Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архитектурно-художественное решение



2019-10-11 343 Обсуждений (0)
Архитектурно-художественное решение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тома де Томон развернул Биржу к главной водной магистрали города, реке Неве. Величественное классическое здание, прямоугольное в плане, было поднято на высокий гранитный стилобат и опоясано колоннадой дорического ордера.

 

 

Биржа — единственное в С.-Петербурге здание, полностью воспроизводящее архитектуру греческого храма-периптера. Расчерченные ленточным рустом фасады окружают 44 одиннадцатиметровые колонны дорического ордера, отстоящие от стен более чем на четыре метра. Колоссальное здание Биржи поставлено на высокий гранитный подиум (стилобат), на который ведут широкие — до 40 м — лестницы. По сторонам Биржи, выдвинутые вперед к мысу Стрелки, возведены 32-метровые Ростральные колонны с чередующимися рострами военных и торговых кораблей, венчаемые металлическими треножниками, наподобие античных жертвенников, факелы в которых служили маяками.

Здание Биржи является ярким образцом синтеза искусств в зодчестве классицизма.

Силуэт и масштаб здания еще сильнее подчеркивают Ростральные колонны, которые установили рядом со спуском к Неве. В первое время они выполняли и чисто практическое назначение - были маяками: по винтовой лестнице внутри колонны на верхнюю площадку поднимался служитель и зажигал там огонь. Две ростральные колонны преобразуют значительный объем Биржи в вертикаль. Эта вертикаль утверждает здание Биржи в качестве смысловой доминанты огромного речного пространства. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

Ростральные колонны поражают своим величием. На массивных ступенчатых основаниях высотой с двухэтажный дом покоятся колонны дорического ордера с установленными на них светильниками-треножниками наподобие античных.

Стволы колонн окрашены в цвет кирпича. Квадратные в плане гранитные пьедесталы установлены на широких квадратных гранитных стилобатах, ограждены цепями на гранитных столбах. Таким образом, Ростральные колонны являются аллегорией торжества русского судоходства, символизируя могущество России как военной и торговой морской и речной державы.

 

Фусты колонн кирпичного цвета декорированы носами старинных кораблей. Наиболее эффектные из них, с фигурами сирен, укреплены на гранитных основаниях. С двух других сторон у оснований восседают гигантские человеческие фигуры, вытесанные из пудостского камня. Архитектура и скульптура здесь настолько единое целое, что невозможно представить их в отдельности.

От Ростральных колонн два пологих спуска-пандуса ведут к Неве. В самом конце спуска, с каждой из двух сторон, на массивных пьедесталах, ограничивающих парапеты, установлены гранитные шары, которых нет ни в одном проекте. Также отсутствуют в проектах львиные маски с кольцами, замечательно украшающие гранитную подпорную стенку. Эти изменения, видимо, были внесены в процессе строительства.

 

Окруженный водами дорический периптер с Ростральными колоннами перед ним воплощает масонский тип храма Нептуна. Поскольку в Древнем Риме место выставления взятых в качестве победного трофея ростр — ростральная трибуна — находилось на Форуме и было одним из центров общественной жизни, то сочетание Биржи с Ростральными колоннами воплощает идею римского Форума, ставшую в царствование Александра I основной идеей организации пространства Санкт-Петербурга.

Ростральные колонны обрамляют полукружие пандусов набережной, завершающей Биржевую площадь на подсыпанном на 123,5 метра мысу. С акватории и берегов Невы гранитная рустованная набережная Стрелки воспринимается как основание подиума Биржи, Ростральных колонн и пакгаузов. Внизу, у парадного спуска к воде, в подпорной стене набережной — символический грот в виде арки, образуемой рельефной гранитной кладкой.

 

Значительное внимание Тома де Томон уделял скульптурному убранству здания Биржи и Ростральных колонн, по содержанию и композиционно тесно связанному с архитектурой. На главном и противоположном фасадах над карнизом он спроектировал близкие по содержанию и композиции скульптурные группы: "Нептун с двумя реками" (бог морей Нептун в короне и с трезубцем в левой руке торжественно въезжает на колеснице, запряженной четверкой морских коней, в воды Невы, рядом с Нептуном две фигуры: слева – женская фигура, олицетворяющая Неву, справа – мужская фигура, символизирующая реку Волхов) и "Навигация с Меркурием и рекой". По замыслу Томона эти скульптурные группы, установленные на ступенчатых аттиках, должны были рельефно вырисовываться на фоне больших полуциркульных окон. Соответственно со стороны центрального биржевого зала им должны были отвечать скульптурные композиции "Время" и "Коммерция". Еще четыре аллегорические статуи: "Закон", "Изобилие", "Правосудие" и "Мореплавание" — предполагалось установить на печах биржевого зала. Что касается Ростральных колонн, то помимо ростр (носовых частей кораблей) у их подножий Тома де Томон поместил сидящие фигуры, условно называемые аллегориями рек. В литературе их привычно называют Нева, Волхов, Волга и Днепр.

Сам же Тома де Томон писал: "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек

До недавнего времени не совсем был ясен вопрос относительно авторов скульптурного декора Биржи и Ростральных колонн.

Известно, что Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем обратилась в Академию художеств с просьбой принять на себя работы по изготовлению скульптур. На очередном заседании совета Академии решили, что скульптурные группы, предназначенные для фасадов Биржи, будут делать скульпторы Ф. Ф. Щедрин и И. П. Прокофьев. Остальные скульптурные произведения поручили изготовить также лучшим скульпторам — В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротилову, И. И. Теребеневу, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву.

Цены, запрошенные академическими скульпторами, показались Комиссии завышенными. Тогда были объявлены торги для желающих выполнить работы за меньшую плату, и таковые нашлись. Ими оказались жившие и работавшие в Петербурге французские скульпторы Жозеф Камберлен и Жак Тибо.

Несколько лет тому назад научному сотруднику Павловского дворца-музея Е. В. Королеву удалось установить, что скульптурные группы на фасадах и одну для биржевого зала под названием "Коммерция" выполнил Камберлен, а скульптурная группа "Время" принадлежит резцу Тибо.

Три фигуры у ростральных колонн выполнил Тибо и одну — под названием "Днепр" — Камберлен.

Следует отметить, что всю декоративную скульптуру Ростральных колонн предполагалось вначале отлить из чугуна. Но так как никто не решился взяться за такую сложную работу, то в конце 1809 г., за год до окончания строительства, решено было сделать статуи из пудостского камня (этот известняк добывали на реке Пудость в Гатчине). Возможно, что в случае выполнения первоначального замысла Тома де Томона общий силуэт Ростральных колонн был бы более графически четким и еще лучше воспринимался с больших расстояний.

Скульптурные группы по своему содержанию перекликаются со скульптурой Ростральных колонн. Монументально-декоративная скульптура пластически обогащает архитектуру в целом и создает сильный декоративный эффект.

К подножию колоннады здания можно приблизиться по широким парадным лестницам или по боковым пандусам. Здесь дорическая колоннада производит наиболее сильное впечатление. Почти физически ощущается мощь гранитных опор, надежно поддерживающих здание.

Грандиозная колоннада подготавливает переход из открытой внешней среды в закрытые внутренние помещения. Этот прием помогает также объединению здания Биржи с окружающим его пространством.

Главный вход ведет в вестибюль здания, ограниченный по торцам экседрами, а оттуда в центральный бывший операционный зал. Большепролетный прямоугольный в плане зал перекрыт цилиндрическим кессонированным сводом. Свет в него попадает сверху через световой фонарь и полуциркульные окна, отчего зал кажется еще выше. Его стены прорезаны только дверными проемами, ведущими в соседние помещения. На фоне гладких стен эффектно выделяются портики ионического ордера, обрамляющие дверные проемы. Под цилиндрическим сводом в проемах больших полуциркульных окон помещаются скульптурные группы. Конструктивные и декоративные принципы построения интерьера находят логическое соответствие в композиции главных фасадов.

 

 

Двухэтажное здание Биржи с огромными полуциркульными окнами окружено грандиозной колоннадой дорического ордера (дорический стиль отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам). Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, вследствие чего профиль стержня — скорее криво-, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна). К подножию колоннады здания можно приблизиться по широким парадным лестницам или по боковым пандусам. Грандиозная колоннада подготавливает плавный переход от открытой внешней среды, этот приём помогает объединить здание биржи с окружающим его пространством. Выступающая над колоннадой завершающая часть здания перекрыта двускатной кровлей, образующей фронтоны по торцам. Каждый фронтон прорезан большим полуциркульным окном, рельефно очерченным рустованным архивольтом. Чтобы создать единый гармоничный ансамбль, перед зданием Биржи архитектор решил устроить полукруглую площадь. Была сооружена искусственная насыпь, выдвинувшая Стрелку Васильевского острова более чем на сто метров в сторону Невы. Художественный эффект всей композиции строился на контрасте объёма Биржи и мощной горизонтали гранитной набережной со спусками к Неве. Берегу придали правильные закруглённые очертания и одели его в традиционные для города гранитные одеяния. Пологие спуски к воде были украшены гигантскими гранитными шарами, а сама стена набережной - львиными масками.

Ростральные колонны, Биржа, мыс, набережная с гротом, пандусы созданы одновременно и по единому проекту, образуя композиционное и семантическое единство. Береговые стены, пандусы, парапеты исполнены из традиционного для петербургских набережных розового гранита, им же облицована нижняя часть стилобата Биржи до половины высоты. Арка грота, стилобаты Ростральных колонн, верхняя половина стилобата Биржи — из гранита редкого светло-серого цвета, подобна ему окраска штукатурных рустованных фасадов Биржи. Смена цвета от более темного к более светлому и восходящее направление движения (от уровня воды — к площади, от уровня площади по лестницам стилобата — к Бирже, по темным винтовым лестницам колонн — к факелам) воплощают масонское стремление к обретению Света.

Великолепие нового архитектурного ансамбля столицы сразу же высоко оценили современники. Газеты того времени писали, что Санкт-Петербургская Биржа превзошла по "красоте и оригинальности" подобные сооружения в Европе.

Строительством этого ансамбля получила идеальное архитектурное завершение главная площадь города — водная. Ансамбль Стрелки, первый в России совершенный классический архитектурный ансамбль, завершил художественное оформление центра Санкт-Петербурга. Огромные масштабы невских вод, укрупненные архитектурные формы, монументальность и простота объема, лаконичное решение фасадов при точно найденных пропорциях сделали ансамбль композиционным центром города, соответствующим функции Биржи как главного русского торга, а расположенную перед ними гигантскую водную площадь — главной площадью С.-Петербурга, соответствующей значению России как владычицы морей.

Знаковый аспект великолепной архитектуры этого ансамбля говорил о значимости кораблестроения, мореплавания, мировой торговли, воплощал одну из определяющих культурных идей Санкт-Петербурга — врат, отверзтых в Европу. Подчеркнутая монументальность, крупномасштабность, простота и четкость геометрических объемов, подчеркнутость силуэта, акцент на горизонтальные линии массива стен и непрерывные колоннады идеально соответствовали низкой «небесной линии» С.-Петербурга и способствовали ее утверждению в качестве основы петербургского градостроения.

 

Биржа сегодня

 

После вывода торгового порта со стрелки Васильевского острова Биржа потеряла свою изначальную функцию. В 1889 году здесь состоялась первая в России промышленная выставка. Тогда здесь были представлены товары только отечественного производства.

В 1913–1915 годах потребовалась техническая реконструкция, не затронувшая декоративного оформления здания. Ее провели Ф.И.Лидваль и М.М.Перетяткович. Деревянный свод главного операционного зала был заменён железобетонным, а также разобраны печи и устроено калориферное отопление. Частично был перепланирован цокольный этаж и перестроены лестничные клетки.

После в 1917 году здесь работал клуб моряков. Затем – Торговая палата Северо-Западной области с музеем, биржа чернорабочих, Совет по изучению производственных сил СССР, Энергетический институт, Всесоюзный трест “Союзформлитье” и другие организации. Во время блокады Ленинграда на стрелке находились артиллерийские батареи.

В конце тридцатых годов в здании началось размещение экспонатов аэромузея, но в 1939 г. здание было передано Центральному Военно-морскому музею.

С 1940 года в здание Биржи размещается Центральный военно-морской музей – один из старейших в Петербурге. История самого музея началась с 1709 году, когда Пётр I приказал собирать коллекции, отражающие историю русского флота. Он является одним из старейших музеев России, ведет свое начало от основанной Петром I в 1709 г. "Модель-камеры", куда в обязательном порядке передавались чертежи и модели всех кораблей, которые строились в России. С 1805 г. музей помещался в здании Главного Адмиралтейства. В собрании музея находится более 1700 моделей кораблей, как старинных, так и самых современных, схемы и макеты сражений, боевые знамёна, образцы оружия. В числе экспонатов – “Дедушка русского флота” ботик Петра I. В 1939 г. музею передали здание Биржи на стрелке Васильевского острова и в феврале 1941 г. музей открыл свою экспозицию в новых стенах. В начале ВОВ большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ульяновск. А июле 1946 г. музей, вернувшись из эвакуации, вновь начал приём посетителей.

С обеих сторон от Биржи располагаются южный и северный пакгаузы – закрытые складские помещения, возведенные архитектором И.Ф. Лукини в 1826 – 1832 годах. Сегодня в южном пакгаузе находится Зоологический музей, а в южном – институты Академии наук.

В настоящее время идут разговоры о том, чтобы музей перевести в реконструируемую Новую Голландию, а в бывшем здании музея открыть Санкт-Петербургскую биржу.

Будущее биржи

Историческое здание Биржи на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, которые будет передано международной товарно-сырьевой бирже, будет, скорее всего, использоваться под представительские цели. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом на финальной пресс-конференции XII Международного петербургского экономического форума заявила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. "Современной товарно-сырьевой бирже для работы нужен обычный, хорошо оборудованный офис", - сказала она. "Биржа сейчас имеет свой офис и начнет свою работу. Но здание Биржи XIX века на Стрелке Васильевского острова должно использоваться по назначению, - считает губернатор. - Это не означает, что там будут офисы. Ей нужны и представительские помещения. Считаю необходимым вернуть зданию историческое предназначение, а вот как функционально оно будет использоваться, будет решаться во время реставрации".

В рамках XII Международного петербургского экономического форума состоялась презентация международной товарно-сырьевой биржи. Предполагается, что она разместится в историческом здании Биржи на Васильевском острове Санкт-Петербурга.

В настоящее время здание Биржи рассматривается в качестве места работы российской нефтяной биржи. После предложения президента В.В. Путина разместить биржу нефти и нефтепродуктов в Санкт-Петербурге, губернатор города В.И. Матвиенко предложила разместить её именно здесь, а Военно-Морской музей переселить в более современное здание.

— Мнение городской администрации:

Мы считаем, что здание должно использоваться по назначению, поэтому необходимо вернуть историческое предназначение этому зданию и отдать его под цели товарно-сырьевой биржи; функциональность здания будет решаться в процессе его реставрации (высказывание В. И. Матвиенко на пресс-конференции по итогам XII Экономического петербургского форума).

Биржевой мост

На Васильевском острове Биржевой мост выходит на Биржевую площадь, к Ростральным колоннам, а с другой стороны на Мытнинскую набережную, которая доходит до Петропавловской крепости.

Более пятидесяти лет Васильевский и Петроградский острова соединялись деревянным разводным мостом с двадцатью пятью пролетами, который приходилось довольно часто ремонтировать, заменяя подгнившие от воды элементы конструкции. Других мостов через Малую Неву в этом месте не было. Все проекты, созданные в XX веке, не были по разным причинам реализованы. Этому мешали то войны, то постоянная нехватка денежных средств. Так что Биржевой мост, в советскую эпоху переименованный в мост Строителей, оказался едва ли не последним деревянным мостом Северной столицы. Выглядел он к тому времени совсем старым и придавал очень невыгодный вид и стрелке Васильевского острова, и Мытнинской набережной, и вообще всему участку Малой Невы, через который он был перекинут.

Только в середине XX века деревянный переход моста, за которым сохранили название моста Строителей, был заменен стальным. Инженеры В.В. Демченко и Б.Б. Левин с архитекторами Л.А. Носковым и П.А. Арешевым не только разработали конструкцию самого моста, но и придали набережным, которые этот мост должен был соединять, несколько другой, улучшенный вид.

Берега Васильевского и Петроградского островов были приподняты, а край набережной Макарова слегка закруглен. Это привело к тому, что в этом месте противоположные берега Малой Невы стали выглядеть симметрично и, вместе с возведенным между ними мостом, воспринимались как законченный архитектурный ансамбль.

Мост Строителей был сделан пятипролетным, по конструкции сильно напоминая расположенный неподалеку Дворцовый мост. Но это было сделано намеренно — чтобы стрелка Васильевского острова, от которой эти два моста отходят в разные стороны, также являлась центром симметричной композиции, что особенно хорошо заметно, если смотреть на стрелку с дальнего расстояния. Впрочем, единство этих сооружений можно заметить и с близкого расстояния. Проявляется оно и в мелких деталях: ограду моста Строителей украсили трезубцами, напоминающими трезубец Нептуна, который восседает на фасаде здания Биржи.

Длина Биржевого моста — 239 метров, ширина — 27 метров, а ширина его проезжей части — 21 метр. Историческое название «Биржевой» было возвращено мосту в самом начале «перестроечной» эпохи.

Историческая справка.

1894 г. — строительство деревянного Биржевого моста.

1922 г. — переименование Биржевого моста в мост Строителей.

1956 г. — реконструкция моста Строителей.

1989 г. — переименование моста Строителей обратно в Биржевой мост.

 




2019-10-11 343 Обсуждений (0)
Архитектурно-художественное решение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архитектурно-художественное решение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)