ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О РОССИИ : СОВЕТСКАЯ РОССИЯ
"Советский Союз является плодом самой пламенной надежды народов всего мира, он является живым воплощением наших мечтаний, он является самым мощным осуществлением социального прогресса". Р. Роллан "Нельзя бывшее сделать небывшим". Г. Гегель Марксистская теория социальной работы, остающаяся основой социальной политики ряда стран, опирается на известные положения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые частной собственностью на средства производства. Важнейшей целью справедливого преобразования общества в марксистской социальной философии признается построение общества без эксплуатации, где будет достигнута социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека. Политический авангард пролетариата — коммунистическая партия — обеспечивает использование власти, оперативное управление и долгосрочное планирование для справедливого решения задач переустройства общества. В исследовательском плане это направление для социальной работы полезно прежде всего своей общей идеологией ориентирования социального внимания на обездоленных, бедные слои населения. Не менее важно в этой связи и то, что в основу определения социального положения, бедности кладется отношение к собственности, владению, пользованию и распоряжению средствами производства, определенными богатствами. Принципиальное значение для социальной работы имеет ориентация марксизма на изучение коллективистских условий бытия личности, соотношения в общностях людей коллективистских и индивидуалистских тенденций. В Советском Союзе была развита одна из самых уникальных систем социальной защиты человека: бесплатное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищ-но-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Успешно функционировали различные общественные организации и ассоциации, оказывающие помощь населению (Общество Красного Креста, Российский Фонд милосердия и здоровья, Всероссийские общества глухих, слепых и др.). Осуществлялись программы помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения, жертвам стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф; оказание помощи (материальной, социальной, медицинской) одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, ветеранам, многодетным семьям и другим категориям нуждающихся; комплексная система социальной реабилитации, что предусматривало медико-восстановительную реабилитацию, профориентацию, рациональное трудоустройство, повышение квалификации, освоение сложных профессий; улучшение жилищных условий, обучение различным видам профессиональной деятельности и др. "Отказавшись от принципа благотворительности, рабоче-крестьянское правительство осуществляло коммунистическое социальное обеспечение, при котором каждый впавший в инвалидность и нужду, каждый нетрудоспособный, будь то ребенок или взрослый, может надеяться, что государство не даст ему умереть с голода, а придет ему на помощь. На основе этих начал было широко развернуто дело по системе социального обеспечения, как и по системе социального страхова-нИя"— было заявлено уже к десятой годовщине Октября. (1927 г.) Однако довольно часто деятельность и официальных учреждений, и общественных организаций носила "ведомственный" характер, с одной стороны, и "мозаичный", разрозненный — с другой. Дети, Сережа — 12-ти лет и Катя — двух лет, потеряли родителей. Близких родственников у них нет. Сережа определяется в один детский дом, Катя — в gPYr ° ui для дошкольников. Дети подрастают. После окончания школы Сережа прямо из детского дома уходит в армию, Катя живет в другом городе, родственные контакты между ними разорваны. У Кати остались лишь случайные воспоминания о родителях. Сережа возвращается из армии, хочет взять Катю из детского дома, но нет квартиры. Проблема многократно усложняется из-за хронического дефицита жилья. Не было координации деятельности различных социальных учреждений и общественных организаций. А органы управления, ведавшие социальным обеспечением, явно не справлялись с растущим разнообразием социальных проблем. В годы советской власти семья рассматривалась как "ячейка общества", которой в полной мере доверять нельзя, так как, являясь также и единицей рода, она хранила в своей социально-генетической памяти многие "пережитки прошлого", не всегда совместимые с господствующей коммунистической идеологией. Поэтому создавалась государственная система воспитания, в которой семье отводилось подчиненное место. Государство, беря на себя многие функции семьи по отношению к детям (присмотр, забота о досуге, охрана жизни и здоровья, питание, материальное обеспечение и т. д.) получало право контроля за содержанием и качеством семейного воспитания. Поэтому несколько поколений семей деградировали в массе своей как институты социализации подрастающих поколений. А сейчас практически брошенная государством семья оказалась в состоянии, когда на первое место в приоритетах семьи выходит борьба за выживание в прямом смысле слова. Фундаментом введения профессии "социальная работа" в 90-е гг. XX века в России явились наработки представителей других профессий: воспитателей, психологов, работников культуры, здравоохранения и спорта, органов соцобеспечения и охраны порядка, которые создавали и воплощали различные модели социальной защиты людей, формы и методы практической социальной работы, проводили научные исследования. Именно в этом состоит своеобразие процесса становления профессий социальной работы в России, когда на момент своего государственного "рождения" она находилась в достаточно зрелом состоянии, с богатым потенциалом, глубокими историческими корнями, традициями милосердия и общинного духа, сотрудничества, социальной заботы и взаимопомощи. Для отечественной практики социальной работы с момента ее зарождения и по настоящее время всегда была характерна доминирующая роль социальной педагогики, что в определенной мере позволило сократить отставание России в этих вопросах от других стран, а также заложить "социально-педагогический акцент", недостаточной развитостью которого в моделях социальной работы многих стран так озабочены в настоящее время мировая практика и интегративная наука профессии "социальнаяработа". Социальные педагоги в нашей стране стали первопроходцами, пробившими дорогу профессии "социальная работа". И это вполне закономерно прежде всего потому, что базовую основу профессиональной компетенции любого социального работника составляют этические, нравственные, психолого-педагогические характеристики. Выделяются три этапа развития современной отечественной социальной работы XX века (по В.Г. Бочаровой): 1) 60-е годы; 2) 70 — 80-е годы; 3) конец 80-х — современность. Первый этап — 60-е год — период накопления опыта, поиска, появление в социально-педагогической практике категорий работников, специально сориентированных на организацию воспитательной работы в социуме (организатор внеклассной и внешкольной работы школы, различные категории работников внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и воспитатели, рабо- тающие в учреждениях других ведомств: культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспечения, правоохранительных органов, в системе профсоюзов, в общежитиях и т. п.). Второй этап — на рубеже 70 — 80-х годов — общественная потребность, достижения передового опыта социальной работы, социального воспитания вывели проблему на качественно новый этап ее решения. В стране стала развиваться разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комплексов и т. п. В педагогической науке этот период характеризуется усилением внимания исследователей к проблемам социальной педагогики. Однако развитие социальной работы продолжало сдерживаться ее организационной, кадровой, материально-технической и научно-педагогической необеспеченностью. Процесс затруднялся, с одной стороны, функциональной неразберихой и разобщенностью в работе институтов, представляющих различные сферы социальной политики, социальной деятельности (образование, здравоохранения, культура, спорт, соцобеспечение и др.); с другой — сложившимися традиционными представлениями о социальной работе в самой приоритетной и сложной сфере — в семейно-бытовой среде, по месту жительства взрослых и детей — как о так называемой "жэковской" педагогике. Необеспеченность социальных служб профессионально подготовленными кадрами специалистов вызвала перегрузку ряда профессий (особенно педагогических кадров школ) несвойственными им функциями. Это отрицательно сказалось на эффективности социальной работы, на выполнении образовательными учреждениями собственно педагогических функций и особенно на педагогическом образовании семьи, сферы общения и отношений Детей во взрослой среде. Работа в социуме страдала отчуждением семьи от социальной деятельности, социального воспитания, неоправданными попытками подменить ее функции различного рода государственными структурами, перенесением в эту сферу сугубо школьных методов, неприемлемых для открытой среды, преобладанием "педагогики мероприятий" без должного учета интересов, потребностей, возможностей детей и их микросоциального окружения; определенной безадресностью содержания, форм, методов социальной помощи, социальной работы, выбор которых нередко определялся случайными факторами и не носил личностно ориентированного характера. Сложная ситуация возникла и в здравоохранении из-за отсутствия медицинских социальных работников, функции которых лишь частично и непрофессионально выполняли, по существу, специалисты, призванные лечить людей — врачи. Вопросы социальной работы с подростками деви-антного (асоциального) поведения и семьями "групп риска" из-за отсутствия социальных работников-профессионалов в течение длительного периода находились в ведении органов милиции. Не было системы социальной работы с инвалидами, престарелыми, другими категориями людей, особо нуждающимися в социальной защите. Однако, несмотря на трудности и противоречия, этот этап характеризуется интенсивным развитием социально-педагогической практики и других отраслей, сфер социальной работы. Все более отчетливо проявляются такие тенденции, как интеграция деятельности различных ведомств, согласование содержания социальной работы на межведомственной основе, изменение характера взаимодействия учреждений различных ведомств. Глубокий кризис общества выявил и резко увеличил социальную обездоленность значительной части семей, групп населения, поставив во главу угла проблему поиска путей коренного экономического и духовно-нравственного оздоровления общества как гарантии удовлетворения потребностей, защиты интересов и прав каждой личности. Третий этап — к концу 80-х годов в стране созрели все предпосылки для перехода к государственному уровню решения проблем социальной работы, к созданию целостной системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения ■ на основе ретроспективного научного анализа накоп- енного отечественного опыта, осмысления ведущих тенденций развития мировой теории и практики соци-льной работы. