Психодиагностические методики для исследования акцентуаций личности подростка.
Акцентуации характера
(Р.С.Немов «Психология» Книга 3)
Методика состоит из множества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования при помощи данной методики испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три,
которые к ним относятся в наибольшей степени и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому от-
носится испытуемый, Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими
в специальный регистрационный лист, где слева перечислены названия 25 подшкал, а справа отмечаются номера выбираемых испытуемым суждений.
Регистрационный лист к методике «Акцентуации характера»
Название списка суждений
Номера выбираемых суждений
Наиболее характерные
Наименее характерные
Самочувствие
Настроение
Сон и сновидения
Пробуждение от сна
Аппетит и отношение к еде
Отношение к спиртным напиткам
Сексуальные проблемы
Отношение к одежде
Отношение к родителям
Отношение к друзьям
Отношение к окружающим
Отношение к незнакомым людям
Отношение к одиночеству
Отношение к будущему
Отношение к новому
Отношение к неудачам
Отношение к приключениям и риску
Отношение к критике и возражениям
Отношение к лидерству
Отношение к опеке и наставлениям
Отношение к правилам и законам
Оценка себя в детстве
Отношение к школе
Оценка себя в данный момент
Отношение к деньгам
Процедура работы с методикой такова. Читая каждый из следующих списков суждений, испытуемый должен сначала выбрать три наиболее характерные для него и записать соответствующие номера во второй графе регистрационного листа, а затем то же
самое сделать для наименее характерных для него, отметив соответствующие номера в третьей графе регистрационного листа. Если он не может выбрать ничего подходящего или же выбирает меньше трех суждений, то может ограничиться в своих выборах меньшим числом и, соответственно, вписывает во вторую и третью графы регистрационного листа меньшее количество цифр. При повторном чтении списка испытуемому предлагается выбрать не менее трех суждений, наименее характерных для него, и записать их номера в третью графу регистрационного листа.
В приводимых далее списках суждений справа имеется их расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г — гипертимный, Л — лабильный, Ц — циклоидный, А — астеноневротический, С — сенситивный, П — психастенический, Ш — шизоидный, Э — эпилептоидный, И — истероидный, Н — неустойчивый, К — конформный.
Оценка результатов
За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астеноневротического характера, а за выбор символов ГШК — три балла, причем в данном случае по данному баллу получают показатели развитости у
него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, шизоидного и конформного.
Выводы об уровне развития
Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым. Ниже приводится таблица 19, в соответствии с которой по количеству набранных баллов можно судить остепени развитости у испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа указано количество баллов, соответствующее трем уровням развитости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому. Например, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов, то по уровню развития у него соответствующей акцентуации характера он считается находящимся на среднем уровне; если по конформности(К) у него оказалось 10 баллов, то делается вывод о том, что он находится на высоком уровне развития.
Ключ к оценке степени развитости акцентуаций характера
Акцентуации
характера
Уровень развития акцентуаций характера
низкий
средний
высокий
Гипертимность (Г)
1-8
9-18
19-26
Циклоидность(Ц)
1-8
9-18
19-26
Лабильность (Л)
1-10
11-20
21-32
Лстеноневротичиость (Л)
1-6
7-13
11-19
Сеиситинность (С)
1-9
10-19
20-21
Психастсиичиость (II)
1-8
9-16
17-21
Шизоидность (111)
1-7
8-15
16-22
Эиилентоидность (Э)
1-10
11-20
21-32
Истсроидность (И)
1-10
11-22
23-33
Неустойчивость (II)
1-5
6-12
13-17
Конформность (К)
1-3
4-7
8-10
В карту индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника вносятся словесные оценки уровня развития каждой акцентуированной черты .характера.
С помощью данной методики определяются акцентуации характера человека и по ним устанавливаются те типы акцентуаций характера, которые доминируют у данного человека. Ниже приведены краткие описания типов акцентуированных характеров, определяемых при помощи данной методики.
Подшкалы методики оценки акцентуаций характера с
их названиями
Самочувствие
Суждение
Наиболее характерные
Наименее характерные
1. У меня почти всегда плохое самочувствие
2. Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил
3. Дни и недели хорошего самочувствия у меня чередуются с днями, когда я себя чувствую плохо
4. Моё самочувствие иногда меняется по нескольку раз в день
5. У меня почти всегда что-нибудь болит
6. Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и неудач
7. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей
8. Я легко переношу боль и физические страдания
9. Моё самочувствие вполне удовлетворительное
10. У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровождаемые раздражением и чувством тоски
11. Моё самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие люди
12. Я очень плохо переношу боль и физические страдания
Настроение
Суждение
Наиболее характерные
Наименее характерные
1. Настроение у меня, как правило, хорошее
2. Моё настроение легко меняется по незначительному поводу
3. У меня настроение не очень зависит от людей, среди которых я
нахожусь
4. У меня почти всегда плохое настроение
5. Моё настроение зависит от самочувствия
6. Когда меня оставляют одного, то моё настроение улучшается
7. У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достаётся окружающим
8. У меня не бывает уныния и грусти, но нередко возникают раздраженность и гнев
9. Малейшие неприятности сильно меня огорчают
10. Периоды хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения
11. Моё настроение обычно такое же, как у окружающих людей
Сон и сновидения
Суждение
Наиболее характерные
Наименее характерные
1. Обычно я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значения
2. Мой сон богат яркими, эмоциональными сновидениями
3. Я люблю помечтать перед тем, как уснуть
4. Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днём
5. Я сплю мало, редко вижу сновидения и обычно встаю бодрым
6. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные, тоскливые сновидения
7. Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то
причин
8. Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в строго определённое время
9.Если меня что-то расстроило, то я
долго не могу уснуть
10.Я часто вижу разные сны, то радостные, то неприятные
