Задание 1. Прочитайте текст лекции
Научный текст имеет стандартизированную структуру, в том числе и на уровне синтаксических конструкций. Можно говорить о типизированных синтаксических конструкциях, выполняющих определенные семантические (смысловые) функции в научном тексте. В научном тексте, ориентированном на нейтральную передачу информации преобладают повествовательные предложения. Чаще используются сложные предложения, а простые встречаются достаточно редко. Обычно простое предложение, вводящее в новую тему, встречается в начале абзаца. Обилие сложных предложений (или простых, осложненных дополнительными конструкциями) связано с ранее уже обсуждавшимся принципом экспликации логических связей. Именно установление различного рода логических связей объясняет и преобладание сложноподчиненных предложений с союзной связью. Синтаксические структуры, функционирующие в научном тексте, целенаправленно используются для выполнения определенных семантических функций, для передачи определенной научной информации. Рассмотрим, типизированные синтаксические структуры научного текста с точки зрения их специализированных функций. Чтобы обозначить понятие, определить соотношение понятия и него названия, используются конструкции: ЧТО/ КОГО (В.п.) называют ЧЕМ/ КЕМ (Т.п.): Системой счисления называют совокупность приемов и правил наименования и обозначения чисел ЧТО (И.п.) называется ЧЕМ (Т.п.): Совокупность приемов и правил наименования и обозначения чисел называется системой счисления ЧТО (И.п.) обозначает ЧТО (В.п.): Буква Ь обозначает мягкость согласного. ЧТО (И.п.) обозначается ЧЕМ (Т.п.): Мягкость согласного обозначается буквой Ь. Очень важным смысловым элементом научного текста является определение понятий. Существует несколько конструкций, позволяющих вводить такие определения: ЧТО/ КТО (И.п.) – это ЧТО/ КТО (И.п.): Язык — это естественная знаковая система. ЧТО/ КТО (И.п.) – ЧТО/ КТО (И.п.): Язык — естественная знаковая система. ЧТО (И.п.) представляет собой ЧТО (В.п.): Язык представляет собой естественную знаковую систему. ЧТО/ КТО (И.п.) является ЧЕМ/ КЕМ (Т.п.): Язык является естественной знаковой системой. Но таким простым определение бывает далеко не всегда. Чаще оно требует уточнения за счет придаточных конструкций или осложнения: ЧТО/ КТО (И.п.) – это ЧТО/ КТО (И.п.) (или любая другая определяющая конструкция), который (-ая, -ое, -ые) + ГЛАГОЛ… Язык — это естественная знаковая система, которая помогает коммуникации. ЧТО/ КТО (И.п.) – это ЧТО/ КТО (И.п.) (или любая другая определяющая конструкция), ПРИЧАСТИЕ (-ая, -ое, -ые): Язык — это естественная знаковая система, помогающая коммуникации. Так как научный текст создается для того, чтобы представить новую научную информацию, значительную его часть составляют синтаксические конструкции, с помощью которых характеризуют научные явления. Рассмотрим их.
Дать общую характеристику объекта можно, используя конструкции: ЧТО (И.п.) характеризуется ЧЕМ (Т.п.): Научная речь характеризуется стандартной сочетаемостью. ЧТО (И.п.) отличается ЧЕМ (Т.п.): Научная речь отличается стандартной сочетаемостью. ДЛЯ ЧЕГО (Р.п.) характерен ЧТО (И.п.): Для научной речи характерна стандартная сочетаемость. ДЛЯ ЧЕГО (Р.п.) характерно наличие/ отсутствие ЧЕГО (Р.п.): Для научной речи характерно наличие типизированных синтаксических конструкций. Для научной речи характерно отсутствие эмоциональной лексики.
С точки зрения состава и структуры научный объект может быть описан такими конструкциями: ЧТО (И.п.) (не) имеет ЧТО (В.п.): Научный текст имеет стандартную композиционную структуру. ЧТО (И.п.) состоит из ЧЕГО (Р.п.): Предложение состоит из слов. ЧТО (И.п.) включает (в себя) ЧТО (В.п.): Текст пособия включает теоретический материал и систему практических заданий. ЧТО (И.п.) организован (-а, -о, -ы) во ЧТО (В.п.): Элементы языка (звуки, слова) организованы в систему. ЧТО (И.п.) содержит ЧТО (В.п.): Языковая система содержит языковые элементы. ЧТО (И.п.) входит в ЧТО (В.п.): Языковой элемент входит языковую систему. ЧТО (И.п.) содержится ГДЕ (П.п.): Информация обзорного характера содержится в начальном разделе статьи. ЧТО (И.п.) образует ЧТО (В.п.): Языковые знаки образуют сложную систему. Еще одна важная характеристика – функция изучаемого явления: ЧТО (И.п.) используется для ЧЕГО (Р.п.): Официально-деловой стиль используется для создания текстов в сфере официальной деятельности ЧТО (В.п.) применяется для ЧЕГО (Р.п.) Двоичная система счисления применяется в вычислительной технике. Столь же важно характеристикой является расположение объекта: ЧТО (И.п.) находится ГДЕ (П.п.): Новая информация в научных текстах обычно находится в начале абзаца. ЧТО (И.п.) расположен (-а, -о, -ы) ГДЕ (П.п.): Новая информация в научных текстах обычно расположена в начале абзаца. ЧТО (И.п.) содержится ГДЕ (П.п.): Новая информация в научных текстах обычно содержится в начале абзаца.
Следующий этап после определения признаков объекта – классификация. Для того, чтобы классифицировать изучаемые явления используются такие структуры: ЧТО (В.п.) делят на ЧТО (В.п.): Звуки языка по степени вокальности делят на гласные и согласные. ЧТО (И.п.) делится на ЧТО (В.п.): Надсемейство сверчковых делится на три семейства: медведок, стеблевых сверчков и просто — сверчков. ЧТО (В.п.) можно разделить на ЧТО (В.п.): Звуки языка по степени вокальности можно разделить на гласные и согласные. ЧТО (В.п.) относят к ЧЕМУ (Д.п.): Компьютер относят к электронным машинам. ЧТО (И.п.) относится к ЧЕМУ (Д.п.): Компьютер относится к электронным машинам. ГДЕ/ В ЧЁМ (П.п.) выделяют несколько видов/ типов/ форм/ разделов/ разновидностей/ периодов … ЧЕГО (Р.п.): В современной лингвистике выделяют такие основные функционально-смысловые типы речи как повествование, описание и рассуждение. принято выделять несколько видов/ типов/ форм/ разделов/ разновидностей/ периодов … ЧЕГО (Р.п.) Принято выделять три уровня общественного сознания, а именно: обыденное сознание, общественную идеологию и общественную психологию.
Еще один аспект описания – взаимодействие объектов, причинно-следственные отношения между явлениями: ЧТО/ КТО (И.п.) связан (-а, -о, -ы) с ЧЕМ (Т.п.): Нейтральность стиля связана с отказом от субъективных и эмоциональных проявлений автора. ЧТО/ КТО (И.п.) взаимодействует с ЧЕМ/КЕМ (Т.п.): Углерод взаимодействует с кислородом при нагревании. ЧТО (И.п.) определяет ЧТО (В.п.): Коммуникативная цель определяет жанровый состав научного дискурса. ЧТО (И.п.) определяется ЧЕМ (Т.п.): Жанровый состав научного дискурса определяется коммуникативной целью. ЧТО (И.п.) обусловлен (-а, -о, -ы) ЧЕМ (Т.п.): Жанровый состав научного дискурса обусловлен коммуникативной целью. ЧТО/ КТО (И.п.) зависит от ЧЕГО (Р.п.): Научная значимость концепции зависит от ее важности в системе знания. ЧТО/ КТО (И.п.) находится в зависимости от ЧЕГО (Р.п.): Научная значимость концепции находится в зависимости от ее важности в системе знания. ЧТО (И.п.) следует из ЧЕГО (Р.п.): Как следует из статистических данных… ЧТО (И.п.) является следствием ЧЕГО (Р.п.): Развитое гражданское общество является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития граждан.
Логические отношения между частями информации передаются с помощью союзов и союзных слов в рамках сложноподчиненных предложений. Напомним их:
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |