Тема 1.4. Методы и категории культурологии
Важной методологической особенностью культурологии в системе наук является и то, что она развивается не по традиционному пути накопления нового позитивного знания. Ее путь более сложен. Здесь можно говорить о своеобразном культурологическом парадоксе: сам объект исследования – культура – по сути своей функционирует и развивается по законам, которые сродни законам развития искусства. А именно: в культуре происходит не обобщение (как в науке), а общение культур и появление новых явлений в культуре не всегда означает исчезновение старых. Все грани человеческого бытия, представленные в культуре как ее элементы, сосуществуют в едином социальном пространственно-временном континууме. Именно в культуре сливаются воедино прошлое, настоящее и будущее. Приход новых творцов, появление новых произведений искусства в новые культурные эпохи не умаляют достижения предшественников. Иначе говоря, культурология, опираясь на данные археологии, этнологии, искусствознания, философии, социологии, истории и т.д., занимается изучением, своего рода рефлексией, человеческой деятельности, которая включает в себя репродуктивное и творческое начала. Персонифицированная в индивиде, обогащенная в поколениях, культура воспроизводится каждый раз заново. Это существенный методологический принцип изучения социокультурных процессов. Другая методологическая особенность, позволяющая определить место культурологии в системе социально-гуманитарных наук, предполагает разделение общественной жизни на четыре взаимосвязанные, но в то же время относительно самостоятельные сферы: экономическую, общественных отношений, социально-политическую и духовную. В этом случае, изучая культуру как присущий лишь человеку способ жизнедеятельности, культурология обращается к конкретным вопросам культуры труда, экономической, политической, правовой, художественной, религиозной культуры и т.д., становится возможен переход от общих рассуждений о культуре к анализу отдельных ее сторон, граней. Наряду с условным разделением культуры, которое можно назвать разделением по генетическому принципу, следует рассматривать ее и более обобщенно, в аспекте разделения на сферы деятельности – культуру материальную, духовную и культуру человеческих отношений. И в том, и в другом случае мы переходим от общесоциологического подхода к культурологическому. При общесоциологическом подходе человек, личность остаются как бы на втором плане. В центре внимания находятся производительные силы общества (и в том числе человек – главная их составляющая), производственные отношения, различные социальные общности как движущая сила исторического прогресса, социальные институты (государство, политические партии, общественные организации и т.д.), совокупность общественных отношений, в которые вступает человек, формы общественного сознания. Культурологический подход к анализу социальной жизни ставит в центр внимания человека, индивида, созидающую личность, а все перечисленные выше феномены социальной жизни изучаются в определенном смысле в соподчинении к нему. Причем для культуролога важно уяснить проблематику в исторической ретроспективе. И в каждом случае при анализе реального человеческого бытия, даже отдаленных его эпох, исследовательский интерес сфокусирован на определенной области социального пространства, направлен в сегодняшний день и служит решению насущных проблем современности. Такое противопоставление социологического и культурологического подходов не означает их взаимоисключения. Напротив, они дополняют друг друга при исследовании различных сторон человеческого и социального бытия. Методологические принципы (методы) культурологии как самостоятельной науки: Принцип научного историзма – определяющее условие объективного анализа общечеловеческого и национального культурного процессов. «Без истории мы подобны кротам» (А.Ф. Лосев). Отсюда постоянная опора на все многообразие и богатство культурологического, историко-философского, социологического материала без какого-либо волюнтаристского изъятия. Научная объективность и личная «беспристрастность могут быть достигнуты при максимальной опоре на «живые» памятники культуры, конкретные культурологические первоисточники (произведения художников, писателей, историков, философов, искусствоведов самых различных школ, направлений) в контексте их исторического времени. Принцип «не проклинать, не осмеивать, а понимать» (Б. Спиноза) – исходный пункт в научном анализе культурного процесса, осмысление самых сложных «пластов», периодов, явлений и личностей мировой и отечественной культуры. Он позволяет формировать не слепое преклонение перед авторитетами, не механическое восприятие их идей и взглядов, а творческое, критическое понимание любой из исследуемых теорий и концепций. Имплицитная (внутренняя) критика – необходимое условие достижения исторической и философской достоверности. Принцип плюралистичности – важнейшее условие объективного анализа альтернативных точек зрения по спорным культурологическим проблемам. При этом явное или скрытое (в качестве «единственно научного подхода») навязывание какой-либо из них может только вредить свободе творческого выбора, культурному самоопределению личности. Принцип биологизма и обратной связи – основа современного учебного процесса как в целом, так и в познании мировой и отечественной культуры в особенности. Партнерство и совместный поиск истины – не только ключ к успеху преподавателя, но и условие формирования у студентов чувства заинтересованности, самоуважения, творчества. Основные подходы к изучению культуры. Выбор методов или методологических подходов познания культуры определяется в первую очередь целями, которые стоят перед исследователями, т.е. зависит от того, на какие вопросы они ищут ответы. Можно выделить следующие основные научные подходы к изучению культуры: 1. Онтологический – культура изначально принимается в той или иной предметной определённости, например, идеальной или материальной. 