Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование основных положений направлений психологии и их связь с практикой



2019-08-13 149 Обсуждений (0)
Исследование основных положений направлений психологии и их связь с практикой 0.00 из 5.00 0 оценок




История развития психологического знания начинается с представлений о душе. Первые представления о психике связаны с анимизмом (от лат. anima, animus – душа, дух), древнейшими учениями, которые считают, что у всего есть душа. Древние философы понимали душу как независимую от тела сущность, которая управляет всеми живыми и неживыми предметами. Позже в философских учениях древности освещались психологические аспекты, решающиеся в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит (ок. 460-370 до н.э.), Лукреций (ок. 99-55 до н.э.), Эпикур (342/341-271/270 до н.э.) определяли душу человека как вид материи, как телесное образование, которое состоит из шаровидных, мелких и самых подвижных атомов.

Древнегреческий философ-идеалист Платон (427-347 до н.э.) определял душу как нечто божественное, которое отличается от тела. Индивидуальная душа выступает образом и истечением «мировой души». Поскольку душа имеет божественное происхождение, она должна направлять жизнь человека, управлять телом, так как тело имеет множество разных желаний и страстей, заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Платоном делит душевные явления на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Душа находится в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Душа является самым высоким, что есть в человеке, он должен заботиться о здоровье душе больше, чем о здоровье тела.

В трактате «О душе» Аристотель (384-322 до н.э.) выдвигал идею о том, что душа и живое тело неразделимы. Он считает, что душа бестелесна, представляет собой форму живого тела, является причиной и целью всех его жизненных функций. Душа является двигателем, который позволяет живому существу реализовать себя. Главной функцией души выступает реализация биологического существования организма. Душа выражается в различных способностях к питающей, чувствующей и разумной деятельности. Высшие способности возникают на основании низших. Первичной познавательной способностью человека является ощущение, принимающее формы предметов без их материи, сходно с тем, как «воск принимает оттиск печати без железа».

В период Средневековья усилилось церковное влияние на все стороны жизни общества. В то время утверждается представление о душе, как о божественном, сверхъестественном начале, что подчинило изучение душевной жизни задачам богословия. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Новая эпоха в развитии психологического знания начинается с XVII в. В то время психология стала развиваться как наука о сознании, которое определяется, как способность думать, чувствовать. Разные представители этой эпохи понимали душу по-своему и развивали своё учение о ней.

Рене Декарт

пришёл к выводу о том, что душа и тело человека различаются («тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим»), но душа имеет способность осуществлять в теле движения. В этом сущность декартовского дуализма. Тело действует механически, разумная душа, которая локализована в головном мозгу, – управляет им.

Таким образом понятие «душа» превращается в понятие «разум», а позже – в «сознание». Знаменитая фраза Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum) стала основанием тому, что первое, что человек находит в себе, – это его собственное сознание. Согласно учению Декарта, основной задачей психологии выступает проведение анализа состояния и содержания сознания.

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц отвергнул установленное Декартом равенство психики и сознания. Им вводится понятие о бессознательной психике. Он считал, что в душе человека постоянно происходит скрытая работа психических сил – множества «малых перцепций» (восприятий). Они формируют сознательные желания и страсти.

Немецкий философ Христиан Вольф вводит понятие «эмпирическая психология», которое необходимо для обозначения направления в психологической науке. Основной принцип данного направления заключается в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.

Английский философ Джон Локк считал, что душа человека пассивна, но способна к восприятию среды. Он сравнивал её с «чистой доской» (tabula rasa), на которой ничего не написано. На душу действуют чувственные впечатления, душа человека пробуждается, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, и образовывать сложные идеи. Таким образом психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Рефлексия необходима, чтобы познать деятельность ума, мышления. Локк определял рефлексию как наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. Он считал, что это проявляется как направленность внимания человека на деятельность собственной души, когда он размышляет над самим собой, познает свои душевные переживания и состояния. Такой метод интроспекции, то есть самонаблюдения, стал важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей и в наши дни.


В 1860-е гг. произошло выделение психологии в качестве самостоятельной науки. Немецкий психолог Вильгельм Вундт в 1879 г. в Лейпциге открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. После этого события, в 1885 г., основоположник отечественной экспериментальной психологии В. М. Бехтерев (1857-1927) открыл такую лабораторию в России.

В. Вундт разбивал сознание на психические структуры, особого рода простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Психологию Вундт определял как науку о структурах сознания (это направление, которое было развито учеником Вундта Эдвардом Титченером, было названо структуралистским подходом).

В поле сознания выделяется наиболее ясная и отчетливая область, то есть поле внимания, фокус сознания. За ее границами располагается область с неотчётливыми, смутными, нерасчленёнными содержаниями – это периферия сознания. Периферия и фокус сознания постоянно непрерывно двигаются. Простейшими элементами сознания по Вундту выступают впечатления, или ощущения, которые являются объективными элементами сознания.

Американский психолог Уильям Джеймс является одним из основателей и ведущим представителем функционалистского подхода. Им было предложено изучение функции сознания и его роли в выживании человека. Он предположил, что роль сознания заключается в предоставлении человеку возможности приспособиться к разного рода ситуациям, либо повторять уже выработанные формы поведения, либо изменять их в зависимости от обстоятельств, либо осваивать новые действия, если этого требует ситуация. По мнению функционалистов, психология является наукой о функциях сознания.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905)– основоположник отечественной научной психологии. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы трактуются с физиологической точки зрения.

В. М. Бехтерев развивал экспериментальное направление в психологи, используя объективные методы исследования. Иван Петрович Павлов (1849-1936) изучал условно-рефлекторные связи в деятельности организма. Его работы имели влияние на понимание физиологических основ психической деятельности.

Гештальтпсихология

возникло в Германии благодаря психологам Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они предложили программу изучения психики на основании целостных структур, именуемых гештальт. Гештальтпсихология была настроена против ассоциативной психологии В. Вундта, в которой сложные психические феномены трактовались как построенные подобно простым согласно законам ассоциации. Понятие о гештальте (нем. gestalt - форма, образ), т.е. построении психического образа высокой сложности, осуществляется в инсайте, представляющем собой такой психический акт, в котором моментально схватываются отношения (структуры) в воспринимаемом поле. Гештальтпсихология разработала понятия психологического образа, утвердила системый подход к психическим явлениям. Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу выделяли здоровую творческую личность человека как предмет психологических исследований. Целью личности, согласно гуманистической психологии, выступает самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я».

Человек открыт опыту, находит в себе стремления к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл выступают базисными потребностями человека.

В интерактивной психологии человек рассматривается как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми (интеракция). Ярким представителем данного направления является Э. Берн. По его мнению, целью психологии выступает изучение законов взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов.

 

 

Заключение

Таким образом, задачами современной психологии являются:

Овладение умениями понимать сущность явлений психики и их закономерности;

Управление процессами психических явлений;

Использование знаний с целью создания условий для эффективной деятельности человека в разных практических отраслях, с целью повышения удовлетворенности жизнью людей в повседневности. Исследователь Б.М.Кедров говорил о том, что психология располагается в центре «треугольника наук». Вершиной этого треугольника выступают естественные науки, нижний левый угол – это общественные науки, нижний правый – философские (логика, гносеология). Между естественными и философскими науками – место математики, между естественными и общественными – технических наук. Психология находится в центре и объединяет все группы наук, объясняя их формирование и развитие.

Психология наиболее тесно связана с общественными (социальными) науками. К социальным наукам можно отнести: психологию, социальную психологию, социологию, политологию, экономику, этнографию, антропологию, то есть науки, изучающие поведение человека. К ним примыкают науки естественного профиля: физика, биология, химия, математика. Тесно связаны с психологией философия, история, культурология, искусствоведение, литература, педагогика, эстетика, этика. Они относятся к наукам гуманитарного направления.

Напрашивается вывод о том, что психология в системе наук является фундаментом, наукой, вбирающей в себя социально-гуманитарные признаки и естественнонаучные знания. Психология объединяет сведения научных отраслей, оказывает влияние на них, становится общей моделью изучения человека. В современном мире именно в этом заключается историческая миссия психологии – объединять естественные и общественные науки в познании человека и выстраивать единую концепцию.

Список литературы

 

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.

2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.

3. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.

4. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.

5. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.

6. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.

7. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c

8. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.

9. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.

10. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.

 

 



2019-08-13 149 Обсуждений (0)
Исследование основных положений направлений психологии и их связь с практикой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование основных положений направлений психологии и их связь с практикой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)