Определение точной концентрации гидроксида кальция
Определение проводили с помощью ранее приготовленного и отстандартизированного раствора 1Н соляной кислоты (п. 9.1.). Для разбавления исходного раствора гидроксида кальция пипеткой отобрали пробу объемом 10 мл, перенесли в коническую мерную колбу объемом 100 мл и довели до метки дистиллированной водой. Колбу закрыли и раствор перемешали. Из разбавленного раствора пипеткой отобрали аликвоту 10 мл и перенесли в коническую мерную колбу для титрования объемом 100 мл. Добавить 20 мл дистиллированной воды и 2-3 капли индикатора фенолфталеина. Титрование проводится 1Н соляной кислотой до перехода розовой окраски в бледно-розовую. Титрование повторили 3 раза. Концентрация соды определяется по формуле 11:
1 · 8,43 · 100 · 74 CCa(OH)2 = ————————— = 312,03 (11) исх. р-р 10 · 10 · 2
где CCa(OH)2 - концентрация гидроксида кальция, г/л исх. р-р Nн - нормальность соляной кислоты (1Н) Vk - объем 1Н соляной кислоты пошедшей на титрование аликвоты в присутствии индикатора фенолфталеина, мл V ал Ca(OH)2 - объем аликвоты гидроксида кальция, равный 10 мл V пробы - объем пробы исходного раствора известкового молока, взятый для разбавления, равный 10 мл V общ. - объем приготовленного разбавленного раствора гидроксида кальция, равный 100 мл M Ca(OH)2 - молярная масса гидроксида кальция, равная 74 За окончательный результат принимается среднее арифметическое значение из серии проведенных параллельных титрований. /10,17/ 3. Методика выполнения лабораторной работы. По заданному количеству карбоната натрия и по соотношению исходных реагентов в загрузке (избыток гидроксида кальция в мольном отношении составляет 1; 1-1,5) рассчитали объемы растворов исходных реагентов.
V(Na2CO3)=100мл, p(Na2CO3)=1,170 г/мл mр-ра(Na2CO3)=100. 1,170=117г mв-ва(Na2CO3)=117. 0,16=18,72г nв-ва(Na2CO3)=18,72: 106=0,177моль nв-ва(Са(ОН)2)=0,177. 1,5=0,265 моль m(Са(ОН)2)=74. ,265=19,60г 1000мл _________ 312,03 Х _________ 19,60 V(Са(ОН)2)=62,82мл
В фарфоровый стакан-каустицер залили рассчитанный объем исходного 16%-го содового раствора и поместили каустицер в термостат, нагретый до температуры 800 С. Одновременно в термостат поместили колбу с рассчитанным объемом свежеприготовленного известкового молока и нагрели до 800С. Затем вынули колбу с известковым молоком и в течении 3-5 мин небольшими порциями ввели в каустицер с содовым раствором содержимое колбы. После добавления последней порции включили мешалку в каустицере. Каустификацию проводили в течении 50мин. Содержимое каустицера количественно перенесли на фильтровальную установку последовательно в несколько приемов. Осадку дали отстояться на фильтре в течении 5-7 минут. Количественно перенесли весь влажный осадок в предварительно взвешенную чашку Петри. mосадка=57г
Взяли навеску осадка 2 грамма, поместили на предварительно взвешенное часовое стекло. Затем количественно перенесли навеску на фильтр воронки для простого фильтрования. Смыли часовое стекло и стеклянную палочку от остатков осадка 2-3 раза дистиллированной водой. Промывали осадок до получения 200мл промывных вод.
4. Обработка результатов.
1) Определение в фильтрате содержание гидроксида натрия, карбоната натрия, гидроксида кальция как указано в п. 14. 2) V1=26,2 мл V2=24,85 мл V1- V2= 26,2-24,85=1,35 мл С(Na2CO3)=6,203г/л С(Са(ОН)2)=0 г/л ,т.к. (Са(ОН)2) прореагировал полностью в процессе каустификации. V3=0мл С(NаОН)=4,68 г/л m(NаОН)в осадке= 0,267г m(Na2CO3)в осадке= 0,354г m(Са(ОН)2)в осадке= 0г
3) Определение в промывных водах содержание гидроксида натрия, карбоната натрия, гидроксида кальция как указано в п. 14.
V1=1,8 мл V2=1,55 мл V1- V2= 1,8-1,55=0,25 мл С(Na2CO3)= 0,119г/л С(Са(ОН)2)=0 г/л ,т.к. (Са(ОН)2) прореагировал полностью в процессе каустификации. V3=0мл С(NаОН)= 0,09 г/л m(NаОН)в осадке= 0,513 г m(Na2CO3)в осадке= 0,6783 г m(Са(ОН)2)в осадке= 0г
Рассчитываем степень каустификации :
(mNaOH) факт Х = ——————— ∙ 100 % = 40% (mNaOH) теор.
(mNaOH) факт = 0,267 +0,513= 0,78г (mNaOH) теор. = 1,957г
Список используемой литературы 1. Практикум по общей химической технологии. /Под ред. И.П. Мухленова. – М.: Высшая школа, 1973.– 423с. 2. С.А.Крашенинников. Технология соды. – М.: Химия, 1988. – 378с. 3. Химическая технология. /Под ред. И.А. Кнунянца. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1988.том 2 – 1335с. 4. Химическая энциклопедия. /Под ред. Ю.А.Золотова, В.А.Кабанова и др. – М.: Большая российская энциклопедия, 1988.том 3. – 1268с. 5. Краткий химический справочник. /Под ред. В.А.Рабиновича. – М.: Химия, 1977. – 376с. 6. Правила по технике безопасности и производственной санитарии при работе в химических лабораториях медицинских учебных заведений. /Министерство здравоохранения СССР. – М.: 1982. – 58с. 7. Инструкция по охране труда в химической лаборатории. 8. Большой энциклопедический словарь. Химия./Под ред. И.А. Кнуянца. – М.: Большая Российская энциклопедия,1998 – 790с. 9. Государственный стандарт Союза ССР. Реактивы. Кальция окись. Технические условия ГОСТ 8677-76, издание официальное. Государственный комитет СССР по стандартам Москвы с – 8. 10. Методические указания к лабораторно–практическим занятиям по аналитической химии (Курс количественного анализа). /Под ред. А.С. Квач. – К.: КГМУ, 1991. – 58с. 11. Неорганическая химия. /Под ред. Н.Н.Павлова. – М.: Высшая школа, 1993. – 12. Основы химической технологии. /Под ред. И.П. Мухленова. – М.: Высшая школа, 1991. 13. Первые в ряду элементов. /Под ред. А.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1983. 14. Журнал "Химическая промышленность". № 8, 1993. 15. Химия в действии. /Под ред. А.М. Фримант. – М.: Мир, 1994. 16. Неорганическая химия. /Под ред. Э.Г.Оганесян. – М.: Высшая школа, 1984. 17. Курс аналитической химии. Качественный анализ. /Под ред. А.П. Крешкова. –М.: Химия, 1982. 18. Физическая и коллоидная химия. /Под ред. К.И.Евстратовой. – М.: Высшая школа, – 1990. –487с. 19. Аналитическая химия. /Под ред. В.П.Васильева. – М.: Высшая школа, – 1989. –384с. 20. Справочник химика . Основные свойства неорганических и органических соединений. /Под ред. !!!!. – М.: Химия, 1964 том 2. – 1165с.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |