Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 3. Прочитайте текст. Выпишите из него глаголы, определите их грамматические характеристики (время, лицо, вид, залог).



2019-11-13 159 Обсуждений (0)
Задание 3. Прочитайте текст. Выпишите из него глаголы, определите их грамматические характеристики (время, лицо, вид, залог). 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ языковых структур научного текста: грамматики к смыслу

Особенности грамматической организации научного текста

Задание 1. Прочитайте текст лекции

Научные тексты отличаются от текстов других типов своей грамматической организацией.

С точки зрения соотношения частей речи в научном тексте очевидно преобладание имени существительного. Имен существительных здесь примерно в 4 раза больше, чем глаголов. Ситуация эта вполне объяснима, если мы вспомним, что доминирующие в научном стиле функционально-смысловые типы речи — рассуждение и описание.

Конечно, глагольные корни функционируют в научном тексте, но в виде отглагольных существительных, а не глагола. Например, создать – создание, описать – описание, реализовать – реализация, наблюдать – наблюдение, рассматривать – рассмотрение и т.п.

Предпочтение отглагольных существительных глаголам ведет к тому, что вместо простых глагольных сказуемых в научном тексте чаще используются составные именные, где глагол играет вспомогательную роль: осуществить описание, рассмотрение, реализацию, провести наблюдение и т.п.

Глагол в научном тексте неполноценен, часто выполняет функцию грамматической связки в составном сказуемом, утрачивает свое собственное значение.

Исследование В.А. Салимовского показывает, что в русском языке есть около 1700 глаголов движения, но в научной речи употребляется чуть более 150 из них. А самые частотные: являться, следовать, приводить, приве­сти, выступать[1].

Названные выше, а также глаголы стать, признаваться, входить, служить, обладать, выте­кать практически утрачивают свое значение в научной речи и становятся грамматическими связками, подобно глаголу быть.

В отличие от существительного, глагол также ограничен и в своих грамматических формах. Наиболее характерно использование форм настоящего времени глаго­ла со значением настоящего постоянного (вневременного), что позволяет ак­центировать устойчивость обозначаемого процессуального признака и распро­страняет утверждение во времени.

Например: В области синтаксиса следует подчеркнуть, что установка на сообщение проявляется в преобладании повествовательных предложений.

Однако могут встретиться и формы прошедшего времени, особенно в части, связанной с аналитическим обзором при описании ранее проведенных исследований.

Еще одно свойство глагольности в научном тексте – очевидное преобладание пассивных форм глагола над активными и «безличность», бессубъектность текста. Проявляются эти свойства в использовании пассивного залога:

При этом простое предложение используется сравнительно редко…

Ср. Авторы текстов редко используют простые предложения.

Этим система отличается от неорганизованного множества произвольных предметов.

Ср. По этому признаку мы отличаем систему от неорганизованного множества произвольных предметов.

Отсутствие активного субъекта в научном тексте – одно из его ярких свойств. Этому способствует избегание личных форм глагола 1 и 2 лица единственного числа и соответствующих местоимений. Может употребляться форма 1 лица множественного числа (считаем, полагаем, предлагаем, отметим и под.). Но наиболее частотной является форма 3 лица, в т.ч. пассивная. Эти языковые средства подчеркивают объективность изложения в научном тексте.

Низкая динамичность научного текста обусловлена также значительным количеством причастий в различных грамматических формах:

В сборник включены аутентичные тексты из новейших технических отраслевых журналов и сопровождены притекстовыми и послетектовыми заданиями.

Информатика взяла из кибернетики и экспериментальный метод компьютерного моделирования, заключающийся в формировании гипотезы…

Кроме уже упомянутого местоимения 1 лица множественного числа (мы) в научном тексте активно функционируют указательные местоимения этот, тот, такой... Но не используются неопределенные местоимения, так как это противоречит принципу точности научной информации.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

Почему в текстах научного стиля преобладают имена существительные?

Какие морфологические особенности употребления глаголов в текстах научного стиля Вы знаете?

Задание 3. Прочитайте текст. Выпишите из него глаголы, определите их грамматические характеристики (время, лицо, вид, залог).

Теоретическую основу информатики составляет математика, и в первую очередь – дискретная математика. Её содержание в значительной мере пересекается с содержание теоретической кибернетики. Важную роль также играют вычислительная математика, ориентированная на создание методов решения задач с помощью компьютеров, и системный анализ. Информатика взяла из кибернетики и экспериментальный метод компьютерного моделирования, заключающийся в формировании гипотезы, создании модели, проведении экспериментов, сборе данный и анализе результатов.

Кроме изучения процессов манипулирования данными информатика занимается их реализаций и применением в различных сферах деятельности человека. Её важнейшей задачей является автоматизация (т.е. исключение участия человека всех этих процессов). Поэтому инженерную часть информатики составляет создание устройств и систем, предназначенных для решения возникающих при этом проблем (конструирование). Говоря об устройствах и системах, надо иметь в виду их аппаратную составляющую и программное обеспечение.

Характерная особенность информатики – очень тесное взаимодействие её теоретических и инженерных аспектов. Этим она отличается от других наук. Например, в химии четко выражена граница между теорией и химическим машиностроением. В информатике средства, обеспечивающие эксперимент (компьютеры, компиляторы, прикладные программы), одновременно являются и целью разработки, объектом приложения теории.



2019-11-13 159 Обсуждений (0)
Задание 3. Прочитайте текст. Выпишите из него глаголы, определите их грамматические характеристики (время, лицо, вид, залог). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 3. Прочитайте текст. Выпишите из него глаголы, определите их грамматические характеристики (время, лицо, вид, залог).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)