Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития направлений психологии



2019-08-13 168 Обсуждений (0)
История развития направлений психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Психология, как наука прошла длинный путь развития. В настоящее время данная наука приобретает все большую актуальность, поскольку знания психологии позволяют быть успешным во многим областях, как в профессиональной, так и в личной.

Истоками психологии являются древнегреческие знания, которые сформировались тысячи лет назад. Трактат «О душе» Аристотеля повествует о неразделимости души и телесной оболочки. Аристотель выделяет две части души: разумную и неразумную. Неразумная часть подразделяется на растительную (вегетативную) и животную. Разумная часть души включает в себя различные звенья: ощущения, память, волю, разум.

Термин «психология» впервые употреблен в 1590 году Рудольфом Гоклениусом для обозначения научных знаний о душе. Свой труд он назвал «Психология, т.е. о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее». Общее признание термин «психология» получает в VIII веке. Появились труды Х. Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология» — это первые учебные пособия по психологии. Экспериментальный, научный подход начал прослеживаться около 150 лет назад после появления первой экспериментальной психологической лаборатории. С этого времени ведется отсчет истории развития психологической науки как самостоятельной.

Основными этапами развития психологии являются:

Определение психологии как науки о душе. В Древней Греции, Средневековье, эпохе Возрождения душа являлась предметом рассмотрения представителей философии и богословия. Соответственно душа — предмет первоначальных психологических знаний.

Начиная с XVII века, психология рассматривается как наука о сознании. В центре внимания сознание человека, его появление, процессы миропонимания и самопознания.

В ХХ веке психология определяется как наука о поведении. Задачей является постановка экспериментов, наблюдение за поведением, человеческими реакциями. Используются объективные методы регистрации и анализа для изучения реакций, действий, которые наблюдаются.

Современный этап развития психологии изучает закономерности, проявления и механизмы психики. Объектом выступает психика как природное явление. Человеческая психика и психика животного – частные случаи психики в целом.

Психология изучает человека как субъекта, имеющего множество отношений со средой, в которой он существует. Человеческая деятельность, познание, общение изучаются. Психология призвана исследовать внутренние состояния человека (субъективные душевные явления), процессы осознанные и неосознаваемые, поведенческие процессы.

 

История развития направлений психологии

В начале ХХ века немецкий психолог Эббингауз Г. говорил о том, что у психологии есть долгое прошлое и лаконичная история. Под «долгим прошлым» исследователь понимал этап развития психологических познаний в других науках, в первую очередь в рамках философии. Но сущностью души человека интересовались раньше, чем возникли философские концепции. Это произошло, когда в принципе появился человек. После душу рассматривали с мифологической и религиозной точек зрения, т.к. эти системы обеспечивали существование первобытных людей. Мифологическая система трактовала следующие явления:

сон;

сновидения;

смерть;

болезнь.

Пояснения носили магический характер, тем самым передавая человеческой душе таинственный смысл, основанный на принятии, вере и не достигаемый рациональным путем.

Но история всегда развивается. Начинают появляться новые тенденции, новые концепции, которые противоречили религиозно-мифологическим способам толкования мира. Появлялись новые рациональные взгляды, которые стремились объяснить вещи природы при помощи причин их происхождения. В Древнем Египте, Китае, Индии за несколько тысячелетий до н.э. в философии сформировались учения об устройстве мира и о сущности жизни человека, которые до сих пор актуальны.

Приблизительно в то же время в античной Греции, на Западе начали формироваться и развиваться представления о душе. Философы рассматривали душу как естественное явление. Это была отправная точка для нового представления о психической жизни.

Говоря вкратце об истории развития психологии, то ее условно можно разделить на два исторических периода. Поэтому дальше рассмотрим развитие психологического знания и основные направления психологии.

Данный этап характеризуется тем, что философы Запада и античной Греции начали изучать и объяснять понятие души. В этом периоде можно выделить следующие имена:

Платон (427 – 347 до н.э.);

Аристотель (384 – 322 до н.э.);

Гиппократ (приблизительно 460 – 377 до н.э.);

Клавдий Гален (129(131) – 200 (210) гг.);

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.)

Платон сформировал учение, которое является первым классическим видом объективного идеализма. Он считал, что:

Индивидуальные души – это недостаточные образы общей универсальной мировой души.

Именно он определил границы между телесным и духовным. Где бренное тело – «темница» для нематериальной и бессмертной души, которое странствует по миру и телам. Изучение мира представляет собой припоминание душой созерцаемых идей до соединения с телом.

Платон ученик Сократа.

Аристотель дал противоположенное объяснение душе и написал работу «О душе», которая является первым специальным психологическим трудом. Аристотель считал, что душу и тело делить нельзя. Он говорил, что они составляют единое целое и являются основной для жизни. Душа умирает вместе с телом. Для философа душа была функцией организма, так как она стремиться к какой-то цели. Аристотель сформировал вывод: все существа на Земле имеют душу, но у каждого она разная. Например:

у растений – растительная (выполняет вегетативную функцию);

у животного – животная (выполняет чувственно-двигательную функцию);

у человека – разумная и представляет собой три уровня развития (божественные разум и воля, которые могут отделяться от тела).

Учение Аристотеля противоречиво и непоследовательно, но оно повлияло на ход развития других психологических мыслей, которые актуальны по сей день.

Римский врач Гиппократ тоже внес определенный вклад в историческое развитие психологии. Он сформировал учение о душе, основываясь на открытия и опыт.

Клавдий Гален создал учение о темпераментальных свойствах личности. Также он сформировал четыре типа темперамента:

меланхолик;

сангвиник;

холерик;

флегматик.

Фрэнсис Бэкон завершил эпоху развития психологического знания через душу человека. Система взглядов исследователя заложила базу эмпирического познания души и ее способностей. Бэкон предложил отказаться от абстрактного изучения души и перейти к эмпирическому изучению явлений и процессов психики. Он отделил науку о душе от науки о теле. В первой Бэкон выделил науки о душе:

рациональной божественной;

нерациональной;

чувствующей;

телесной;

общей для человека и животного.

Это стало основополагающим новой концепции «наука о сознании».

Во втором этапе можно выделить следующие имена:

Рене Декарт (1596 – 1650гг.);

Джон Локк (1632 – 1704гг.);

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716гг.);

Томас Гоббс (1588 – 1679гг.);

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677гг.);

Дэвид Юма (1711 – 1776гг.);

Дэвид Гартли (1705 – 1757гг.);

Джозеф Пристли (1733 – 1804гг.);

Джеймс Милля (1773 – 1836гг.);

Джон Стюарт Милля (1806 – 1873гг.);

Христиан Вольф (1679 – 1754гг.);

Жюльен Ламетри (1709 – 1751гг.);

Клод Гельвеций (1715 – 1771гг.);

Этьен Кондильяк (1715 – 1780гг.);

Георг Прохазки (1749 – 1820гг.);

Чарлз Белл (1774 – 1842гг.);

Франсуа Мажанди (1783 – 1855гг.);

Герман Гельмгольц (1821 – 1894гг.);

Франс Дондерс (1818 – 1889гг.);

Эрнст Вебер (1795 – 1878гг.);

Густав Фехнер (1801 – 1887гг.);

Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905гг.).

Второй этап начинается с исследований Декарта Р. Он считал, что в философии и в науке на первом месте должно стоять сомнение, которому подвергается все. Если человек начинает мыслить, то он существует. Мышление является то, что делается осознанно.

«Сogito ergo sum» — «Мыслю — следовательно, существую».

Осознанность – это признак, который отделяет психическое от непсихического, физиологическое и телесного процессов.

Исследователь предложил использовать самонаблюдение – интроспекцию, в качестве концепции эмпирического познания. Мысли, разработанные Декартом, стали основной развития психологии, а в XVII-XIX веках способ интроспекции начали применять в познании сознания.

Представитель эмпирической тенденции в философии Локк Дж. считал, что разум пассивно отражает воздействие среды, что имеет общий процесс – перцепцию. Философ разделил опыт на два типа:

внешний (базируется на чувствах, результат – простые идеи);

внутренний (формирование данного опыта происходит на базе манипуляций ума с простыми идеями, которые порождают сложные).

Эти два типа становятся доступными в случае самонаблюдения. Простые мысли связываются друг с другом при помощи закона ассоциаций по:

сходству;

контрасту;

смежности;

времени.

Способ перцепции был дополнен апперцепцией, которую предложил немецкий ученый Лейбниц Г. Данное понятие означало психическую силу, которая формировала цели действий и произвольный характер. Философ впервые определил неосознанные самонаблюдению явления, так как он считал, что в душе существует процесс «малых перцепций».

В XVIII веке развитие психологических идей протекало в рамках ассоциативного и эмпирического познания. Исследователи ассоциативной психологии Декарт Р., Гоббс Т., Спиноза Б., Локк Дж. использовали ее в качестве объяснения психических процессов. Первую предпосылку развития этой тенденции можно найти в трудах Платона и Аристотеля. Юм Д. считал, что ассоциация является объяснительным принципом психики. В это время Локк Дж. вводит само понятие «ассоциация», которое служило для обозначения связи случайных идей.

В середине XVIII века появляется новое учение, получившее название «классический ассоцианизм», где ассоциации являются объяснительным принципом психики в целом. Широкое развитие данной тенденции было в Англии и к представителям можно отнести: Гартли Д., Пристли Дж., Милля Дж., Миллч Дж.С. Гартли внес следующий вклад в развитие психологии:

создал первую сформированную систему ассоциативной психологии;

построил модель сознания аналогичные физическим моделям Ньютона на базе принципа элементаризма, т.е. простые элементы сознания имеют связь между собой, которые сложились при помощи ассоциаций.

Следующим элементом в историческом развитии психологии можно выделить введение немецким философом Вольфом Х. термина «эмпирическая психология», который обозначал дисциплину с задачами изучения определенных явлений психики. Данную психологию развивали: Ламетри Ж., Гельвеций К., Кондильяк Э. Они заостряли внимание на активности субъекта в восприятии мира.

В XIX веке на историческое развитие психологии повлияли исследования и открытия анатомии и физиологии мозга, главным образом учение о рефлексии. Данное учение изучалось Прохазки Г., Беллой Ч., Мажанди Ф. Они рассматривали рефлекторный механизм человека, двигательный и сенсорный отделы нервной системы. Вебер Э., Фехнер Г., Дондерс Ф., Гельмгольц Г. изучали физиологию и физику психики. Они сформировали ее закономерности и факторы. Именно эти исследования стали отправной точки для развития психологии как самостоятельной науки.

Сеченов И.М. тоже занимался рефлексией и создал теорию рефлексии психики. Он считал, что психические процессы, высшие проявления сознания и личности развиваются по механизму физиологического рефлекса.

История не стоит на месте, поэтому первые познания в области психологии были изжиты.

 



2019-08-13 168 Обсуждений (0)
История развития направлений психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития направлений психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)