы говорили выше, предлагаем несколько советов по подготовке к работе с профессьянсом, позволяющие эффективнее проводить профориентационную работу с использованием активизирующих методов.

1. Перед тем, как работать с профессьянсом, потренируйтесь на себе и на знакомых. Разложите профессьянс для себя. Скорее всего, вы хорошо себя знаете, поэтому вам проще будет понять особенности работы с карточками и освоить все приемы без лишней суеты. Пофантазируйте, как бы вы разложили карточки, будучи подростком. Предложите своим друзьям пройти у вас профессьянс и обсудите вместе с ними результаты.

2. Поработайте с каждой карточкой, вникните в ее содержание, продумайте примеры современных профессий и специальностей. Каждая карточка может стать поводом для развернутой беседы, и вы должны быть готовы поддержать ее.

3. Поработайте с сочетаниями карточек, чтобы не было затруднений на этапе работы с формулой профессии. Для этого можно:

  • Наугад вытаскивать из колоды пару карточек, затем тройки и т.д. (можно даже одинаковые по основанию, например, разные предметы труда) и поразмышлять о том, чем они различаются и в чем сходство, насколько они совместимы, получаются ли из этого сочетания какие-то профессии и какие карточки хорошо бы их дополнили. Например, цели труда "Преобразовывать человеческое мышление" и "Организовывать людей" связаны с предметом труда "Взрослые люди" или "Дети" и с условием "Ответственность", обе связаны с умением оказывать влияние на человека, но есть между ними и существенные различия. Подумайте, какие.
  • Самостоятельно составить матрицы профессий по разным основаниям: например, цели и средства, предмет и условия, цели и предмет и т.д.:


Цели/Предмет

Техника Знаковые системы Общественные, экономические, социально-политические системы
Оценивать, проверять, контролировать Механик автосервиса, техник-контролер Редактор, корректор Налоговый инспектор
Исследовать что-либо, делать открытия Инженер-конструктор, летчик-испытатель Филолог, психолингвист, программист, математик, физик Политолог, экономист, психолог
Перемещать, транспортировать что-либо Водитель, летчик Почтальон, курьер, логистик Инкассатор

 

Чем больше получится список профессий по каждому сочетанию, тем лучше, тем шире диапазон выбора.

4. Изучайте современный мир профессий, старайтесь регулярно обновлять свои знания о мире профессий и рынке труда - просматривать статьи об учебных заведениях и специальностях, изучать банки вакансий на сайтах по трудоустройству, изучать материалы профессиональных сообществ, общаться с представителями различных профессий, сотрудниками коммерческих и государственных организаций, чтобы лучше понять специфику их деятельности. Пользуйтесь справочниками по вузам и профессиям [8, 9]. Попробуйте взять случайные специальности из них (например, бренд-менеджер, инженер-технолог легкой промышленности, летчик-испытатель, воспитатель детского сада) и сделать для них расклад профессьянса.

5. Тренируйте гибкость мышления, развивайте находчивость и память. В этом вам помогут книги по развитию памяти, по креативности и творческому мышлению. К примеру, с помощью мнемосхем, описанных в книгах Тони Бьюзена, вы сможете удобно структурировать большой объем постоянно изменяющейся информации об актуальных профессиях, составить свою удобную классификацию специальностей (например, по предметам труда), которая поможет вам находить подходящие к формуле профессии, не пытаясь перебирать все случайно приходящие на ум варианты.

6. Заранее уточняйте запрос клиентов: подойдет ли им "Формула-5" или нужна другая форма помощи? Иногда к нам обращаются родители с просьбой определить, какой профильный класс подходит их ребенку - гуманитарный или математический, или с жалобой на трудности с обучением, вниманием, усидчивостью и т.п. В этом случае профессьянс если и поможет, то косвенно. Скорее всего, методика даст активизирующий эффект, но основной запрос удовлетворен не будет. В любом случае для психолога очень важно уметь понять, чего же на самом деле хочет клиент, какая проблема на самом деле скрывается за его просьбой.

7. Используйте профессьянс в комплексе с другими профориентационными методиками. "Формула-5" может использоваться как самостоятельная методика, но если проводить ее после какой-нибудь методики объективной диагностики, как это, например, происходит в Центре тестирования и развития "Гуманитарные Технологии", подросток (и в еще большей степени его родители) более удовлетворены результатом. "Формула-5" хорошо дополняет профориентационный комплекс тестирования "Профориентатор": уже имеется список наиболее подходящих специальностей, полученный в результате прохождения серии тестов для диагностики склада личности, мотивационной сферы и структуры интеллекта, и работа с профессьянсом позволяет уточнить этот результат: остановиться на нескольких специальностях из списка и наглядно показать, что же из него подходит, а что ? нет, и почему, понять, что мешает выбору, над чем можно поработать. Иными словами, являясь дополнением к профориентационному тестированию, "Формула-5" позволяет снять неопределенность в выборе, а также сформировать заинтересованность в самостоятельном принятии решения.

8. Отчет-заключение о сеансе профессьянса. Можно заготовить бланки, на которых сразу после завершения беседы можно написать краткий отчет для родителей с формулой оптимальной профессии и списком рекомендаций. Рекомендациями в нашем случае могут быть как специальности и учебные заведения, где им можно обучиться, так и просто темы для размышления, которые показались вам актуальными, "проблемными зонами" проведенной встречи. Однако нужно помнить, что в стандартную схему работы по профессьянсу такая процедура не входит и даже в чем-то противоречит ее принципам: заинтересовать подростка, вызвать желание разобраться в своей ситуации самостоятельно, не давая советов и готовых рецептов.

9. Рефлексия и обратная связь. Старайтесь после каждого сеанса профессьянса ответить себе на вопросы о том, что получилось хорошо, а что вызвало трудности и как можно их избежать в следующий раз. Кроме того, вы можете попросить своих клиентов заполнить анкету обратной связи или устно поделиться с вами своими впечатлениями о встрече. Это поможет вам более объективно оценить результат своей работы и понять, над чем имеет смысл поработать.

10. Записывайте расклад каждого сеанса. Запись расклада позволит вам вернуться к ситуации любого клиента, проанализировать разные случаи, поискать закономерности. Это также может пригодиться, если подросток через некоторое время вновь обратится к вам за помощью, и вы сможете восстановить его расклад. Расклад можно быстро записать с помощью сокращений, а динамику перестановок карточек в процессе беседы можно передать с помощью стрелочек. Пример реального расклада 12-летнего подростка приведен на рисунке.

Рис.1.

Ц - цели труда; П - предмет труда; С - средства труда;

У - условия труда; О - особые условия. Цифры обозначают номера карточек.

Перевернутые обратной стороной карточки отмечены перечеркиванием.

Кружком со стрелкой обозначено перемещение карточки У6 со второй на седьмую позицию.

Квадратной рамкой выделены карточки, отобранные подростком в формулу профессии.

Итак, профессьянс - полезная, а для некоторых подростков незаменимая профориентационная методика, позволяющая сделать выбор более осознанно. Однако располагать хорошим средством оказания помощи недостаточно, важно уметь им пользоваться. Надеемся, что этот материал поможет вам освоить "Формулу-5" и с легкостью обойти все подводные камни, с которыми сталкиваются психологи-профконсультанты.

Подробнее о Профессьянсе и других активизирующих профориентационных методиках Вы можете узнать из книг их автора, Н.С. Пряжникова, а также на сайте Центра или по телефону (495) 504-3479.

Также в нашем Центре Вы можете приобрести набор карточек для Профессьянса "Формула-5", предварительно заказа их по телефону: (495) 504-3479, 642-2434.

 



2019-10-11 312 Обсуждений (0)
Трудности работы с профессьянсом и способы их преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трудности работы с профессьянсом и способы их преодоления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)