Основные идеи Львовско-варшавской логико-философской школы.
ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА – направление аналитической философии, образованное группой логиков, философов и математиков, работавших гл. о. в Варшаве и Львове в кон. 19-го и в 1-й пол. 20 в. Основатель школы – К.Твардовский. Львовско-варшавская школа внесла значительный вклад в философию языка, логическую семантику и семиотику, в разработку систем неклассической логики, теорию множеств. Представителям школы принадлежат ценные металогические, математические и методологические исследования (теория индукции, строение и функции научной теории, разработка аксиоматического метода, теория вероятностей, принципы построения иерархии формализованных языков, доказательства важнейших теорем о полноте и разрешимости для ряда исчислений), ряд фундаментальных работ по психологии, социологии, науковедению, истории философии, этике, эстетике. Философские воззрения представителей школы не были однородными. Для большинства из них характерна ориентировка на логико-аналитические методы, скептицизм по отношению к традиционной (доаналитической) философии, идея «демаркационизма» (очищения языка науки и философии от «псевдопонятий» и связанных с ними «псевдопроблем» мировоззренческого плана). Школу объединял способ, метод философствования и общий научный язык – «метапарадигма», способная в силу своей общности вместить пестрое многообразие научных взглядов и позиций представителей школы. Значительную роль в общей структуре философских воззрений школы играли идеи номинализма (Котарбиньский, Ст.Лесьневский, З.Завирский, С.Балей и др.), феноменологическая теория познания (Л. Блауштейн), неотомистская концепция истины (Я.Саламуха, Ф.Климке), идеи методологического конвенционализма (Айдукевич).
1)Основывается на Аристотеля,он разделил все на психологические акты и акты суждений. Его фундаментальный метод включал метафизическое решение проблем. Метафизика, как вспомогательная основа. Истина –соответствие действительности. Язык определяется через истину Семиотика- соотношение мысли и языка.-наблюдение за детской речью. Между мыслями и их словесным воплощением возникает столь тесная связь,что мышление позже уже никогда не происходит без более или менее ясного осознания знаков. Развитие мышления при помощи артикуляции-внутренняя артикуляция. Язык способствует упрощению мыслей,делая возможным символическое мышление. Мышление теряет связь с миром Несовершенство языка и его эмоциональная окрашенность (не всё можно им выразить) Вся его школа- Тезис : « Символ представляет вещь, а не замещает её». Есть различные критерии языка и некоторые суждения (категориматические суждения –в которых дан предмет, к которому направлены чувства). Эти чувства –а)логическое( они независимы, безотносительны к результату, неприятное логическое чувство должно возникать когда проблему невозможно решать, оценка суждения, наличие содержания.;б) чувства оценки, зависящие от суждений. Отсюда 2 теории суждения: Аллогеническая-теория от Аристотеля до середины 19в-суждение-комбинация понятий. Идеогеническая(стоики-суждение-психический акт-суждение отдельно. В каждом суждении он различал: Акт-утверждение или отбрасывания содержания Содержание-существование или несуществование чего-либо Предмет-то,чьё существование отбрасывается или утверждается. В центре любого суждения есть предмет. Результат и процесс суждения(кстати, Твардовский вводит эти понятия) Процесс суждения- психологический процесс благодаря которому суждения появляются Результат суждения-логика Результаты могут быть продолжительными(рисунок) и непродолжительными (пение) Продолжительные включают в себя- физические и психофизические(бег), но нет психических, так как они не выражаются Непродолжительные включают в себя физических, психические(мысль) и психофизические(письмо). Концепция значения-если психофизический результат выражает психическо,то он выражает различные психические значения. Результат-какой-либо знак. Понятие системы и структуры языка. Система языка-это инвентарь его единиц,объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям. Структура языка-отношения между ярусами и частями. Единица языка-элемент,отличающий друг от друга назначением. Назначения бывают: 1)Номинативные, называющие лово,лексема; 2)Коммуникативные,предложение 3)строевые(фонемы, морфемы) Единицы языка распределяются по категориям и по ярусам. Категории языка: совокупность единиц и категорий:фонетический,морфологический,синтаксический,лексический. А) группа однородных единиц: буквы, часть речи.. Ярусы зависят друг от друга. Отношения между ярусами 1)Парадигматические(единицы объединяются в отношении системы падежей) 2)Синтагматические( единицы языка объединяются в последовательность) 3)Ассоциативные( совпадения образцов явлений действительности по смежности, по контрасту, по сходству ,метафора, эпитет 4)Иерархическая(отношения между неоднородными элементами, предложение или слово) 2 рода теории 1)Субстанциональная(структура языка исходит из коммуникативной функции) 2)Операциональная-новые методики описания языка. 23. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА В РАБОТАХ К.ТВАРДОВСКОГО Развитое мышление происходит только при помощи языковой артикуляции, хотя бы тихой,. Язык способствует упрощению мыслительной деятельности, делая возможным т.н. символическое мышление.Однако символическое мышление часто приводит к тому, что это мышление теряет всякую связь с действительностью, т.е. символы оказываются лишенными интерпретации.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |