Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Истоки и эволюция эпизоотологии



2019-11-13 214 Обсуждений (0)
Истоки и эволюция эпизоотологии 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ

 

Владимир Владимирович Макаров, д.б.н., проф.,

e - mail : vvm -39@ mail . ru

ФБАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

 

 

В лекционной статье рассматриваются исходные предпосылки к становлению и развитию современного эпидемиологического мышления, которыми стали успешные исследования в середине 19 века. В 1930 гг. окончательно обоснована и осознана самостоятельность эпидемиологии и эпизоотологии в структуре профессионального медицинского и ветеринарного образования, науки и практики. Изначально в СССР эти дисциплины формировались как традиционно инфекционное, ответвляющееся от классической гигиены, бактериологии, иммунологии учение об эпидемическом/эпизоотическом процессе на основе механизма передачи инфекции. В конечном итоге, реально сложившаяся на сегодняшний день в отечественной ветеринарии эпизоотология (от греч. epi над + zoon животное + logos учение) - это научная дисциплина и сфера профессиональной деятельности, призванная изучать причины, условия, закономерности возникновения, распространения, угасания болезней животных, разрабатывать на этой основе организационныепринципы и методы профилактики и борьбы с ними и реализовывать их. В наиболее рациональной и современной формулировке предметом ее изучения является заболеваемость как самостоятельное явление патологии животных и эпизоотический процесс как механизм ее формирования. Не «болезнь», заболевание отдельных особей (животных) как категория индивидуального, организменного, клинического уровня, а массовость ее проявления, формирующаяся «заболеваемость» переводят патологию на более высокий, популяционный, статистический уровень. За рубежом эпидемиология и эпизоотология представлены своеобразным вариантом, базовым понятием которого является более узкая и прагматичная область знаний, основанная на статистической аналитике, - распределение и причины состояния здоровья специфических групп населения с целью управления проблемами здравоохранения. Современные тенденции основываются на необходимости
конвергенции отечественной и западной науки и сохранении обоюдных достижений с вектором развития от эры инфекционной к эре постинфекционной, с концентрацией внимания на массовости социально значимых явлений патологии человека и животных.

Ключевые слова: лекция, эпизоотология, история возникновения, становления, перспективы развития.

 

ORIGINS AND EVOLUTION OF EPISOOTOLOGY

 

Vladimir Vladimirovich Makarov, Doctor of Biological Sciences, Prof.,

e-mail: [email protected]

FBAOU VO "Peoples' Friendship University of Russia"

 

 

The tutorial is considering the initial prerequisites for the formation and development of modern epidemiological thinking which became successful research in the mid 19th century. In 1930 the independence of epidemiology and epizootology in the structure of professional medical and veterinary education, science and practice is finally grounded and realized. Initially in the USSR, these disciplines were formed as a traditionally infectious branching off from classical hygiene, bacteriology and immunology as the study of the epidemic/epizootic process based on the mechanism of transmission of infection. The epizootology actually developed today in home veterinary medicine is a scientific discipline and professional field designed to study the causes, conditions, patterns of occurrence, spread, extinction of animal diseases, develop on this basis organizational principles and methods for the prevention and control of them and implement them. In the most rational and modern formulation, the subject of its study is morbidity as an peculiar phenomenon of animal pathology and the epizootic process as a mechanism for its formation. Not a disease, a illness of separate individuals (animals) as a category of an individual, organism, clinical level, but a mass character of its manifestation an emerging morbidity transfer the pathology to a higher, population based statistical level. Abroad epidemiology and epizootology are represented by a peculiar variant, the basic concept of which is a narrower and more pragmatic field of knowledge based on statistical analytics - the distribution and causes of the health status of specific groups of the population for the purpose of managing health problems. Current trends are based on the need the convergence of home and western science and the preservation of mutual achievements with the vector of development from the infectious era to the post-infective era with a focus on the mass character of socially significant phenomena of human and animal pathology.Key words: tutorial, epizootology, history of origin, formation, development prospects.

 

В интерпретации отечественной ветеринарной и гуманной медицины эпизоотология и эпидемиология трудно разделимы в отношении базовых принципов и методологии. Различия, исключая объекты (массовая патология людей или животных различных видов вплоть до рыб и пчел), зачастую основываются на дисциплинарном эгоизме и никому не нужной конфронтации, искусственны и даже вредны, вносят понятийную и семантическую путаницу. Следует объективно признать, что эпизоотология, лучше сказать ветеринарная эпидемиология (veterinary epidemiology) или эпидемиология животных (animal epidemiology), в любом контексте безусловно является вторичной дисциплиной, возникла и развивалась вслед за эпидемиологией человека и «копировала» ее. Поэтому в этой лекции, там, где речь идет об общих проблемах заболеваемости как массовом явлении патологии, используются определения эпидемиология, эпидемический процесс; для уточнения сугубо ветеринарных аспектов добавляется эпизоотологическая атрибутика.

Начиная с самых первых документальных сведений о моровых язвах у животных, изложенных в библейской притче о египетских карах (Исход, 9:3-6,9,10), и на протяжении всего добактериологического периода, вплоть до второй половины 19 века, основным  источником данных научного и практического порядка в представлениях об инфекционных болезнях были фаталистические наблюдения за их естественным проявлением - возникновением, распространением, течением, угасанием. На их основе были заложены первичные элементы описательно-оценочных методов, приемов и анализа, соответствующих тому историческому уровню развития. С помощью последних были сделаны выдающиеся обобщения, которые в принципе правильно объясняли основные явления эпидемиологии и эпизоотологии - материальную природу заразной болезни, эпидемии и эпизоотии, передачу и распространение инфекции (понятие о contagium vivum), и результировались в создание сначала миазматической, и затем контагионистской теорий (Гиппократ, 460-377 гг. до н.э., Фракасторо, 1478-1553 гг., соответственно). Эти теории в свою очередь уже в средние века открыли возможности для эмпирического развития достаточно эффективных практических мер предупреждения и борьбы с инфекциями, главным образом, организационно-общественного, карантинно-ограничительного и гигиенического характера.

Становление эпидемиологии и эпизоотологии в качестве  самостоятельных дисциплин ветеринарной и гуманной медицины исторически началось не более чем столетие тому назад, хотя понятие эпидемия как массовое проявление болезней в их естественном возникновении, распространении, течении, угасании, соответствующее современным представлениям, было сформулировано еще Гиппократом. Термины эпизоотия, эпизоотология применительно к повальным болезням животных, по-видимому, впервые использованные в научно-практическом контексте отечественными профессорами ветеринарного отделения Петербургской медико-хирургической академии (В.И.Всеволодов и его последователи, 30-40 гг. 19 века), были окончательно узаконены с созданием Международного Эпизоотического Бюро (МЭБ) в 1924 году.

Исходные предпосылки.

 

Основанием к становлению и развитию современного эпидемиологического мышления стали успешные исследования, выполненные в середине 19 века. Вместе с тем самым первым опытом изучения проблем, относящихся к эпидемиологии в настоящем понимании, была работа Джона Гронта, лондонского галантерейщика, осуществившего в 1662 г. ретроспективный анализ данных о смертности населения. Он впервые выявил важнейшие в эпидемиологии статистические характеристики рождаемости, смертности, заболеваемости, дал им научную интерпретацию, отметив различия между мужчинами и женщинами, детскую смертность, разницу в заболеваемости городского и сельского населения, сезонные колебания заболеваемости. Однако медициной того времени были не поняты и не приняты эти новаторские и перспективные идеи и методы; с работами Гронта произошло то же, что и с общеизвестными открытиями Фракасторо, Левенгука и др., на столетия опережавшими уровень знаний, менталитет и психологию современников.

Только по прошествии двух столетий, в середине 19 века Уильям Фарр  начал систематический сбор и анализ статистики смертности в Великобритании. Признанному «отцу современной демографической статистики и эпиднадзора», Фарру принадлежат приоритеты в разработке многих основных принципов популяционной статистики и классификации болезней. Он впервые установил влияние на заболеваемость рода занятий, социального положения и даже высоты над уровнем моря, что можно считать приоритетом в изучении факторов эпидемиологического риска. Фарр разработал многие концепции и приемы, используемые в современной эпидемиологии.

Однако общепризнанным основоположником эпидемиологии, удостоившимся звания поистине «отца практической эпидемиологии», стал британский анестезиолог Джон Сноу. За двадцать лет до открытия микробной этиологии инфекционных заболеваний вообще, в том числе холеры, Сноу провел анализ вспышек этой фатальной болезни в перенаселенном Лондоне, установил причину их возникновения, разработал меры пресечения и предупреждения новых случаев. При этом Сноуосуществил первый в истории, но до сих пор самый эффективный и демонстративный эпидемиологический эксперимент: установив в 1854 г. связь заболеваемости и смертности от холеры с потреблением питьевой воды из конкретных водоразборных колонок в Лондоне, он прервал эту эпидемию путем закрытия доступа к ним как источникам инфекции (рисунки 1, 2).

 

 

         
Джон Гронт ( John Gront ), 1620-1674   Уильям Фарр ( William F arr ), 1807-1883   Джон Сноу ( John Snow ), 1813-1858  

Рисунок 1. Основоположники эпидемиологии.

 

Рисунок 2. C имволическое изображение того времени, поясняющее смысл эксперимента Сноу. Вода, загрязненная возбудителем смертельной холеры, текла из конкретного водоразборного насоса.

В результате своих исследований Сноу открыл эпидемические механизмы развития заболеваемости на основе всестороннего изучения и сопоставления патогенеза, условий распространения и пространственного распределения инфекции. Он впервые сформулировал представление о сравнительном анализе и контроле в эпидемиологических исследованиях. По сути это явилось началом развития эпидемиологической методологии в современном представлении.

В тот же период выполнены сходные по замыслу и результатам исследования венгерского акушера Игнаца Зиммельвейса по причинам эпидемического проявления послеродовой горячки (сепсиса) в родильных учреждениях Вены и американского врача Оливера Холмса по механизму заражения последней за счет антисанитарии (отказ от мытья рук при работе с роженицами). Все эти исследователи применяли необычные для того времени групповые, эпидемиологические методы пространственно-временного сравнительного анализа заболеваемости, формулировки механизмов заражения и возникновения массовых проявлений инфекционных болезней, хотя они не могли их объяснить с этиологических позиций. Таким образом, экспериментальные результаты, свидетельствующие о заражении как явлении передачи инфекции, были получены задолго до того, как была установлена микробная этиология заразных болезней и обнаружены конкретные возбудители.

В дальнейшем, колоссальные успехи бактериологии и гигиены второй половины 19 века, через которые главным образом реализовывались в научно-прикладном и практическом плане элементы и достижения учения об инфекционных болезнях в целом, эпидемиологии и эпизоотологии в частности, обнадеживающие перспективы микробиологических подходов в борьбе с инфекциями (бактериологическая диагностика, вакцинация, этиотропная терапия), во многом объективно на том этапе, задержали формирование новой науки, ориентированной на явления «надорганизменного» уровня. По образным оценкам, «бактериологи размножались быстрее бактерий» (Ф.Ф.Эрисман), а «этиология заразных болезней затмила эпидемиологию» (Ш.Д.Мошковский). В целом и пионерские работы по эпидемиологии 19 века оказались непонятыми современниками, которые во многом ориентировались на миазматическую природу инфекционных болезней, результаты Холмса и Зиммельвейса были подвергнуты безосновательному унизительному остракизму, а последний – даже уничтожающим преследованиям сродни средневековой инквизиции или гонениям на классических генетиков времен "вегетативной гибридизации" по Лысенко.

Но уже к началу 20 века положение коренным образом изменилось, особенно в предреволюционной и Советской России. Благодаря прогрессу той же бактериологии, затем иммунологии и серологии, познанию теоретических основ противоинфекционной защиты организма, накоплению значительного статистического материала в практической, земской медицине и ветеринарии, специальному изучению инфекционной заболеваемости, накопленному опыту борьбы с эпидемиями и эпизоотиями (в России – с оспой человека, чумой КРС, сибирской язвой), стала очевидной ограниченность только микробиологических, клинических и иных подходов организменного уровня – причины возникновения и закономерности развития заболеваемости как массового явления с помощью последних не могли быть познаны. «Все русские микробиологи сделались эпидемиологами. Эта эволюция совпала с профилактическими устремлениями» российских ученых (В.А.Любарский). В области инфекционной патологии в целом сложилась качественно новая ситуация, возникли принципиально новые научные направления и проблемы (например, специфическая профилактика, скрытые формы инфекции, природная очаговость болезней), потребовавшие пересмотра многих традиционных позиций (Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, К.И.Скрябин, Шарль Николль, Гастон Рамон, Е.Н.Павловский). 

 

Отечественная эпидемиология и эпизоотология.

 

В 1930 гг. была окончательно обоснована и осознана самостоятельность эпидемиологии и эпизоотологии в структуре профессионального медицинского и ветеринарного образования, науки и практики (В.А.Башенин, Л.В.Громашевский, С.Н.Вышелесский, М.С.Ганнушкин), что было реализовано в форме разработки учебных курсов и открытии специализированных кафедр [первая кафедра эпидемиологии открыта в Новороссийском университете (Одесса) в 1920 г.]. Отражением той эпохи являются первые отечественные учебные пособия, не потерявшие своей актуальности и сейчас: «Учение о заразных болезнях сель.-хоз. животных (эпизоотология)» Мартина Климмера (перевод с нем., 1930), «Основы эпидемиологии» К.Сталибрасса (перевод с англ., 1936), «Общая эпизоотология» М.С.Ганнушкина (1940), «Частная эпизоотология» С.Н.Вышелесского (1940).

Изначально в СССР эпидемиология и эпизоотология формировались как традиционно инфекционные дисциплины, ответвляющиеся от классической гигиены, бактериологии, иммунологии. Они представляли собой учение об эпидемическом / эпизоотическом процессе на основе механизма передачи инфекции, что стало предметом новых научных дисциплин. Вся методология и аналитика, практические мероприятия и другие аспекты их содержания были ориентированы на закономерности возникновения, развития и угасания инфекционных болезней. В таблице 1 суммированы представления об эпидемическом / эпизоотическом процессе как базовом понятии.

Таблица 1.



2019-11-13 214 Обсуждений (0)
Истоки и эволюция эпизоотологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Истоки и эволюция эпизоотологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)