Тема 16. Пунктуационные нормы русского языка
1. Укажите номера предложений, где следует поставить тире: 1) Береза любимое дерево русского народа. 2) Снег для тетеревов главнейшее убежище от хищников. 3) Выезжать в ночное большой праздник для крестьянских ребятишек. 4) Любовь не вздохи на скамейке и не гулянье при луне. 5) Скрытничать перед ней это был бы грех. 2. Укажите номера предложений, в которых следует поставить запятые между однородными членами: 1) Не было ни бурных слов ни пылких признаний ни клятв ни обещаний. 2) Ей хотелось запомнить на всю жизнь этот городок гостиный двор с желтыми облупившимися сводами голубей на базаре зеленую вывеску трактира чай да сахар каждую щепку на горбатой мостовой. 3) Поддержит он его или нет? 4) Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне. 5) Ни кола ни двора у бедного крестьянина. 3. Укажите предложения, в которых следует выделить знаками препинания обобщающие слова при однородных членах: 1) В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 2) Поручни компасы бинокли все было медное. 3) Повсюду в клубах на улицах на скамейках у ворот в домах происходили странные разговоры. 4) В защиту болгар выступили В. Гюго Ч. Дарвин О. Уайльд Л. Толстой Ф. Достоевский Д. Менделеев. 5) Улыбку смех и радость и покой я все забыл. 4. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые: 1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 5. Укажите номера предложений, в которых необходимо обособить определения: 1) Испещренное морщинами лицо старика замерло в выражении тоски. 2) По небосклону высокому и прозрачному поднимался золотой шар солнца. 3) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье. 4) По степи густо заросшей травой лошади шли медленно. 5) У околицы горит распахнутое в небо окошко. 6. Укажите предложения, в которых необходимо обособить приложения: 1) Иногда вместо Наташи являлся из города Николай Иванович человек в очках с маленькой светлой бородкой уроженец какой-то дальней губернии. 2) В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца. 3) Владимир Маяковский талантливый поэт-футурист известен и за рубежом. 4) Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его. 5) Мы ребята не можем часами сидеть без движения. 7. Укажите номера предложений, в которых необходимо обособить обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами: 1) Влюбленные шептались сидя на лавочке и строили планы. 2) Я ехал ничего не видя сквозь запертое матовое стекло. 3) Она сидела чуть откинув голову. 4) Приходилось сидеть сложа руки и ждать. 5) Она вошла улыбаясь и села за стол. 8. Отметьте предложения с обособленными предложениями: 1) Кроме немногих ракит всегда готовых к услугам да двух-трех тощих берез мы ничего не увидим. 2) Отец кроме французской орфографии кажется ничего основательно не знал. 3) Кроме хищников дневных орлов ястребов и соколов в наших лесах живут и различные ночные филины совы сычи. 4) Редактор слушал его и помимо своей воли улыбался. 5) Вместо голых утесов увидел я около себя зеленые горы и деревья. 9. Укажите номера предложений, где необходимо поставить запятую перед союзом как: 1) Его пригласили в техникум как лектора. 2) Явился ты защитник поздно и ей как мне ты не судья. 3) Он смотрел как заходило солнце. 4) Он был седой как лунь. 5) Тургенев как истинно русский писатель любил русскую природу. 10. Отметьте предложение (-я), в котором (-ых) следует поставить запятую перед союзом как: 1) Дорога бежит как ртуть. 2) Города как магниты. 3) Полил дождь как из ведра и все скрылось. 4) Я слежу за вами как рядовой кинозритель и ценю ваш талант. 5) Валю вызвали по его делу как свидетеля. 11. Укажите предложения с вводными словами и вводными предложениями: 1) Здесь я вижу с тополем сплелась младая ива. 2) Средь гор Кавказских есть слыхал я грот откуда Терек молодой течет. 3) Николай подошел к стене и сколько я мог заметить начал разбирать бумаги. 4) Аннушка молча покинула засаду ее детские ножки едва шумели по густой траве и вышла из чащи подле самого старика. 5) Степушка приютился или как говорят у нас «притулился» у садовника. 12. Укажите номера предложений, в которых необходимо обособить вводные слова и предложения: 1) Это впрочем случилось уже в пору его учебы. 2) Было знаете ли очень жарко. 3) Я понимал, что бежать невозможно и следовательно не стоит и пытаться. 4) Он однако давно на это не надеялся. 5) Часто бывает проглянет солнышко в ненастный день. 13. Укажите номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми: 1) Кот кабатчицы хитрый сластена и подхалим притащил из сада скворца. 2) Помороженный, простуженный, отдыхает он герой. 3) У вас ли друзей закадычных мне прощения просить? 4) Великий русский композитор Чайковский был профессором Московской консерватории. 14. Укажите номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми: 1) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег. 2) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума. 3) Читать лежа вредно. 4) Его байки слушали развесив уши. 5) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев. 15. Укажите номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми: 1) Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая. 2) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу. 3) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег. 4) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье. 5) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ. 16. Укажите номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми: 1) Иные пловцы казалось заплывали версты за три от берега. 2) Однако пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали. 3) В итоге наши футболисты заняли второе место. 4) Таким образом задача имеет единственное решение. 17. Укажите номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми: 1) На временное исчезновение его она смотрела как на неприятное обстоятельство. 2) Я видел как звезды стали туманиться и терять свою лучистость. 3) Стали его искать, а он как в воду канул. 4) Как одаренный человек отец Чехова любил петь, играл на скрипке, рисовал. 5) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича как за сына. 18. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая: 1) Киселев был человек самомнительный _ и не терпел своеволия. 2) Пес дышал едва заметно _ и глаза его были закрыты. 3) Я написал около двадцати пьес _ и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом. 4) Река едва светлела _ и бесшумно катились ее прозрачные воды. 5) Солнце сползло с зенита, тени удлинились _ и зной стал мягче. 19. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая: 1) В углу комнаты стоял старинный _ дубовый шкаф. 2) С моря подул свежий _ бодрящий ветерок. 3) Весь вечер Ленский был рассеян _ то молчалив, то весел вновь. 4) Целую жизнь он потом _ если не рассказывал, то вспоминал эту историю. 5) В голосе Якова была _ и неподдельная страсть, и молодость, и сила. 20. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая: 1) Я решил, что _ хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники. 2) По мере того _ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее. 3) Он решил, что _ если его ждут такие мучения, то лучше умереть. 4) Нам нужно знать _ не изменили ли вы своего решения. 5) Дай высказать все то _ чем сердце полно. 21. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире: 1) Нравится рисовать _ рисуй на здоровье. 2) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические _ нестерпимо болело сердце. 3) Все радостно сияло вокруг нас _ небо, земля и воды. 4) Наступит весна _ все оживет. 5) На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин. 22. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире: 1) Господство над своими страстями _ есть свойство величия духа. 2) Конец сентября _ это пора осеннего листопада. 3) Знание _ самая надежная защита. 4) Важное правило благоразумия _ не выходить из себя. 5) Человек без воли _ что каша без соли. 23. Отметьте цифры, где ставится запятая на месте пропусков: Они прискакали к небольшой речке (1) называвшейся Татаркою (2) впадающей в Днепр (3) кинулись в воду с конями своими (4) и долго плыли по ней (5) чтобы скрыть след свой. 24. Отметьте цифры, где ставится запятая на месте пропусков: Сабуров посмотрел на выгружавшихся из вагонов солдат (1) и ему захотелось (2) как можно скорее (3) добраться до Волги (4) и (5) переправившись через нее, почувствовать сразу, что его личная судьба будет решаться только на том берегу. 25. Отметьте номера предложений, где пропущена запятая: 1) Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было увидеть Тивериадское озеро. 2) Эти картины где-то уже не раз виденные, производили тем не менее хорошее впечатление. 3) В Большом театре на следующей неделе состоится премьера нового балета. 4) Мы идем с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка. 5) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей, про птичьи разговоры, про синие просторы, про смелых и больших людей. 26. Укажите номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми: 1) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. 2) К нему юнцу придет со временем уважение к морщинам и сединам. 3) Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. 4) Великий русский физиолог Иван Павлов написал многочисленные труды по высшей нервной деятельности. 27. Укажите номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми: 1) Листва берез висит не шелохнувшись. 2) С берега долетал то затихая, то усиливаясь шелест подсыхающей травы. 3) Одеваясь он мысленно распределил свой день. 4) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума. 5) Приходилось сидеть сложа руки и ждать. 28. Укажите номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми: 1) Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет. 2) Внимание привлекли повешенные на видных местах плакаты. 3) По бирюзовому небосклону высокому и прозрачно-нежному поднимался золотистый шар солнца. 4) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра. 5) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и заснул. 29. Укажите номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми: 1) Иные пловцы казалось заплывали версты за три от берега. 2) В итоге наши футболисты заняли второе место. 3) Счастье казалось таким огромным. 4) Как нарочно дожди и холод продолжались весь май. 30. Укажите номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми: 1) Как любящая мать она старалась оградить сына от всяких житейских невзгод. 2) Мир оплывает как свеча, и пламя пальцы обжигает. 3) Ее сердце сильно билось, руки были холодны как лед. 4) Он не мог без смущения видеть как она краснела при встрече с ним. 5) Больная оставляла жизнь без сожаления, не боялась смерти и приняла ее как благо. 31. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая: 1) Вода была холодная_ и с меня сразу согнало усталость. 2) На мостике появился капитан_ и по его лицу было видно, что он недоволен. 3) Я вынул из кармана написанные несколько дней назад стихи_ и по просьбе товарища прочел их. 4) Отец уже спал, в кабинете было давно тихо_ и все в усадьбе тоже спало. 5) Охотник от холода переминается с ноги на ногу_ и, чтобы согреться, хлопает себя руками по бокам. 32. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая: 1) А вокруг были дым_ и бой, и смерть. 2) Отца вы найдете_ если не в кабинете, то в саду. 3) Темные_ неосвещенные окна домов смотрели неприветливо и загадочно. 4) Лаевский то садился у стола_ то опять отходил к окну. 5) Большая_ хрустальная люстра украшала зал. 33. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая: 1) Не знаю_ что с ним случилось. 2) Лишь_ когда она запела, я узнал ее прежний голос. 3) Не помню_ бывал ли я здесь раньше. 4) После некоторого молчанья я ему сказал, что_ если отец станет ее требовать, то надо будет отдать. 5) Здесь, на луговине, гулял ветерок, и_ пока мы отдыхали, ни один комар не пропищал над ухом. 34. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие: 1) Он хотел сойти с места, бежать_ ноги не повиновались ему. 2) Тут его осенила мысль_ партизаны должны быть где-то поблизости. 3) Она как собака на сене_ сама не ест и другим не дает. 4) Ни жизнь, ни власть_ ничто меня не веселит. 5) В этой комнате всегда есть солнце_ и утром, и во второй половине дня. 35. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире: 1) Чувствовать себя нужным_ самая большая радость в жизни. 2) Постигать характеры и улавливать настроение_ великая мудрость. 3) Материя_ есть объективная реальность, существующая независимо от воли и сознания людей. 4) Самое интересное в рассказах Паустовского_ это люди. 5) И сама она_ словно распустившийся цветок. 36. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая: Морозы упали (1) и ветер казался теплым (2) весенним (3) хотя на дворе был еще только февраль (4) не обещающий тепла (5) и весны. 37. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая: Более получаса расхаживал я в недоумении перед забором (1) так что обратил на себя внимание старой (2) дворовой собаки (3) которая (4) однако (5) не стала на меня лаять. 38. Отметьте номера предложений, где пропущена запятая: 1) Здесь видно, раньше была кладовая. 2) Он не мог без умиления смотреть в ее черные, как мокрая смородина глаза. 3) На противоположном берегу реки в воду врезались уступы издали похожие на огромных животных, приникших к воде. 4) Какой-то холодный круг, то суживаясь, то расширяясь сжимал его голову. 5) В пальтишке с бархатным воротником он гулял по вечерам по бульвару, не привлекая к себе внимания. 39 . Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят ее из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения. 40. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): У Гарика было очень важное дело (1) но (2) если принять во внимание его легкомысленный внешний вид (3) то казалось (4) что приготовился он отнюдь не к серьёзному мероприятию. 41. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Я имел несчастье представить вам барона (1) и (2) если вы немедленно не отдалите его от себя (3) то я вынужден буду вызвать его на дуэль (4) чтоб разрешить наш спор. 42. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог. 43. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня. 44. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): По всей видимости, беглецы спрятались в старом флигеле (1) и (2) если вы не боитесь ожечься о крапиву (3) то пойдёмте по тропинке и посмотрим (4) что делается внутри. 45. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку. 46. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Ольга пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой (3) она вспомнила (4) как однажды уже возвращалась домой этой дорогой. 47. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча. 48. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах. 49. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Мать всё рассказывала и рассказывала о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были самыми обыкновенными (3) у Вероники вдруг сладко защемило сердце (4) будто и оно отозвалось на нечаянное счастье. 50. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые): Об удивительной душевной доброте этой женщины можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось наводнение на побережье (3) она забрала осиротевших детей (4) и своей заботой и любовью буквально вернула их к жизни.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2391)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |