Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как самостоятельных явлений патологии.



2019-11-13 218 Обсуждений (0)
Как самостоятельных явлений патологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Критерии Болезнь Заболеваемость
Статистическая сущность Признак (индивидуальная особенность) Генеральная совокупность (биологическая популяция)
Феноменология Случай (заболевание отдельных особей) Совокупность случаев болезни
Уровень явления Организменный Популяционный
Уровень патологии Инфекционный процесс Эпизоотический процесс
Уровень исследования Клинический Эпизоотологический
Объекты исследования Больной организм патологический процесс, диагностика, терапия Популяция животных, причины и условия формирования заболеваемости
Проявление, семиотика Симптомы болезни и клинические синдромы Заболеваемость и ее распределение (временное, пространственное, зоографическое)
Методология исследования Клиническое обследование, патоморфология, лабораторное исследование Эпизоотологический метод исследования
Логические уровни Организменный, клинический Популяционный, экосистемный
Разделы ветеринарии Клинический Профилактический
Формы и виды решений Диагностика и лечение болезней Противоэпизоотические и профилактические мероприятия

 

Дисциплина в целом предполагает деление на общую эпизоотологию, предназначенную изучать теоретические, методические, организационные основы противоэпизоотической работы, специальных ее форм и отдельных элементов, и частную эпизоотологию, посвящаемую практической реализации мероприятий, направленных на предупреждение, снижение заболеваемости животных вплоть до ликвидации отдельных болезней. Эпизоотологию можно представить как систему знаний, охватывающую четыре основных направления: (i) научные основы в виде закономерностей формирования заболеваемости и эпизоотического процесса как его механизма, (ii) методические, (iii) организационныепринципы и (iv) практику противоэпизоотической деятельности.

Эпизоотология относится к ряду наук, аналогичных по сути применительно к популяционному уровню жизни иных крупных систематических групп, в частности, включающему эпифитотиологию для мира растений, эпидемиологию для человека, эпорнитию для птиц. В зарубежной литературе обычно для всего этого ряда используется понятие эпидемиология, в лучшем случае с атрибутивными дополнениями (veterinary, animal, plant epidemiology). Более того, в англоязычных источниках термин эпизоотология нередко квалифицируется как архаичное обозначение всего, что вкладывается в это понятие в отечественной ветеринарии. В этом имеется определенный понятийный резон, поскольку заболеваемость, механизмы ее формирования как предмет, популяционный уровень проявления, методология, прочие научные, методические, организационные, практические аспекты в принципе едины безотносительно к объекту (животные, человек, растения, насекомые). В отечественной медицинской эпидемиологии, к тому же, эпизоотологией, эпизоотическим процессом и т.п. принято пренебрежительно обозначать лишь очень узкую область явлений, относящихся к той части инфекционной патологии, которая является общей для человека и животных и касается только последних, в чем и отражается дисциплинарный эгоизм, пользы не приносящий.

Эпизоотология – дисциплина во многом интегральная. Вполне правомерно применить здесь парафраз классического тезиса - «все науки несут помол на мельницу эпизоотологии» (по Сталибрассу). Как и все остальные научные дисциплины, эпизоотология должна иметь разнообразные объективные, методологические, практические и т.п. связи с другими науками и направлениями, в ней концентрируются знания и опыт как общебиологических, так и специальных ветеринарных и сельскохозяйственных наук. Как показано на рисунке 3, в их числе предпочтительны ветеринарная нозология, зоотехнологический блок, идио- и симбиология (биология организменного и надорганизменного уровней, соответственно), экономика, социальные направления. В рамках как традиционной, так и особенно современной эпизоотологии прогрессивно формируются новые и пограничные направления науки (нозогеография, серологическая, доказательная эпизоотология и др.).

 

 

Рисунок 3. Эпизоотология и смежные науки.

 

В условиях современного состояния отечественной ветеринарии эпизоотология как наука имеет конкретное предназначение. Цель профессиональной деятельности в этой области – предупреждение возникновения и распространения болезней и борьба с ними при их наличии, снижение заболеваемости вплоть до искоренения. Частные задачи, решаемые для достижения цели, чрезвычайно многообразны и включают следующие основные элементы:

§ выяснение закономерностей развития эпизоотического процесса - механизма возникновения и формирования заболеваемости как в общих, так и специальных аспектах;

§ диагностика как отдельных болезней, так и эпизоотологическая диагностика;

§ методология и реализация профилактической работы (общая, санитарная, медикаментозная, специфическая профилактика болезней, эпизоотологический мониторинг);

§ методология и реализация противоэпизоотической работы (надзор, контроль, эрадикация);

§ ликвидация последствий заболеваемости (ветеринарная санитария, оздоровление).

 

Эпидемиология и эпизоотология за рубежом.

 

Исторически в развитых западных странах (Западная Европа, США), в условиях преимущественно приватной, страховой ветеринарной и гуманной медицины, фактического отсутствия общественной ветеринарии и здравоохранения в привычном для СССР и России «плановом» понимании, принципиальные стимулы прогресса этих наук и факторы, его обусловливающие, практически также отсутствовали, а информация о заболеваемости для частных врачей была необязательной. [Достаточно сказать, что в США статистические записи о состоянии популяций продуктивных животных введены в конце 50 гг. прошлого века, а в Великобритании такая "инновация", как «паспорт КРС», введена только с начала 1990 гг. в связи с эпизоотологическим надзором за губкообразной энцефалопатией и другими новыми прионными болезнями (Trusfield)]. В компетенцию государственных или федеральных интересов массовые болезни входили только в плане особой опасности конвенционных инфекций (болезней существовавшего до 2005 г. и отмененного Списка А). Официальные эпидемиология и эпизоотология возникли и развивались на основе данных выборочных исследований заболеваемости, статистических анализах несистематической информации, формализации данных, выявлении тенденций, на статистической оценке эффективности вмешательств (профилактика, лечение, факторы риска и т.п.). В отсутствие государственной заинтересованности и поддержки в сфере этой деятельности приватного, свободно рыночного порядка были приняты, главным образом, пассивные приемы и формы работы, прежде всего организация и проведение эпидемиологического и эпизоотологического мониторинга (сбор и анализ информации). 

Второй важной причиной, оказавшей радикальное влияние на своеобразие эпидемиологического мировоззрения на западе, явилось преобладание социальной, здравоохранительной и иной значимости массового проявления незаразной патологии над инфекционной заболеваемостью. В Европейских странах и особенно в США, с прогрессивно нарастающей индустриализацией, урбанизацией и другими факторами социального, физического, ментального напряжения, существенно «прогрессировала» массовость сердечно-сосудистой, психической, онкологической и т.п. соматической заболеваемости. С этим была вынуждена считаться западная медицина, начиная с 30 гг. 20 века. Как и на первых этапах эпидемиологии инфекционных болезней, стало ясно, что клинические и иные подходы организменного уровня не решают проблем возникновения, распространения, снижения (лечения) массовой незаразной заболеваемости и вообще природы массовой патологии. Для этого требуются новые научные принципы и методология популяционного уровня (Андерсон, Мэй).

По сути, возникновение и становление западной эпидемиологии также имело в своей основе безусловно объективные факторы, только в отличие от отечественной науки и практики в данном случае хронологический и иной приоритет остался за незаразной заболеваемостью, исходя из специфических интересов здравоохранения западных стран - по сравнению с ситуацией в постреволюционной Советской России в развитых странах западного мира эпидемий и эпизоотий острых инфекций, таких как брюшной и сыпной тифы, оспа человека, чума и КПП КРС, сап лошадей, в тот период уже не было. Поэтому концентрация внимания на этой части массовых проявлений патологии привела к созданию своеобразного варианта эпидемиологии, базовым понятием которого стала более узкая и прагматичная область знаний, основанная на статистической аналитике, - распределение и причины состояния здоровья специфических групп населения с целью управления проблемами здравоохранения(по Биглхолу), призванное решать проблемы наиболее высокого, государственного и международного уровней. В данном представлении методологический смысл такого варианта науки исключает выделение инфекционных болезней в числе прочих массовых явлений заболеваемости, которые исследуются безотносительно к ее причинам (как заразные, так и незаразные болезни). Стартовым моментом развития западной эпидемиологии можно считать классическое по демонстративности массовое исследование и установление связи между раком легких и курением, проведенное в 1950 гг. ВОЗ. В дальнейшем весьма результативным было изучение эпидемиологии психических заболеваний, травматизма, абортов, онкологической патологии (Rothman). Эти положения практически без изменений были экстраполированы на массовые явления патологии животных, а ветеринарная эпидемиология (эпизоотология в представлении отечественной ветеринарии) стала, также как в СССР и России, содержательным и методологическим аналогом эпидемиологии человека (Trusfield, Toma, Last).

Западное направление, в сравнении с отечественной наукой, также имеет существенные достижения, заключающиеся в организации эпидемиологической и эпизоотологической статистики, статистической достоверности обоснования массовых мероприятий (вмешательств) в ветеринарии и здравоохранении на принципах популяционного мышления и методологии. В его рамках создан универсальный аппарат эпидемиологических методов, в частности, аналитические методы исследования и обработки данных (случай-контроль, когортное исследование, анализ «ущерб-прибыль», и др.), групповой оценки эпидемиологического значения факторов среды, условий существования, различных факторов эпидемического риска, эффективности эпидемиологических вмешательств (профилактика, лечение), принципы эпидемиологической диагностики, практически важные клинические эпидемиология и эпизоотология, доказательная медицина, эпидемиология в общей врачебной практике. На базовой предметной общности сформированы эпидемиология и эпизоотология незаразных болезней и на этой методической основе - общемедицинские диагностические дисциплины (в контексте ветеринарной и гуманной медицины).

