Требования к результатам освоения дисциплины
Введение в мехатронику
Великий Новгород 2017
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Политехнический институт Кафедра “Мехатроники”
Введение в мехатронику методические указания к контрольной работе по дисциплине «Введение в мехатронику» по направлению подготовки 15.03.06 - «Мехатроника и робототехника» ЗФО
Великий Новгород 2017
УДК 621.865 Печатается по решению РИС НовГУ
Рецензент кандидат технических наук, доцент Е.И. Никитин
«Введение в мехатронику»: Метод. указания к контрольной работе студентов ЗФО / Сост. А. М. Абрамов; НовГУ. – В. Новгород, 2017.– 11 с.
Приведена рабочая программа и методика выполнения контрольной работы по дисциплине «Введение в мехатронику». Предназначена для студентов ЗФО по направлению подготовки 15.03.06 - «Мехатроника и робототехника».
УДК 621.865
Ó Новгородский государственный университет, 2017 Ó Абрамов А.М. составление, 2017 Содержание Введение……………………..............................................................................5 1. Цели и задачи учебного модуля……………………………………………5 2. Рабочая программа…………………………………………………………..6 3. Вопросы для самоконтроля теоретических знаний по модулю…………. 8 4. Контрольная работа……………………………………………………..…...9 5. Темы рефератов.………………………………………………………….10 Список литературы………………………………………………...………...11
Введение
Методические указания предназначены для студентов ЗФО по направлению подготовки 15.03.06 - «Мехатроника и робототехника». Содержат перечень тем изучаемых в рамках дисциплины «Введение в мехатронику» и задание для выполнения контрольной работы.
Цели учебного модуля Цель учебного модуля заключается в формировании у обучающихся представления о своей будущей профессии, целях и задачах обучения, значимости мехатронных и робототехнических систем в современном мире. Задачами дисциплины являются: - овладение современными сведениями о мехатронике и робототехнике; - получение знаний об истории становления и развития автоматизированных систем, основных принципах построения мехатронных систем различного назначения, методике анализа проектной задачи и формирования комплекса требований к проектированию мехатронных систем, современной элементной базе, критериях оценки и оптимизации проектных решений; - ознакомление с концептуальными задачами интеграции механических, электронных и компьютерных элементов в единые модули и системы; - умений научно обоснованно определять целесообразность разработки и внедрения мехатронных и робототехнических систем для решения конкретной технической задачи, формировать комплекс требований к системному проектированию и критерии оценки полученных решений, грамотно выбирать необходимую элементную базу.
Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения УМ направлен на формирование компетенций: - ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию; - ОПК-4 - готовностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии в своей профессиональной деятельности.
В результате освоения учебного модуля "Введение в мехатронику" студент должен знать, уметь и владеть:
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1. Введение Общие сведения о мехатронных и робототехнических системах Определения и терминология мехатроники. Мехатроника – новая ступень развития автоматизированных систем различного назначения. 2.Предпосылки развития мехатроники, концепция построения мехатронных систем, области применения Становление мехатроники как нового направления в развитии науки и техники. Структура и принципы интеграции мехатронных систем. Синергетическое объединение механических, электромеханических, электронных и компьютерных составляющих в мехатронной системе. Триада «сенсорика–процессоры–активаторы», замкнутая на внешнюю среду. Потоки энергии и информации в мехатронных системах. Модульный принцип построения систем. Иерархия мехатронных объектов. 3. Формирование требований к мехатронным системам и их функциональным модулям Назначение и условия эксплуатации как основные факторы, определяющие комплекс требований к проектируемым мехатронным и робототехническим системам. Другие факторы и ограничения. Интенсивное развитие промышленной робототехники в семидесятых и первой половине восьмидесятых годов ХХ века. Стандартизация в области мехатроники и робототехники. Примеры успешной роботизации некоторых производств. Трудности использования роботов на многих производствах. Связь робототехники с идеологией гибких автоматизированных производственных систем. 4. Элементная база мехатронных модулей Структура мехатронных модулей. Типовые функциональные и конструктивные модули мехатронных систем. Мотор-редукторы. Мехатронные модули вращательного движения на базе высокомоментных двигателей. Мехатронные модули линейного движения. Мехатронные модули типа «двигатель-рабочий орган». Интеллектуальные мехатронные модули движения. Системы микроперемещений. Сенсорика мехатронных систем (датчики положения, скорости, физических и технологических параметров). Понятие мехатронного датчика. Системы технического зрения. 5. Современные методы управления мехатронными системами Закономерности развития управляющих устройств. Постановка задачи управления мехатронными системами, прямая и обратная задачи управления. Принципы построения систем интеллектуального управления. Иерархическое управление сложными объектами. Новейшие системы управления на базе принципов нечеткой логики и нейронных сетей, тенденции их совершенствования. 6. Промышленная мехатроника Роботы и РТС, как важнейшие элементы автоматизированных производств. Классификация промышленных роботов по назначению и выполняемым функциям. Задача правильного разделения функций между машиной и человеком. Ручное управление манипулятором, органы дистанционного ручного управления.
7. Экстремальная робототехника Понятие и основные области использования экстремальной робототехники. Влияние экстремальных условий эксплуатации на принципиальное и конструктивное решение мехатронных робототехнических систем, на выбор средств мониторинга, навигации и систем управления. Мехатронные робототехнические системы космического и военного назначения. Глубоководные роботы. Роботы для МЧС, радиационной разведки, роботы-антитеррористы и др. Диагностические роботы, в том числе роботы-стеноходы и трубоходы. Мобильные роботы для мони-торинга и ремонта техногенных объектов. Микроэлектромеханические системы. 8. Мехатронные и робототехнические системы на транспорте, в медицине, офисной, бытовой сфере Специфические задачи, особенности назначения, требования, критерии и вытекающие из этого принципиальные и конструктивные решения. Роботы-андроиды: передовые достижения. Демонстрационные роботы для кинематографа, театра, выставок, презентаций и парков. Роботы-гиды для демонстрации экспонатов. Демонстрация экспонатов на подвижных многостепенных платформах. Театральные сценические роботы, способы установки или подвешивания, обеспечивающие требуемые перемещения и трансформации. Типовые размеры, требования к выполнению движений. Вопросы для самоконтроля теоретических знаний по модулю «Введение в мехатронику» 1. Определения и терминология мехатроники. 2. Становление мехатроники как нового направления в развитии науки и техники. 3. Мехатроника – новая ступень развития автоматизированных систем различного назначения. 4. Структура и принципы интеграции мехатронных систем. 5. Синергетическое объединение механических, электромеханических, электронных и компьютерных составляющих в мехатронной системе. 6. Триада «сенсорика–процессоры–активаторы», замкнутая на внешнюю среду. 7. Потоки энергии и информации в мехатронных и робототехнических системах. 8. Модульный принцип построения систем. Иерархия мехатронных объектов. 9. Назначение и условия эксплуатации как основные факторы, определяющие комплекс требований к проектируемым мехатронным и робототехническим системам. 10. Интенсивное развитие промышленной робототехники в семидесятых и первой половине восьмидесятых годов ХХ века. 11. Стандартизация в области мехатроники и робототехники. 12. Примеры успешной роботизации некоторых производств. 13. Связь робототехники с идеологией гибких автоматизированных производственных систем. 14. Структура мехатронных модулей. 15. Типовые функциональные и конструктивные модули мехатронных систем. 16. Мотор-редукторы. 17. Мехатронные модули вращательного движения на базе высокомоментных двигателей. 18. Мехатронные модули линейного движения. 19. Мехатронные модули типа «двигатель-рабочий орган». 20. Интеллектуальные мехатронные модули движения. 21. Системы микроперемещений. 22. Сенсорика мехатронных систем (датчики положения, скорости, физических и технологических параметров). 23. Понятие мехатронного датчика. 24. Системы технического зрения. 25. Закономерности развития управляющих устройств. 26. Постановка задачи управления мехатронными системами, прямая и обратная задачи управления. 27. Принципы построения систем интеллектуального управления. 28. Иерархическое управление сложными объектами. 29. Новейшие системы управления на базе принципов нечеткой логики и нейронных сетей, тенденции их совершенствования. 30. Роботы и РТС, как важнейшие элементы автоматизированных производств. 31. Классификация промышленных роботов по назначению и выполняемым функциям. 32. Задача правильного разделения функций между машиной и человеком. 33. Ручное управление манипулятором, органы дистанционного ручного управления. 34. Понятие и основные области использования экстремальной робототехники. 35. Влияние экстремальных условий эксплуатации на принципиальное и конструктивное решение мехатронных робототехнических систем, на выбор средств мониторинга, навигации и систем управления. 36. Мобильные роботы для мони-торинга и ремонта техногенных объектов. 37. Микроэлектромеханические системы. 38. Роботы-андроиды: передовые достижения. 39. Роботы-гиды для демонстрации экспонатов.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Контрольная работа – самостоятельная работа студента по дисциплине «Введение в мехатронику». При выполнении контрольной работы каждый студент готовит доклад – презентацию по предложенным темам. Рефераты оформляются в виде пояснительной записки, написанной аккуратно и четко, согласно правилам оформления текстовых конструкторских документов (ГОСТ 19600-74). Формат бумаги А4 (210 х 297 мм). Обязательно наличие полей: слева – 25 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – по 20 мм. Вариант задания выбирается по согласованию с преподавателем ведущим данную дисциплину.
