Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды речевой деятельности



2019-10-11 204 Обсуждений (0)
Виды речевой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Итак, речь — это вербальная коммуникация, т.е. процесс об­щения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная — на монологиче­скую и диалогическую:

 

 


Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человек произносит что-то про себя (внут­ренняя р.ечь), в речедвигательный анализатор от органов речи поступают кинестезические импульсы. Никакая мысль не мо­жет быть сформулирована без языка и без материальных рече­вых процессов. При подготовке к устной и, особенно, к пись­менной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной и пись­менной. В письменной речи условия общения опосредствованы текстом. Письменная речь более концентрирована по содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. В большинстве совре­менных языков (кроме языков, в которых применяется идеогра­фическое письмо), звуки речи обозначаются буквами. Письмен­ная речь — процесс, в котором имеется образуемый из сложно­го соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений (так как звуки языка не могут появиться без речедвижений). Отсюда понятно, что письменная речь появляется позже уст­ной и формируется на ее основе. Это относится к развитию ее как в обществе, так и в индивидуальной жизни человека. Про­цессы анализа и синтеза видимого и слышимого слова различ­ны. Отсюда следует, что переходы от одного к другому должны специально разрабатываться. В этом состоит задача обучения письменной речи.

Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услы­шать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например при разговоре по те­лефону, характеристики речи обычно меняются (она становит­ся более краткой, менее обстоятельной и т.п.). Особенно зна­чительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности по­дать реплику и получить на нее ответ.

Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разго­ворной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на про­исходящее вокруг.

Монологическая речь продолжается достаточно долго, не пе­ребивается репликами других и требует предварительной под­готовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (напри­мер, лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее от­дельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и по­следовательности. Монологическая речь труднее диалогической, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее и ее. формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.

Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникатив­ном процессе обычно выделяют вербальную (в качестве знако­вой системы используется речь, характеристики которой мы рас­смотрели) и невербальную коммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы). Рассмотрим каждую из систем.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой си­стемы человеческую речь. Под речью здесь понимается естест­венный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, вклю­чающих два принципа — лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникаций, по­скольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодиро­вание и декодирование информации. Диалогическая речь как специфический вид разговора представляет собой последова­тельную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выяв­ляется смысл речевого сообщения.

Вообще относительно использования речи как некоторой зна­ковой системы в процессе коммуникации справедливо все, что говорилось о сущности коммуникации в целом. Это означает, что посредством речи не просто «движется» информация, но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

В работах чехословацкого социального психолога Я.Яноу-шека последовательность действий говорящего и слушающе­го исследована достаточно подробно. С точки зрения пере­дачи и восприятия смысла сообщения схема К—С—Р (ком­муникатор—сообщение—реципиент) асимметрична. Для ком­муникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в сис­тему знаков. Для слушающего (реципиента) смысл принима­емого сообщения раскрывается одновременно с декодирова­нием.

Точность понимания слушающим смысла высказывания, мо­жет стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда про­изойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать, как он понял принятую информацию. Диалог, или диалогиче ская речь, как специфический вид разговора представляет со­бой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происхо­дит «обогащение, развитие информации».

Содержание общения состоит в том, что в процессе ком­муникации осуществляется взаимовлияние людей друг на дру­га. Чтобы полностью описать этот процесс, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, ус­тановки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо ре­чи. Хотя речь и является универсальным средством обще­ния, она приобретает значение только при условии включе­ния в систему деятельности, в свою очередь обязательно до­полняемое употреблением других, неречевых знаковых сис­тем. Поэтому коммуникативный процесс оказывается непол­ным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.

Невербальная коммуникация. Первым среди них нужно на­звать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в се­бя жесты, мимику, пантомимику.. В целом эта оптико-кинети­ческая система предстает как более или менее отчетливо вос­принимаемое свойство общей моторики, преимущественно раз­личных частей тела (рук — и тогда мы имеем жестикуляцию; лица — и тогда мы имеем мимику; позы — и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела ото­бражает эмоциональные реакции человека, благодаря чему об­щение приобретает нюансы. Эти нюансы оказываются неодно­значными при употреблении, например, одних и тех же жестов в различных национальных культурах.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы зна­ков представляют собой также «добавки» к вербальной комму­никации. Паралингвистическая система — это система вокали­зации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность. Экстра­лингвистическая система — включение в речь пауз, а также дру­гих средств, например покашливание, плач, смех и, наконец, темп речи.

Проксемика — это специальная область, занимающаяся нор­мами пространственной и временной организации общения. Ос­нователь проксемики — Э.Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

Визуальное общение («контакт глаз») — новая область ис­следования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной ком­муникации.

Для всех четырех систем невербальной коммуникации важен общий вопрос методологического характера. Чтобы описанные системы невербальной коммуникации как-то расширяли ее, дол­жна иметь место некоторая общая для общающихся система кодов. Есть такое понятие «семантически значимая информа­ция» — это как раз та информация, которая влияет на измене­ние поведения, т.е. та, которая имеет смысл. В настоящее вре­мя в науке предпринимаются попытки, направленные на выде­ление каких-то единиц внутри каждой системы знаков по ана­логии с единицами в системе речи. Эта проблема как раз и представляет собой главную трудность.

В целом можно сделать вывод, что анализ всех систем не­вербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль (а иногда самостоятель­ную) в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все си­стемы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой ком­муникации эти системы обеспечивают обмен информацией, не­обходимый людям для организации совместной деятельности.




2019-10-11 204 Обсуждений (0)
Виды речевой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды речевой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)