Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня.



2019-10-11 253 Обсуждений (0)
Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основой для выдвижения гипотез служат знания о типичных особенностях функционирования психической системы, имеющиеся у специалиста до проведения диагностики. На этом этапе психодиагностического процесса происходит так называемое субъективное перекодирование. Наступает как бы переломный момент: если раньше рассуждения шли от следствия к причинам, то теперь – от возможных причин к следствию, проверке гипотез, накоплению дополнительного материала, их детерминировать.

3. Этап проверки гипотез, включающий в себя: а) выбор средств для проверки адекватных гипотез(ы), например психодиагностические методики или анализ продуктов деятельности; б) процедуру измерения и оценки актуального состояния психической системы или ее различных элементов; в) интерпретацию результатов психологического обследования с точки зрения нормы.

Особенность этого этапа составляет широта имеющихся в психодиагностической практике средств измерения и оценки показателей функционирования психической системы (психологических особенностей личности), а также степень владения ими.

4. Этап построения диагностического заключения и формулирования психологического диагноза. Подтверждение на предыдущем этапе той или иной гипотезы позволяет специалисту сделать необходимый вывод о причинах возникших противоречий и ответить на вопрос, поставленный в ходе формулирования проблемы, отнести распознаваемое явление к определенному типу.

5. Этап индивидуализации психологического диагноза. На этом этапе поставленный диагноз конкретизируется и переводится на язык адресата. Его важность определяется активным участием человека, формулировавшего проблему, и степенью его заинтересованности в реализации полученных результатов, так как эффективная психологическая помощь может быть оказана только в случае консенсуса между участниками психодиагностического процесса.

6. Формулировка рекомендаций и составление программы по оказанию психологической помощи. Успешность этого этапа зависит от опытности специалиста, наличия различных средств коррекции в его арсенале, эффективного владения этими средствами и умения подобрать оптимальные из них для конкретного случая. Следует заметить, что «необязательность» рекомендаций или разработки программы действий не снимает со специалиста ответственности за проделанную работу и указанные в диагностическом заключении выводы.

7. Наблюдение за человеком после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения. Цель этого этапа – проверка психодиагностического решения результатами коррекционно–развивающей работы с последующей формулировкой психологического диагноза еще раз – по результатам воздействия (катамнез). Позитивные изменения в разрешении возникшей проблемы или устранения имеющегося неблагополучия в ходе оказания психологической помощи являются подтверждением успешной диагностической работы.

Психологический диагноз как развернутое заключение о количественных и качественных особенностях психического развития на конкретном этапе жизненного пути.

 Ступени психологического диагноза по Л.С.Выготскому.

Структура психодиагностического исследования определяется его выраженной измерительно-испытательской направленностью и ориентацией на постановку психологического диагноза. Психодиагностическое исследование включает в себя три этапа, которые условно можно обозначить как подготовительный, основной и заключительный. Каждый этап преследует свои определенные задачи, которые направлены на постановку надежного и объективного диагноза.

Подготовительный этап - предполагает тщательную подготовку к проведению исследования. Включает в себя ряд важных для всего обследования шагов, среди которых:

• постановка цели исследования; • выдвижение психодиагностической гипотезы

• постановка конкретных задач; • определение объекта исследования

• создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики;

• проведение пилотажного исследования (в случае необходимости).

Основной этап - ориентирован на непосредственное проведение психодиагностического исследования. Это "живая" работа психолога-диагноста. Длительность основного этапа зависит от глобальности поставленных целей, количества конкретных задач, психического состояния обследуемых и ряда других как психологических, так и непсихологических факторов. Завершается основной этап первичным обобщением психологической информации.

 Заключительный этап - включает в себя интерпретацию полученного материала, сопоставление результатов с выдвинутой в начале исследования гипотезой. В завершении последнего этапа психолог-диагност составляет заключение по результатам проведенного исследования.

Понятие "психологический диагноз" - ключевое в психологической диагностике и в то же время наименее разработанное. Им пользуются все психологи-диагносты, хотя единое представление о сути, специфики и содержании психологической информации, необходимой для постановки диагноза, отсутствует. Дальнейшее расширение функций психолога-диагноста, как и совершенствование системы профессиональной подготовки психологов непосредственно связано с разработкой этого понятия.

Л.С.Выготский установил три ступени психологического диагноза.
Первая ступень - Симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым затем делается практический вывод.

Вторая ступень - Этиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных психических особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

Третья ступень - Типологический диагноз (высший уровень). Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности.

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические им выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными, Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность.

Термин «валидность» — евроязычного происхождения означает: «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначается.

 Валидность может быть теоретической и практической (эмпирической), внутренней и внешней. Валидность теоретическая определяется по соответствию I показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посредством других методик — таких, с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость. Валидность эмпирическая проверяется по соответствию диа­гностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого.

Валидность внутренняя означает соответствие содержащих­ся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне невалид­ной или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов изме­ряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняяэто примерно тоже самое, что и эм­пирическая валидность, с той лишь разницей, что в данном слу­чае речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Надежность методики характеризует возможность получе­ния с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инст­румента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).

Надежность психодиагностической методики можно устано­вить двумя способами: путем сравнения результатов, получае­мых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

Точность методики отражает ее способность тонко реагиро­вать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происхо­дящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно срав­нивать с точностью технических измерительных инструментов. Метр, например, разделенный только на сантиметры, будет грубее измерять длину, чем линейка, градуированная по миллимет­рам. В свою очередь микрометр — прибор, позволяющий оцени­вать длины, отличающиеся друг от друга на 0,001 мм, будет на­много более точным измерительным инструментом, чем школь­ная линейка.

Однозначность  методики характеризуется тем, в какой сте­пени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Если наряду с этим свойством в получае­мых показателях отражаются и другие, никак не связанные с дан­ной методикой, выходящие за пределы ее валидности, то счи­тается, что методика не соответствует критерию однозначности, хотя при этом частично может оставаться  валидной.

Прежде чем применять в практической психодиагностике те или иные методики, экспериментатор должен убедиться в том, что они отвечают требованиям валидности, надежности, точнос­ти и однозначности. Самыми важными из названных четырех критериев являются первые два: валидность и надежность, и если измерительный инструмент им не соответствует, то его вообще нельзя использовать как средство психодиагностики.

 



2019-10-11 253 Обсуждений (0)
Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)