В западной науке эпизоотология исходно рассматривается в такой расширительной трактовке. Она предназначена для теоретического и методического обоснования и решения любых проблем здоровья, воспроизводства и продуктивности животных на популяционном уровне безотносительно к природе этиологического фактора. Иными словами, эпизоотологическая методология распространяется не только в области инфекционной патологии применительно к этиологическим агентам живой природы (микробам и каноническим паразитам), но и к заболеваемости незаразной природы, разнообразным факторам риска, неблагоприятно влияющим на здоровье, продуктивность, воспроизводство животных в популяции, т.е. неинфекционной эпизоотологии.

 

Таким образом, мировая эпидемиология и эпизоотология сформировались и развиваются в двух направлениях - отечественном и западном - по типу своеобразного контрапункта. Первый, отечественный вариант сохранился на ортодоксальных позициях со сферой интересов, ограниченной преимущественно эпидемическими и эпизоотическими инфекциями во всем многообразии их возникновения и распространения (этиология, патология, диагностика, профилактика, борьба). Второй, зарубежный вариант предполагает расширенную сферу их интересов с охватом всех явлений патологии массового, популяционного уровня безотносительно к природе, однако суживает методологию и практику до статистических характеристик заболеваемости с основной целью - эпидемиологической и эпизоотологической диагностикой.

Оба направления имеют различную предметную и методологическую основу, но не альтернативны в отношении принципов и идеологии. В самое последнее время, в связи с подписанием Россией так называемой Болонской конвенции о стандартизации программ подготовки специалистов высшей квалификации, безусловно возникает потребность в гармонизации систем обучения в содержательной части. Это особенно касается расширительных трактовок и возможностей эпидемиологии, т.к. еще на заре становления В.А.Башенин (1937), один из ее основоположников, предрекал, что «ограничение предмета эпидемиологии инфекционными заболеваниями надо признать искусственным, всякие массовые заболевания, которые возникают среди народа, являются эпидемией». Лучшим логическим вариантом процесса должна стать конвергенция отечественной и западной науки, практики и образования с сохранением обоюдных достижений в направлении «ортодоксальная эпидемиология эпидемических инфекций на основе эпидемического процесса → эпидемиология инфекционной заболеваемости (эндогенные, факторные, оппортунистические инфекции) → эпидемиология заболеваемости как массового явления патологии безотносительно к причинности → эпидемиология как общемедицинская диагностическая дисциплина», т.е. с вектором развития от эры инфекционной к эре постинфекционной, с концентрацией внимания на массовости социально значимых явлений патологии. Это полностью относится и к эпизоотологии (ветеринарной эпидемиологии).

 

В заключении следует отметить, что МЭБ (Международное Эпизоотическое Бюро, с 2003 г. - Всемирная Организация Здравоохранения Животных, World Organization for Animal Health), как орган высшего уровня международного неправительственного сотрудничества, координации и кооперации в области ветеринарии, пристальное внимание уделяет вопросам ветеринарного образования, особенно в области эпизоотологии и сопутствующих дисциплин (инфекционные и паразитарные болезни, ветеринарное здравоохранения, трансграничные, эмерджентные инфекции и зоонозы, национальное и международное законодательство в области ветеринарии). В этом отношении МЭБ выполняет консолидирующую роль в гармонизации и прогрессе мировой ветеринарии, в частности, эпизоотологии как отдельной сферы профессиональной деятельности с ее наукой, методологией, организационными принципами и практикой противоэпизоотической деятельности глобального уровня. На проводимых в последнее десятилетие под эгидой МЭБ международных мероприятиях предложены весьма полезные рекомендации по базовому образованию и компетенциям выпускников ветеринарных учебных заведений, включающие понимание основных принципов и целевой сути описательной, аналитической эпизоотологии и анализа рисков в исследовании вспышек заболеваний и разработке мер по их профилактике, знание и применение эпизоотологического программного обеспечения, критическую оценку имеющейся информации. Основное внимание должно быть уделено болезням Списка МЭБ (OIE Listed diseases), наиболее важным трансграничным и эмерджентным инфекциям и зоонозам, способным вызвать серьезные последствия для национальный экономики и общественного здравоохранения. Предлагается также осуществлять подготовку дипломированных узко специализированных эпизоотологов-экологов, ориентированных на работу с инфекциями дикой фауны, столь необходимых сейчас для отечественной ветеринарии в связи с тупиковыми ситуациями по африканской чуме кабанов, бешенству лисьего экотипа, птичьему гриппу.

 



2019-11-13 218 Обсуждений (0)
Как самостоятельных явлений патологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как самостоятельных явлений патологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)