11.По ночам у меня иногда возникают приступы страха
12. Мне часто снится, что меня обижают
13. Я могу свободно регулировать свой сон
Пробуждение от сна
Суждение
Наиболее характерные
Наименее характерные
1. Мне трудно проснуться в назначенный час
2. Обычно я просыпаюсь с неприятной мыслью о том, что нужно идти
в школу или на работу
3. В одни дни я встаю весёлым и
жизнерадостным, а в другие — угнетённым и унылым без всякой на
то причины
4. Когда мне нужно, я легко просыпаюсь
5. Для меня утро — самое тяжёлое время суток
6. Мне часто не хочется просыпаться
7. Проснувшись, я нередко ещё долго переживаю то, что видел во сне
8. Периодами по утрам я чувствую себя бодрым, периодами — разбитым
9. Утром я встаю бодрым и энергичным
10. С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером
11. Нередко бывает, что, проснувшись, я сразу не могу сообразить,
где я нахожусь и что происходит со мной
12. Я обычно просыпаюсь с мыслью о том, что предстоит сделать в течение дня
13. Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать
Аппетит и отношение к еде
Суждение
Наиболее характерные
Наименее характерные
1. Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах
не мешают мне есть
2. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не
хочется есть
3. Я ем мало, иногда долго вообще ничего не ем
4. Мой аппетит зависит от настроения
5. Я люблю лакомства и деликатесы
6. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях
7. У меня хороший аппетит, но я не обжора
8. Есть такие кушания, которые вызывают у меня отвращение
9. Я предпочитаю есть немного, но очень вкусно
10. У меня плохой аппетит
11. Я люблю сытно поесть
12. Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде
13. Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю её качество
14. Мне легко можно испортить аппетит
15. Еда меня интересует прежде всего как средство для поддержания
здоровья
16. Я стараюсь придерживаться диеты, которую разработал сам
17. Я плохо переношу голод и быстро слабею от него
18. Еда не доставляет мне большого удовольствия
Отношение к спиртным напитками
Суждение
Наиболее характерные
Наименее характерные
1. Моё желание выпить зависит от настроения
2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться
3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня не тянет к спиртному
4. Я люблю выпить в весёлой, хорошей компании
5. Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение со стороны
6. Спиртное не вызывает у меня весёлого настроения
7. Я испытываю отвращение к спиртному
8. Спиртным я стараюсь заглушить приступы плохого настроения, тоски или тревоги
9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии
10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам
11. Спиртные напитки меня пугают
12. Выпив немного, я особенно ярко
13. воспринимаю окружающий мир
выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию
Сексуальные проблемы
Суждение
Наиболее характерные
Наименее характерные
1. Сексуальные проблемы мало меня беспокоят
2. Малейшая неприятность подавляет у меня влечение к другому человеку
3. Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни
4. Периоды сильного влечения чередуются у меня с периодами безразличия и холодности
5. Я быстро возбуждаюсь, но и быстро остываю, успокаиваюсь
6. При нормальной семейной жизни не должно существовать никаких половых проблем
7. У меня сильное влечение, которое трудно сдерживать
8. Моя застенчивость мне очень сильно мешает
9. Измены я бы никогда не простил
10. Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно будет мешать нормально жить и работать
11. Наибольшее удовольствие мне доставляют ухаживание и флирт
12. Я люблю анализировать своё отношение к проблемам пола, свои собственные ощущения и желания, связанные с этим
13. Своё половое влечение я считаю ненормальным и стараюсь с ним бороться
14. Считаю, что половым проблемам не следует придавать большое
значение
Отношение к одежде
Суждение
Наиболее характерные
Наименее характерные
1. Я люблю яркие и броские костюмы
2. Считаю, что надо всегда быть прилично одетым
3. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой
4. Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе внимание
5. Я никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне нравится
6. Я люблю одеваться так, чтобы было к лицу
7. Я не люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все
8. Я часто беспокоюсь о том, что мой костюм не в порядке
9. Я мало думаю об одежде
10. Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм
11. Я предпочитаю тёмные и серые тона
12. Временами мне хочется одеться ярко и модно, а временами я вообще не интересуюсь своей одеждой
Отношение к родителям
Суждение
Наиболее характерные
Наименее характерные
1. Я очень боюсь остаться без родителей
2. Я считаю, что родителей надо уважать, даже если в сердце хранишь
обиду на них
3. Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно
обижаюсь на них и спорю с ними
4. В одни моменты времени мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие — что я непослушен и причиняю родным
огорчения
5. Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни
6. Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно
внимания моему здоровью
7. Я очень люблю (любил) одного из родителей
8. Я люблю родителей, но не переношу, когда мною командуют и распоряжаются
9. Я очень люблю маму и боюсь, что с ней что-нибудь случится
10. Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) своих родителей
11Родители меня слишком притесняли и во всём навязывали свою
волю
12. Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими
13. Я считаю себя виноватым перед родителями
Отношение к друзьям
Суждение
Наиболее характерные
Наименее характерные
1. Мне не раз приходилось убеждаться в том, что дружат из-за выгоды
2. Я хорошо чувствую себя с теми, кто мне сочувствует
3. Для меня важен не один друг, а целый дружный коллектив
4. Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить,
вселить уверенность, успокоить
5. По друзьям, с которыми пришлось расстаться, я долго не скучаю и
быстро нахожу себе новых друзей
6. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей
7. Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем хотелось бы
8. Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю к людям
9. Я предпочитаю тех друзей, которые внимательно относятся ко мне
10. Я сам выбираю себе друзей, но бросаю их, если разочаровываюсь в
них
11. Я не могу найти себе друга по душе
12. У меня нет никакого желания иметь друга
13. Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами
избегаю их
14. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями
15. Я люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним