Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Атомистическая программа легла в основу целого ряда не только физических теорий античности и Нового времени, но и многих психологических, социальных теорий.



2019-08-13 290 Обсуждений (0)
Атомистическая программа легла в основу целого ряда не только физических теорий античности и Нового времени, но и многих психологических, социальных теорий. 0.00 из 5.00 0 оценок




Между математической и атомистической программами есть определенное сходство: и та, и другая в качестве важнейшего вводят понятие неделимого: Демокрит - неделимое физическое тело (для решения физических и натурфилософских проблем), Платон - единица как идеальное неделимое (для решения логических и философско-математических проблем).

С философским обоснованием атомизма в XVII в. выступил Пьер Гассенди (1592-1655). Он противопоставил Аристотелю и Декарту атомистическое учение Эпикура. Атом у Гассенди - физическое неделимое тело. Вселенная, кото- рую Гассенди, как и Эпикур, считает вечной и бесконечной, состоит из атомов и пустоты. Пустота является необходимым условием возможности движения тел.

В отличие от Декарта, который считал материю саму по себе лишенную всякой активности (Бог при сотворении мира внес в него определенное количество силы), Гассенди подчеркивает изначальную активность самой материи: атомы постоянно стремятся к движению. Атомистическое объяснение было взято за основу при создании кинетической теории материи и разработке статистической физики.

14. Умозрительно-созерцательный метод Аристотеля и его роль в истории науки.

Деятельность, сообразна с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство – подлинная цель человеческой жизни. Высшую доблесть, наиболее совершенный вид блаженства Аристотель усматривает в научном созерцании, созерцании истины: самодовлеющем, отрешённом от тревог и волнений процессе практической жизни. Созерцательная деятельность разума, по Аристотелю, существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и занимает в себе ей одной свойственное наслаждение.

Высшим образом созерцательной деятельности Аристотель считал Бога. Бог для него, как об этом уже говорилось, совершеннейший философ, или мышление, мыслящее свою собственную деятельность. Этику же в целом он понимает и определяет как практическую философию.

В его глазах человеческий ум далек от подобного совершенства и приближается к нему лишь в редкие мгновения. Созерцательная жизнь предполагает множество иерархических уровней, от простейшего до наивысшего; как мы видели, сам Аристотель, говоря о блаженстве созерцания, замечает, что человек, ведущий поиск, не так счастлив, как тот, кто уже обладает знанием. Восхваление жизни, подчиненной уму, является у Аристотеля описанием реального образа жизни, который он вел вместе с членами своей школы, и одновременно идеальной программой, проектом, призывом возвышаться, восходя по ступеням, до состояния мудрости — состояния скорее божественного, нежели человеческого: «Бог один иметь лишь мог бы этот дар»

При этом создается иллюзия понимания, но на самом деле, стоит только попросить объяснить суть объяснения и возникает все та же неизвестность.

Этот метод - всегда присутствует в понятиях мистических, религиозных теорий. Он характеризуется наличием понятия, которые не раскрыто, по-сути, в необходимых деталях, и поэтому у разных людей вызывает отличающиеся представления. Это и есть причина того, что каждый понимает религиозные идеи по-своему, у каждого в душе свой бог.
Современный неоаристотелизм, широко известный как эмпиризм — это более радикальная версия метода Аристотеля.

15. Основные черты естествознания Средних веков.

В XII-XIII в. разрозненные остатки древней науки начинают собираться воедино. Переводятся на современные языки, сохранившиеся труды древнегреческих философов. В недрах средневековой культуры появляются зародыши экспериментальной науки. Ее провозвестником стал Р.Бэкон (1214-1294). Становлению опытного естествознания во многом способствовали бурноразвивающиеся и процветающие астрология, алхимия.

XII-XIII века становление опытного естествознания, которому во многом способствовали бурноразвивающиеся и процветающие астрология, алхимия, ятрохимия (химия ядов). XII-XIII века - начало эпохи Возрождения, расцвет которой приходится на XIV-XV в. Она подарила человечеству такого титана как Леонардо да Винчи. Он изучал движение тел, трение скольжения, гидравлику, сопротивление материалов, разрабатывал проекты каналов.

