Нарушение интонационной стороны речи в структуре речевых и голосовых расстройств.
ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт педагогики и психологии
Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии
Материалы к курсу «Логопедические технологии»
Учебно-методическое пособие
Часть 2
Специальность: 031800 – Логопедия
Череповец 2004
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ходе изучения данного курса студенты знакомятся с категориальным аппаратом и онтогенетическими закономерностями развития интонационной стороны речи, с механизмами восприятия и воспроизведения интонационных структур. Большое внимание уделяется изучению механизмов нарушения интонационной стороны речи в структуре различных речевых расстройств и использованию соответствующих методов и приемов коррекции. Лекционный курс рассчитан на 10 часов, на семинарские занятия отводится 8 часов. Изучение курса заканчивается зачетом.
Тематический план
Тема 1.Категориальный аппарат интонационной стороны речи. Интонация как паралингвистическое средство общения. Определение интонационной стороны речи и ее основных компонентов: мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение. Влияние дикции на выразительность речи. Интонация как паралингвистическое средство общения и ее значение. Изучение интонационной стороны речи в лингвистике, психолингвистике, психофизиологии и педагогике. Тема 2. Онтогенез интонационной стороны речи. Определение особенностей развития интонационной стороны речи на различных стадиях онтогенеза: доречевой, на стадии голофраз, на речевом этапе. Формирование механизма восприятия и воспроизведения интонационных структур в онтогенезе. Опережающее развитие интонационной стороны речи по сравнению с фонетической, лексической, грамматической сторонами. Развитие эмоциональной интонации и ее трансформация в логикосмысловую. Речевая интонация и особенности развития детского голоса. Возрастная периодизация в становлении голосообразования (использование головного, грудного и смешанного регистров голосообразования). Роль дыхания в развитии речевой интонации. Тема 3.Нарушение интонационной стороны речи в структуре речевых и голосовых расстройств. Расстройство интонационной стороны речи при дисфониях различного генеза и фонастениях. Нарушение физиологического и фонационнионного дыхания (дискоординированное, поверхностное, слабое). Нарушение всех акустических характеристик голоса (тембра, силы, высоты), ограничение или невозможность модуляции, нарушение мелодики и интонирования. Дизартрия как нарушение просодической стороны речи, вследствие расстройства иннервации артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата. Характеристика дыхательной, голосовой и темпо-ритмической организации речи. Определение особенностей нарушения интонационной стороны речи в зависимости от формы дизартрии. Характеристика состояния интонационной стороны речи при заикании. Влияние нарушения темпо-ритмической организации на мелодику и интонированность речи. Определение зависимости состояния выразительной стороны речи у детей с алалией от механизма нарушения. Ринолалия (ринофония) как нарушения тембра голоса и звукопроизношения. Определение механизма нарушения и его влияния на дыхательную, голосовую, звукопроизносительную функции. Характеристика интонационной стороны речи при данном расстройстве. Тема 4.Изучение состояния интонационной стороны речи у детей с различной речевой патологией. Отбор средств и приемов изучения состояния дыхательной, голосовой, темпо-ритмической организации речи. Использование наблюдения, экспериментального изучения (определение максимального времени фонации, коэффициента с/з, анализ гласных звуков, тесты на гипер и гипоназальность, оценка темпа речи, анализ разборчивости речи, анализ восприятия и воспроизведения не речевого и речевого ритма, логического ударения и различных интонационных контуров). Использование специальных приборов для изучения состояния голосового и артикуляционного аппарата (метод томографии, рентгенографии, ларингоскопии и т.д.). Тема 5.Основные направления работы по формированию интонационной стороны речи у детей в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Развитие и коррекция дыхательной функции. Работа над физиологическим дыханием (постановка грудо-диафрагмального дыхания, использование статических и динамических дыхательных упражнений на выработку продолжительного выдоха, сильного выдоха и ритмичного дыхания). Развитие и коррекция голосовой функции: работа над силой, тембром голоса, над расширением диапазона, над модуляцией. Роль вокальных упражнений в развитии гибкости голоса. Использование методов фоноритмики и логоритмики в коррекционной работе. Развитие восприятия и воспроизведения различных интонационных контуров эмоциональной интонации и логикосмысловой. Определение методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия (в зависимости от речевой патологии) в работе по формированию интонационной стороны речи. Планы семинарских занятий. Занятие 1 Нарушение интонационной стороны речи в структуре речевых и голосовых расстройств. Вопросы и задания: Определите механизм нарушения голоса при дисфониях органического и функционального происхождения и при фонастениях. Какие компоненты интонационной стороны речи при этом будут нарушены, дайте характеристику. Раскройте механизм нарушениями речи при дизартрии. Определите особенности нарушениями интонационной стороны речи в зависимости от формы дизатрии. Дайте характеристику состояния интонационной стороны речи при заикании. Определите зависимость состояния выразительности речи от механизма нарушениям при алалии. Охарактеризуйте нарушение интонационной стороны речи при ринолалии и ринофонии. Законспектируйте статью Оганесян Е.В., Рахмилевич А.Р. «Особенности интонационной стороны речи и функциональных состояний внутренних мышц гортани при фонации»//Дефектология. – 2001. - №6. Литература: Волкова Ю.А., Крапивина Л.М. Характеристика интонационной стороны речи заикающихся детей. – М., 2001. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей. – М., 1970. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов./Под ред. Л.С. Волковой: Кн. 1, Ч.1. Нарушения голоса. Дислалия./Сост. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова. – М., 2003. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов./Под ред. Л.С. Волковой: Кн. 1, Ч.2. Ринолалия. Дизартрия./Сост. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова. – М., 2003. Логопедия: Учебное пособие./Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.
Занятие 2
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |