Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нарушение интонационной стороны речи в структуре речевых и голосовых расстройств.



2019-11-13 601 Обсуждений (0)
Нарушение интонационной стороны речи в структуре речевых и голосовых расстройств. 0.00 из 5.00 0 оценок




ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики и психологии

 

 

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

 

Материалы к курсу

«Логопедические технологии»

 

Учебно-методическое пособие

 

Часть 2

 

Специальность: 031800 – Логопедия

 

 

Череповец

2004

 

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

В ходе изучения данного курса студенты знакомятся с категориальным аппаратом и онтогенетическими закономерностями развития интонационной стороны речи, с механизмами восприятия и воспроизведения интонационных структур. Большое внимание уделяется изучению механизмов нарушения интонационной стороны речи в структуре различных речевых расстройств и использованию соответствующих методов и приемов коррекции.

Лекционный курс рассчитан на 10 часов, на семинарские занятия отводится 8 часов. Изучение курса заканчивается зачетом.

 

Тематический план

Темы

Кол-во часов

лекц сем
1 2 3
Категориальный аппарат интонационной стороны речи. Интонация как паралингвистическое средство общения. Онтогенез интонационной стороны речи. Нарушение интонационной стороны речи в структуре речевых и голосовых расстройств. Изучение состояния интонационной стороны речи у детей с различной речевой патологией. Основные направления работы по формированию интонационной стороны речи у детей в процессе коррекционно-педагогического воздействия. 2     2 2   2   2       2   2   4

Тема 1.Категориальный аппарат интонационной стороны речи. Интонация как паралингвистическое средство общения.

Определение интонационной стороны речи и ее основных компонентов: мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение. Влияние дикции на выразительность речи. Интонация как паралингвистическое средство общения и ее значение.

Изучение интонационной стороны речи в лингвистике, психолингвистике, психофизиологии и педагогике.

Тема 2. Онтогенез интонационной стороны речи.

Определение особенностей развития интонационной стороны речи на различных стадиях онтогенеза: доречевой, на стадии голофраз, на речевом этапе.

Формирование механизма восприятия и воспроизведения интонационных структур в онтогенезе. Опережающее развитие интонационной стороны речи по сравнению с фонетической, лексической, грамматической сторонами. Развитие эмоциональной интонации и ее трансформация в логикосмысловую.

Речевая интонация и особенности развития детского голоса. Возрастная периодизация в становлении голосообразования (использование головного, грудного и смешанного регистров голосообразования).

Роль дыхания в развитии речевой интонации.

Тема 3.Нарушение интонационной стороны речи в структуре речевых и голосовых расстройств.

Расстройство интонационной стороны речи при дисфониях различного генеза и фонастениях. Нарушение физиологического и фонационнионного дыхания (дискоординированное, поверхностное, слабое). Нарушение всех акустических характеристик голоса (тембра, силы, высоты), ограничение или невозможность модуляции, нарушение мелодики и интонирования.

Дизартрия как нарушение просодической стороны речи, вследствие расстройства иннервации артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата. Характеристика дыхательной, голосовой и темпо-ритмической организации речи. Определение особенностей нарушения интонационной стороны речи в зависимости от формы дизартрии.

Характеристика состояния интонационной стороны речи при заикании. Влияние нарушения темпо-ритмической организации на мелодику и интонированность речи.

Определение зависимости состояния выразительной стороны речи у детей с алалией от механизма нарушения.

Ринолалия (ринофония) как нарушения тембра голоса и звукопроизношения. Определение механизма нарушения и его влияния на дыхательную, голосовую, звукопроизносительную функции. Характеристика интонационной стороны речи при данном расстройстве.

Тема 4.Изучение состояния интонационной стороны речи у детей с различной речевой патологией.

Отбор средств и приемов изучения состояния дыхательной, голосовой, темпо-ритмической организации речи. Использование наблюдения, экспериментального изучения (определение максимального времени фонации, коэффициента с/з, анализ гласных звуков, тесты на гипер и гипоназальность, оценка темпа речи, анализ разборчивости речи, анализ восприятия и воспроизведения не речевого и речевого ритма, логического ударения и различных интонационных контуров).

Использование специальных приборов для изучения состояния голосового и артикуляционного аппарата (метод томографии, рентгенографии, ларингоскопии и т.д.).

Тема 5.Основные направления работы по формированию интонационной стороны речи у детей в процессе коррекционно-педагогического воздействия.

Развитие и коррекция дыхательной функции. Работа над физиологическим дыханием (постановка грудо-диафрагмального дыхания, использование статических и динамических дыхательных упражнений на выработку продолжительного выдоха, сильного выдоха и ритмичного дыхания).

Развитие и коррекция голосовой функции: работа над силой, тембром голоса, над расширением диапазона, над модуляцией. Роль вокальных упражнений в развитии гибкости голоса.

Использование методов фоноритмики и логоритмики в коррекционной работе.

Развитие восприятия и воспроизведения различных интонационных контуров эмоциональной интонации и логикосмысловой.

Определение методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия (в зависимости от речевой патологии) в работе по формированию интонационной стороны речи.

Планы семинарских занятий.

Занятие 1

Нарушение интонационной стороны речи в структуре речевых и голосовых расстройств.

Вопросы и задания:

Определите механизм нарушения голоса при дисфониях органического и функционального происхождения и при фонастениях.

Какие компоненты интонационной стороны речи при этом будут нарушены, дайте характеристику.

Раскройте механизм нарушениями речи при дизартрии.

Определите особенности нарушениями интонационной стороны речи в зависимости от формы дизатрии.

Дайте характеристику состояния интонационной стороны речи при заикании.

Определите зависимость состояния выразительности речи от механизма нарушениям при алалии.

Охарактеризуйте нарушение интонационной стороны речи при ринолалии и ринофонии.

Законспектируйте статью Оганесян Е.В., Рахмилевич А.Р. «Особенности интонационной стороны речи и функциональных состояний внутренних мышц гортани при фонации»//Дефектология. – 2001. - №6.

Литература:

Волкова Ю.А., Крапивина Л.М. Характеристика интонационной стороны речи заикающихся детей. – М., 2001.

Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей. – М., 1970.

Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов./Под ред. Л.С. Волковой: Кн. 1, Ч.1. Нарушения голоса. Дислалия./Сост. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова. – М., 2003.

Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов./Под ред. Л.С. Волковой: Кн. 1, Ч.2. Ринолалия. Дизартрия./Сост. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова. – М., 2003.

Логопедия: Учебное пособие./Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.

 

Занятие 2



2019-11-13 601 Обсуждений (0)
Нарушение интонационной стороны речи в структуре речевых и голосовых расстройств. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нарушение интонационной стороны речи в структуре речевых и голосовых расстройств.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)