В конце XVI века зарождается новый тип социально-экономических отношений, основанный на развитии мануфактурного производства.

XIV-XV в Этот период в развитии цивилизации ознаменовался крупнейшей революцией в естествознании, сопровождавшейся жесткой борьбой с религией за новое мировоззрение. У ее истоков стояли Н.Коперник (1473- 1543), Д.Бруно (1548-1600), Г.Галилей (1564-1642), И.Кеплер (1571-1630). В 1609 г. Галилей изобрел телескоп. Кеплер открыл законы движения планет вокруг Солнца и вывел уравнения их орбит. Д.Бруно выдвинул гипотезу о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров. Зарождается пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и природу, как единую, вечную и бесконечную субстанцию, причину самой себя.

Революция, произведенная Н.Коперником в астрономии, стала мощным толчком для развития оптики и механики и обусловила переход к новому методу исследования, основу которого составили эксперимент и математическое описание его результатов.

Именно Н.Копернику наука обязана своими крупнейшими достижениями и своим превращением в могучую производительную силу. В его представлениях человек не может что-либо изменить в природе, но покорить ее силы и заставить их работать на себя, он в состоянии. Методологические основы классического рационализма были заложены английским философом Ф.Бэконом (1561-1625), свою завершенность он получил в работах Р.Декарта.
Небывалого уровня развития по сравнению с античностью достигла экспериментальная техника, что способствовало углублению научных исследований, разработке новых станков, инструментов, механизмов и производственной техники. Подготавливался переход к новому, машинному производству и вызревали условия для промышленной революции XYII-XYIII веков.

16. Научный статус алхимии.

Современная наука относится к алхимии настороженно.

Многие исследователи согласны в том, что дать определение алхимии крайне сложно. Толкование этого феномена выходит далеко за пределы известных этимологических определений [6, с. 167]. Множественность таких определений это всего лишь исторический фон для развития алхимии.

Если наука ставит перед собой цель описать мир с позиций фиксирования отдельных фактов и попытке найти связи этих фактов, то алхимия идет иным путем: более всего ее интересуют связи этого мира, которые выходят далеко за пределы эмпирического опыта.

Из этого вытекают и основные задачи алхимического знания:Приготовление Эликсира или Философского Камня

Создание гомункулуса. Приготовление алкагеста — универсального растворителя. Палигенез или восстановление растений из пепла. Приготовление мирового духа — магической субстанции, одно из свойств которой — способность растворять золото. Извлечение квинтэссенции.

Важнейший принцип алхимии это единство материи - все произошло из одного источника — первоэлемента, являющегося основой.

Алхимия представляла собой знание, построенное на особых взаимоотношениях адептов с окружающим миром — самой Природой.

Превращение неблагородных металлов в золото или серебро являлось только контрольной проверкой, производимой по завершению Деяния и преследовавшей вполне конкретную цель. Конечной целью Великого Деяния алхимики называли Философский камень.

Идея получения философского камня исходила из двух принципов: принципа единства материи и принципа сложного устройства тела металла.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что язык алхимии и современной науки серьезно отличаются друг от друга. Алхимическое искусство не использует жесткой понятийной структуры. Классическая наука настаивает на разделении субъекта и объекта познания, поэтому описываемая ею реальность строго структурируется в понятийной сетке субъект — объектных отношений. Тогда как алхимия строится на совершенно иных принципах, обнажая единство мира и его трансформаций. В алхимии отсутствуют традиционные для науки субъект и объект познания, они не дифференцированы, слиты и представляют собой скорее мнимую дуальную структуру, в бытии определенную принципом Единого. В этом смысле для современной науки алхимия может явиться новой возможностью раскрытия знания, которая уже становится актуальной в поисках наукой единой теории всего.

17. Эпоха гуманизма в науке. Парацельс.

«Гуманизм - это особое явление в духовной жизни эпохи Возрождения. Смысл данного термина в эпоху Возрождения был принципиально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гуманности» - «человеколюбию». В XIV-XV веках было принято деление наук на «науки божественные» (studia divina) и «науки человеческие (гуманитарные)» (studia humana), причём к последним обычно относили грамматику, риторику, литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образованных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки. Со второй половины XIV века особое значение придаётся классической (древнегреческой и римско-латинской) литературе. Греческие и латинские писатели стали считаться истинными учителями человечества, особенно высок был авторитет Вергилия (в «Божественной комедии» он служит Данте проводником по Аду и Чистилищу) и Цицерона. Симптоматичен в этом смысле тезис одного из гуманистов - Гермолая Варвара (1453- 1493): «Признаю только двух господ: Христа и литературу».

Первым гуманистом считается Петрарка (1304-1374). […] В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совершенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение. Программным в этом смысле можно считать трактат Джаноццо Манетти (1396-1459) «О достоинстве и превосходстве человека», открывший длительную дискуссию о «достоинствах человека». Одна из важнейших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбежно вела к индивидуализму. К крупнейшим итальянским гуманистам относится Лоренцо Валло (1407-1457). Анализируя тексты, он доказал подложность так называемого «Константинова дара» - якобы завещания императора Константина (III век), оставившего Римскую империю в наследство римским епископам (папам). На этом «документе», в действительности появившемся только VIII веке, основывались претензии папства на светскую власть. В своих философских воззрениях Лоренцо Валло был близок к эпикуреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он исходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Божественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование природы. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнравственными. Лоренцо Валло был индивидуалистом: он считал, что интересы других людей надо учитывать лишь постольку, поскольку они связаны с личными удовольствиями. Крупнейший представитель гуманизма Северного Возрождения - Дезидерий Эразм (1467-1536 гг.), прозванный по месту рождения Роттердамский. Он считал себя учеником Лоренцо Валло, был другом Томаса Мора и других гуманистов. Он хорошо знал древние языки и много занимался критическим анализом античных и библейских текстов. Его влияние и авторитет во всей Европе были исключительными.

Параце́льс (лат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм[1], швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии[2]. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины[3]. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки[4]. Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени[5].

Изобретённый им самим[6] псевдоним Парацельс в переводе с латыни означает «превзошедший Цельса», древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н. э.[7]

Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики[8].

18. Леонардо и начало создания экспериментального метода.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519)

Историки техники насчитывают сотни изобретений Леонардо, рассеянных по его тетрадям в виде чертежей, иногда с короткими выразительными ремарками, но часто без единого слова пояснения, как если бы стремительный полет фантазии изобретателя не позволял ему останавливаться на словесных разъяснениях. Часто чертежи повторяются, уже описанные приспособления модифицируются и совершенствуются, причем подчас это происходит через многие годы, что свидетельствует о серьезном отношении конструктора, а не о переменчивых капризах художника. Упомянем некоторые наиболее известные изобретения Леонардо: приспособления для преобразования и передачи движения (например, стальные цепные передали, и сейчас применяемые в велосипедах); простые и переплетенные ременные передачи; различного вида сцепления (конические, спиральные, ступенчатые); роликовые опоры для уменьшения трения; двойное соединение, называемое теперь "кардановым" и применяемое в автомобилях; различные станки (например, точный станок для автоматического нанесения насечки или молотобойная машина для формовки слитков золота); приспособление (приписывавшееся Челлини) для улучшения четкости чеканки монет; скамья для опытов над трением и другие.

Наиболее дерзновенной мечтой Леонардо-изобретателя, без сомнения, был полет человека- Леонардо исследовал и описал с удивительной точностью полет птиц. Он знал, что давление воздуха на нижнюю поверхность крыльев создает силу, которую теперь называют подъемной; он исследовал анатомию летательных органов, сопротивление воздуха и динамическую роль центра тяжести для движения. Он так определял план исследований: "Если хочешь говорить о таких вещах, ты должен в первой части определить природу сопротивления воздуха; во второй — строение птицы и ее оперения; в третьей — действие этого оперения при различных движениях; в четвертой — роль крыльев и хвоста".

Именно этот сознательный метод научного исследования и является главной заслугой Леонардо. Этим его попытки полета резко отличаются от других попыток, которых, судя по преданиям и историческим данным, было достаточно и до него: следует хотя бы напомнить о Дж. Баттиста Данти, который, говорят, в начале XV века пересек в полете Перуджийское озеро, или о создании "летающих птиц", приписываемом Региомонтану. Впрочем, приписывают создание таких летающих птиц также Леонардо, который будто бы во время прогулок развлекался тем, что из особого рода воска изготовлял птичек и запускал летать над окружающими полями.

Принято указывать на Леонардо как на основателя экспериментального метода. Он был высокого мнения об опыте, приписывал ему универсальное значение — "знание — дочь опыта" — и широко прибегал к нему, будучи уверенным, что "всякое наше знание начинается с чувств", поэтому "нужно ограничивать рассуждение опытом", а не простирать его за пределы опыта. Но опыт сам по себе — это сырой материал, и дело разума включить его в концепцию мира и показать, "почему данный опыт должен идти именно так" . Наблюдения, содержащиеся в "Кодексе о полете птиц" ("птица — это инструмент, действующий по законам математики"), носят универсальный характер в том смысле, что, по Леонардо (а такое понимание экспериментального метода характерно для него и объединяет его с Галилеем), вся природа пронизана математическими законами, поэтому "никакое человеческое исследование не может претендовать на то, чтобы быть истинной наукой, если оно не использует математических доказательств и нет никакой уверенности там, где нельзя применить одну из математических наук".

В таком понимании опыты сами по себе никогда не бывают ошибочными, "ошибочными бывают лишь ваши суждения, если вы ожидаете от этих экспериментов такого действия, которое не будет следствием их".

19. Вторая глобальная революция в истории человечества и ее роль в возникновении новой науки.

Научная революция — это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира.

Радикальные перемены в целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII — первой половине XIX века. Их можно рассматривать как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания — дисциплинарно организованной науке. В это время механистическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механистической. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Например, в биологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития. Но и в ней, с разработкой теории поля, начинают постепенно размываться ранее доминировавшие нормы механического объяснения. Все эти изменения затрагивали главным образом третий слой организации идеалов и норм исследования, выражающий специфику изучаемых объектов. Что же касается общих познавательных установок классической науки, то они ещё сохраняются в данный исторический период.

Соответственно особенностям дисциплинарной организации науки видоизменяются её философские основания. Они становятся гетерогенными, включают довольно широкий спектр смыслов тех основных категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются объекты (от сохранения в определённых пределах механицистской традиции до включения в понимание «вещи», «состояния», «процесса» и другие идеи развития). В эпистемологии центральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение её на передний план связано с утратой прежней целостности научной картины мира, а также с появлением специфики нормативных структур в различных областях научного исследования. Поиск путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего развития науки.

20. Сущность классического естествознания.

Классическое естествознание (17–к.19в.). Формируются идеалы рационализма, провозглашается господство разума, изменяются представления о целях, методах естественно-научного познания (ЕНП).

 Задача естествознания – определение количественно-измеримых параметров природных явлений и установление между ними функциональной зависимости с помощью математики.

Классическая механика занимает первое место среди естественных наук благодаря внедрению метода эксперимента в ЕНП, возникновению математич. естествознания. Господство механистич. картины мира. Формируются технич. науки. Создаются предпосылки для возникновения соц-гуманитар. наук. Классический тип научной рацион-ти характеризуется исключением субъекта познания из самого познават. процесса, исключается его воздействие на объект.

Изучаемые явления рассматривались как несвязанные между собой, неизменные и неразвивающиеся объекты, перемещающиеся в пространстве под действием механ. сил. Установка на однозначное причинно-следственное описание объекта.

21. Галилей и становление теоретического мышления в Новое время.

Традиционно утверждается, что наука возникает в Новое время. Главным достоянием Нового времени считается становление способа мышления, характеризующегося соединением эксперимента как метода изучения природы с математическим методом, и формирование теоретического естествознания. Под современным пониманием науки, имеется ввиду естественнонаучный способ теоретизирования, возведенный в идеал научности.

В свое время Г.Гегель, глубоко понимая универсальный, всеобщий характер научного познания утверждал, что теоретическая форма есть специфический для науки тип ее представления в культуре. Таким образом, вопрос о возникновении науки можно конкретизировать как вопрос о возникновении понятийного мышления в познании. Собственно такой взгляд на науку получил осознанное выражение не только у И.Канта и Г.Гегеля, его можно найти у Платона и Аристотеля. Очевидно, все серьезные мыслители, чья деятельность протекала в разные эпохи, одинаково понимали сущность науки, связывая научное познание с теоретическим мышлением. Разумеется, теоретическое мышление возникло не в эпоху возникновения Homo sapiens, а гораздо позже, поэтому имеет смысл выделять донаучный период, в который складывались предпосылки теоретического мышления, и собственно научный, с которого начинается история развития понятийного мышления. Очевидно, что, рассматривая генезис теоретической формы познания, современный исследователь должен принимать во внимание социально- культурные условия ее формирования и последующие трансформации.

Донаучный период характеризуется непосредственной связью процесса познания с трудом. Древневосточная математика фактически была искусством вычисления и измерения. Усложнение операций вычисления порождало знаковую форму числа. Развитие знаковой формы числа является важной предпосылкой теоретического мышления. Но на этой стадии развития число еще не является предметом исследования, не понимается в качестве самостоятельной сущности. Поэтому и знание приписываются не объекту, а субъекту, относится к вычислительным операциям. Изучение этих операций осуществлялось догматически, выведение одних операций вычисления из других вообще не осуществлялось.

На научном этапе познания развивается теоретическое мышление в качестве самостоятельной духовной деятельности. Условием формирования духовной деятельности было глубокое общественное разделение труда, развившееся впервые в Древней Греции. Освобожденные от необходимости заниматься производством материальной жизни граждане Греции создали демократические институты решения насущных житейских проблем. Кроме того, важную роль в формировании науки Древней Греции играла философия, что определило характер не только древнегреческой математики, но и самой философии, особенно таких ее направлений, как пифагорейство, платонизм, а позднее - неоплатонизм. Время возникновения философии - конец VI-V вв. до н.э. совпадает с периодом становления теоретической математики. Поэтому именно у греков, пишет П.П. Гайденко, анализируя т.зр. Э. Гуссерля о возникновении науки, появляется форма общности, в которой интерес к теоретической деятельности развертывается из своего внутреннего основания, и возникает новая установка философов и ученых (математиков, астрономов и пр.) Смысл теоретической работы в том, чтобы приобщиться к тому, что неподвластно времени: в конечном открыть бесконечное, вечное в преходящем. Меняется категориальный статус знания - оно соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой будущего.

22. Развитие естествознания и споры в области теории познания в XVII– XVIIIвв.

Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества.

Бэкон в качестве единственно верного обосновал эмпирический метод исследования природных явлений, описал различные виды опытного познания, разработал и сформулировал основные закономерности индукции и индуктивного познания природы. Союз философии с естествознанием — это, по изящному выражению Бэкона, «свадебный терем Духа и Вселенной». Философские сочинения Бэкона изобилуют ссылками на Аристотеля, обвинения, например, в том, что Аристотель «своей логикой испортил естественную философию, построив весь мир из категорий»10, что он «слишком много приписал Природе по своему произволу», больше заботясь о том, «чтобы иметь на все ответы и словесные решения, чем о внутренней истине вещи»

Томас Гоббс придерживался теории двойственной истины. По мнению Гоббса, философия должна исключить из себя богословие, астрологию и тому подобные «пророческие искусства». Развивая главную часть своего учения — «гражданскую философию», Гоббс исходит из идеи детерминизма и рационального познания явлений из известных нам причин. Гоббс объявил себя агностиком в вопросах веры и даже атеистом, но считал, однако, что религия и церковь могут быть полезными для государства в качестве «социальной узды». Общество, по Гоббсу, — это подобие гигантского механизма, а человек — элементарная его часть. По своей природе человек является эгоистом, живущим исключительно инстинктом самосохранения. А поскольку Гоббс считает образцом последовательного и доказательного логического мышления геометрию Эвклида, он ставит перед собой задачу дедуцировать содержание социальной науки из исходного эгоизма человека и подобных аксиом. Отказываясь от идеи божественного происхождения государства, Гоббс доказывал, что государство имеет естественное, чисто земное происхождение, так как создано самими людьми. Суть его учения такова: в естественном (дообщественном) состоянии царит беспредельный эгоизм; но люди равны по своей природе, и именно это равенство порождает непрерывные конфликты; конфликт воль и стремлений существует как «война всех против всех»; поэтому только деспотизм является условием гражданского благоденствия. Гоббс обосновывает переход от естественного состояния к общественному, или государственному, посредством взаимного согласия, «договора». Образовавшееся государство подобно библейскому чудовищу Левиафану. Стоя на позициях крайнего антидемократизма, Гоббс выступает против народного суверенитета, считая наилучшей формой правления монархию.

Философские теории эпохи ранних буржуазных революций в Европе, учения Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др., являющиеся, с одной стороны, отражением развития капиталистических общественных отношений, а с другой — результатом успехов в науке о природе, стали теоретическим и мировоззренческим базисом более поздних социологических доктрин.

Локк пропагандирует теорию «естественного состояния» людей и договорного происхождения государства. При этом он страстно отстаивает частную собственность, денежное хозяйство и экономическую политику развития торговли и промышленности. Являясь идеологом капиталистических отношений, именно Локк намечает критерии и принципы разделения властей, которые ложатся в основу политического конституционного устройства.

23. Смысл «коперниканской революции» И. Канта. Понятие субъекта научного познания.

"Коперниканская революция" Канта – это учение о том, что "объекты должны сообразовываться с нашим познанием", означающее, что ряд фундаментальных характеристик объектов нашего познания зависит от природы наших (человеческих) познавательных способностей. Мы можем познавать мир, только "как он является нам"" мы не можем знать его "таким, каков он сам по себе". Мир нашего опыта, мир "явлений" пронизан нашими формами восприятия (пространством и временем) и формами нашего мышления (категориями – логическими формами суждений). Мир сам по себе может и не быть в пространстве и времени (фактически Кант соскальзывает – на весьма сомнительных правах – к более сильному тезису, что он определенно не есть в пространстве и времени). Этот "трансцендентальный идеализм" потряс основы всей предыдущей философии, а его отголоски постоянно ощущались в дальнейшем, не в последнюю очередь – в современных спорах о реализме и идеализме.

Кант доказывал (во "Второй аналогии" первой Критики), что всеобщий детерминизм – принцип, согласно которому каждому событию предшествует причина, состояние дел, делающее необходимым совершение этого события, – предполагается наукой и фактически любым эмпирическим знанием о мире. Он пытался примирить его с не менее сильной верой в свободную волю человека. Он никогда не отказывался от утверждения, что каждое событие в физическом мире каузально детерминировано; проблемой для него (как и для многих других мыслителей) была "антиномия" между двумя, как кажется, несовместимыми метафизическими убеждениями. Конечно, он не предвидел квантовой механики ХХ века, говорящей о недетерминированных событиях на субатомном уровне, но появление недетерминистской физической теории само по себе не решает проблему свободной воли, поскольку нам еще надо понять, как люди могут по праву считаться ответственными за свои действия.

Кант унаследовал и поддерживал общую научную методологию своей эпохи: он верил, что достаточные причины всех материальных событий всегда можно найти среди других материальных событий. Он не принимал картезианского дуализма, согласно которому наши умы есть нематериальные сущности, каузально взаимодействующие с нашими мозгами. В своей "Первой аналогии" он доказывал, что все события в мире (которые должны включать и ментальные процессы) следует рассматривать в качестве изменений постоянной "субстанции", в данном случае, видимо, означающей материю. В "Третьей аналогии" он утверждал, что все в мире должно быть частью единой, взаимосвязанной системы реальности. Но его отношение к материалистическому представлению о человеческой природе было, как мы увидим впоследствии, неоднозначным.

Субъект научного познания:

1 - отдельный ученый; 2 - исследовательская группа (лаборатория, кафедра, невидимый колледж, научная школа); 3 - большой научный коллектив (институт, академия, дисциплинарное научное сообщество); 4 - национальное научное сообщество;

24. Учение Канта и гносеологические проблемы квантовой механики.

Кант впервые попытался связать проблемы гносеологии (теория познания) с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Он стремился обосновать деятельностный подход к пониманию познания. Исходным пунктом деятельностного подхода в познании является понимание познания как конструктивной работы по воспроизведению объекта в мысли, обусловленный определенной позицией субъекта познания, используемыми им средствами, предпосылками и установками.

Таким образом, Кант, обосновав тезис о том, что познающий субъект определяет способ познания и конструирует предмет знания, совершает переворот в философии, который часто называют «коперниканским переворотом».

Сущность научного познания состоит не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты.

Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления.

Кант показал, что если человек с его разумом начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия.

Сущность теории познания Канта.

Кант утверждал, что наш ум может познавать предметы окружающего мира лишь потому, что все познаваемое в этих предметах, создается этим же самым умом по присущим ему априорным принципам и схемам. Мы познаем не вещи сами по себе, а их явления сознанию.

Кант делит окружающую действительность на ту, что доступна познанию, и ту, что не может быть познана человеком. Познаваемая реальность называется сферой явлений, "вещей-для-нас", "феноменов". Непознаваемые объекты называются "вещами - в - себе", "ноуменами". Мир делится не по онтологическому (учение о бытие), а по гносеологическому принципу. Такая позиция получила название "теоретико-познавательного дуализма".

25. Роль технического прогресса в становлении науки Нового времени.

XVII столетие можно с полным правом назвать веком пауки и научной революции. До этого времени наука развивалась в рамках и в тесном единстве с философией, религией и искусством. Теперь она четко обособляется, начинает существовать в чистом виде. В ней формируются фигуры ученых в их современном виде, которые раньше были исключениями. Например, в XVI в. таковым являлся Н. Коперник. Теперь они существуют во множестве. Среди них особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торичелли.

Наука не только стала самостоятельным явлением, но и в каждой из ее конкретных областей была совершена настоящая революция. В математике и физике се осуществили в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, В. Паскаль, И. Ньютон и др., в астрономии — И. Кеплер, в биологии - У. Гарвей, в химии - Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям названных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира — жидкости, газа, твердого тела. Земли, неба и всей Вселенной.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

26. Возникновение первых прикладных теорий в Новое время.

Первые технические теории формировались как приложение физических теорий к конкретным областям инженерной практики. Их формирование проходило две фазы.

Первая — образуется новое прикладное исследовательское направление и формируются новые частные теоретические схемы.

Вторая — развертываются обобщенные теоретические схемы и математизированная теория.

При этом из базовой естественной науки сначала транслируется исходная частная теоретическая схема, из смежной технической науки — структурная теоретическая схема (или она разрабатывается заново), а из математической теории — функциональная схема. Затем производится адаптация этих схем к новому эмпирическому материалу и их модификация за счет конструктивного введения новых абстрактных объектов.

На первой фазе осуществляется переработка заимствованных из базовой естественно-научной теории схем экспериментальных ситуаций в структурные схемы конкретных технических устройств, совер-шенствование и модификация их конструкции. Объект исследования и проектирования рассматривается в этом случае лишь как разновид-ность объекта исследования базовой естественно-научной теории.

Например, после проведенных Генрихом Герцем (1857-1894) экспериментов с изобретенной им антенной-вибратором он на практике доказал существование электромагнитных волн, подтвердив теоретические положения уравнений Максвелла.

После этого можно было перейти к их сознательному использованию в практических технических устройствах. Однако разработанная Герцем в ходе экспериментов аппаратура была еще недостаточно совершенна.

Поэтому после публикации результатов Герца развернулись исследования, целью которых было усовершенствование экспериментального оборудования <



2019-08-13 290 Обсуждений (0)
Атомистическая программа легла в основу целого ряда не только физических теорий античности и Нового времени, но и многих психологических, социальных теорий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Атомистическая программа легла в основу целого ряда не только физических теорий античности и Нового времени, но и многих психологических, социальных теорий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)