Механизм передачи тепла конвекцией
Понятие конвективного теплообмена - второго вида теплообмена - связано с процессом теплообмена при движении жидкости или газа. При этом перенос теплоты осуществляется одновременно конвекцией и теплопроводностью. Под к о н в е к ц и е й понимают перенос теплоты при перемещении макрообъектов жидкости или газа в пространстве из области с одной температурой в область с другой температурой. Конвекция возможна только в текучей среде, в которой перенос теплоты неразрывно связан с переносом самой среды. Различают к о н в е к ц и ю в ы н у ж д е н н у ю, когда движение жидкости создается искусственно, например, под действием насоса или вентилятора и с в о б о д н у ю, когда движение возникает вследствие разности плотностей нагретых и холодных частиц жидкости. Конвективный теплообмен между потоками жидкости или газа и поверхностью соприкасающегося с ним тела называется к о н в е к т и в н о й т е п л о о т д а ч е й или просто теплоотдачей. Закон Ньютона - Рихмана
При изучении теплоотдачи за основу принимают з а к о н о м е р н о с т ь, предложенную Ньютоном-Рихманом, согласно которой количество тепла, отданное телом с поверхности F, имеющей температуру tс, в окружающую среду с температурой tж можно представить формулой:
, Вт ; (3.1)
где Q - тепловой поток, Вт; |t с - tж|– разность температур между стенкой и жидкостью по модулю °С; tж - температура окружающей среды (жидкости или газа), °С; tс- температура поверхности стенки, °С; α - коэффициент теплоотдачи, Вт/м2 К F – площадь теплоотдающей (тепловоспринимающей) поверхности), м2 ; для удельного теплового потока запишется q = α | t с - tж | (3.2)
Коэффициент теплоотдачи
Коэффициент теплоотдачи α- характеризует интенсивность теплообмена, численно равен α = q/ | t с - tж |, Вт/м 2 К , (3.3) В большинстве случаев находится опытным путем. Примерные значения коэффициентов теплоотдачи для различных условий теплопереноса приведены в табл. 3.1. Таблица №3.1 Примерные значения коэффициентов теплоотдачи
Характер движения жидкости оказывает существенное влияние на процесс конвективного теплообмена. Различают два основных режима течения: ламинарный и турбулентный. При л а м и н а р н о м д в и ж е н и и (латинское "lamina''-полоска) все частицы движутся только по параллельным между собой траекториям и движение их совпадает с направлением всего потока. Ламинарное движение наблюдается обычно при малых скоростях. При т у р б у л е н т н о м д в и ж е н и и (латинское "turbulentus"- бурный, беспорядочный) в потоке возникают пульсации, происходит перемешивание всех слоев жидкости, и частицы жидкости совершают неупорядоченные, хаотические движения. Коэффициент теплоотдачи α зависит от ряда факторов: 1) От теплофизических свойств (параметров) жидкости α = f (ρ λ μ с р ) (3.4) где ρ λ μ с р . соответственно плотность, теплопроводность, вязкость, изобарная теплоемкость жидкости. 2) От геометрических размеров и формы теплоотдающей или тепловоспринимающей поверхности α = f (Ф,l) (3.5) 3) От режима движения жидкости α = f (ω) (3.6)
Теория подобия
В настоящее время тепловые задачи в движущихся средах решаются как численными методами (с использованием быстродействующих ЭВМ), так и экспериментальными методами. Из-за большого числа переменных, влияющих на процесс конвективного теплообмена, решения этих задач отличаются большой трудоемкостью. Обобщение данных, полученных в результате решения отдельных конкретных задач, с тем, чтобы использовать их при решении широкого класса подобных задач, помогает решить теория подобия. Теория подобия по существу является теорией моделирования и эксперимента. С помощью теории подобия размерные физические величины можно объединить в безразмерные комплексы. Теория подобия определяет также условия, при которых результаты экспериментальных исследований можно распространить на другие подобные явления. Безразмерные комплексы могут быть получены из дифференциальных уравнений, описывающих физический процесс. В тех случаях, когда дифференциальные уравнения процесса неизвестны, для определения безразмерных комплексов используют теорию размерностей. Эти комплексы называют числами или критериями подобия. Числа подобия принято называть именами крупных ученых, известных своими работами в области теплообмена и гидродинамики. Число Нуссельта (по имени немецкого физика Нуссельта) или безразмерный коэффициент теплоотдачи характеризует теплообмен на границе стенка-жидкость: , ( 3.7)
где α - коэффициент теплоотдачи, Вт/м2.К, ℓ - характерный геометрический размер, в направлении которого происходит λ - коэффициент теплопроводности подвижной среды, Вт/м К, Число Нуссельта содержит искомую величину - коэффициент теплоотдачи α. Число Рейнольдса (по имени английского физика Рейнольдса) характеризует соотношение сил инерции и сил вязкости и является критерием гидродинамического подобия, определяющим гидродинамический режим движения среды. , (3.8)
где ω - скорость среды, м/с; ℓ - линейный характерный размер, м; ν - кинематическая вязкость, м2/с. Число Пекле характеризует соотношение тепла, переносимого конвекцией и теплопроводностью. Число Грасгофа характеризует подъемную силу, возникающую в жидкости вследствие разности плотностей:
(3.9)
где g - ускорение свободно падающего тела, равное 9,81 м/с2; β - коэффициент объемного расширения среды, 1/Κ ; - разность температур жидкости у поверхности тела и вдали от него, °С; ℓ- линейный характерный размер, высота или диаметр, м. Число Прандтля целиком составлено из физических параметров, а поэтому и само является физическим параметром:
, (3.10)
где ν - коэффициент кинематической вязкости, м2/с; α - коэффициент температуропроводности, м2/с; Основным определяемым числом в задаче конвективного теплообмена является число Нуссельта. По известной величине числа Nu определяют величину коэффициента теплоотдачи а .
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |