Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философское учение об истине. Объективность истины. Истина абсолютная и относительная. Проблема критериев истины.



2019-10-11 220 Обсуждений (0)
Философское учение об истине. Объективность истины. Истина абсолютная и относительная. Проблема критериев истины. 0.00 из 5.00 0 оценок




Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает," - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. " Атом неделим" - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Понятие как форма мысли, его роль в научном мышлении. Основные операции с понятиями.

Понятие – есть результат обобщения предметов некоторого вида по опред-й совокупности общих для них и совокупности отличительных для них признаков. Переход от чувственного понятия мышления, к абстрактному мышлению есть переход от отражения мира в формах ощущения к отражению его в понятиях. Мышление представляет собой механизм оперирования понятиями. Пон выражается словами или словосочетаниями. Понятие не есть языковое выражение, но выражается с помощью языковых выражений (снег, snow ...).

Понятие есть форма мысли, которая является результатом мысленного выделения однотипных предметов некоторого множества по общим и существенным признакам. Каждое понятие имеет содержание и объем. Объем понятия – это совокупность предметов понятия. Содержание понятия – это совокупность признаков, на основе которой объекты выделены и обобщены в понятии. М/у содержанием и объемом понятия есть связь в виде закона обратного отношения: чем больше содержание понятия, тем меньше круг объектов функционирующих в нем, и наоборот, чем больше объем тем уже содержание.

Понятие отличается от форм чувственного познания: в представлении дается усредненный объект чувственного познания, а понятие может отражать и чувственно не воспринимаемое (скорость света, леший ...).

Виды понятий: 1) по количественному критерию а) единичные (нынешняя королева Англии) б) общие в) пустые (вечный двигатель, круглый квадрат) 2) по характеру признаков а) положительные, если выражает наличие у предмета какого-то признака б) отрицательные 3) по характеру мыслимых в понятии предметов а) абстрактные понятия б) конкретные (студент, атом).

Виды отношений м/у понятиями: сравнимые (электрон, позитрон) и несравнимые (электрон и город) во множестве сравниваемых выделяют а) совместимые – признаки составляющие содержание понятий могут принадлежать одним предметам (спортсмен и аспирант) б) несовместимые – если пересечение их объемов является пустым множеством (студент отличник и студент неуспевающий).

Виды совместимости: 1 Равнозначные (равноугольный треуг и равносторонний), 2 понятия находящиеся в состоянии логического подчинения (аспирант и учащийся) 3 перекрещивающиеся понятия (аспирант и спортсмен).

Виды несовместимости: 1 противоречащие – в одном из которых есть признаки, наличие которых отрицается в другом (мужчина и не мужчина), род при этом исчерпывается этими понятиями.2 противоположные (высокий и низкий) 3 соподчиненные (прокурор и адвокат – объединены в юрист, но не имеют общих признаков, треугольник и квадрат).

Операции с понятиями. 1. Операции с объемами понятий (классов) а) пересечение двух классов образует класс, элементами которого являются те и только те предметы, которые входят как в первый так и во второй классы; 2 объединение двух классов, в результате этой операции образуется класс элементами которого являются те и только те предметы, которые входят по крайней мере в один из исходных классов; 3 дополнением к классу называется операция, в результате которой к классу WxA(x) образуется класс класс (с чертой), элементами которого являются те и только те предметы из области значений переменной х, который не входят в класс WxA(x). 4 Разность классов называется операция м/у двумя классами, в результате которой образуется класс содержащий те и только те элементы первого класса, которые не входят во второй класс.

Основными операциями над содержаниями понятий являются: отрицание содержания, конъюнкция содержаний и дизъюнкция содержаний.

Суждение как форма мысли. Структура и разновидности суждений.

Суждение в процессе познания играет важную роль.Всякое знание существует в логической форме уждения.

Суждение - это мысль, заключенная в предложении, содержит 3 элемента: субъект, предикат, связку ("есть" или "не есть").Субъект и предикат в суждении могут быть выражены несколькими словами, например: "Некоторые осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях" - первые четыре слова - субъект, вторые два слова - предикат, "не содержатся" - связка.

Найти кол-во суюдения - значит выяснить, утверждается ли (или отрицается) предикат относительно всего объема или только относительно части объема субъекта.

Признаки суждений: общеутвердительных - слова "каж-дый", " всякий", "любой", стоящее перед субъектом; общеотрицательных - "ни один", стоящее или подразумевающееся перед субъектом; частное - "некоторые", "часть", "обычно" и т.п. Т.О. чтобы найти количество суждения, необходимо: 1.найти субъект и предикат; 2. исследовать его путем прибавления к нему слов ("каждый"),если суждение утвердительное, (или "ни один") если оно отрицательное.

Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить связку суждения, отражающую характер связи субъекта и предиката.

Суждение - это мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о предмете действительности и которая объективно является либо истинной, либо ложной и при этом одной из двух. Истинной называется мысль, соответствующая действительности, ложной - в которой искаженно отражена действительность. В языке суждение выражается с помощью повествовательных предложений и риторического вопроса.

Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, т.е. не совпадающую с целым, а в свою очередь являющуюся суждением. среди простых суждений выделяют атрибутивные (категоричные) суждения, суждения об отношениях и суждения существования.

Субъект суждения - это понятие о предмете суждения. Предикат - понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении.

Атрибутивные суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные, по количеству на единичные, частные и общие.

Термин называется распределительным, если его объем полностью входит в объем др. термина или полностью искл. из него, т.е. в суждении говорится о всех предметах, охватываемых д. термином.

Суждения существования отражают факт существования или несуществования предметов. ("Существует город Москва"). В данных суждениях субъектом явл. понятие о предмете суждения, объективное существование которого утверждается или отрицается Предикатом явл. мысль о существовании или несуществовании предмета.

Отношения между предметами и явлениями действительности выражаются в суждении об отношениях. ("Мораль возникла раньше религии")

Сложными называются суждения, в которых можно выделить правильные части, являющиеся суждениями.

Осн. виды сложных суждений:

1. соединительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом "и";

2. разделительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом "или".

3. условные - сложные суждения, образованные при пом. логического союза "если ... то".

4. эквивалентности - сложные суждения, образованные посредством связи двух или более суждений логическим союзом "если и только если ..., то", "тогда и только тогда ..., когда..."

5. суждение с внешним отрицанием - суждение, в кот. утверждается отсутствие некоторой ситуации ("неверно, что...)

В выделяющих суждениях всегда что-либо утверждается или отрицается только о предмете данного суждения.

В единичном выделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к одному определенному предмету какого-либо класса предметов.(Толстой -автор романа"Анна Каренина").

В частновыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к некоторым предметам известного класса.

В общевыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к каждому предмету к-л класса.

Исключающие суждения - общие суждения, в кот. искл. часть предметов, не обладающих признаком, присущим всем предметам рассматриваемого класса. ("Всякое об-во, за искл. первобытного, явл. классовым").

Умозаключение как логическая операция, его структура, основные разновидности и роль в научном познании.

Умозаключение это процесс получения знания или правдоподобного утверждения, выраженного в суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и получаемого суждения с использованием или без использования особых методологических средств, а также на основе мысленного оперирования предметами и т.д. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а получаемое суждение – заключением. Выделяют два вида умозаключений: 1) непосредственные – содержат одно суждение в качестве посылки и одно в качестве заключения; и 2) опосредованные – содержат более чем одну посылку. Виды непосредственных умозакл: умозаключение по логическому квадрату, умозаключение модальности, умозаключение превращения, -"- обращения, -"- противопоставления предикату.

Умозакл по лог кв: 1. Умозакл противоречия основывается на законе исключенного третьего, согласно которому если утверждение чего либо истинно, то отрицание этого ложно, и наоборот; 2. Умозакл противоположности происходит на базе закона противоречия. Заключением такого умоз-я является ложное суждение (напр из истин сужд-я "ни один человек не является машиной" можно установить ложность суждения "все люди – машины") 3. Умозакл-е субконтрарности дает возможность получить истинные частноутвердительные или частноотрицательные суждения (из истенности суждения "некоторые философы были материалисты" можно получить истинное суждение "некоторые философы не были материалистами"); 4.умозакл-я подчинения позволяют получить истинные частноутвердительные или частноотрицательные суждения, но дают возможность сделать вывод о ложности обще утвердит и обще отриц суждений на основе ложности соответствующих частноутверд и частно отриц суждений (если ложно "некоторые люди растения", то ложно "все люди растения").

Умозакл-я модальности строятся на принципах: 1 что необходимо, то действительно; 2 что необходимо, товозможно; 3 что действительно, то возможно; 4 что невозможно, то недействительно; 5 что невозможно, то не необходимо; 6 что недействительно, то не необходимо.(если невозможно что 2*2=5, то нет такого положения дел, в котором 2*2=5.

Умозак-е превращения иммеют одну из следующих схем: 1 если S есть Р, то S не есть не Р, 2 если S не есть Р, то S есть не Р, 3 если S есть не Р, то S не есть Р, 4 если S не есть не Р, то S есть Р. (Из суждения "эта выставка не интересна" легко получить суждение "эта выставка не относится к интересным").

Умозакл-я обращения. В посылке выражается зависимость м/у отношением субъекта к предивату и предиката к субъекту, т е то что было субъектом становиться предикатом, а то что было предикатом – субъектом. Схемы умозакл обращения таковы: 1 если все S ест Р, то некоторые Р есть S, 2 Если ни один S не есть Р, то ни один Р не есть S, 3 Если некоторые S есть Р, то некоторые Р есть S. (напр, из суждения "некоторые библейские пророки были долгожителями" следует "некоторые долгожители были пророками").

Противопоставлением предикату наз-ся такое непосред умозакл-е, в результате которого в выводном суждении субъектом становиться понятие, противоречащее предикату сходного суждения, а предикатом – субъект исходного суждения. Схемы: 1 Если все S есть Р, то ни один не Р не есть S, 2 Если ни одно S не есть Р, то некоторые не Р есть S, 3 Если некоторые S не есть Р, то некоторые не Р есть S.

Рассмотрим опосредованные умозаключения, как они были сформулированы в силлогистике. Силогистика – теория дедуктивного вывода, оперирующая высказываниями субъектно-предикативной структуры. (следование из одной посылки – это непосредст силлогический вывод; из двух – силлогизм; из многих – полисиллогизм).

Опосредованные умозакл-я: простой категорический силлогизм, сложные, сокращенные и сложносокращенные силлогизмы, условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы.

Простой категорический силлогизм. Его посылки и заключение представляют собой категорические, или атрибутивные, суждения (напр "все планеты имеют форму шара", "земля – планета" следовательно Земля имеет форму шара).Схема М – Р, S – Р => S – Р. Принцип с помощью к-ого обосновывается вывод из посылок категорического силлогизма, называется аксиомой силлогизма. Она имеет два две формулировки: 1, Все что утверждается или отрицается относительно всех предметов класса, также утверждается или отрицается относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса. 2, Признак признака вещи есть признак самой вещи: то, что противоречит признаку вещи, противоречит самой вещи. Характерной чертой простого катег сил явл-ся то, что в нем некоторое общее знание применяется к единичному или частному на основании установления связи данного единичного или частного случая с общим. От местоположения среднего термина выделяют четыре фигуры силлогизма (см рис).

Умозаключение, в котором пропущена одна из из его частей (посылка или заключение), называется сокращенным умозаключением (энтимемой). Пример "Иванов – студент, следовательно он должен получать стипендию" . При анализе легко восстановить недостающие части. Одним из сложносокращенных силлогизмов явл-яс сорит: прогрессивный и регрессивный, их схемы соответственно: 1.Все А есть В, все С есть А, все Д есть С, все Е есть Д следовательно все Е есть В. 2. Все А есть В, все В есть С, все С есть Д, все Д есть Е, следовательно все А есть Е. Пример: Все научные законы имеют объективное содержание. Все законы естествознания – научные законы. Все законы физики – законы естествознания. Все законы квантовой физики – физические законы. Следовательно, все законы квантовой физики имеют объективное содержание.

Условные силлогизмы в них одна либо обе посылки – условные суждения. Схема: Если А, то В, Если В, то С, следовательно если А, то С.

Разделительными силлогизмами называются такие, в которых первая посылка разделительное суждение (дизъюнктивное) суждение. Вторая посылка и вывод представляют собою разделительные или категорические суждения.

В условно-разделительном силлогизме одна посылка является условным суждением, а вторая – разделительным . В зависимости от количества альтернатив содержащихся в разделительном суждении силлогизма, он называется дилеммой, трилеммой, тетралеммой. Наиболее употребительна в практике мышления – дилемма. Она бывает простой и сложной, конструктивной и деструктивной. Схемы: а) простая конструктивная дилемма Если А, то В; Если С, то В; А или С, => В. б) простая деструктивная дилемма Если А, то не В; Если С, то не В; А или С => В. в) сложная конструктивная дилемма: Если А, то В; Если С, то Д; => В или Д. Г) сложная деструктивная дилемма аналог последней, но к В и Д добавляется частица "не".



2019-10-11 220 Обсуждений (0)
Философское учение об истине. Объективность истины. Истина абсолютная и относительная. Проблема критериев истины. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философское учение об истине. Объективность истины. Истина абсолютная и относительная. Проблема критериев истины.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)