5.Темы рефератов: 1. Становление мехатроники как нового направления в развитии науки и техники. 2. Мехатроника – новая ступень развития автоматизированных систем различного назначения. 3. Структура и принципы интеграции мехатронных систем. 4. Синергетическое объединение механических, электромеханических, электронных и компьютерных составляющих в мехатронной системе. 5. Триада «сенсорика–процессоры–активаторы», замкнутая на внешнюю среду. 6. Потоки энергии и информации в мехатронных и робототехнических системах. 7. Модульный принцип построения систем. Иерархия мехатронных объектов. 8. Назначение и условия эксплуатации как основные факторы, определяющие комплекс требований к проектируемым мехатронным и робототехническим системам. 9. Интенсивное развитие промышленной робототехники в семидесятых и первой половине восьмидесятых годов ХХ века. 10. Стандартизация в области мехатроники и робототехники. 11. Примеры успешной роботизации некоторых производств. 12. Структура мехатронных модулей. 13. Интеллектуальные мехатронные модули движения. 14. Системы микроперемещений. 15. Сенсорика мехатронных систем (датчики положения, скорости, физических и технологических параметров). 16. Понятие мехатронного датчика. 17. Системы технического зрения. 18. Закономерности развития управляющих устройств. 19. Принципы построения систем интеллектуального управления. 20. Новейшие системы управления на базе принципов нечеткой логики и нейронных сетей, тенденции их совершенствования. 21. Понятие и основные области использования экстремальной робототехники. 22. Влияние экстремальных условий эксплуатации на принципиальное и конструктивное решение мехатронных робототехнических систем, на выбор средств мониторинга, навигации и систем управления. 23. Мехатронные робототехнические системы космического и военного назначения. 24. Глубоководные роботы. Роботы для МЧС, радиационной разведки, роботы-антитеррористы и др. 25. Роботы-андроиды: передовые достижения. Презентация Презентация готовится в Microsoft Office Power Point. Количество слайдов не более 25. Доклад – презентация не более 10 мин. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Юревич Е. И.Основы робототехники : учеб. пособие для вузов / Евгений Юревич. - 2-е изд. - СПб. : БХВ-Петербург, 2010. - 401 с. 2. Иванов А. А.Основы робототехники : учеб. пособие для вузов / А. А. Иванов. - М. : Форум, 2015. - 222, [1] с. : ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 220. 3. Мехатронные рекуперативные приводы для цикловых перемещений: Учебное пособие / Авт.- сост. В. Л. Жавнер, А.М. Абрамов, О. Н. Мацко, М. В. Жавнер; НовГУ им. Ярослава Мудрого.– Великий Новгород, 2013. – 87с. 4. Воротников С.А.Информационные устройства робототехнических систем : учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Издательство МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2005. – 382 с. 5. Жавнер В. Л.Мехатронные системы : учеб. пособие для вузов / В. Л. Жавнер, А. Б. Смирнов ; С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. - СПб. : Издательство Политехн. ун-та, 2011. – 130 с. 6. Мехатроника: основы, методы, применение / Ю. В. Подураев — М. Машиностроение, 2007 – 256 с. 7. Смирнов А. Б.Элементная база автоматических машин и оборудования. Мехатронные модули микроперемещений технологических машин : учеб. пособие для вузов / А. Б. Смирнов ; С.-Петерб. гос. политехн. ун-т ; Приоритет. нац. проект "Образование", Инновац. образов. прогр. С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. - СПб. : Издательство Политехн. ун-та, 2008. – 171 с. 8. Электропривод и автоматика. Электрические приводы технологических машин [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Н. Егоров, И. М. Семенов ; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. 9. Сайт журнала «Мехатроника, автоматизация, управление». 10. Сайт фирмы «SEW-EURODRIVE». 11. Сайт фирмы «Мaxon motor».
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |