Для студентов магистратуры
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы По дисциплине «Методология и методы научного исследования» для студентов магистратуры
Главная задача высшей школы на современном этапе состоит в повышении качества подготовки специалистов, которое может быть достигнуто путем усиления индивидуального подхода, формирования профессиональной компетентности, развития у будущих учителей творческих способностей и навыков самостоятельного приобретения знаний и умений, использования этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач. «Термин “самостоятельность” обозначает такое действие человека, которое он совершает без непосредственной или опосредованной помощи и указаний другого человека, руководствуясь лишь собственными представлениями о порядке и правильности выполняемых операций» [1, с. 152]. Использование самостоятельной работы позволяет повысить мотивацию в обучении, усилить активную умственную деятельность, более тщательно освоить отдельные разделы программы, овладеть учебным материалом сверх необходимого программного минимума. Возросшая активность и пробудившийся познавательный интерес способствуют возникновению творческих замыслов. Воплощению этих замыслов поможет творческая самостоятельность мышления, присущая личности с высокой самоорганизованностью. Как видим, самостоятельность способствует расширению творческих возможностей, а творчество немыслимо без самостоятельности, без самодеятельности личности, являясь первой ступенькой к творчеству. Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени. Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет формировать знания, умения, навыки и компетенции будущих педагогов. Для самостоятельной работы по дисциплине «Методология и методы научных исследований» могут быть предложены следующие задания: - повторение материала по вопросам; - обзор периодической печати по актуальным вопросам обучения и воспитания школьников; - написание докладов, эссе, статей; - самостоятельная подготовка к занятиям, лабораторно-практическим работам, выполнение исследований в рамках курсовых работ; - подготовка к тестированию; - работа с нормативными документами, материалами интернета; - составление планов-конспектов уроков, разработка программ, оформление лабораторно-практических работ; - участие в работе семинаров, студенческих научных конференциях, олимпиадах; - составление глоссария (словаря терминов); - сбор и ведение портфолио. - подготовка к зачету. Для самостоятельной работы могут быть предложены задания как для индивидуального (эссе, курсовая работа), так и для коллективного (парного) выполнения (лабораторно-практические работы, разработка планов-конспектов занятий). Групповая самостоятельная работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Индивидуальная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Одной из задач подготовки специалиста является формирование его критического мышления. Критическое мышление – тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. По сути - это некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Для развития критического мышления следует овладеть способами работы с информацией: «сжатие» информации, выбор необходимой, но достаточной, структурирование, графическое представление информации и т.д. При подготовке студентами мини-лекций следует предусмотреть раздаточный материал для слушателей: с левой стороны страницы краткий текст лекции, основные положения, правая сторона чистая – для дополнительных записей слушателей по ходу лекции. Необходимо выработать привычку обращаться к словарям и справочникам за разъяснением непонятных терминов. Рекомендуется завести собственный словарь (глоссарий), куда в алфавитном порядке вписывать новые термины и понятия. Весь материал по дисциплине хранить в портфолио. Один из лучших способов закрепления материала – попытаться объяснить тему кому-либо. Взаимообучение и взаимоконтроль способствуют лучшему пониманию и запоминанию материала. Самостоятельная работа может быть осуществлена при любой организационной форме учебных занятий (лекция, семинар, лабораторное занятие, учебная экскурсия, практикум). К методам самостоятельной работы можно отнести наблюдение единичных объектов, сравнительно–аналитические наблюдения, учебный эксперимент, конструирование и моделирование, решение задач, работа с учебными пособиями или материалами периодической печати. Рациональная организация самостоятельной работы значительно усиливает все познавательные процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь. «Развитие и образование ни одному человеку не может быть дано или сообщено. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования. ….То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его.» (Ф.А. Дистервег, «Руководство для немецких учителей»», 1835 г.).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |