Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Измерение параметров синусоидального напряжения



2019-11-13 351 Обсуждений (0)
Измерение параметров синусоидального напряжения 0.00 из 5.00 0 оценок




· Установите переключатель «ФОРМА» генератора напряжений специальной формы (блок А1) в положение, соответствующее синусоидальному напряжению. Ручками регулировки «АМПЛИТУДА» и «ЧАСТОТА» установите некоторую произвольную величину и частоту синусоидального сигнала на выходе генератора.

· Ручками настройки осциллографа «ВОЛЬТ/ДЕЛ.», «ВРЕМЯ/ДЕЛ» и «УРОВЕНЬ» установите неподвижное изображение 1…2 периодов синусоидального сигнала на экране осциллографа. Необходимо установить максимальный размах сигнала по вертикали, но так, чтобы сигнал еще не выходил за границы экрана. Обе ручки «ПЛАВНО» (в зонах X и Y) должны быть повернуты по часовой стрелке до упора (положение «КАЛ.»).

· Используя сетку на экране осциллографа, измерьте полный размах сигнала от минимума до максимума  (т.е. двойную амплитуду сигнала) в миллиметрах и длительность периода сигнала , также в миллиметрах.

· По положению переключателя «ВОЛЬТ/ДЕЛ.» вычислите величину двойной амплитуды сигнала , амплитуды сигнала  и его действующее значение . Необходимо учесть, что чувствительность , определенная по переключателю «ВОЛЬТ/ДЕЛ.», соответствует большому делению шкалы на экране осциллографа,
т. е. 5 мм. Расчетные формулы

, .

Действующее значение синусоидального напряжения

.

Действующее значение прямоугольного напряжения

.

· Вычислите период  и частоту сигнала . Масштаб изображения по оси Х ( ) определите по положению переключателя «ВРЕМЯ/ДЕЛ». Масштаб, определенный по положению переключателя, соответствует 1 большому делению шкалы, т. е. 5 мм. Расчетные соотношения

, .

 

· Сравните полученную величину частоты сигнала и действующее значение напряжения сигнала с показаниями мультиметра А2. На мультиметре необходимо последовательно установить предел измерения переменного напряжения и предел измерения частоты сигнала (положение переключателя пределов – «Hz»). Не забывайте, что переключение пределов можно выполнять только при отсутствии сигнала на входе мультиметра: перед переключением пределов необходимо временно отключить, по крайней мере, один из проводов от входа мультиметра.

· Повторите измерения при других частотах, напряжениях и формах сигнала. Результаты измерения занесите в табл. 7.1.1. Вычислите относительную погрешность определения напряжения и частоты сигналов.

Таблица 7.1.1

Измерения осциллографом

 

Синусоидальное напряжение

Прямоугольное напряжение

, мм            
, B/дел.            
, мм            
, мс/дел.            
, В            
, В            
, В            
, мс            
, кГц            

Измерения мультиметром

, В            
, кГц            

, %

           

, %

           

 

· По окончании эксперимента отключите питание всех блоков.


7.2. Измерения фазы и частоты с помощью осциллографа в режиме Y – X

 

 

- Цель работы

- Лабораторная установка и схема электрическая соединений

- Перечень аппаратуры

- Указания по проведению эксперимента

.


Цель работы

 

Приобретение навыков измерения частоты и фазы сигнала с помощью осциллографа, работающего в режиме «Y-X».

 


Лабораторная установка и электрическая схема соединений

 

Для формирования сдвига фаз между двумя синусоидальными сигналами используется схема фазовращателя рис. 7.2.1.

Рис. 7.2.1. Принципиальная схема фазовращателя
и векторная диаграмма, поясняющая принцип её работы.

На один из входов осциллографа (например, Y) подается напряжение , равное ½ напряжения  на выходе генератора синусоидального напряжения G. Напряжение  формируется делителем напряжения на резисторе . На вход X осциллографа подается напряжение  между средними точками цепи ,  и средней точкой резистора . При изменении сопротивления  точка  на векторной диаграмме перемещается по окружности с диаметром, равным напряжению генератора . При этом фаза  напряжения  (вектор 0a на диаграмме) изменяется относительно напряжения . Величина напряжения  остается неизменной.

Схема электрическая соединений лабораторной установки для измерения сдвига фаз приведена на рис. 7.2.2.

 

Рис. 7.2.2. Схема электрическая соединений установки для измерения разности фаз.

 

Фазовращающая цепь собрана из резисторов блока А7. В качестве резистора  (схема рис. 7.2.1) используется резистор 10 кОм. Подвижный контакт этого резистора устанавливается в среднее положение. В качестве регулирующего фазу резистора  (рис. 7.2.1) используется многооборотный переменный резистор 10 кОм с цифровой шкалой (блок А7). В качестве конденсатора  (рис. 7.2.1) использован конденсатор емкостью 1 мкФ блока А8. Фазовращающая цепь питается от синусоидального напряжения генератора напряжений специальной формы блока 212.2. Подключение входов X и Y осциллографа к фазовращателю показано на рис. 7.2.2. Поскольку общие точки обеих входов соединены вместе и подключены к корпусу осциллографа, общий провод одного из входов можно не подключать.

Разность фаз измеряется методом эллипса (рис. 7.2.3). Используя сетку на экране осциллографа необходимо измерить отрезки  и  или  и . Обе пары равноценны и результат измерения фазы будет одинаков.

 

Рис. 7.2.3. Измерение разности фаз методом эллипса.

Разность фаз вычисляется по формуле

.

На рис. 7.2.3 показаны варианты формы эллипса при различных значениях разности фаз.

Схема электрическая соединений установки для измерения частоты приведена на рис. 7.2.4. В ходе эксперимента измеряется частота синусоидального напряжения одной из фаз трехфазного генератора блока А1 (напряжение подключено к входу Y осциллографа). Частота измеряемого напряжения сравнивается с частотой синусоидального напряжения генератора напряжений специальной формы блока А1 (частота этого напряжения измеряется цифровым частотомером блока генератора А1 или мультиметром РС5000 блока А2, 534).

 

Рис. 7.2.4. Схема электрическая соединений установки для измерения частоты.

 

При целочисленном отношении частот измеряемого сигнала и известной частоты генератора на экране осциллографа возникают неподвижные фигуры Лиссажу. По форме полученных фигур Лиссажу вычисляется отношение частот измеряемого сигнала и известной частоты генератора рис. 7.2.5.

 

а) б)

Рис. 7.2.5. Определение отношения частот сигналов по форме фигур Лиссажу.

Для определения отношения частот сигналов по фигуре Лиссажу используется 2 метода (рис. 7.2.5 а и б). В методе, основанном на определении числа точек пересечения (рис. 7.2.5 а), проводятся 2 перпендикулярные линии, параллельные осям экрана осциллографа. Число точек пересечения каждой из этих линий с линиями фигуры Лиссажу должно быть максимально. Отношение частот сигналов равно

,                                                                        (7.2.1)

где ,  - частоты сигналов на входах Y и X;

,  - число точек пересечения фигуры Лиссажу, соответственно, горизонтальной и вертикальной линиями.

В методе, основанном на определении числа точек касания (рис. 7.2.5 б), проводятся 2 перпендикулярные линии, параллельные осям экрана осциллографа и касающиеся фигуры Лиссажу. Отношение частот сигналов также определяется по формуле (7.2.1), но значения ,  равны, соответственно, числу точек касания с фигурой Лиссажу горизонтальной и вертикальной линий.

 


 Перечень аппаратуры

 

 

Обозначение Наименование Тип Параметры
G1 Однофазный источник питания 218 ~ 220 В / 16 А
А1 Блок генераторов напряжения 212.2 Частота 0,2…20 кГц Напряжение 0…10 В Ток нагрузки не более 0,2А
А7 Блок резисторов 2330 Переменные резисторы 10 Ом; 330 Ом; 10 кОм – 2 шт.
А8 Блок элементов измерительных цепей 2332 Набор катушек индуктивности, конденсаторов, диодов, резисторов
А11 Осциллограф 1402 ОСУ-10В или аналогичный
  Щуп из комплекта осциллографа (2 шт.)   Переключатель делителя напряжения х1 (1:1) или х10 (1:10)

Указания по проведению эксперимента



2019-11-13 351 Обсуждений (0)
Измерение параметров синусоидального напряжения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Измерение параметров синусоидального напряжения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)