Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Инвестиции в инновационном процессе



2019-10-11 217 Обсуждений (0)
Тема 3. Инвестиции в инновационном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




Разнообразие экономических, организационных и других условий в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает уникальностью. Вместе с тем, существует множество классификаций инноваций и субъектов инновационной деятельности, которые можно представить в единой схеме

 


 

Рассмотрим классификацию инноваций с точки зрения цикличности развития:

- крупнейшие базисные инновации реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект; однако происходят они не каждый год;

- крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткие сроки и с меньшими затратами, чем базисные инновации, но скачек в техническом уровне и эффективности значительно меньше;

- средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;

- мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.

Рассмотрим еще одну классификацию – по уровню новизны:

- радикальные;

- модифицирующие (усовершенствующие).

Различия между радикальными и усовершенствующими выражают качественные различия в уровне новизны соответствующих новшеств и указывают на зависимость вторых от первых: радикальные инновации служат базой последующих усовершенствований. За этими различиями обнаруживаются два существенно разных типа инновационной деятельности. После внедрения радикальной инновации усовершенствующая служит дальнейшему ее развитию и продлевает эффект. Но на начальных стадиях радикальные инновации наталкиваются на сопротивление со стороны механизмов и структуру усовершенствующей деятельности.

Вопросы к экзамену по теме

1.Основные понятия: инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс.

2.Роль инновационной деятельности в экономическом развитии.

3.Принципы классификации инноваций и инновационных процессов.

4.Виды и цели инноваций.

5.Инновационный цикл.

6.Этапы инновационного цикла.


Тема 3. Инвестиции в инновационном процессе

 

3.1 Инновационная деятельность как объект инвестирования

 

Инвестиции в инновационном процессе являются одним из основных факторов. Инвестиционная привлекательность инновационных проектов - основной мотив финансирования инноваций. Успех инновационной деятельности во многом зависит от достаточности ресурсного обеспечения, в том числе и от инвестиционной обеспеченности. Источники инвестирования. Инвестиции в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того, чтобы получить дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения. Тем не менее, проблема выбора объектов финансовых вложений для предпринимателя не ограничивается предельной суммой инвестиции. Исследования показали, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где предприниматель имеет возможность получать сверхмонопольную прибыль. Высокий потенциал эффективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств. В качестве источников инвестирования могут выступать бюджеты всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, сбережения населения.

 

 Источники инвестирования

 Собственные средства  Привлеченные средства
Прибыль и амортизация Акционерный капитал Безвозмездные инвестиции  Кредиты Беспроцентные ссуды Долевое участие

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий направления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные различия.

В технологически развитых странах размеры бюджетных ассигнований на научно-техническое развитие достаточно велики, объекты инвестирования определяются на конкурсной основе с учетом национальной стратегии развития и оборонной доктрины. Бюджетный кризис, характерный для экономики развивающихся стран, а также для государств, осуществляющих макроэкономические преобразования, ограничивает возможности государственного участия в развитие инновационных процессов.

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей.

Международные частные инвестиции являются достаточно активными на развивающихся рынках. Американские инвестиционные фонды, немецкие банки и другие частные иностранные инвесторы стремятся обеспечить высокую доходность собственных инвестиций с помощью международной диверсификации деятельности.

Риск инвестиции в развивающиеся рынки достаточно высок, но он, как правило, обеспечивается большей доходностью вложений. При этом наиболее привлекательными для внешних инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют значительных предварительных инвестиций, а достаточное для конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено даже без использования научно-технического прогресса.

В России, по оценкам Центра по иностранным инвестициям Министерства экономики РФ, наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в 2001 году были нефтедобыча, газодобыча и алюминиевая промышленность.

Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, в настоящее время получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятельность. В первую очередь это относиться к отрасли связи, где за счет короткой длительности производственного цикла предприятия практически не испытали влияния инфляции и создали достаточный резерв для осуществления научно-технических проектов.

Московская городская телефонная сеть приступила к реализации проекта "Золотая пуля, в основе которой лежит принципиально новая концепция организации связи с помощью оптико-волоконных колец ". Международный оператор связи в России АО "Ростелеком" завершил в 2000 году строительство международной оптико-волоконной линии связи ИТУР (Италия – Турция – Украина - Россия).

Организации с длительным технологическим циклом производства в условиях инфляции не смогли сохранить собственные оборотные средства, что привело к тяжелому финансовому положению. Поэтому в настоящее время практически все организации промышленности лишены реальной возможности финансирования инновационной деятельности за счет собственных средств. ( В мире 80-90% инноваций финансируется промышленными предприятиями за свой счет.)

Финансовый капитал формируется за счет аккумулирования средств юридических лиц и граждан в финансово-кредитных учреждениях.

На этапе разработки и реализации инноваций рынок капитала выступает как один из главных факторов общественного признания инноваций. Без достаточного финансового обеспечения жизненный цикл инновации ограничивается стадией "идея". Любое новшество должно быть инвестиционно привлекательным и конкурентоспособным на рынке капитала. Поэтому на ряду с показателями инновационности проектов не менее важным в рыночных условиях становятся финансово-экономические показатели: объем инвестиций; ожидаемая доходность (рентабельность); срок окупаемости; чистый доход и д.р.

Экономические показатели становятся основными, если речь идет о привлечении стратегического инвестора (финансового кредитного учреждения, которое готова организовать финансовые разработки и реализации инновации за счет собственных и привлеченных средств). Как правило на рынке инноваций информационный минимум о нововведениях включает сведения не только об их целях, но и о размерах инвестиций, ожидаемой доходности и сроке окупаемости вложений.

Рассмотрим примеры предложений для инвестирования инновационных проектов (по материалам российских СМИ в 2002 году).

 

Наименование предприятия Цель проекта Стоимость проекта (дол.) Ожид. доходнотсь, % Срок окупаемости, лет Форма участия внешнего инвестора
Раменский опытный завод "Техноприбор" Расширение и модернизация производства, внедрение новых разработок; освоение новой продукции в области банковской техники и оборудования 1 млн. 70 2 Доля в акционерном капитале, льготный кредит
АО "Рецикл" (Ленинградская область) Организация переработки изношенных покрышек с резиновым кордом; организация производства резиновой крошки 1,5 млн 55 2,5 Льготный кредит обеспеченный имуществом АО
Жигулевский радиозавод Разработка, промышленное производство, комплексная поставка и эксплуатация телекоммуникационных сетей с применением цифровых мини-АТС 64,6 млн 32 4 Льготный кредит
Завод полупроводниковых приборов (филиал ГПП "ЗИМ") Освоение производства оптотиристоров по передовой технологии; организация производства"интеллектуальных модулей" на основе оптотеристоров 20,93 млн 38 3 Льготный кредит

 

3.2 Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности

 

Условно факторы инвестиционной привлекательности инновационных проектов можно разделить на две группы: финансово экономические и внешнеэкономические. В большинстве случаев инвестора привлекают высокие финансовые показатели, однако существуют ситуации, при которых инвестор вынужден реализовать новшество, несмотря на его прямую экономическую непривлекательность. Например если речь идет об экологических мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные экономические показатели; тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже ведут активную деятельность в этой области.

К другим внешнеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности может быть отнесена отраслевая принадлежность как идеи для последующей практической реализации, так и предприятия инноватора. Сверх привлекательный инновационный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы инноватора не достаточно опыта работы в той области, где необходимо реализовывать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации. В условиях структурных преобразований характерных для экономик переходного периода в России в лучшем финансовом положении оказались организации сумевшие оперативно сменить свой рыночный сегмент, в соответствии с изменившимся спросом. Например, кризисное снижение спроса на большегрузные автомобили было вовремя предсказано руководством АО "ГАЗ" и не замечено высшим менеджментом АМО "ЗИЛ". В результате горьковские автозаводцы вышли на новый сегмент рынка с новой популярной моделью микрогрузовика и микроавтобуса "Газель" и сохранили свою платежеспособность. Московские автозаводцы продолжали выпуск большегрузных автомобилей не находивших спроса. Смена рыночного сегмента произошла на 4 года позже, конкурентное преимущество было утеряно, а финансовое положение АМО "ЗИЛ" к середине 1997 года подпало под критерии принятия решения о банкротстве.

Отраслевая инвестиционная привлекательность определяется стратегией фирмы-инноватора. Поэтому на рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности новшества проводится маркетинговый отраслевой анализ, разрабатывающий различные рейтинги отраслевой инвестиционной привлекательности.

Исследуя потенциал привлечения иностранных инвестиций, Федеральная комиссия по ценным бумагам при правительстве России в 1998 г. установила наиболее инвестиционно привлекательные отрасли российской экономики: нефтедобыча, электроэнергетика, связь, металлургия. Существенным внешнеэкономическим фактором, определяющим привлекательность инновации для инвестора, является имидж и репутация инноватора.

