Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии истории человечества с позиции позитивизма.



2019-08-13 297 Обсуждений (0)
Стадии истории человечества с позиции позитивизма. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Предмет философии науки. 2

2. Метод философии науки. Принцип тождества логического и исторического. 2

3. Философия и естествознание в доклассическую эпоху. 2

4. Философия и естествознание в XVII–XIX вв. 3

5. Философия и естествознание в современную эпоху. 4

6. Основные черты и причины краха позитивизма. 4

Стадии истории человечества с позиции позитивизма. 5

7.  Сильные и слабые стороны фальсификационизма К.Поппера. 5

8.  Сильные и слабые стороны теории развития науки Т.Куна. 5

9.  Сильные и слабые стороны концепции научно-исследовательских программ И.Лакатоса. 6

10.    Методологических анархизм П.Фейерабенда. 6

11.    Понятие способа научного мышления и его значение для науки о науке. 7

12.    Пифагорейско-платоновская научная программа, ее историческое значение. 8

13.    Атомистическая программа в истории философии и науки. 9

14.    Умозрительно-созерцательный метод Аристотеля и его роль в истории науки. 9

15.    Основные черты естествознания Средних веков. 9

16.    Научный статус алхимии. 10

17.    Эпоха гуманизма в науке. Парацельс. 10

18.    Леонардо и начало создания экспериментального метода. 11

19.    Вторая глобальная революция в истории человечества и ее роль в возникновении новой науки. 11

20.    Сущность классического естествознания. 12

21.    Галилей и становление теоретического мышления в Новое время. 12

22.    Развитие естествознания и споры в области теории познания в XVII– XVIIIвв. 13

23.    Смысл «коперниканской революции» И. Канта. Понятие субъекта научного познания. 13

24.    Учение Канта и гносеологические проблемы квантовой механики. 14

25.    Роль технического прогресса в становлении науки Нового времени. 14

26.    Возникновение первых прикладных теорий в Новое время. 14

27.    Эволюция форм организации научной деятельности. 15

28.    Понятие научной школы. Роль научных школ в развитии науки. 16

29.    Понятие метафизики. Роль метафизики в развитии науки. 17

30.    Метафизические основания современной науки. 17

31.    Эволюция принципа детерминизма в философии и науке. 18

32.    Динамические и статистические законы. 18

33.    Принцип глобального эволюционизма в современной науке. 19

34.    Понятие истины. Концепции истины в истории философии и науки. 19

35.    Методы эмпирического познания и его границы. 20

36.    Понятие научного факта. Структура факта. 20

37.    Сущность теоретического мышления. 21

38.    Основные методы теоретического мышления. 21

39.    Теоретическое понятие, его природа и функции в познании. 22

40.    Идеальные объекты в науке. Их онтологический статус. 22

41.    Понятие научной идеи. Возникновение и развитие научных идей. 23

42.    Проблема логики научного открытия. 23

43.    Особенности научного творчества. 24

44.    Экспериментальный метод, его эволюция и роль в науке. Виды экспериментов. 24

45.    Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней в ходе развития науки. 25

46.    Понятие научной теории, ее структура и динамика. 26

47.    Условия и причины смены научных теорий. 26

48.    Научно-теоретические системы как высшая форма организации научного знания. 27

50 Понятие научной революции, ее причины и механизм осуществления. 27

51 Революции в истории науки, их причины и последствия. 28

52 Особенности квантовой революции. 29

53. НТР. Ее причины и последствия. 29

54. Наука, техника и технология в современную эпоху. 30

55. Наука и мораль в истории и сегодня. 31

56. Социальная ответственность ученого. 31

57. Место категории истины в системе ценностей современного общества. 32

 

1. Предмет философии науки.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии, философия медицины.

ФН – область философского знания, исследующая общие закономерности научного познания, как особой деятельности по производству знаний, взятой в её историческом развитии и рассматриваемой в исторически изменяющимся контексте

ФН – как направление появилось во 2-ой половине 19 века.

Представляет собой ряд оригинальных концепций о сущности и закономерностях существования науки. Рефлексивное мышление по поводу бытия науки.

ФН – как дисциплина (30-е 20 века).

Как ответ на потребность в осмыслении социокультурных функций науки в условиях НТП. (1931 Ю. Бормал – сб. «Спец. Функции науки», Д. Прайс «Наука о Науке»).

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания (НП), как особого вида деятельности по производству научных знаний, взятых в историческом развитии и в социокультурном контексте.

И если наука в целом занимается проблемой получения истины (проблемой истины), то философия науки занимается проблемой, как возможно получение этой истины (методология – какими методами добиться истины. Как познать мир, чтобы не попасть в заблуждение).

2. Метод философии науки. Принцип тождества логического и исторического.

Методы философии науки:

А) исторический: в ФН выявляются этапы развития науки.

Б) системный анализ: наука рассматривается как система, нацеленная на получение знаний об окружающем мире.

В) структурно-функциональный анализ: выявляется структура (элементы и их связь) науки в целом и ее отдельных элементов (например, научной теории).

Г) сравнительный анализ: сопоставляются различные этапы и элементы (теория, гипотеза, закон) научного знания.

Д) уровневый подход: выявляются уровни научного познания – эмпирический, теоретический, метатеоретический.

Принцип тождества логического порядка категорий с порядком исторического развития соответствующих им явлений невозможно реализовать в исследовании без ясного понимания диалектичности отношения между этими порядками, без учета того обстоятельства, что это – совпадение (тождество), осуществляющееся через различие, что это – тождество (совпадение) противоположностей – типический случай диалектического тождества. Без понимания заключающейся здесь диалектики и нельзя верно понять, а потому и применить марксовский способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Совпадение (тождество) логического порядка развития понятий с историческим порядком развития соответствующих им объективных форм существования исследуемого объекта всегда понималось Марксом не как изначально данное и готовое их отношение, а как результат длительного и трудного развития теоретической мысли, а тем самым и как цель, на которую ориентировано мышление теоретика, осуществляющего логический процесс. Диалектический характер этого совпадения (тождества) обнаруживается в том, что та подлинная историческая последовательность, которая служит прообразом последовательности категорий в системе, развиваемой способом восхождения от абстрактного к конкретному, не дана теоретику непосредственно, до и вне логического движения мысли, а только ходом этого движения и выявляется. Это вытекает из того простого обстоятельства, что даже самое поверхностное рассмотрение истории возникновения и развития любого предмета уже предполагает более или менее четко осознанное представление о том, что такое этот самый предмет. Иначе вообще нельзя решить – относится ли тот или иной исторический факт к истории данного предмета или нет, принимать его во внимание или оставить в покое. Скажем, если под капиталом понимать накопленный труд вообще, то, само собой понятно, час рождения капитала нужно видеть там, где дикарь стал пользоваться обтесанной дубиной. Тогда, вполне логично, капитал предстанет как явление, исторически предшествующее тем же деньгам и товару.

3. Философия и естествознание в доклассическую эпоху.

Доклассический период развития естествознания растянулся более чем на двадцать столетий. Можно выделить два очень важных этапа: античность и средние века. Исследования ученых этих времен стали предтечей становления классической науки.

Доклассический период в развитии античной философии называют также демократическим или досократовским от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии.

Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира, космогоническая ("космос" - мир, "гонос" возникновение) проблема.

Первые греческие философы-досократики: Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н. э.), Анаксимандр (611-545 гг. до н. э.), Анаксимен, представители Милетской школы.

Гераклит (ок. 544-ок. 483 гг. до н. э.), Пифагор (вторая половина VI начало V вв. до н. э.), Демокрит (ок. 460-ок. 371 гг. до и. э .) были также и учеными, механиками, математиками, школа Пифагора, элейская школа, атомистическая школа. Для наглядности обратимся к схеме (см. схема 17) классификации школ ранней греческой философии.

При рассмотрении второго вопроса "Космогонизм античной философии. Милетская школа" следует обратить внимание на то, что античная философия начинается с Фалеса (624-547 до н.э.) Он первым вышел за пределы мифологического миропонимания и сделал первый шаг в постановке вопроса о природе вещей. "Что лежит в основе мира?"; "В чем первоначало Вселенной?"; "Что является началом всех начал?" -вот те вечные вопросы, которые поставил первый из мудрецов.

Так, Фалес считал началом мироздания воду. "Все возникло из воды, из нее все начинается и в неё все возвращается. Земля плоская и плавает на воде. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды".

Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба - это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение. Его фраза: "В одну и ту же реку дважды не войдешь"; "Все течет, все меняется" есть подтверждением его диалектического взгляда на мир. За Гераклитом все подчиняется единому закону - Логосу.

Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первоосновы мира, называя их атомами (от греч. átomos -неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) невозможно, но их существование можно осознать разумом. Демокрит первый, кто обладал энциклопедическим умом среди греков. Он занимался не только философией, но и медико-биологическими проблемами, вопросами математики, астрономии, риторики и т.д. Он был личным приятелем выдающегося врача античного мира, основателя европейской медицины, Гиппократа.

Атомистическая теория оказала существенное влияние на мировоззрение Гиппократа. Главную роль в жизнедеятельности организма играют четыре жидкости. К ним Гиппократ относил кровь, слизь, желтую желчь и черную желчь. Этим жидкостям он придавал животворную силу, определяющую здоровье. Организм человека Гиппократ представлял как постоянно изменяющееся состояние, зависящее от определенного соотношения выше упомянутых жидкостей. Если их соотношение изменялось, и нарушалась пропорция гармоничного их сочетания, наступала болезнь.

Доклассический период развития естествознания растянулся более чем на двадцать столетий. Можно выделить два очень важных этапа: античность и средние века. Исследования ученых этих времен стали предтечей становления классической науки.

Исследователи выделяют три научные программы античности:

1. Математическая программа Пифагора (VI в. до н.э.) и Платона (427- 348 г. до н.э.).

2. В основе корпускулярной(лат. corpusculum - частица) атомистической программы лежат представления эпикурейской школы (Левкипп, Демокрит, Эпикур), которые позднее были изложены древнеримским поэтом и философом-материалистом Лукрецием Каром (I в. до н.э.) в его поэме «О природе вещей». По их мнению окружающий мир состоит из некой субстанции, которая существует вечно и независимо от человека. Сегодня ее называют - «материя»

3. Завершающим этапом развития античной науки можно считать создание континуальной(лат. continuum - непрерывное)программы, объединившей в себе все достижения античности. Ее основоположником был Аристотель (384-322 г. до н.э.). Его сочинения охватывают многие области знания: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика». Он разработал первую систематику животных, сделал попытку создать единую картину мира.

Средние века. XII-XIII века становление опытного естествознания, которому во многом способствовали бурноразвивающиеся и процветающие астрология, алхимия, ятрохимия (химия ядов). XII-XIII века - начало эпохи Возрождения, расцвет которой приходится на XIV-XV в. Она подарила человечеству такого титана как Леонардо да Винчи

XIV-XV в Этот период в развитии цивилизации ознаменовался крупнейшей революцией в естествознании, сопровождавшейся жесткой борьбой с религией за новое мировоззрение. У ее истоков стояли Н.Коперник (1473- 1543), Д.Бруно (1548-1600), Г.Галилей (1564-1642), И.Кеплер (1571-1630). В 1609 г. Галилей изобрел телескоп. Кеплер открыл законы движения планет вокруг Солнца и вывел уравнения их орбит. Д.Бруно выдвинул гипотезу о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров. Зарождается пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и природу, как единую, вечную и бесконечную субстанцию, причину самой себя.

4. Философия и естествознание в XVII–XIX вв.

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени, полностью или частично, включают философию XIX века.

Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Френсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

 В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

Эпоха средневековья плавно перетекает в Новое время (XYII-XVIII в.). Это начало промышленного освоения природы и время зарождения техногенной цивилизации. Оно характеризуется интенсивной урбанизацией, невероятно быстрой индустриализацией, зарождением классической науки и укреплением ее позиций. В промышленность внедряются машины и механизмы, заменяющие физический труд человека. Строятся первые механические и паровые двигатели.

На этом социально - культурном фоне и происходит развитие науки, она приобретает современные черты, окончательную огранку получает научный метод исследования, набирают силу процессы дифференциации и диверсификации, закладывается структура естествознания.

Удовлетворение социальных потребностей общества было связано с развитием механики, которая в начале XVIII века достигла своего апогея и превратила эпоху пара и машины в «новое время». Весь ученый физический мир занимается проблемами механики: И.Ньютон (1643-1727), Х.Гюйгенс (1629-1695), Р.Гук (1635-1703). Х.Гюйгенс, изучил колебательное движение тел и его законы. Р.Гук изучал особенности деформации твердых тел, что имело чрезвычайно важное значение для развивающейся техники. Свою завершенность механика получила в работах И.Ньютона. Основные направления исследований Ньютона - математика, механика и оптика.

Начало XIX века ознаменовалось мощным развитием теплотехники и теплоэнергетики, интенсивным внедрением парового двигателя в транспорт и промышленность. Но постепенно эпоху теплотехники сменяет эпоха электричества.

Изучение электрических явлений начинается с работ Ш.Кулона (1736-1805) и А.Вольты (1745-1827). Вступление человечества в век электрических машин открывают исследования М.Фарадея (1791-1867), Э.Ленца (1804-1865), Х.Эрстеда (1777-1851), А.Ампера (1775-1854). Свою завершенность электромагнитная картина мира получила в работах Д.Максвелла, и выразилась в системе уравнений, отражающих взаимосвязь электрических и магнитных явлений.

5. Философия и естествознание в современную эпоху.

Философия XX в., как правило, считается неклассической.

Первыми представителями неклассической философии были французский философ О. Конт — родоначальник позитивизма; датский философ С. Кьерке-гор — зачинатель экзистенциализма; последний представитель немецкой классической философии Л. Фейербах, немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс — создатели философии исторического и диалектичес­кого материализма; немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ниц­ше — основатели современного иррационализма; австрийский ученый и философ 3. Фрейд — первооткрыватель феномена бессознательно­го. Следует также иметь в виду, что философское учение Ф. Ницше было одним из теоретических источников философии экзистенциализма, а мировоззренческие идеи 3. Фрейда о бессознательном как источнике мировоззренческие идеи 3. Фрейда о бессознательном как источнике психики человека оказали серьезное влияние практически на все типы неклассической философии.

Одним из первых принципы европейского иррационализма разрабо­тал Артур Шопенгауэр (1788—1860) в труде «Мир как воля и пред­ставление» (1818). В нем он попытался в философии пойти дальше своих оппонентов — представителей классической философии Канта и Гегеля.

Мир, согласно учению Шопенгауэра, есть воля и представление.

Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. Человек является рабом воли. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным не было его существование.

В этих условиях у человека есть только один разумный выход — погасить в себе волю к жизни.

Другим ярчайшим представителем европейского философского ирра­ционализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900).

Важнейшие работы Ницше — «Рождение трагедии из духа музы­ки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так го­ворил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Воля к власти» и др.

К основным тезисам философской аргументации Ницше относятся: «жизнь», «Воля к власти», «нигилизм», «сверхчеловек», «вечное становление», «переоценка всех ценностей».

Жизнь, доказывал Ницше, — особая реальность, сущностью кото­рой является «Воля к власти». Все живое, согласно учению философа, стремится к власти.

Главную причину краха современной ему цивилизации он усматривал в доминировании в ней интеллекта, Жизнь — это свобода, творчество, борьба с неизвестным, вечное возращение и становление, а филосо­фия — духовная воля к сотворению собственного жизненного проекта.

Характерной чертой современного естествознания является проник­новение его в новые, ранее неизвестные или недоступные для исследования области природы. Это привело к революции в наших представлениях о природе. Теории, считавшиеся универсальными, оказались приме­нимыми лишь в определенных и довольно узких пределах. Многие укоре­нившиеся догмы, предвзятые утверждения и предрассудки, которые рассматривались как «незыблемые», стали теперь достоянием история естествознания. Современное естествознание создало новые фундамен­тальные понятия и теории, новую естественнонаучную картину мира, более глубоко отражающую объективную реальность природы.

В настоящее время физика, которая была и остается лидером совре­менного естествознания, развивается значительно более «спокойно», чем в начале XX в.: революция в ней пока закончилась. Выдающиеся дости­жения последних трех десятилетий основаны на применении уже извест­ных физических понятий, законов и теорий.

Вместе с тем проникновение методов и достижений современной физики в другие науки — химию, биологию и т. д.— привело к их бур­ному развитию, созданию принципиально новых представлений, что с полным правом рассматривается как продолжение революции в совре­менном естествознании.

В этой связи нередко высказывается мнение, что роль лидера есте­ствознания уже переходит или в ближайшем будущем перейдет к био­логии. Серьезные шансы стать в ближайшем будущем подлинным лидером современного естествознания — если уже говорить об этом — имеет астрономия.

 

6. Основные черты и причины краха позитивизма.

Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философ­ское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных (частных) наук и синтети­ческого объединения этих результатов.

Основоположник позитивизма О. Конт, уже в 30-х гг. 19 в. провозгласил реши­тельный разрыв науки с философской («метафизической») традицией. Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. По его мнению «фи­лософия» сводится к общим выво­дам из естественных и социально-гуманитарных наук.

Позитивизм оказал значительное влияние на ме­тодологию естественных и гуманитарных наук. Среди его основных достижений - стремление подключить философию к изучению знания, убрав из нее «общие слова», неясные рассуждения, усложненный язык, полумистические понятия («абсолютный дух», «чистый ра­зум» и т. п.).

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма.

Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ.

Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа

Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания.

Возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки[10].

7. Сильные и слабые стороны фальсификационизма К.Поппера.

У него фальсификация – это опровержение одной истинной теории другой истинной же теорией.

Истинность научной теории не всегда можно доказать, следовательно, ее следует проверить на возможность опровержения. Хорошая теория, по Попперу, должна давать основания для ее опровержения, она является некоторым запрещением (запрещает опре­деленные события) и чем больше теория запрещает, тем она лучше, ибо, т. о., она может быть опровергнута. Наука движется не от одних истинных теорий к другим более истинным, а от одних правдоподобных идей к другим.

По Попперу: знание меняется и возникают моменты, что новая теория опровергает старые истины, но старые истины могут сосуществовать с новыми.

Например: геометрия – классическая (Эвклида) по ней строят дома, мосты и т.д.

                                    - неклассическая (Лобачевского), фронтальная геометрия и др.

Все эти геометрии схожи, хотя одни те же представления в низ звучат по разному.          

К примеру различно представление о пространстве: неклассическая – это геометрия больших расстояний (∞). Линия в бесконечности выглядит как выпуклость (дуга), но если на любом участки этой линии выбрать любой отрезок АВ – то этот отрезок будет всегда прямым. То есть линия в бесконечности выглядит как прямая.

Но философское знание нефальсифицированно, т.к взаимосвязь большего и меньшего относительна; наука всегда ограничена в тех или иных моментах времени, но более менее понятна; философия – это знание бесконечное, и она никогда не устаревает.

Свою позицию сам Поппер квалифицировал как "критический рационализм". Для обоснования своей теории Поппер использует идеи эволюционизма, когда рост научного знания представляется как частный случай общих эволю­ционных процессов и т. н. теорию «трех миров»: физического, ментального и мира объективного знания без познающего субъекта.

Принцип фальсификации, динамичный, оказался весьма эффективным для исследования процесса становления и развития научного знания. Фальсификация научной теории новыми эмпирическими фактами приводит к проблеме объяснения их природы. С этой целью надо создавать новую теорию, способную объяснять старые и новые данные. Любая научная теория научна в той степени, в какой способна совершенствоваться, изменяясь. По своей природе она гипотетична. Получается наука начинается и заканчивается проблемами.

Недостатки:

1. Учёный выдвигает фальсифицируемую теорию и сам же усердно ищет способы её опровергнуть

2.  Кроме того теория отвечает принципу простоты, т. е она считается лучше предыдущей только тогда, когда одной причиной объясняет БOЛЬШЕЕ число явлений, чем предыдущая.

8. Сильные и слабые стороны теории развития науки Т.Куна.

В такой позиции Т.Куна и его сила, и его слабость.

Сила позиции, поскольку он вычленил реально существующий аспект развития науки.

Действительно, новая парадигма или теория утверждаются в структуре научного знания последующей работой в их русле, приспосабливаются к объяснению нового круга явлений.

В истории науки наиболее удачным образцом такого типа развития является, пожалуй, теория Птолемея с ее все увеличивающимся числом эпициклов, чрезвычайно усложняющих структуру теории, делающих ее громоздкой и вводимых снова и снова для объяснения вновь обнаруживаемых фактов.

Что же касается чрезвычайно формализованной, почти алгоритмической деятельности в русле определенной парадигмы, так это тоже факт и большая заслуга Т.Куна в том, что он проанализировал такую деятельность, связав ее с определенным способом понимания научной революции.

Нормальная деятельность ученого существует не сама по себе, она формируется революцией.

Слабость позиции Т.Куна в том, что он, обращая внимание именно на эти аспекты научной деятельности, невольно в какой-то мере возвращается в прежнее русло рассуждений об истории науки, когда из развития науки тем или иным способом исключаются моменты творчества, они выводятся или на периферию науки, или вообще за ее пределы.

В концепции Т. Куна имеется явная тенденция рассматривать научное творчество как яркие, исключительные, редкие вспышки, определяющие очень определенно последующее развитие науки, в ходе которого добытое ранее знание в форме парадигмы обосновывается, расширяется, подтверждается.

Несмотря на бесспорное наличие в книге Т. Куна и других аспектов мысли, исходная установка именно такая: развитие науки по преимуществу осуществляется через нормальную деятельность ученых, главная цель которой — наиболее успешным образом использовать в решении очередных задач победившую в последней революции парадигму, еще и еще раз подтвердить ее истинность и преимущества по сравнению с предыдущей парадигмой.

Деятельность в ходе научных революций — экстраординарная, работа же ученых в послереволюционный период — ординарная, нормальная, именно она позволяет отличать науку от других сфер духовной деятельности.

Развитие науки осуществляется с постоянной оглядкой назад, на парадигму, которая победила и полностью сформировалась в ходе последней революции.

9. Сильные и слабые стороны концепции научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

Его концепция, названная методологией научно-исследовательских программ, по своим общим контурам довольно близка к концепции Т.Куна, однако расходится с ней в принципиальнейшем пункте. Лакатос считает, что выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, то есть на основе четких рациональных критериев.

В общем виде его модель развития науки может быть описана так. Исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ, которые имеют следующую структуру:

- «Жестокое ядро», включающее неопровержимые для сторонников программы исходные положения.

- «Негативная эвристика» - своеобразный «защитный пояс» ядра программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами.

(Допустим, что наблюдения свидетельствуют об отклонении движения планет от реальных орбит, рассчитанных небесной механикой. В этом случае законы механики подвергаются сомнению в самую последнюю очередь. Вначале же в ход идут гипотезы и допущения «защитного пояса»: можно предположить, что неточны измерения, ошибочны расчеты, присутствуют некоторые возмущающие факторы - например, неоткрытые планеты).

- «Позитивная эвристика» - «…это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти». Иными словами, это ряд доводов, предположений, направленных на то, чтобы изменять и развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы. В результате эта программа предстает не как изолированная теория, а как серия модифицирующихся (изменяющихся) теорий, в основе которых лежат единые исходные принципы.

Сила. Важно отметить, что последовательная смена моделей мотивировалась не аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими и математическими затруднениями программы. Именно их разрешение и составляет суть «позитивной эвристики» Лакатоса. Благодаря этому ученые, работающие внутри какой-либо исследовательской программы, могут долгое время игнорировать критику и противоречащие факты. Они вправе ожидать, что решение конструктивных задач, определяемых «позитивной эвристикой», в конце концов приведет к объяснению непонятных или непокорных фактов. Это придает устойчивость развитию науки.

Слабость. Однако рано или поздно позитивная эвристическая сила той или иной исследовательской программы исчерпывает себя. Встает вопрос о смене парадигмы. Вытеснение одной программы другой представляет собой научную революцию. Причем эвристическая сила конкурирующих исследовательских программ учеными оценивается вполне рационально. «Программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, т.е. когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты … программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от эмпирического роста, т.е. когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой…».

10. Методологических анархизм П.Фейерабенда.

Анархизм понимался П. Фейерабендом прежде всего как свобода от власти каких-либо методологических правил, о чем свидетельствует название его программной работы «Против методологического принуждения».

Главный принцип методологического анархизма – это принцип «все дозволено». П. Фейерабенд утверждает, что познание социально дотерминировано, а критерии рациональности и истинности, они относительны. Значение научного метода сильно преувеличено, ученые часто действуют иррационально. Следовательно пригоден любой способ действия, лишь бы он привел к поставленной цели.

По П. Фейерабенду, методологических правил, которые не были бы нарушены (причем нарушены с пользой для развития науки), не существует. Хотя методология науки и выглядит правдоподобной и эпистемологически обоснованной, абсолютное большинство крупных научных открытий делается не по ее рекомендациям, а, чаще всего, вопреки.

Правила не обладают какой-либо истинностью. Их убедительность имеет не эпистемологические, а психологические и культурные корни. Поэтому руководствоваться правилами в научном исследовании нецелесообразно. Отсюда требование П. Фейерабенда заменить все методологические рекомендации одной - «все дозволено!».

В противовес методологии принуждения П. Фейерабенд формулирует собственные «методологические» установки.

П. Фейерабенд не соглашается с концепцией постепенного, кумулятивного развития науки. В противовес утверждению Поппера о том, что новые научные теории являются логическим продолжением старых, в том случае, если они работают с одним и тем же эмпирическим содержанием, он настаивает на несовместимости теорий. Новая теория, по Фейрабенду, не дополняет, а отменяет предшествующую, кардинально меняя направление и методы исследования и объявляя часть проблем предшествующей теории псевдонаучными. Принцип несоизмеримости (строгой взаимосвязи логического аппарата теории и решаемых ею проблем и невозможность использовать их отдельно друг от друга или «привить» теоретический аппарат к неродственной ему проблематике) распространяется не только на различные научные теории, но и на сравнение науки с другими типами дискурса - мифом, религией и т. п.

Согласно принципу пролиферации, нужно изобретать (размножать) и разрабатывать теории и концепции, несовместимые с существующими и признанными теориями (каждый ученый - должен изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее, сколь бы абсурдной и дикой она ни казалась окружающим).

Принцип несоизмеримости (теории невозможно сравнивать), защищает любую концепцию от внешней критики со стороны других концепций. Если кто-то изобрел совершенно фантастическую концепцию и не желает с нею расставаться, то с этим ничего нельзя сделать.Автор фантазии создает нечто похожее на куновск



2019-08-13 297 Обсуждений (0)
Стадии истории человечества с позиции позитивизма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии истории человечества с позиции позитивизма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)