2. Гносеологический подход, где главной задачей культурологии называется строгая, многосторонняя и исчерпывающе полная фиксация культурных фактов. Которые наблюдает, описывает и упорядочивает исследователь. 3. Феноменалистический подход – описывать факты культур, не объясняя их сущность, не привнося в них ничего от себя. 4. Эссенциалистский – объяснять факты и явления культуры, раскрывать причинный механизм их порождения, взаимодействия и взаимозависимости, устанавливать законы развития культуры, её многообразия и единства. 5. Системный подход представляет культуру как сложную систему с множеством подсистем, характеризует культуру с точки зрения её организации и устойчивости. 6. Синергетический подход – анализ культуры как сложной самоорганизующейся системы, динамикой разрушения и возникновения в ней новых системных образований. 7. Целостный подход- изучение культуры на основе понимания её как целостности с приоритетом целого над составляющими его подсистемами и элементами. 8. Теоретический подход – познание культуры при отвлечении от динамических, процессуальных характеристик, когда конкретность объекта подменяется абстрактными аналогами реальных явлений. 9. Диахронический подход учитывает изменения культуры во времени как закономерного процесса перехода от относительно простых форм к более сложным, которые одновременно представляются ступенями совершенствования человеческой культуры.
Основные понятия и категории культурологии: Культурология как любая область социального знания осуществляет свое познание феноменов культуры на основе ряда понятий и категорий, в которых раскрываются содержательные характеристики и специфические особенности исследуемых процессов, явлений и объектов культуры. Рассмотрим эти понятия и категории. В числе наиболее распространенных и употребляемых категорий культуры существуют: · культурные объекты (культурные черты, артефакты, формы в их вещественном и символическом выражении, культурные композиции, конфигурации и системы и, наконец, культура в целом); · культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры и т. п.); · культурные свойства (функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность и пр.); · культурные функции (социокультурная организация и регуляция, познание окружающего мира, аккумуляция, селекция и трансляция социального опыта, обмен информацией и т. п.); · культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм и др.); · культурные значения (культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии, герменевтика культуры); · культурные обозначения (знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имидж, семантические конструкты, культурные тексты и коды, семиозис, культурная семантика в целом); · культурные ценности (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, социальные блага, экзистенциальные ориентации и пр.); · культурные нормы (образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, мораль, этика, эстетика, стиль, мода, нормативность функциональных проявлений: культура труда и потребления, быта и досуга общения и взаимодействия и т. п.); · культурная среда (искусственная предметно-пространственная среда жизнедеятельности – окультуренные территории, населенные пункты, постройки, сооружения, помещения, вещи и иные материальные продукты деятельности, а также социально-информативная среда взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей); · субъекты культуры и их устойчивые коллективы (личности, семьи, родственные кланы, социально-функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество); · процессы и результаты усвоения культуры индивидами (социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, социокультурная адекватность и девиантность и пр.); · культурная мотивация (индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация, целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, самоидентификация и самомаркирование, социальные роли и функции личности, статус, престижность, «коллективное бессознательное» и т. п.); культурообусловленное поведение и сознание людей (технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, церемониальное поведение, обряды и ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество и инноватика, образ жизни и досуг, миропредставления, мифологияи верования, ментальное, архетипы сознания и пр.); · Культурные аспекты специализированных областей деятельности (культуры: хозяйственная, правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, образовательная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физическая воспроизводства, развития и реабилитации людей и т. п., (а также их эквиваленты в неспециализированной сфере обыденной жизни); · культурные институты (культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческой организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т. п.); культурно-интеграционные и дифференциальные процессы и явления (кооперация, консолидация, солидарность, социальность, этничность, взаимопомощь, самобытность, локальность, разделение функций, повышение и понижение напряженности и пр.); социальная типология культуры (культуры: специализированные и обыденная, элитарная и народная, популярная и массовая, социально стратифицированные субкультуры, образы жизни и т. п.); культурно-историческая типология (культурная самобытность этнических и социальных сообществ, конфессий и государств, региональных культурных общностей, цивилизаций, историко-стадиальных типов социокультурной организации – первобытного, архаического, доиндустриального, индустриального, постиндустриального); · межкультурные взаимодействия (культурная диффузия, заимствования, толерантность, комплиментарность, отторжение, конфликт ценностей, культурный синтез, лимитрофность и пр.), а также ряд иных категорий культуры более частного порядка. Многозначность самого исходного термина культура предполагает (как было показано выше) не одно, а множество определений этого базового понятия, каждое из которых не только имеет своих приверженцев, но и все права на существование как научная дефиниция. Такой же многозначностью обладает категория цивилизации (лат. civilis – гражданский, государственный). В самом широком понимании она охватывает совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений. Однако культура и цивилизация есть два различных способа реализации творческих сил человека. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура выражает отношение к этому типу общества и к миру в целом. Фиксированная часть социальной организации общества, предназначенная для упорядочения совместной жизни и деятельности людей, для трансляции знаний и традиционных элементов культуры называется культурным институтом. Культурные институты представляют собой устойчивые образования, организующие социальное взаимодействие – нравы, обычаи, ритуалы, нормы морали. Специфическим термином собственно культурологического знания является термин артефакт культуры (лат. aterfactum – искусственно сделанное), обозначающий любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артерфактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда и хозяйственная утварь, жилище и дороги, созданные людьми. К артефактам культуры относятся и любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора, т.е. все то, что характеризуется как духовная или идеациональная сторона жизни общества. Научный анализ созданных людьми объектов или артефактов культуры позволил понять их природу, а также порождающиеся на основе создания артефактов культуры отношения и взаимодействия людей между собой. Он дал возможность культурологам определять артефакт культуры как элементарную единицу при изучении динамики культуры и выявлять его внутреннюю форму, неразрывную связь с активностью людей и ее направленностью, а также его коммуникативное значение в культурной жизни конкретного общества. Важную роль в понимании проблем культуры играет понятие образ жизни, в котором раскрываются содержательные характеристики типичной жизнедеятельности больших групп людей и даже целых сообществ. Одной из основных наук о культуре является морфология культуры (гр. morphe – форма + logos – учение). Предмет ее исследования – изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества. Рассматривая развитие культуры как обусловленное внутренними закономерностями общества, морфология культуры, преимущественно на основе методов сравнения, аналогии и др., стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования – от зарождения той или ином культуры до ее исчезновения. Широко распространенными понятиями, используемыми также практически всеми культурологическими школами, являются язык и символ культуры. Язык культуры – формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве и времени культуры; это универсальная форма осмысления реальности. К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков: естественные языки, как основные и исторически первичные средства познания и коммуникации (русский, английский, французский, венгерский и т.п.); искусственные языки – языки науки (языки команд и программ в системе «человек – машина»), где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования, предполагающие предельную адекватность восприятия; метаязыки – языки, используемые для описания естественных и искусственных языков (к ним относятся искусственно создаваемые языки науки); вторичные языки (или вторичные моделирующие системы) – разнообразные языки культуры, возникающие на основе первичных естественных языков (символические системы мифа, ритуала, социоэтических запретов и предписаний, языки различных искусств и пр.). Языки как знаковые символы изучаются семиотикой. Понятие символа (гр. symbolon) идет от древних греков – условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы. Символами культуры народа могут выступать практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения, сказочные существа. Большинство символов культуры многозначно, разнообразно и иносказательно выражают определенное содержание, ценности и идеалы конкретной культуры. При анализе культуры широко применяется понятие «код культуры» (фр. соdе), представляющий совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Понимание культуры включает в себя анализ понятий: норма и ценность. Культурологи каждое действие человека оценивают с точки зрения его соотнесения с ценностями культуры. К ценностям культуры относится должное поведение, то есть такое поведение и образ действий людей, которые обеспечивают сплоченность общества и его выживание, а также нормальное функционирование всех его социальных институтов: государства, семьи, учреждений культуры, образования, в целом, – всей системы культуры данного общества. На основе ценностей формируются нормы одобряемого поведения людей. Их формирование происходит как санкционирование обществом определенных форм поведения и того социального контроля, который одобряет или порицает поведение человека в малой группе, распространяя определенные типы поведения на все общество. Неразрывно связано с ценностным отношением к культуре понятие культурная норма. В переводе с латинского это слово обозначает правило, точное предписание, образец в области каких-либо действий или создания каких-либо предметов, вещей. Большинство культурных норм существуют и оказывают существенное влияние на социокультурные процессы в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определенной культурной традицией. Понятие традиция также латинского происхождения (лат. traditio – передача) и обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п. Традиции охватывают всю совокупность материальных и духовных культурных ценностей и выражаются в элементах социально-культурного наследия, которые сохраняются в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. С категорией «традиция» близки по значению такие понятия, как самоидентификация культуры, самосознание культуры и др. Самоидентификация культуры – это определение культурой себя посредством собственной традиции. Самосознание культуры – форма собственного осознания положения культуры в обществе, к а также как составная часть культуры, входящая в