Трудности работы с профессьянсом и способы их преодоления
Наибольшая сложность - это установка на чудо и неочевидность результата для родителей, которые иногда приходят на консультацию. Они рассчитывают (особенно если услуга платная) получить готовый, четко обоснованный ответ на вопрос, какая же профессия, профильный класс, учебное заведение и т.д. подходят их ребенку, и когда психолог говорит, что результат неявный, отсроченный, что самоопределение - это длительный процесс, заметно становится разочарование взрослых. Для них показателем эффективности консультации была бы бумажка с "чудесным рецептом". Профессьянс же не предполагает никаких распечаток, результат его возникает в самом процессе беседы по карточкам и переходит в те изменения, которые в случае успешной работы психолога с подростком начнут происходить в его сознании и проявляться в его решениях. Проверить эффективность этой работы очень непросто. Доказать родителю, что мы не "просто пораскладывали карточки и поговорили", а получили результат, бывает затруднительно. Препятствиями для успешной профориентационной работы могут оказаться также особенности самого психолога: его тревожность, неуверенность в себе, неумение принимать быстрые решения, оперативно реагировать на вопросы подростка, проблемы с вниманием и памятью, недостаточная осведомленность о современных профессиях и т.д. Некоторым психологам нужно время для того, чтобы разобраться в ситуации своего клиента, и необходимость оперативно подобрать несколько профессий к формуле оказывается для них стрессом. Иногда бывает, что сам подросток плохо идет на контакт, негативно настроен или просто устал; встречаются подростки, отстаивающие свое мнение и не склонные менять свою точку зрения; бывают пассивные ребята, которых трудно разговорить. И к каждому нужно найти свой подход, чтобы результат встречи, активизирующий эффект был достигнут. Встречаются ситуации, когда подростку (или его родителю) мешает образ конкретной профессии. Расклад карточек делается в соответствии с ней и отойти от него трудно. Работа может оказаться непродуктивной, если психолог вовремя не заметит этого и не обратит внимание клиента на проблему. Чтобы избежать трудностей, о которых мы говорили выше, предлагаем несколько советов по подготовке к работе с профессьянсом, позволяющие эффективнее проводить профориентационную работу с использованием активизирующих методов. 1. Перед тем, как работать с профессьянсом, потренируйтесь на себе и на знакомых. Разложите профессьянс для себя. Скорее всего, вы хорошо себя знаете, поэтому вам проще будет понять особенности работы с карточками и освоить все приемы без лишней суеты. Пофантазируйте, как бы вы разложили карточки, будучи подростком. Предложите своим друзьям пройти у вас профессьянс и обсудите вместе с ними результаты. 2. Поработайте с каждой карточкой, вникните в ее содержание, продумайте примеры современных профессий и специальностей. Каждая карточка может стать поводом для развернутой беседы, и вы должны быть готовы поддержать ее. 3. Поработайте с сочетаниями карточек, чтобы не было затруднений на этапе работы с формулой профессии. Для этого можно:
Цели/Предмет | ||||||||||
Техника | Знаковые системы | Общественные, экономические, социально-политические системы | … | |||||||
Оценивать, проверять, контролировать | Механик автосервиса, техник-контролер | Редактор, корректор | Налоговый инспектор | … | ||||||
Исследовать что-либо, делать открытия | Инженер-конструктор, летчик-испытатель | Филолог, психолингвист, программист, математик, физик | Политолог, экономист, психолог | … | ||||||
Перемещать, транспортировать что-либо | Водитель, летчик | Почтальон, курьер, логистик | Инкассатор | … | ||||||
… | … | … | … | … |
Чем больше получится список профессий по каждому сочетанию, тем лучше, тем шире диапазон выбора.
4. Изучайте современный мир профессий, старайтесь регулярно обновлять свои знания о мире профессий и рынке труда - просматривать статьи об учебных заведениях и специальностях, изучать банки вакансий на сайтах по трудоустройству, изучать материалы профессиональных сообществ, общаться с представителями различных профессий, сотрудниками коммерческих и государственных организаций, чтобы лучше понять специфику их деятельности. Пользуйтесь справочниками по вузам и профессиям [8, 9]. Попробуйте взять случайные специальности из них (например, бренд-менеджер, инженер-технолог легкой промышленности, летчик-испытатель, воспитатель детского сада) и сделать для них расклад профессьянса.
5. Тренируйте гибкость мышления, развивайте находчивость и память. В этом вам помогут книги по развитию памяти, по креативности и творческому мышлению. К примеру, с помощью мнемосхем, описанных в книгах Тони Бьюзена, вы сможете удобно структурировать большой объем постоянно изменяющейся информации об актуальных профессиях, составить свою удобную классификацию специальностей (например, по предметам труда), которая поможет вам находить подходящие к формуле профессии, не пытаясь перебирать все случайно приходящие на ум варианты.
