Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отношения и воздействия в педагогическом взаимодействии



2019-10-11 251 Обсуждений (0)
Отношения и воздействия в педагогическом взаимодействии 0.00 из 5.00 0 оценок




Аксиологические основы педагогического взаимодействия.

Реферат по курсу: Общие основы педагогики.

Министерство Российской Федерации по образованию

Мурманский государственный педагогический институт

Кафедра Педагогического проектирования и образовательных технологий

Введение: раскрытие понятий аксиологии и педагогического взаимодействия.

Аксиология (от греч. ахiа) – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики человеческой цивилизации и культуры в целом.[1]

Хотя аксиология никогда не была в числе приоритетных областей отечественной философии…, среди русских философов можно отметить Н.О. Лосского.

Нетеистический аксиологический персонализм развивался М.М. Бахтиным, который видел в многообразии индивидов множество «неповторимо ценных личных миров» и настаивал вместе с тем на том, что между этими «ценностными центрами» не может возникнуть никакого противоречия; ценности реализуются только в поступках, в которых можно видеть сущностный диалог «я» и «другого».

О прикладной аксиологии правомерно говорить прежде всего в связи с аксиологическими обоснованиями этики. Ценности, согласно (Ф. фон)[2] Кучере, суть предельные нормативные основания. Исходя из этого, этика делится на нормативную (описательную) и метаэтику – исследование нормативных суждений.

В настоящее время представляется все более затруднительным выделить те области познания, в которых самым активным образом не применялись бы Аксиологические установки или по крайней мере термины. Аксиологические публикации переживают очередной бум. Проводится множество конференций и симпозиумов по широчайшему спектру аксиологических проблем.[3]

Педагогическое взаимодействие, процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие - категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке педагогическое взаимодействие выступает как одно из ключевых понятий и как научный принцип.

Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности: в познании, игре, труде, общении; его влияние проникает в ядро личностных отношений участников; оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В.А. Сухомлинского, «воспитуемым». Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых – дидактическое, воспитательное и социально-педагогические взаимодействия.

В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей.

В современном обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значительной степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые. Поэтому педагогическое взаимодействие нуждается в специальной организации.

Педагогическое взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в т.ч. в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т.п.

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник. Для взрослого участие в педагогическом взаимодействии связано с моральными трудностями, т.к. в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться возрастным или профессиональным преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию. Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т.к. в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт; в ней очень нечетка грань, за которой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью. У детей наступает ответная реакция – ребенок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и предвидят возможные осложнения в педагогическом взаимодействии. Результат педагогического взаимодействия соответствует цели воспитания – развитию личности.[4]

Отношения и воздействия в педагогическом взаимодействии

Реальный механизм установления нормальных отношений с учениками мы видим в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя мы осознаем трудность такой работы для учителя. А.С. Макаренко отмечал, что разрешение конфликтов с воспитанниками «… требует иногда прямо-таки змеиной мудрости и такта».

В многочисленных публикациях о проблеме современной школы часто отмечается, что главная ее беда – это отсутствие у учителя интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, а отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. Хочется подчеркнуть, что в этом прежде всего проявляется не желание учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешении многих конфликтов, особенно проявляющихся у начинающих учителей.

В этих ситуациях и конфликтах в определенной степени отражается уровень подготовки учителей к педагогическому взаимодействию с детьми; некоторые из них могут смутить читателей неподготовленностью учителей к такому взаимодействию, грубым нарушением норм педагогической этики в своих действиях, но ведь это реальная жизнь школы, и следует не возмущаться, а попробовать найти непростые пути конкретной помощи учителям: ведь они не только виновники таких «диких» конфликтов, но и страдающая сторона.[5]



2019-10-11 251 Обсуждений (0)
Отношения и воздействия в педагогическом взаимодействии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отношения и воздействия в педагогическом взаимодействии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)