Тяжелое машиностроение в России считается одной из самых непривлекательных для инвестиций отраслей. Однако высокий финансовый авторитет компании "Биопроцесс" - финансового консультанта и управляющего холдинга АО "Уралмаш" - обеспечил приток достаточного капитала для проведения крупномасштабной реорганизации этого гиганта российской тяжелой промышленности. В настоящее время группа предприятий "Уралмаш",сохранив отраслевую принадлежность, имеет вполне удовлетворительную структуру баланса и финансовые показатели.

С экономической точки зрения инвестиционная привлекательность определяется как внутренними характеристиками инновации (доходность инвестиции, срок реализации проекта и т.д.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников. Инвестирование инновационной деятельности может осуществляться как за счет собственных, так и привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время основным источником инвестирования является собственная прибыль и амортизационные отчисления. Кроме того , инвестиционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи.

Наиболее популярным на Западе способом увеличения собственных средств компании является эмиссия акций. Однако в отличие от других источников собственных средств этот ресурс является платным, поскольку акционеры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недостаточный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирования инновационной деятельности окажутся неразмещенными. В России корпоративные отношения находятся в стадии формирования, поэтому эмиссия ценных бумаг под инновационную деятельность проводится достаточно редко.

За исключением беспроцентных ссуд привлеченный капитал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, т.е. представляют собой кредиты в различной форме. Наряду с традиционно формой кредитования в инновационной деятельности широкое применение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг.

Лизинг – долгосрочная аренда машин и оборудования на сроком до 20 лет. Арендодатель приобретает за свой счет необходимое оборудование и сдает его в аренду арендатору. При этом права собственности на оборудование остаются у арендодателя. По окончании лизингового договора арендатор может вернуть арендодателю арендуемое имущество или выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. В течении всего срока эксплуатации арендатор перечисляет плату за пользование арендованным имуществом, включая амортизацию и доход арендодателя.

В настоящее время лизинг получил наибольшее распространение получил в российских транспортных компаниях (морских пароходствах и автотранспортных международных перевозчиках): стоимость приобретаемых основных средств в этих компаниях достаточна высока, а накопленный капитал недостаточен для развития производственных мощностей. Поэтому лизинг стал одной из наиболее удобных форм финансовых вложений: инвестор оплачивает строительство судна и предает его в эксплуатацию пароходству, которое постепенно возмещает расходы и выплачивает проценты за пользование имуществом. Права на судно переходят пароходству с момента внесения последнего взноса. В случае просрочки платежей лизингодатель имеет право востребовать переданное в лизинг имущество и распорядится им по собственному усмотрению (в том числе сдать судно в аренду другому пароходству). При этом платежи судоходной компании не возвращаются.

Форфейтинг – финансовая операция, превращающая коммерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распределены во времени. Таким образом инвестор получает отсрочку в платежах и гарантию банка по обеспечению платежей. Форфейтинговые операции для инноватора являются гарантией надежности финансового партнера.

Наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг. Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала. Кроме финансовых средств по договору франшизы инноватору могут быть переданы нематериальные активы: технологии, ноу-хау, торговый знак, и репутация фирмы и т.д. Франчайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.

Одним из самых известных примером франчайзинга является корпорация "Макдональд": предприятия быстрого питания открываются по всему миру как самостоятельные компании, использующие технологию, торговую марку, имидж и репутацию головной компании, которая со своей стороны не только оказывает материальную помощь при открытии предприятия, но и принимает на себя обязанности обучения персонала, рекламы, поставки оборудования и организацию закупки исходных продуктов. Кроме того она оставляет за собой право контроля за деятельностью предприятий и расторжения договора франшизы с запрещением использовать торговую марку и технологию приготовления пищи.

 

3.3 Критерии инвестиционной привлекательности

 

Движущие мотивы финансирования инновационной деятельности существенно зависят от того, реализуется ли инновация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлеченных ресурсов в основе лежит показатель цены капитала.

Цена собственного капитала определяется дивидендной политикой инноватора (цена привлечения акционерного капитала)пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации:

 


Сs - цена собственного капитала;

Р - отношение суммы дивидендов к рыночной капитализации компании;

U - акционерный капитал;

М - прибыль;

В - безвозмездные поступления.

Цена собственного капитала для самофинансирования инновации является нижним пределом рентабельности: решение о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели, привести к неплатежеспособности и банкротству инноватора.