6. Заранее уточняйте запрос клиентов: подойдет ли им "Формула-5" или нужна другая форма помощи? Иногда к нам обращаются родители с просьбой определить, какой профильный класс подходит их ребенку - гуманитарный или математический, или с жалобой на трудности с обучением, вниманием, усидчивостью и т.п. В этом случае профессьянс если и поможет, то косвенно. Скорее всего, методика даст активизирующий эффект, но основной запрос удовлетворен не будет. В любом случае для психолога очень важно уметь понять, чего же на самом деле хочет клиент, какая проблема на самом деле скрывается за его просьбой.
7. Используйте профессьянс в комплексе с другими профориентационными методиками. "Формула-5" может использоваться как самостоятельная методика, но если проводить ее после какой-нибудь методики объективной диагностики, как это, например, происходит в Центре тестирования и развития "Гуманитарные Технологии", подросток (и в еще большей степени его родители) более удовлетворены результатом. "Формула-5" хорошо дополняет профориентационный комплекс тестирования "Профориентатор": уже имеется список наиболее подходящих специальностей, полученный в результате прохождения серии тестов для диагностики склада личности, мотивационной сферы и структуры интеллекта, и работа с профессьянсом позволяет уточнить этот результат: остановиться на нескольких специальностях из списка и наглядно показать, что же из него подходит, а что ? нет, и почему, понять, что мешает выбору, над чем можно поработать. Иными словами, являясь дополнением к профориентационному тестированию, "Формула-5" позволяет снять неопределенность в выборе, а также сформировать заинтересованность в самостоятельном принятии решения.
8. Отчет-заключение о сеансе профессьянса. Можно заготовить бланки, на которых сразу после завершения беседы можно написать краткий отчет для родителей с формулой оптимальной профессии и списком рекомендаций. Рекомендациями в нашем случае могут быть как специальности и учебные заведения, где им можно обучиться, так и просто темы для размышления, которые показались вам актуальными, "проблемными зонами" проведенной встречи. Однако нужно помнить, что в стандартную схему работы по профессьянсу такая процедура не входит и даже в чем-то противоречит ее принципам: заинтересовать подростка, вызвать желание разобраться в своей ситуации самостоятельно, не давая советов и готовых рецептов.
9. Рефлексия и обратная связь. Старайтесь после каждого сеанса профессьянса ответить себе на вопросы о том, что получилось хорошо, а что вызвало трудности и как можно их избежать в следующий раз. Кроме того, вы можете попросить своих клиентов заполнить анкету обратной связи или устно поделиться с вами своими впечатлениями о встрече. Это поможет вам более объективно оценить результат своей работы и понять, над чем имеет смысл поработать.
10. Записывайте расклад каждого сеанса. Запись расклада позволит вам вернуться к ситуации любого клиента, проанализировать разные случаи, поискать закономерности. Это также может пригодиться, если подросток через некоторое время вновь обратится к вам за помощью, и вы сможете восстановить его расклад. Расклад можно быстро записать с помощью сокращений, а динамику перестановок карточек в процессе беседы можно передать с помощью стрелочек. Пример реального расклада 12-летнего подростка приведен на рисунке.
Рис.1.
Ц - цели труда; П - предмет труда; С - средства труда;
У - условия труда; О - особые условия. Цифры обозначают номера карточек.
Перевернутые обратной стороной карточки отмечены перечеркиванием.
Кружком со стрелкой обозначено перемещение карточки У6 со второй на седьмую позицию.
Квадратной рамкой выделены карточки, отобранные подростком в формулу профессии.
Итак, профессьянс - полезная, а для некоторых подростков незаменимая профориентационная методика, позволяющая сделать выбор более осознанно. Однако располагать хорошим средством оказания помощи недостаточно, важно уметь им пользоваться. Надеемся, что этот материал поможет вам освоить "Формулу-5" и с легкостью обойти все подводные камни, с которыми сталкиваются психологи-профконсультанты.
Подробнее о Профессьянсе и других активизирующих профориентационных методиках Вы можете узнать из книг их автора, Н.С. Пряжникова, а также на сайте Центра или по телефону (495) 504-3479.
Также в нашем Центре Вы можете приобрести набор карточек для Профессьянса "Формула-5", предварительно заказа их по телефону: (495) 504-3479, 642-2434.
2019-10-11 | 312 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Трудности работы с профессьянсом и способы их преодоления |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы