Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Альфред Маршалл, микроэкономика и  предпринимательство



2019-08-13 535 Обсуждений (0)
Тема 5. Альфред Маршалл, микроэкономика и  предпринимательство 0.00 из 5.00 0 оценок




А. Маршалл – реформатор экономической науки.

А. Маршалл – завершитель маржиналистской системы. Преемственность и новаторство. Синтез рикардианской и маржиналистской теорий ценности. Установка на практичность экономической теории. Метод частичного равновесия. Эволюция и равновесие у Маршалла. Принцип непрерывности. Отношение к применению математики в экономической теории Особенности терминологии и предмета «экономикс».

Исследование рынков и отраслей: законы убывающей и возрастающей доходности. Роль предпосылки о постоянной отдаче от масштаба. Метод частичного равновесия. Теория полезности и спроса. Теория издержек и предложения. Влияние фактора времени и типы равновесия. Эластичность и эффект отдачи от масштаба. Понятие репрезентативной фирмы. Потребительский излишек, кривые предложения и государственное вмешательство.

Экономико-политическая доктрина кембриджской школы. А.Пигу о принципах государственного регулирования. Дж. М. Кейнс о Маршалле.

Критика маршаллианского метода П.Сраффой. Теории монополистической и несовершенной конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).

 

5.2. Экономическая теория благосостояния .

     Экономическая теория благосостояния. Общественное благо как философская и нравственная проблема. Функции благосостояния и их смысл. Утилитаристский подход и теория благосостояния А.Пигу. Проблема межличностных соизмерений полезности. Последовательный индивидуализм и концепция оптимума Парето. Споры о принципах и формах вмешательства государства. Рыночный социализм как теоретическая проблема в рамках ТОЭР (А.Лернер, О.Ланге и др.).

 

Эволюция теории потребительского выбора.

Позитивистская критика понятия полезности. Кардинализм и ординализм. Депсихологизация теории потребительского выбора. Парето, Слуцкий, Хикс – Аллен. Предельная норма замещения вместо предельной полезности. Выявленные предпочтения Самуэльсона. Потребительские характеристики Ланкастера. Г.Беккер: потребление как производство.

Теории предпринимательской функции и предпринимательской прибыли.

Отсутствие места для предпринимательской прибыли в маржиналистской теории распределения доходов. Два подхода к проблеме предпринимательства. Предпринимательство как самостоятельный фактор производства и прибыль как факторный доход. Предпринимательская прибыль как остаточный доход за выполнение предпринимательской функции. Отождествление предпринимателя и капиталиста в английской классической политической экономии. Предпринимательская функция как несение бремени риска неопределенных доходов - Р.Кантильон, И. фон Тюнен. Разграничение понятий риска и предпринимательства у Ф. Найта и его теория фирмы. Предпринимательская функция как координация факторов производства – Ж.-Б.Сэй. Предприниматель и буржуа у В. Зомбарта.

 

5.5. Традиция австрийской школы в XX веке.

Л. Мизес и методология априористской экономической теории. Ф. Хайек и австрийская традиция сегодня. Представления о рынке как спонтанном порядке, конкуренции как процедуре открытия. Эпистемология Ф. Хайека ("рассеянное знание"). Идея естественного формирования «расширенного порядка».

Неоавстрийская теория капитала. Концепция денежного цикла Мизеса и ее развитие Хайеком. Деньги как уникальное благо. Цикл и проблема «сбережения – инвестиции». Точка зрения австрийцев на государственную экономическую политику. Критика модели рыночного социализма (Ф.Хайек, Л.Мизес). Концепция «частных денег». Концепции предпринимательства у Мизеса, Хайека и Кирцнера.

              Семинарские занятия по Теме 5.
1. Маршаллианская кривая спроса и метод частичного равновесия
2. Маршалл: издержки фирмы и фактор времени; понятие репрезентативной фирмы
3. А. Маршалл и А. Пигу: принципы государственного регулирования
4. Неопределенность и риск в концепции Ф. Найта
5. Экономическая философия Ф.Хайека. Концепции рассеянного знания и спонтанного порядка
6. Экономическая теория цикла Ф.Хайека

¨    Основная литература

1. ИЭУ-2000. Гл. 15, 18, 35.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т 1, кн. XIII (с. 400-408); Т. 2, кн. V, гл. XII-XIIII (с. 151-168); Т. 3, Приложение Н (с. 262-272) // Хрестоматия по истории экономической мысли. Вып. Х I . Рубеж Х I Х-ХХ вв.: новые традиции. 2001.

3. Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М. «Дело», 2003. С. 209-297.

4. Хайек Ф. Эффект Рикардо. Экономический расчет при социализме // Индивидуализм и экономический порядок. М. 2000. С. 177-200  // Хрестоматия по истории экономической мысли. Вып. Х II : Дискуссия о социализме и теории экономических порядков. М., 2001.

5. Хайек Ф. Цены и производство. М.: Социум, 2008.

¨ Дополнительная литература

Сраффа П. Законы доходности в условиях конкуренции // Хрестоматия по истории экономической мысли. Вып. Х I. Рубеж Х IХ-ХХ вв.: новые традиции. 2001.

Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М.: Экономика. 1996.

Робинсон Дж. Теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс. 1980  

Блауг - 1994. Гл. 9-10.

Негиши - 1995. Гл. 10.

Самуэльсон П. Монополистическая конкуренция - революция в теории // Теория фирмы. СПб., 1995.

Дмитриев В.К. Теория конкуренции О. Курно // Дмитриев В.К. Экономические очерки. М., 2001. С. 198-228.



2019-08-13 535 Обсуждений (0)
Тема 5. Альфред Маршалл, микроэкономика и  предпринимательство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Альфред Маршалл, микроэкономика и  предпринимательство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.758 сек.)