Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система и структура языка                                                        



2019-08-13 265 Обсуждений (0)
Система и структура языка                                                         0.00 из 5.00 0 оценок




Системасовокупность элементов и тех отношений, в которые эти элементы вступают. Системы: естеств. и искусств., технич., первичные и вторичные, сложные и простые. Система яз. = единицы языка + структура.Система языка – совокупность единиц яз.и тех отношений, в которые могут вступать друг с другом эти единицы. Сист.яз.сложнаясистема, т.к. является системой систем, состоит из уровней, которые сами являются системами.Простаясист., т.к. единицы однотипны.

Структура– самиотношения, в которые вступают эти элементы. То есть структура – это часть системы. Структура характерна для всех наук. (биология, химия, лингвистика)

20-30гг – появление нового направления в языкознании – структурализм. Структуралисты изучают только структуру языка. Существует Пражский, Лондонский, Датский и Американский структурализм.

Условия для системы:

· В системе должно быть множество элементов(10^8, 10^10). Язык одна из самых сложных систем по количеству знаков.

· Система должна быть целостная. Целостность системы обеспечивают связи.

Таким образом, система представляет собой единицы + структуру.

Щербапридумал фразу с так называемыми «чистыми отношениями» (только структура) между единицами. В этой фразе использованы несуществующие слова для того, чтобы абстрагироваться от их значений и таким образом показать толькоотношения между ними. «Глокаякуздраштекокудланулабокра и курдячитбокренка»

«Структуры стабильны, они определяют систему языка.» -- Ф. де Соссюр. Также Соссюр сравнивал систему языка с шахматной доской. Она определяется не материалом, а структурой.

Чтобы дать полное описание системы языка, надо описать:

· инвентарь языка(единицы языка) – это дескриптивный подход

· связи между единицами – структурный подход

· функции, которые данная система выполняет – функциональный подход

Существует некоторые другие подходы к описанию системы:

· Страфикационный подход – как соотносятся разные части системы, по уровням.

· Динамический подход –каким образом происходит переход из языка в речь.

· Семиотический подход – смыкается с дескриптивный подходом.

Язык – система динамическая, открытая, никогда не бывает полностью «правильной», но всегда к этому стремится.

Системность языка выражается не только на уровне смысла (план содержания), но и на всех других уровнях (план выражения): на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях.Из этого можно заключить, что язык – система систем.

Термин «уровень языка» появился в 60-е годы. Его ввел французский лингвист Бенвенист.

Уровень – часть системы языка, которая объединяет однотипные (гомогенные)и одноименные данному уровню единицы. Единицы каждого уровня выполняют собственные функции в языке. Уровнеобразующим элементом является сама единица (ее наличие). Есть единица, значит, есть и уровень

Не существует стилистического уровня, потому что нет соответствующей единицы.

Уровни бывают двух видов: основные и промежуточные (дополнительные)

Основных уровней 4:

· Фонетический

· Морфологический

· Лексический

· Синтаксический

На каждом уровне есть своя единицы. Эта единица существует в двух разновидностях: как единица языка и как единица речи. В чем различие? Языковые единицы – это абстракция, некая модель, ее нельзя произнести. Языковая единица потенциальна, так как у нее бесчисленное множество речевых аналогов. Однако она имеет свой речевой аналог, т.е. речевую единицу – конкретная речевая практика со смыслом, в живой речи.

На фонологическомуровне единицей языка являетсяфонема(сигнальная функция), а ее речевым вариантом являетсяфон /аллофон/звук. Фонема выполняетсмыслоразличительную функцию, онасама значения не имеет.

На морфологическомуровне единицей языка являетсяморфема (строевая функция), а ее речевой вариант –морф/алломорф.

Лексическийуровень –лексема(номинативная функция)Речевая единица –слово.

Синтаксическийуровень --предложение(коммуникативная функция), речевая единица –фраза или высказывание.

Некоторые лингвисты выделяют еще 2 уровня:

· предельно низкий уровень (уровень различительных/дифференциальных признаков фонемы –меризмы(мягкость/ твердост))

· предельно высокий уровень (уровень текста. Текста не существует, как языковой единицы. Текст существует, только как речевая единица)

Промежуточные уровни:

· морфонологический уровень (морфофонема-недоморфема, у нее не хватает значения. Например, соединительные о и е)

· фразеологический (фразеологизм)

· словообразовательный (производное слово)

В чем отличие основных уровней от дополнительных? На единицы основных уровней мы можем расчленить весь текст без остатка, (принцип безостаточной делимости текста) а на единицы промеж.уровня – нет.

Отношения между единицами. Структура языка. Бертоланфи – структура – отношения, в которые вступают единицы. В языке не все единицы взаимодействуют друг с другом. Структура – те отношения, в которые они могутвступать.

Отношения бывают двух видов:

· межвидовые (иерархические) – между единицами разных уровней.

· Внутривидовые. Имеют две разновидности:

-- синтагматические – отношения линейные и горизонтальные. Показывают, как связаны единицы одного и того же уровня в речевой цепи. -- парадигматические – (Соссюр – ассоциативные; термин «парадигматические» введен Ельмслевым) – отношения между единицами одного уровня, которыемогут встретиться в одном контексте. Иногда единицы могут встретиться в одной позиции, т. е. в одном и том же окружении. (посылаю отцу, посылаю письмо, посылаю по почте – слова «по почте», «отцу», «письмо» образуют парадигму, так как могут встреться в одном контексте). Иногда единицы образуют парадигму, потому что не могут стоять в одной позиции. (я иду – ты идешь – он идет. Иду, идешь, идет – требуют разных подлежащих и образуют парадигму) Парадигма –вертикальные отношения. Нарушение парадигматических связей может свидетельствовать о наличие психических отклонений.

Язык – система знаков. Наука, которая занимается изучением знаков, называетсясемиотика(греч. «семиос» - знак). Все, что нас окружает – знаковые системы. Язык жестов, язык Брайля, Язык Морзе,язык гонга, язык свита, музыкальные знаки, язык животных – все это языковые системы. Человеческий язык тоже является одной из систем знаков.

Языковые системы бывают: - искусственные (напр. ноты) - естественные знаковые системы (человеческий язык)

Человеческий язык – это особенная система знаков, имеющая свойства, которые отличают его от всех остальных знаковых систем. Человеческий язык –первичная знаковая система. Все остальные зн. системы – вторичны. Первичность чел. языка проявляется в том, что всеостальные системы либовозникли на базе человеческого языка, или же онимогут быть объяснены с помощью человеческого языка. Человеческий языквозникает и развивается стихийнона протяжении тысяч лет. В человеческом языке примерно50% избыточностей. Также в человеческом языке многонеточностей. Другие языковые системы таких неточностей и избыточностей не имеют. Также человеческий язык –открытая система, в то время как другие системы закрыты: человеческий язык всегда пополняется новыми элементами, а другие знак.системы не пополняются. (всего существует 7 нот, нельзя ввести 8ую). Человеческий язык – система, с помощью которой можно описать любое содержание =>универсальность.Язык – общедоступен, он принадлежит всем. Остальные знаковые системы известны только ограниченному кругу специалистов. Языковая система обладаетэмоциональностью.



2019-08-13 265 Обсуждений (0)
Система и структура языка                                                         0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система и структура языка                                                        

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)