Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сценарии развивающих занятий



2019-08-13 181 Обсуждений (0)
Сценарии развивающих занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Предлагаемые занятия призваны, в большей степени, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, или затрагивается косвенно, опосредованно.

В сборник занятий вошли общеизвестные упражнения, описан­ные в педагогической и психологической литературе, упражнения ав­торов, предлагающих свои развивающие программы, и авторские, оригинальные упражнения. Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений, по необходимости приоритет можно отдавать тем или иным упражнениям.

Занятия логически выстроены по двум направлениям:

1. От простого к сложному.

2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом воз­растном этапе.

Некоторые упражнения предполагают наличие бланков для ра­боты, которые легко можно подобрать в предлагаемой сейчас разви­вающей литературе. Каждое занятие рассчитано на 30-40 мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса.

Как уже было сказано выше, начиная обучение ребенка в 1-м классе, учитель сталкивается, прежде всего, не с проблемой интеллек­туального развития, а с проблемами личностной незрелости учеников. Понимание подготовки к школе часто ограничивается работой с ин­теллектом, этим занимается множество подготовительных учрежде­ний, вопрос развития эмоционально-волевой сферы остается откры­тым. Поэтому в структуру занятий включены мотивационные беседы. Период адаптации в 1-м классе обнаруживает неспособность некото­рых детей справляться с первыми трудностями, выполнять выдвигае­мые им требования по усвоению учебных навыков, норм и правил по­ведения и общения. Обнаруживается зависимость деятельности ре­бенка от взрослого, преобладание игрового мотива над учебным мо­тивом, как следствие - снижение мотивации или развитие мотивации избежание неудач. Перед психологической службой встает задача по­степенного, поэтапного решения этих и других с ними связанных про­блем периода адаптации.

Известно множество приемов, методов адаптационной работы в школе, в которые могут входить:

• адаптационные тренинги;

• игры на школьные темы;

• совместная выработка правил и норм в классе;

• экскурсии в старшие классы;

• система благодарностей и поощрений и т. д.

Суть метода мотивационных бесед заключается в следующем:

Возникшая проблема оформляется в виде истории, притчи, по­нятной и близкой данному возрасту. Эта история рассказывается клас­су, вместе с детьми обсуждается и совместно в конце обсуждения фиксируется в виде какого-либо знака, символа. Этот знак в течение актуального времени висит на доске в классе, и в случае необходимо­сти учитель, не делая замечаний, указывает на тот или иной знак, как бы призывая вспомнить историю и выводы, связанные с ней.

Важно: История в процессе рассказа зарисовывается на доске. Это помогает дополнительно привлечь внимание, создать устойчи­вый образ, эмоционально окрасить.

Мотивационные беседы нельзя расположить последовательно, свести в единую мотивационную программу, т. к. проблема каждого класса индивидуальна. Зачастую одна и та же проблема проявляется в разных классах в разное время. Беседы отталкиваются от жизненных, актуальных в данное время ситуаций, абстрактная история ребятам не интересна, или вызывает не такие сильные эмоции, как опыт «прожи­тый», принятый «здесь и теперь». Необходимо организовать подкреп­ление созданных образов в учебной деятельности, для этого необхо­дима помощь и поддержка учителей. Иначе эффективность такого ме­тода будет минимальной

Важно: После каждой беседы сделать знак, символ, доступный для понимания. Обязательно поговорить с преподавателем о значе­нии символа, о ситуации, в которой необходимо к нему обращаться. Последовательно, систематически актуализировать образ до полно­го принятия. Для учителя необходимо использовать этот знак в со­ответствующих ситуациях, без оценок и ярлыков.

Так же в структуру занятий включены кинезиологические уп­ражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и разви­вают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Происходит чрезмер­ная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полуша­рия при торможении правого. В ответ, как результат перевозбужде­ния, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляе­мость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непо­седливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу. Что проявляется в постепенно нарастаю­щем чувстве усталости, отвлекаемое™ внимания, головных болях. В результате у ребенка появляются невротические реакции или неврозы, самый распространенный из которых - неврастения. При всех невро­зах происходит нарушение межполушарных взаимодействий. Как правило, при возникновении у детей невротических расстройств роди­тели и педагоги расценивают их как отсутствие волевой (сознатель­ной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. Имен­но тогда ребенок перестает усваивать не только требования, но и зна­ковую информацию: «не слышит», «не видит», «копается», постоянно испытывает усталость (A. JI. Сиротюк).

Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психо­физиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин. В данном сбор­нике представлены упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют специально организованного пространства, просты в выполнении. Для эффективности воздействия кинезиологических упражнений их надо проводить не только во время специально организованных занятий, но и во время физкультурных минуток на уроках.

 



2019-08-13 181 Обсуждений (0)
Сценарии развивающих занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сценарии развивающих занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)