Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 1. Прочитайте текст лекции



2019-11-13 141 Обсуждений (0)
Задание 1. Прочитайте текст лекции 0.00 из 5.00 0 оценок




Научный текст имеет стандартизированную структуру, в том числе и на уровне синтаксических конструкций. Можно говорить о типизированных синтаксических конструкциях, выполняющих определенные семантические (смысловые) функции в научном тексте.

В научном тексте, ориентированном на нейтральную передачу информации преобладают повествовательные предложения. Чаще используются сложные предложения, а простые встречаются достаточно редко. Обычно простое предложение, вводящее в новую тему, встречается в начале абзаца.

Обилие сложных предложений (или простых, осложненных дополнительными конструкциями) связано с ранее уже обсуждавшимся принципом экспликации логических связей. Именно установление различного рода логических связей объясняет и преобладание сложноподчиненных предложений с союзной связью.

Синтаксические структуры, функционирующие в научном тексте, целенаправленно используются для выполнения определенных семантических функций, для передачи определенной научной информации.

Рассмотрим, типизированные синтаксические структуры научного текста с точки зрения их специализированных функций.

Чтобы обозначить понятие, определить соотношение понятия и него названия, используются конструкции:

ЧТО/ КОГО (В.п.) называют ЧЕМ/ КЕМ (Т.п.):

Системой счисления называют совокупность приемов и пра­вил наименования и обозначения чисел

ЧТО (И.п.) называется ЧЕМ (Т.п.):

Совокупность приемов и правил наименования и обозначения чисел называется системой счисления

ЧТО (И.п.) обозначает ЧТО (В.п.):

Буква Ь обозначает мягкость согласного.

ЧТО (И.п.) обозначается ЧЕМ (Т.п.):

Мягкость согласного обозначается буквой Ь.

Очень важным смысловым элементом научного текста является определение понятий. Существует несколько конструкций, позволяющих вводить такие определения:

ЧТО/ КТО (И.п.) – это ЧТО/ КТО (И.п.):

Язык — это естественная знаковая система.

ЧТО/ КТО (И.п.) ЧТО/ КТО (И.п.):

Язык естественная знаковая система.

ЧТО (И.п.) представляет собой ЧТО (В.п.):

Язык представляет собой естественную знаковую систему.

ЧТО/ КТО (И.п.) является ЧЕМ/ КЕМ (Т.п.):

Язык является естественной знаковой системой.

Но таким простым определение бывает далеко не всегда. Чаще оно требует уточнения за счет придаточных конструкций или осложнения:

ЧТО/ КТО (И.п.) – это ЧТО/ КТО (И.п.) (или любая другая определяющая конструкция), который (-ая, -ое, -ые) + ГЛАГОЛ…

Язык — это естественная знаковая система, которая помогает коммуникации.

ЧТО/ КТО (И.п.) – это ЧТО/ КТО (И.п.) (или любая другая определяющая конструкция), ПРИЧАСТИЕ (-ая, -ое, -ые):

Язык — это естественная знаковая система, помогающая коммуникации.

Так как научный текст создается для того, чтобы представить новую научную информацию, значительную его часть составляют синтаксические конструкции, с помощью которых характеризуют научные явления. Рассмотрим их.

 

Дать общую характеристику объекта можно, используя конструкции:

ЧТО (И.п.) характеризуется ЧЕМ (Т.п.):

Научная речь характеризуется стандартной сочетаемостью.

ЧТО (И.п.) отличается ЧЕМ (Т.п.):

Научная речь отличается стандартной сочетаемостью.

ДЛЯ ЧЕГО (Р.п.) характерен ЧТО (И.п.):

Для научной речи характерна стандартная сочетаемость.

ДЛЯ ЧЕГО (Р.п.) характерно наличие/ отсутствие ЧЕГО (Р.п.):

Для научной речи характерно наличие типизированных синтаксических конструкций.

Для научной речи характерно отсутствие эмоциональной лексики.

 

С точки зрения состава и структуры научный объект может быть описан такими конструкциями:

ЧТО (И.п.) (не) имеет ЧТО (В.п.):

Научный текст имеет стандартную композиционную структуру.

ЧТО (И.п.) состоит из ЧЕГО (Р.п.):

Предложение состоит из слов.

ЧТО (И.п.) включает (в себя) ЧТО (В.п.):

Текст пособия включает теоретический материал и систему практических заданий.

ЧТО (И.п.) организован (-а, -о, -ы) во ЧТО (В.п.):

Элементы языка (звуки, слова) организованы в систему.

ЧТО (И.п.) содержит ЧТО (В.п.):

Языковая система содержит языковые элементы.

ЧТО (И.п.) входит в ЧТО (В.п.):

Языковой элемент входит языковую систему.

ЧТО (И.п.) содержится ГДЕ (П.п.):

Информация обзорного характера содер­жится в начальном разделе статьи.

ЧТО (И.п.) образует ЧТО (В.п.):

Языковые знаки образуют сложную систему.

Еще одна важная характеристика – функция изучаемого явления:

ЧТО (И.п.) используется для ЧЕГО (Р.п.):

Официально-деловой стиль используется для создания текстов в сфере официальной деятельности

ЧТО (В.п.) применяется для ЧЕГО (Р.п.)

Двоичная система счисления приме­няется в вычислительной технике.

Столь же важно характеристикой является расположение объекта:

ЧТО (И.п.) находится ГДЕ (П.п.):

Новая информация в научных текстах обычно находится в начале абзаца.

ЧТО (И.п.) расположен (-а, -о, -ы) ГДЕ (П.п.):

Новая информация в научных текстах обычно расположена в начале абзаца.

ЧТО (И.п.) содержится ГДЕ (П.п.):

Новая информация в научных текстах обычно содержится в начале абзаца.

 

Следующий этап после определения признаков объекта – классификация. Для того, чтобы классифицировать изучаемые явления используются такие структуры:

ЧТО (В.п.) делят на ЧТО (В.п.):

Звуки языка по степени вокальности делят на гласные и согласные.

ЧТО (И.п.) делится на ЧТО (В.п.):

Надсемейство сверчковых делится на три семейства: медведок, стеблевых сверчков и просто — сверчков.

ЧТО (В.п.) можно разделить на ЧТО (В.п.):

Звуки языка по степени вокальности можно разделить на гласные и согласные.

ЧТО (В.п.) относят к ЧЕМУ (Д.п.):

Компьютер относят к электронным машинам.

ЧТО (И.п.) относится к ЧЕМУ (Д.п.):

Компьютер относится к электронным машинам.

ГДЕ/ В ЧЁМ (П.п.) выделяют несколько видов/ типов/ форм/ разделов/ разновидностей/ периодов … ЧЕГО (Р.п.):

В современной лингвистике выделяют такие основные функционально-смысловые типы речи как повествование, описание и рассуждение.

принято выделять несколько видов/ типов/ форм/ разделов/ разновидностей/ периодов … ЧЕГО (Р.п.)

Принято выделять три уровня общественного сознания, а именно: обыденное сознание, общественную идеологию и общественную психологию.

 

Еще один аспект описания – взаимодействие объектов, причинно-следственные отношения между явлениями:

ЧТО/ КТО (И.п.) связан (-а, -о, -ы) с ЧЕМ (Т.п.):

Нейтральность стиля связана с отказом от субъективных и эмоциональных проявлений автора.

ЧТО/ КТО (И.п.) взаимодействует с ЧЕМ/КЕМ (Т.п.):

Углерод взаимодействует с кислородом при нагревании.

ЧТО (И.п.) определяет ЧТО (В.п.):

Коммуникативная цель определяет жанровый состав научного дискурса.

ЧТО (И.п.) определяется ЧЕМ (Т.п.):

Жанровый состав научного дискурса определяется коммуникативной целью.

ЧТО (И.п.) обусловлен (-а, -о, -ы) ЧЕМ (Т.п.):

Жанровый состав научного дискурса обусловлен коммуникативной целью.

ЧТО/ КТО (И.п.) зависит от ЧЕГО (Р.п.):

Научная значимость концепции зависит от ее важности в системе знания.

ЧТО/ КТО (И.п.) находится в зависимости от ЧЕГО (Р.п.):

Научная значимость концепции находится в зависимости от ее важности в системе знания.

ЧТО (И.п.) следует из ЧЕГО (Р.п.):

Как следует из статистических данных…

ЧТО (И.п.) является следствием ЧЕГО (Р.п.):

Развитое гражданское общество является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития граждан.

 

Логические отношения между частями информации передаются с помощью союзов и союзных слов в рамках сложноподчиненных предложений. Напомним их:

Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации. поэтому, следовательно, в результате, значит, ввиду этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим;
Пояснение то есть, иными словами, точнее говоря, причём, при этом


2019-11-13 141 Обсуждений (0)
Задание 1. Прочитайте текст лекции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 1. Прочитайте текст лекции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)