Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выбор в условиях неопределенности



2019-10-11 230 Обсуждений (0)
Выбор в условиях неопределенности 0.00 из 5.00 0 оценок




Если потребитель в своих действиях руководствуется гипотезой рационального поведения и последовательно стремится при размещении своих сбережений к минимуму риска, то он выберет покупку акций (пример из 1.2.), так как в этом случае он получи+т больший доход с меньшим риском. Когда оценка риска произведена, то принятие решения зависит от личностных качеств человека и обстоятельств, в которых он находится. Так, отме­чено, что люди охотнее решаются на рискованные действия когда последние связаны с потерями. В случае же приобретений люди становятся более консервативными, они проявляют меньше стрем­ление рисковать.

Тем не менее, по отношению к риску людей принято объединять в несколько групп. Прежде всего, это люди не расположенные к риску. Опыт сви­детельствует, что антипатия к риску — наиболее распространенное в обществе отношение к риску. Как правило, большинство людей стремится обезопасить себя от всевозможных рискованных ситуаций. С этой целью, например, люди заключают договоры страхования жизни и здоровья, домовладений, автомобилей и другого имущества.

Вывод о преобладании в обществе антипатии к риску можно получить на основе кривой общей по­лезности. Отложим по вертикальной оси полезность, измеренную в неких условных единицах — ютилах, а по вертикальной — сумму сбережений в миллионах рублей (см. рис.1). В нашем примере накопления в 1 миллион рублей дадут потребителю 14 ютилов по­лезности. Если накопления удвоятся то величина полезности составит 22, т.е. возрастет на 8 ютилов. При утроении суммы сбережений полезность будет равна 28 ютилам, т.е. увеличится на 6 ютилов. Следовательно, увеличение сбережений на одну и ту же величину будет приносить потребителю все меньшее количество ютилов полезности. В этом проявляется принцип убывающей предельной по­лезности.

Допустим, что обладая 2 млн. рублей, наш по­требитель решил сыграть в «орлянку»»: при вы­падении «орла» сумма его сбережений увеличится на 1 млн. рублей, а при «решке» — настолько же уменьшится. Вероятность выигрыша при такой игре равна вероятности проигрыша, а математическое ожидание равно нулю. Однако совсем иным будет оценка этой игры в единицах полезности: выигрыш даст потребителю 6 ютилов, а при проигрыше он потеряет 8 ютилов. Математическое ожидание составит 0,5-6 + 0,5-( - 8) = 3 - 4= - 1 ютил.

Рациональный потребитель в такой игре участвовать не будет, он предпочтет держать свои деньги при себе, а не вкладывать их в игру, где шанс выиграть определенную сумму денег в точности равен шансу ее проиграть. Ему не нравится та неопределенность, которая связана с этой игрой. Он будет отдавать предпочтение более надежным способам вложения денег, где ценность результата меньше, но меньше и множественность вероятных результатов.

Следовательно, в рамках теории рационального поведения потребителя, индивидуум получает стойкую нерасположенность к риску почти во всех случаях. Люди не расположенные к риску составляют наиболее распространенную, но не единственную группу людей, различающихся между собой по своему отношению к риску. Практика показывает, что всегда имеются люди, охотно идущие на риск, люди, которым нравится рисковать. Не будь таких людей, общество испытывало бы большие трудности в проведении, например, лотерей, организации аукционных торгов, внедрении технических нов­шеств, развитии мелкого предпринимательства.

Статистика по развитым странам рыночной экономики говорит о том, что там ежегодно создается почти столько же мелких и мельчайших фирм, сколько и прекращают свою деятельность. Неудачи в бизнесе одних фирм отнюдь не пугают других. Рост мелких и мельчайших фирм нередко отмечается даже в условиях неблагоприятной экономической конъ­юнктуры.

Человек, расположенный к риску, отдает пред­почтение рискованным вариантам с ожидаемым значением по сравнению с вполне определенным вариантом свободным от риска при одном и том же математическом ожидании результатов. Что лежит в основе поведения людей, предпочитающих риск? Экономистами выдвинуто ряд гипотез, содержащих возможные объяснения причин такого поведения. В частности, кривая функции полезности может иметь иную конфигурацию, чем на рис. 1 Например, если эта кривая имеет выпуклые и вогнутые сегменты, то это объясняет склонность потребителя к риско­ванным предприятиям. Отдельные люди могут переоценивать вероятность выигрыша и, даже просто испытывать удовольствие от самого процесса азартной игры.

И, наконец, существует группа людей, проявля­ющих безразличие к риску. Для людей, образующих эту группу, безразлично, что выбрать — определен­ный результат с заданным исходом или ряд риско­ванных вариантов о одним и тем же математическим ожиданием.

Несмотря на разное отношение отдельных людей к риску, экономисты склонны считать, что само наличие фактора риска в сфере экономики способствует развитию и обогащению предпри­нимательской деятельности, подталкивает фирмы к принятию нетрадиционных решений, внедрению инноваций, экономии ресурсов.

1.4  Кривая риска

 Наиболее полное представление о риске дает так называемая кривая распределения вероятностей потери или графическое изображение зависимости вероятности потерь от их уровня, показывающее, насколько вероятно возникновение тех или иных потерь.

Чтобы установить вид типичной кривой вероятности потерь, рассмотрим прибыль как случайную величину и построим вначале кривую распределения вероятностей получения определенного уровня прибыли (рис. 2).

       При построении кривой распределения вероятностей получения прибыли приняты следующие предположения.

       1. Наиболее вероятно получение прибыли, равной расчетной величине - ПРр. Вероятность (Вр) получения такой прибыли максимальна, соответственно значение ПРр можно считать математическим ожиданием прибыли.

При построении кривой распределения вероятностей получения прибыли приняты следующие предположения.

       Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с расчетной, тем ниже, чем больше такая прибыль отличается от расчетной, т. е. значения вероятностей отклонения от расчетной прибыли монотонно убывают при росте отклонений.

       2. Потерями прибыли (DПР) считается ее уменьшение в сравнении с расчетной величиной ПРр. Если реальная прибыль равна ПР, то

DПР=ПРр-ПР .

3. Вероятность исключительно больших (теоретически бесконечных) потерь практически равна нулю, так как потери заведомо имеют верхний предел (исключая потери, которые не представляется возможным оценить количественно).

       Конечно принятые допущения в какой-то степени спорны, ибо они действительно могут не соблюдаться для всех видов риска. Но, в общем, они верно отражают общие закономерности изменения предпринимательского риска и базируются на гипотезе, что прибыль как случайная величина подчинена нормальному или близкому к нормальному закону распределения.

       Исходя из кривой вероятностей получения прибыли, построим кривую распределения вероятностей возможных потерь прибыли, которую, собственно, и следует называть кривой риска. Фактически это та же кривая, но построенная в другой системе координат (рис. 3).

 

Выделим на изображенной кривой распределения вероятностей потерь прибыли (дохода) ряд характерных точек.

       П е р в а я т о ч к а (DПР=0 и В=Вр) определяет вероятность нулевых потерь прибыли. В соответствии с принятыми допущениями вероятность нулевых потерь максимальна, хотя, конечно, меньше единицы.

       В т о р а я т о ч к а (DПР=ПРр и В=Вд) характеризуется величиной возможных потерь, равной ожидаемой прибыли, т. е. полной потерей прибыли, вероятность которой равна .

       Точки 1 и 2 являются граничными, определяющими положение зоны допустимого риска.

       Т р е т ь я т о ч к а (DПР=ВР и В=Вкр) соответствует величине потерь, равных расчетной выручке ВР. Вероятность таких потерь равна Вкр.

       Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска.

       Ч е т в е р т а я т о ч к а (DПР=ИС и В=Вкт) характеризуется потерями, равными имущественному (ИС) состоянию предпринимателя, вероятность которых равна Вкт.

       Между точками 3 и 4 находится зона катастрофического риска.

       Потери, превышающие имущественное состояние предпринимателя, не рассматриваются, так как их невозможно взыскать.

       Вероятности определенных уровней потерь являются важными показателями, позволяющими высказывать суждение об ожидаемом риске и его приемлемости, поэтому построенную кривую можно назвать кривой риска.

Разновидности риска

В любой хозяйственной деятельности всегда суще­ствует опасность денежных потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций. Опа­сность таких потерь представляют собой финансовые риски. Финансовые риски — это коммерческие риски. Риски бывают чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения убытка или нулево­го результата. Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски -это спекулятивные риски. Инвестор, осуществляя вен­чурное вложение капитала, заранее знает, что для него возможны только два вида результатов: доход или убыток. Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведе­ния каких-либо операций в финансово-кредитной и би­ржевой сферах, совершения операций с фондовыми цепными бумагами, т.е. риска, который вытекает из природы этих операций. К финансовым рискам от­носятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск; риск упущенной финансовой выгоды

 

 


.

             
Процентный  риск
 
Валютнй риск
 
Кредитный   риск
 
Риск упущенной выгоды

 

 


Риски возникают в связи с движением финансовых потоков и проявляются на рынках финансовых ресурсов в основном в виде процентного, валютного, кредитного, коммерческого, инвестиционного рисков.

 

Процентный риск возникает из-за колебаний процентных ставок, что приводит к изменению затрат на выплату процентов или доходов на инвестиции, а значит к изменению величины прибыли (или потере) по сравнению с ожидаемой. С этим видом рисков сталкиваются банки, страховые и инвестиционные компании, а так же нефинансовые предприятия, которые занимают средства или вкладывают их в активы, приносящие проценты (государственные ценные бумаги, облигации предприятий и т.д.).

Методы управления процентным риском - опционы, фьючерные операции и т.д.

Валютный риск вызван краткосрочными и долгосрочными колебаниями курсов валют на международных финансовых рынках. Описание валютного риска в реферате я опускаю.

Кредитный риск - это вероятности того, что партнеры - участники контракта окажутся не в состоянии выполнить договорные обязательства как в целом, так и по отдельным позициям. Уменьшить воздействие этого риска можно путем обсуждения контракта на предварительном этапе, анализа возможных выгод и потерь от его заключения.

Бизнес-риск возникает в тех случаях, когда коммерческая и хозяйственная деятельности компании оказываются менее успешными, чем были ранее или чем ожидалось. Например, может снизиться объем реализации из-за того, что конкуренты снизили цены или предложили на рынке конкурирующий товар. Одной из основных задач менеджмента является свести бизнес-риск к минимуму путем обеспечения эффективного функционирования производства, тщательного изучения рынков сбыта продукции и услуг и гибкого реагирования на происходящие на нем изменения.

Рынок ценных бумаг порождает инвестиционный риск. Сущность инвестиционного риска заключается в риске потери вкладываемого капитала и дохода.

На рынке ценных бумаг покупатели финансовых инструментов могут являться либо инвесторами, или спекулянтами, либо игроками. Инвестор вкладывает деньги на длительный срок, рассчитывает на получение дохода в виде дивидендов или процентов и пытается минимизировать риск потери вложенного капитала. Спекулянты - это юридические лица,- торговцы ценными бумагами, инвестиционные банки, которые рассчитывают на получение дохода за счет одномоментных сделок на рынке и за счет полной информации о состоянии рынка практически исключают риск. Игроки идут на риск, надеясь угадать тенденции и сделать деньги на ожидаемом изменении курса финансовых инструментов.

При инвестировании здравый инвестор исходит в первую очередь из соображений безопасности и лишь во вторую очередь - из расчетов получения будущей прибыли. Рыночный риск определяется возможной потерей первоначального капитала.

Риск изменения покупательной способности денег предопределяется главным образом темпами инфляции в стране. Этот вид риска сказывается на сбережениях граждан, хранимых в сберегательных или коммерческих банках или “в чулках”, а также на стоимости ценных бумаг с фиксированным доходом. Простые акции, дивиденды по которым не являются постоянной величиной, застрахованы от инфляции, так как с ростом темпов инфляции увеличивается и прибыль, из которой выплачиваются дивиденды. Кроме того, действенным средством страховки (хеджирования) против инфляции является выплата дивидендов в виде акций. По облигациям и сбережениям на счетах в банках получают меньший доход по сравнению с простыми акциями, однако и гораздо меньше риск потери первоначального капитала. Вместе с тем риск уменьшения покупательной способности денег вследствие инфляционного воздействия для этих видов инвестиций весьма высок.

 

Процентный риск

Процентный риск - это риск для прибыли возникающий из-за неблагоприятных колебаний процентной ставки, которые приводят к повышению затрат на выплату процентов или снижению дохода от вложений и поступлений от предоставленных кредитов.

Фирма, идущая на поглощение другой фирмы, через некоторое время окажется в зоне процентного риска, если это приобретение финансируется за счет заемных средств, а не путем выпуска акций.

Банки и другие финансовые учреждения, которые обладают значительными средствами, приносящими процентный доход, обычно в большей мере подвержены процентному риску. Если фирма взяла значительные кредиты, то неэффективное управление процентными рисками может привести фирму на грань банкротства.



2019-10-11 230 Обсуждений (0)
Выбор в условиях неопределенности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выбор в условиях неопределенности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)