Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ИКТ НА ПСИХИКУ ШКОЛЬНИКА



2019-11-13 228 Обсуждений (0)
ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ИКТ НА ПСИХИКУ ШКОЛЬНИКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим подробнее факторы, способствующие усилению влияния средств ИКТ на психику школьника. Следует отметить, что интенсификация учебного процесса, обусловленная увеличением информативной емкости занятий и ускорением темпа учебных действий за счет использования возможностей средств информатизации и коммуникации, может привести к недопустимому увеличению объема учебной информации на уроках. В свою очередь, информационная перегрузка и связанные с этим эмоциональное возбуждение, обманчивое сиюминутное повышение работоспособности непосредственно за экраном компьютера опасны как для психического, так и для физического здоровья ученика и учителя.

Процесс учения есть совместная деятельность учителя и ученика, в которой сегодня появился посредник – компьютер. Из совместной деятельности, управляемой учителем, процесс обучения превратился в процесс, управляемый компьютером. К каким последствиям это ведёт? В чем “плюсы” традиционного образования?

Оно строится на живом человеческом общении ученика с учителем. Отсутствие такового негативно сказывается на развитии эмоциональной сферы ребёнка и в итоге – на эффективности обучения. Индивидуальный способ обучения имеет крупные недостатки связанные с тотальной индивидуализацией. Пропадает живое диалогическое общение участников образовательного процесса.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Для экономии сил учащиеся: заимствуют из сети Интернет готовые проекты, сочинения, решение задач, что стало сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

У учащихся возникает трудность перехода от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным действиям, то есть от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. У детей формируется шаблонное мышление, безынициативное отношение к учебной деятельности.

Большое и неоправданное использование средств информатизации оказывает негативное влияние прежде всего на здоровье младших школьников. Из-за колоссального объема информации, представляемыми некоторыми средствами информатизации возникает отвлечение внимания школьника.

Одним из проявлений негативного влияния ИКТ на личность школьников является негативное девиантное поведение. «Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются». Под негативным девиантным поведением в сфере компьютерных технологий мы понимаем осознанное, либо неосознанное использование ИКТ для совершения тех или иных воздействий, направленных на причинение морального или физического вреда.

Негативное девиантное поведение школьников в сфере ИКТ впоследствии влияет на неконтролируемость своих действий и не ответственность за свои поступки. Проявления негативного девиантного поведения могут оказаться результатом небрежности, моральной незрелости, безразличия, недостатка любопытства.

Международные исследования особенностей обучения детей младшего школьного возраста показывают, что чем теснее эмоциональная связь ребёнка с учителем, тем выше мотивация к учению и развитие интеллектуальных способностей. Другими словами, ребёнок старается для любимого учителя и не старается для не любимого. Эмоциональное одобрение учителя компьютер в принципе заменить не может. Кроме того, детям необходим и физический контакт с учителем (похлопать по плечу или потрепать по голове).

Учитель, в отличие от компьютера, это личность, оказывающая системное влияние на ученика. Он является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов, и его воздействие реализуется в личном контакте, а не посредством текстов учебных заданий. Теперь, когда в нашем обществе господствуют противоречивые ценности, когда семья как институт воспитания переживает кризис, свести функции учителя к наблюдению за учеником – просто губительно для развивающейся личности ребенка и подростка. Как-то известного педагога спросили: «Сколько хороших учителей надо человеку?», он ответил: «Достаточно одного». Мы скоро и этого лишимся.

Учитель реализует индивидуальный подход, зависящий от самочувствия, настроения ученика, а также от конкретных обстоятельств. Учитель ставит оценку, учитывая весь комплекс факторов: способности, прилежание, динамику обучения. Система тестов всего этого не видит.

Традиционное образование развивает системное мышление, которое встраивает частные мыслительные операции в целостную систему знаний, в смысловую сферу личности. Компьютер же мыслит аналитически, по принципу выбора варианта из имеющихся альтернатив. Создателями тестов эти альтернативы подбираются искусственно. Для успешного ответа на тесты не надо обладать развитым мышлением: понимать юмор, метафоры, иносказания, скрытые смыслы, достаточно иметь предметные знания и механически их применять. Однако целью образования является именно образованиеот слова «образ», то есть интегративное развитие способностей и личности путём освоения основ наук.

Традиционное образование дает возможность учитывать контекстуальность, многозначность. Тест же по своей природе требует однозначного ответа, то есть дизъюнктивного (или) мышления. Между тем пространство значений и смыслов таково, что многие вопросы не имеют однозначного ответа, ответы будут различны в зависимости от контекста (и то, и другое). Это конъюнктивное мышление. Причём чем выше уровень образования, тем не однозначной способы объяснений и интерпретации событий. Загоняя весь учебный материал в дихотомию «верно – неверно», «правильно – неправильно», а по сути – «угадал – не угадал», мы низводим мышление до примитивного уровня.

К плюсам традиционных форм образования следует отнести и интеллектуальное взаимодействие между учениками. Ратуя за индивидуальную траекторию обучения, организации которой служит персональный компьютер, мы забываем, что рост интеллекта происходит в процессе духовного общения между людьми. В споре рождается истина. Менее развитые дети могут слышать на уроке ответы своих более способных одноклассников, благодаря чему улучшается их понимание. Даже если ребёнок не выучил урок, он может услышать ответы других и восполнить пробел. Компьютер отнимает эту возможность. Фактически происходит дрейф в сторону заочного обучения на уроке. Суть урока – обучение учителем группы детей – уходит. Каждый учится сам, учитель – формальный координатор. Не думаю, что это положительно скажется на умственных способностях учащихся.

Негативное воздействие на психику школьника может быть обусловлено и несоответствием информации, предоставляемой на экране компьютера, индивидуальным возможностям личности ребенка. Учитывая результаты разного рода исследований, учителю следует знать и о том, что не все дети адекватно воспринимают виртуальные экранные миры, умеют вести диалог с собеседником с использованием средств телекоммуникации. В связи этим очень важно обеспечить психологическую безопасность информационного взаимодействия ребенка с другими пользователями в сети Интернет.

Рассмотрим последствия психолого-педагогического воздействия на ребенка разного рода средств информационных и коммуникационных технологий. Прежде всего необходимо выявить возможность негативного влияния на психику ребенка неестественных, иллюзорных впечатлений от виртуальных миров и информационного взаимодействия в условиях использования технологий мультимедиа и телекоммуникации. Зададимся вопросом: почему психологов беспокоит чрезмерная увлеченность детей компьютерными играми? В ходе компьютерной игры дети погружаются в мир ярких и необычных, порой призрачных образов, отличных от образов реальных. В этой связи очень важно обратить внимание учителей и родителей на тот факт, что в процессе игры ребенок получает возможность легкой замены партнера на киберпартнера, возможность «прожить» вторую и третью жизнь и др. Подобные увлечения могут привести к различным проблемам межличностного общения, например к таким, как усиление отчуждения между людьми. Принимая во внимание особенности психики ребенка, взрослые должны контролировать досуг ребенка, не позволять ему увлекаться компьютерными играми. Информационное взаимодействие в сети Интернет оказывает большое влияние на изменение межличностных отношений между пользователями (например, между учителем и учеником или между учениками) в виртуальном пространстве локальных и глобальных сетей. Некоторые исследователи находят негативные моменты в межличностной близости между собеседниками в сети, которой способствует излишне персонифицированный интерфейс. В ряде исследований обращается внимание на предотвращение вторжения во внутренний мир человека.

Действительно, при использовании глобальных сетей учебное пространство неуклонно расширяется, становится открытым. Молодой человек с неустоявшимся характером, гибкой психикой и не до конца сформированными личностными качествами может попасть под влияние откровенных мошенников, проповедников новомодных религиозных сект и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав литературу по вопросу влияния компьютера на детскую психику можно сделать вывод, что компьютер с одной стороны облегчает жизнь человеку и может стать источником образования, с другой же может вызвать серьезную зависимость и сложные заболевания.

Выделим отдельно положительные стороны компьютерного влияния на психику детей:

- Получение новых знаний;

- Помощь в управлении агрессией;

- Освоение навыков быстрого и точного движения рук и пальцев;

- Освоение навыка управления автоматизированной системы;

- Развитие мышления;

- Повышение концентрации внимания

Судя по приведенным пунктам компьютер - это ничто иное, как своеобразный катализатор развития интеллекта у ребенка.

Выделим также и отрицательные моменты в общении ребенка м компьютером:

- Снижение уровня зрения и заболевание глаз;

- Стрессовое состояние;

- Искривление позвоночника и остеохондроз;

- Снижение иммунитета;

- Агрессивное или депрессивное состояние.

Данных пагубных последствий можно избежать, если выполнять некоторые рекомендации с самого начала общения вашего ребенка с компьютером. А именно:

- Ограничение проведения времени ребенком перед монитором (в зависимости от возраста и медицинских показаний);

- Выполнение разминки ног, рук, шеи и спины;

- Выполнение гимнастики для глаз;

- Принятие витаминов обладающих профилактическим действием от усталости и красноты глаз;

- Организация комфортного рабочего места;

- Реальное общение с родными и сверстниками.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр //http://library.by/portalus/modules/psychology/referat_show_archives.php?subaction=showfull&id=1107079697&archive=01&start_from=&ucat=27&

2. Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии

3. Викентьева Е. Компьютер как диагноз. Эпидемия электронной наркомании // Еженедельная газета интеллигенции. № 12 (7220) 6 - 12 апреля 2000 г.

4. Глотова А. Г. Психические расстройства связанные с компьютером //

http://www.np.vspu.ac.ru/show.php?t=1&id=49&st=2

5. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект.

6. Карпеева Т. Игра…взгляд с двух сторон //Компьютерра. №18 (347) мая, 2000 г.

7. Карпуничева О. Дети и компьютер // http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=311

8. Ковальская О. И. Компьютер и здоровье школьника

9. Коркина А. Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ // Психологическая наука и образование. -2008. -№3. -C. 20 - 29



2019-11-13 228 Обсуждений (0)
ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ИКТ НА ПСИХИКУ ШКОЛЬНИКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ИКТ НА ПСИХИКУ ШКОЛЬНИКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)