Для внешнего инвестора цена собственного капитала инноватора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надежности объекта инвестиций.

Цена привлеченного капитала рассчитывается как средневзвешенная процентная ставка по привлеченным финансовым ресурсам:

 

 

Сinv - цена привлеченного капитала;

ki - ставка привлечения финансового капитала, % годовых;

Vi - объем привлеченных средств;

m - число источников привлеченных средств.

Цена привлеченного капитала зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация инноватора. На деловую репутацию фирмы влияет не только финансовые показатели ее деятельности но и сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и д.р. Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного капитала, определяются макроэкономической ситуацией (уровнем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпами роста НВП и д.р.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке. Цена капитала – отношение общей суммы платежей за использование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов

 

 

WACC - средневзвешенная цена капитала;

ki - цена i-го источника;

di - доля i-го итого источника в капитале компании.

Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инновационного проекта – норму прибыли на инновацию. Таким образом инноватор принимая решение о начале реализации проекта должен учитывать следующие факторы:

- цену собственного капитала;

- цену привлеченного капитала;

- структуру капитала (соотношение собственных и привлеченных средств).

 

3.4 Норма прибыли при финансировании инновационных проектов

 

Как инвестор, так и инноватор при принятии решения о реализации нововведения сталкивается с проблемой определения нижней границ и доходности инвестиций, в качестве которой как правило выступает норма прибыли. Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения.

Норма прибыли для инноватора

Организация, реализующая нововведение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относятся ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции. Руководство компании-инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиции - вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая дополнительный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превысить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Механизм влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая доходность может быть выше чем производственная рентабельность инноватора. Это связано с различными масштабами производства: сохраняя конкурентоспособность продукции и удерживая под контролем значительную часть рынка крупная умышленно сбивать цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности ее как правило соизмеряют с масштабами производства.

 

Отрасль

США

Япония

Страны Европпы

Число компан. Доход-ность % Число компан. Доходность % Число компан. Доходность %
1. Компьютерные услуги и программное обеспечение 2. Средства связи 3. Химическое производство 4. Издательское дело 5. Электронная промышленность 6. Машины и оборудование 7. Автомобилестроение 8. Коммерческие банки 9. Финансовые учреждения 22 30 15 13 11 7 9 4 45 15 21,2 19,1 17,7 17,7 13,9 12,7 12,2 10,5 8,8 7,5 3 6 24 15 2 11 22 9 43 13 4,9 9,0 5,4 3,3 8,4 4,0 4,3 7,6 2,6 4,8 13 10 5 16 12 7 14 6 57 4 23,1 15,5 16,5 13,7 27,9 11,2 12,4 6,7 19,6 4,8

 

Норма прибыли для инвестора

Внешний инвестор определяя норму прибыли инновационного проекта руководствуется альтернативными вложениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решений о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску отвращение к риску). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принявшие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска закладывают как надбавку к норме прибыли. Эта надбавка принимает значения от 3 до 20% от цены капитала.

 

 Группы инвестиций  Требуемая норма прибыли
Замещающие инвестиции – категория 1 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т.р., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию) Цена капитала
Замещающие инвестиции – категория 2 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т.п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требует других решений.) Цена капитала + 3 %
Замещающие инвестиции – категория 3 ( новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги; а также, заводы размещаемые на новой площадке) Цена капитала + 6 %
Новые инвестиции – категория 1 (новые мощности или оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускающиеся продукты Цена капитала +5 %
Новые инвестиции – категория 3 (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием) Цена капитала + 8%
Новые инвестиции – категория 2 (новые мощности и машины или поглощение или приобретение других фирм, которые не связаны с действующим техническим процессом ) Цена капитала + 15 %
Инвестиции в научно исследовательские работы – категория 1 ( прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели) Цена капитала + 10 %
Инвестиции в научно исследовательские работы - категория 2 (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее не известен Цена капитала + 20 %

Вопросы к экзамену по теме

1.Источники инвестиций

2.Собственные средства организации. Финансовый капитал

3.Факторы инвестиционной привлекательности. Отраслевая инвестиционная и внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность.

4.Лизинг. Форфейтинг. Франчайзинг

5.Цена собственного капитала

6.Цена привлеченного капитала

7.Норма прибыли инновационных проектов (норма прибыли для инноватора, норма прибыли для инвестора)

 




2019-10-11 217 Обсуждений (0)
Тема 3. Инвестиции в инновационном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Инвестиции в инновационном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)