ядро национально-культурного менталитета в виде доминирующего мировоззрения. В современной культурологии нередко встречается понятие «модернизации культурной жизни». Оно обозначает процесс движения от культуры доиндустриального общества к культуре, характерной для развитых стран. Основные факторы модернизации сводятся к: дифференциации духовных систем и ценностных ориентаций, демократизации общественного сознания и образования, формированию национальной культуры и языка, многообразия идеологических течений, развитию масс-медиа. Естественно, перечисленные в этом разделе понятия не исчерпывают всего теоретического богатства, накопленного культурологами за годы изучения культуры, здесь определен минимум категорий и понятий, которые используются практически всеми представителями современного культурологического знания, независимо от их философских и методологических пристрастий. Таким образом, исходя из многозначности и сложности понятия культуры, многофункциональности предмета культурологии можно дать обобщенное определение этой науки. Культурология (лат. cultura, гр. logos) – область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философское, историческое, антропологическое, этнографическое, социологическое и др. исследования культуры, т.е. охватывает всю духовную сферу жизнедеятельности человека, главным содержанием которой является гуманизация самого человека и окружающей его среды. Она представляет систему знаний о сущности, принципах раскрытия закономерностей существования и развития, способах постижения культуры, становления культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе, познающего достижения мировой культуры и создающего новые ценности в результате социокультурного творчества.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Как возникла и развивалась культурология? 2. Как возникли и изменялись представления людей о культуре? 3. Назовите основные методы политологии. 4. Определите основные категории культурологии. 5. Каковы основные принципы культурологи? 6. Как культурология связана с другими науками?
Основная литература. 1. Бачинин, В.А. Культурология: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с. 2. Борзова Е.П. История мировой культуры: учеб. пос. для вузов. - 5 - е изд., стер. - СПб.: Лань, 2007. - 672 с. 3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для вузов. - 3 - е изд., доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 687 с. 4. Гуревич П.С. Культурология: учебник для ссузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 327 с. 5. Золкин А.Л. Культурология: учебник для вузов. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 583 с. 6. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для ссузов. - 5 - е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. - 544 с. 7. Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996. 8. Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. - Ростов н/Д., 2004. 9. Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. 10. Костина, А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 2-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, 2008. – 320 с. 11. Культурология / под ред. А.Н. Макаровой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с. 12. Культурология: учеб. пособие / Г.В. Драча. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. – 413 с. 13. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с. 14. Культурология 20 века. Словарь - 2 том. 15. Культурология. Энциклопедия. В 2-х томах. М., Всероссийская политическая энциклопедия, 2007, т., 1392 с., т. 2, 1284с. 16. Культурология. История мировой культуры: Учебник для высших учебных заведений / под реакцией проф. А.Н. Марковой. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2005. - 600 с; илл.цв. 17. Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия : учеб. пособия для вузов. - 2-е изд., стереотип. - ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 607 с. 18. Гуревич П.С. Культурология: учебник для вузов. - 5 - е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2011. - 448 с. 19. Куренкова Р.А. Эстетика: Учебник. - М., 2004. 20. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 2004. 21. Полищук В. И. Культурология: Учебное пособие.- М: Гардарика 2002-446 с. 22. Радугин А.А. Культурология: Курс лекций. - М.: «Центр», 2005 23. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для вузов. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 495 с. 24. Романов Ю.И. Культурология: учеб. пос. для вузов. – М.: Питер, 2009. – 208 с. 25. Соловьев, В.М. Культурология: учеб пособие / В.М Соловьев. – М.: Академический проект, 2006. – 366 с. – (Gaudeamus). 26. Хрестоматия по культурологии / сост. А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2006. – 384 с. 27. Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. Избранные работы по теории и методологии культуры, социологии культуры, социальной философии. – М.: Изд.-во МГУ, 2007, 704с. 28. Юлдашбаева З.Б. Культурология: учеб. пос. для ссузов. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2008. - 279 с. 29. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. - М., 2002.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. http://alleng.ru/edu/art.htm 2. http://alleng.ru/edu/cultur.htm 3. http://bibliotekar.ru/muzeu.htm Дополнительная литература. 1. Запесоцкий А.С., Морозов А.П. Современная культурология как научная парадигма. // Вопросы философии, 2010, № 6. 2. Культурология как наука: за и против («Круглый стол»). СПб: Изд-во СПбГУП, 2009, 108с. 3. Маршак А.Л. Социология культурно-духовной сферы. М., Издательство Гуманитарной литературы, 2007, 424с. 4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX в. -М., 1995. 5. Смирнов А.А. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб, Изд.-во ГУП, 2009, 139с. 6. Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. Избранные работы по теории и методологии культуры, социологии культуры, социальной философии. – М.: Изд.-во МГУ, 2007, 704с.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |