Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегия инновационного развития предприятия



2019-08-13 196 Обсуждений (0)
Стратегия инновационного развития предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Успешность деятельности предприятия на рынке определяется уровнем ее конкурентоспособности, которая во многом зависит от стратегии предприятия. В свою очередь, стратегия предприятия определяется его потенциалом: различными внутренними (обеспечение различными ресурсами) и внешними (конкуренты, поставщики ресурсов, спрос) факторами, а также запланированными целями развития предприятия и имеющимися у него возможностями их использования и достижения.

Уровень конкурентоспособности предприятия определяется его способностью удовлетворять те или иные потребности, сформировавшиеся на потребительском рынке.

Обычно исследователи выделяют два основных контура возмущений среды деятельности предприятия, которые обусловливают необходимость ее корректировки с помощью осуществления инноваций различного рода

•колебания окружающей среды (изменение потребительского спроса, экономической и политической ситуации, структуры рынка поставщиков и т.д.);

•циклы технико-технологических и организационных нововведений, то есть развитие научно-технического прогресса.

В контексте предшествующего тезиса можно смело утверждать, что инновационная деятельность является фактически единственным средством, обеспечивающим поддержание уров­ня конкурентоспособности любой экономической системы.

Хотя современная отечественная литература стала уделять пристальное внимание вопросам, связанным с инновационной деятельностью, аспекты, отражающие ее взаимосвязь с развитием экономических систем, рассмотрены недостаточно полно. В результате общепринято мнение, согласно которому инновационная деятельность представляет существенное условие выживания любого предприятия или более сложной экономической системы в конкурентной борьбе, а ее масштабы и характер гарантируют их успешное развитие. Однако однозначного ответа на вопросы, какие новшества получат большее распространение (радикальные или эволюционные), каким направлениям разработки новшеств и когда отдать в связи с этим предпочтение, как распределить между инновациями различного уровня новизны, масштабности и качества, имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, теория инноваций пока дать не может.

Считается, что в СССР, экономика которого управлялась командно-административной системой, наиболее высоким уровнем технико-технологического развития обладал военно-промышленный комплекс, доля которого составляла от 70 до 90% в общем объеме производимой продукции. Однако, как показывает опыт последнего десятилетия, эта, инновационная в отношении производимой продукции система, характеризовалась следующими моментами:

•высокой затратностью и неэкономным потреблением ресурсов (с затратами не считались), что отражалось и на производстве «второстепенной» гражданской продукции совсем в других отраслях народного хозяйства;

•низким техническим уровнем производства, обусловившим высокий процент брака выпускаемой продукции и, собственно, являющимся предпосылкой предшествующего пункта;

•отсутствием оптимального распределения ресурсов, направляемых на конечное потребление и инновации в масштабах макросистемы;

•низким уровнем диффузии секретных военных инноваций на производство гражданской продукции, определившим стагнацию в развитии всей макросистемы;

•производством неконкурентной гражданской продукции из-за отсутствия информации о потребительском спросе и средств на инновационную деятельность, а также реальных возможностей развития производственного аппарата соответствующих предприятий.

С позиций современной экономической теории, в настоящее время промышленные предприятия поставлены в полную зависимость от поставщиков и потребителей условиями рыночного регулирования. На самом деле легко заметить, что реально существует лишь диктат поставщиков. Однако в любом случае возникает необходимость выявления взаимосвязей предприятия с внешней средой и разработки механизма управления ими.

Одним из основных недостатков отечественной организации инновационной деятельности является неэффективная работа маркетинговых подразделений. Зачастую создается впечатление, что практические работники и многие ученые забывают о том, что конкурентоспособность промышленных предприятий связана не только с внедрением новых технологий, новых технических средств и продуктов, но и применением эффективных схем управления. Для поддержания конкурентоспособности товаров необходимы стратегическая и тактическая программы развития бизнеса, постоянное исследование потребительского рынка, то есть действия, определяющие оперативные и взвешенные управленческие решения. Именно в таком подходе заложен успех развития любых предприятий, независимо от их национальной и отраслевой принадлежности, равно как и местонахождения, и повышение конкурентоспособности производимых ими продуктов.

Большинство зарубежных предприятий направляют в настоящее время основные инвестиции на усовершенствование механизмов принятия управленческих решений: информатизацию, постоянное прогнозирование потребительского рынка, маркетинговые и логистические разработки по продвижению продукции и схемы управления, направленные на снижение затрат, связанных с деятельностью предприятия.

В России положение в данной сфере лучше всего характеризуют следующие цифры: из более двух тысяч предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в 2000 году, 64% приобрели оборудование, более 42% разработали новую продукцию и лишь 19% осуществляли маркетинговые исследования. Основные затраты предприятий до сих пор направляются на энергоресурсы, сырье и материалы, частично оборудование, а не на маркетинг и логистику. Таким образом, нынешняя ситуация обусловливает выбор предприятий в пользу те­кущего, а не перспективного потреб­ления. Разумеется, выбор за предпринимателем, но как долго будет функционировать его предприятие, если он не будет думать о будущем, — вот этот вопрос многие исследователи предпочитают умалчивать.

Для обеспечения конкурентных преимуществ предприятия на рынке рекомендуется обычно формирование стратегии развития хозяйствующего субъекта, для разработки которой используется один из двух следующих подходов. Во-первых, это рыночный подход с анализом внешней по отношению к предприятию среды, а, во-вторых, ресурсный подход с анализом сильных и слабых внутренних сторон предприятия. Оба этих подхода основаны на активном использовании достижений маркетинговой теории, но ориентированность у них разная. Первый сосредоточен на действиях, которые обеспечат успех предприятия в стратегической перспективе, второй — в тактическом периоде.

 

Заключение

 

Творческие аспекты современного инновационного предпринимательства это: поиск и анализ инновационных возможностей, генерирование идей продуктов и услуг, а также методы решения многообразных творческих проблем, стоящих на пути к успеху, включая инновационный дизайн, разработку предпринимательских стратегий, создание команд предпринимательского менеджмента и т.д. В числе важных аспектов для активизации нововведений является страхование рисков, создание венчурных фондов, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв организаций и предприятий различных форм собственности.

Обычно исследователи выделяют два основных контура возмущений среды деятельности предприятия, которые обусловливают необходимость ее корректировки с помощью осуществления инноваций различного рода

¨ колебания окружающей среды (изменение экономической и политической ситуации);

¨ циклы технико-технологических и организационных нововведений, т. е. развитие научно-технического прогресса.

В настоящее время инновационная деятельность осуществляется не просто в условиях риска, а в условиях систематической, перманентно растущей неопределенности. Инновационный бизнес всегда и везде относится к категории риска, но в России к традиционным рискам, присущим инновационному предпринимательству, добавляется ряд других.

Основная трудность использования инноваций в современных экономических условиях заключается в том, что промышленность нуждается в новых технологиях, учитывающих специфику конкретного предприятия. Тенденция последнего времени - рост числа малых предприятий, имеющих собственные научные подразделения, - способствует преодолению этого препятствия и в то же время неуклонно увеличивает долю научно-технической продукции, реализуемой субъектами малого инновационного предпринимательства. Наиболее эффективной формой коммерциализации результатов исследований и разработок, является выведение инновационной продукции на рынок в рамках малого предприятия. Значительная неопределенность коммерческого результата, всегда сопровождающаяся появлением нового товара на рынке, может быть снижена локализацией возможных негативных последствий в масштабах малой формы предпринимательства.

В Белгородской области, с точки зрения законодательного обеспечения, созданы благоприятные условия для поддержки и развития малого инновационного предпринимательства. Ежегодно в областном бюджете предусматривается до 20 млн. рублей на реализацию инновационных проектов по организации производств социально-значимой продукции, разработке и внедрению прогрессивных технологий.

В Белгородской области есть немало успешных инновационных фирм, занимающихся научно-технической деятельностью, наиболее известные их них - ЗАО «ВладМиВа», ЗАО «Квил», ООО «Экохим-2000».

Существуют следующие системообразующие звенья научно-исследовательской экономики:

1. компании, замкнутые на инновационную сферу деятельности и деятельность в высокотехнологическом секторе (High-Tech-секторе);

2. компании информационного сектора, обозначаемые в совокупности инфоиндустрией;

3. компании всех отраслей и сфер деятельности, активно применяющие интернет-коммуникации и модели электронного бизнеса.

Костяк нового сектора экономики III тысячелетия составят компании, представляющие объединение множеств трех перечисленных выше звеньев, а также подмножество, представляющее собой их пересечение.

Надо, чтобы в современных российских условиях научные исследования все больше ориентировались на производство, и уделялось большое внимание наукоемким исследованиям, результат которых, комплексные решения социально-экономических проблем. С экономической точки зрения, значение удачных новых технологий в том, что они дают максимальную эффективность и впоследствии порождают много возможностей для роста в условиях насыщенного и быстроразвивающегося рынка.

Список использованной литературы

1.Фатхудинов Р.А. Организация производства: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002.

2.Инновационное предпринимательство его риски и обеспечение безопасности // Инновации - 2002. - №1,4,5,6 с. 67-73

3. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации - 2002. - № 4, с. 59-61

4. Инновационный бизнес и кооперация: новые правила старой игры // Инновации -2002., №9-10, с. 105-106

5.Взаимодействие малого предприятия и НИИ в инновационных проектах // Инновации - 2003. №2-3, с. 59-60

6. Анализ инновационного потенциала предприятия // Инновации - 2003., №6, 67-72

7.Основные концепции построения эффективной системы риск-менеджмента на предприятии в условиях реализации инновационного проекта // Инновации - 2003., №6, с. 72-76

8.Становление и развитие инновационного предпринимательства в БО // Инновации - 2003., №8-10, с. 6-8

9. Журнал Инновации 2004., №1-4



2019-08-13 196 Обсуждений (0)
Стратегия инновационного развития предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегия инновационного развития предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)