Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практические задания (работа с историческим источником)



2019-10-11 3527 Обсуждений (0)
Практические задания (работа с историческим источником) 4.50 из 5.00 4 оценки




Практические задания (работа с историческими фактами)

2.1. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

«Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»

2.2. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком князе идет речь.

«Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева… Князь одержал победу… В память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь, и, распространив Киев, обвел его каменными стенами;…он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею…»

2.3. Прочтите отрывки из сочинения историка Н.И. Костомарова и укажите, о каком самостоятельном центре Руси периода политической раздробленности идет речь.

«…не была проходным краем – не то, что Киевская и Черниговская Земли, через которые ратным людям можно было прогуляться вдоль и поперек…был отделен болотами и лесами от остальной Руси…Почва ее земель не отличалась плодородием…Татарское завоевание не коснулось ее; как повествует летописец, сто верст всего не дошли завоеватели… Старое, еще не достроенное здание русской федеративной державы было разбито; от него остался на севере угол: то была… с Псковом – своим меньшим братом».

 

2.4. Прочтите отрывок из исторической «Повести» и укажите, к какому году относятся эти события:

«И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменилось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие с пороками (осадными орудиями), третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день».

 

Практические задания (работа с историческим источником)

3.1. Укажите год, когда произошли описанные события. Назовите русского и ордынского князей, о которых идет речь в тексте. Какие предположения (предсказания), касающиеся исхода битвы и судьбы русского князя, согласно данному отрывку сделал святой Сергий? В чем, по мнению автора Жития, заключалась причина победы великого князя? Укажите одну причину

Из Жития святого <…>

«Божиим попущением за грехи наши ордынский князь <…> собрал силу великую, всю орду… и идёт на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князь же великий, скипетр Русской земли державший, …пришёл к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против ордынцев выступить: ведь он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против [врагов], и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество вернёшься".Собрав всех воинов своих, выступил он против [ордынцев]; увидев же войско ордынское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: "Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, – обязательно поможет тебе Бог".

Тогда князь великий <…> и всё войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против ордынцев… Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному князю, и побеждены были ордынцы, и полному разгрому подверглись, ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство. Великий князь <…>, славную победу одержав, пришёл к Сергию, благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и вклад большой в монастырь дал».

3.2. Назовите русского князя, имя которого неоднократно пропущено в тексте. Назовите русскую правительницу, которая была его матерью. Укажите век, к которому относятся описываемые события. Назовите сына данного князя одержавшего победу в междоусобной борьбе со своими братьями.

Из записок историка:

 «Как скоро началось сильное сражение, то скифы, окружённые магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте. Сам <…>, израненный и истекший кровию, не остался бы жив, если бы не спасла его наступившая ночь. У неприятелей, говорят, на сём сражении убито было 15 тысяч человек; у наших убитых было только 350 человек и множество раненых. Такую победу одержали римляне в сей битве. <…> всю ночь печалился по побиении своей рати. Но, чувствуя, что ничего уже не может сделать непобедимому нашему войску, почитал обязанностью благоразумного полководца сохранить оставшихся воинов. Итак, на другой день, по утру, посылает к императору просить мира с такими условиями: тавроскифы должны отдать римлянам Доростол, отослать пленных, выйти из Болгарии и возвратиться в своё отечество, а римляне должны дать им безопасно отплыть на судах своих, не нападая на них с огненосными кораблями (ибо они чрезвычайно боялись мидийского огня, могущего даже камни превращать в пепел), позволить провозить к себе хлеб и посланных для торговли в Византию считать, по прежнему обычаю, друзьями. Государь охотно принял предложение союза (он мир предпочитал войне, зная, что один сохраняет, а другая, напротив того, истребляет народы), утвердил условия и дал каждому по две меры хлеба. Получивших хлеб было 22 тысячи человек, оставшихся из 60 тысяч русского войска; следственно, прочие 38 тысяч пали от римского меча. По утверждении мира <…> просил позволения у государя придти к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащённом вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блиставших доспехами. <…> переезжал чрез реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, грёб наравне с прочими, без всякого различия. Поговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война римлян с россами».

3.3. Назовите событие, о котором повествует источник. Укажите год, когда произошло описанное событие. Назовите великого князя московского, о котором идет речь в источнике. Какие условия, по мнению автора, позволяли хану Ахмату рассчитывать на победу? Укажите любые два условия.

 

Из летописи:

«Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идёт в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да ещё в соглашении
с королём Казимиром… Князь великий пошёл на Коломну и стал у Коломны, а сына своего князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого – в Тарусе, а прочих князей и воевод – в иных местах, а других – по берегу…

И пришли [ордынцы], начали стрелять, а наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. <…> И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река…

Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления [ордынцев], чтобы, соединившись, вступить в битву с противником.

В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами…Тогда-то и свершилось чудо… когда наши отступали от берега, ордынцы, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали.

 

 

1.Решающую победу Руси над Ордой в XV в. одержал князь

а) Иван Калита
б) Иван III
в) Иван IV
г) Василий III

 

2.Что из названного относится к итогам деятельности Избранной Рады в 50-е – 60-е гг. XVI в.?

а) введение рекрутчины

б) создание полков «иноземного строя»

в) введение всеобщей воинской повинности

г) проведение реформы местного управения

 

3. Результатом военной реформы, проведенной Избранной Радой в середине XVI в. было формирование

а) стрелецкого войска  
б) регулярной армии  
в) гвардейских полков  
г) полков иноземного строя  

 

4. Какие три из перечисленных событий и явлений связаны с княжением Ивана III? Обведите соответствующие буквы и запишите их в строку.

а) Ливонская война
б) Семилетняя война
в) стояние на реке Угре
г) присоединение Твери к Москве
д) созыв первого Земского собора
е) присоединение Новгорода Великого к Москве

 

5. С помощью опричной политики Иван Грозный добился

а) укрепления вооруженных сил страны
б) расширения территории Российского государства
в) усиления роли Земских соборов
г) усиления режима личной власти

 

6. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»?

а) Лжедмитрия II
б) Василия Шуйского
в) Ивана Болотникова
г) Ивана Заруцкого

 

7. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось в

а) создании нового органа власти – Земского собора
б) обещании царя соблюдать законность
в) введении нового принципа наследования престола
г) учреждении в России патриаршества

 

8. К числу последствий Смутного времени относится

 
  а) включение в состав России Левобережной Украины
  б) потеря Россией Великого Новгорода
  в) потеря Россией Смоленска и выхода к Балтийскому морю
  г) отказ России от заключения мира с Польшей

9. В каком из документов провозглашались отмена "урочных" лет и бессрочный сыск беглых крестьян?

а) Соборном уложении 1649 г.
б) Судебнике 1497 г.
в) Судебнике 1550 г.
г) указах об урочных летах

10. Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича?

а) И. Волоцкий
б) патриарх Никон
в) митрополит Макарий
г) Сергий Радонежский


2019-10-11 3527 Обсуждений (0)
Практические задания (работа с историческим источником) 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Практические задания (работа с историческим источником)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)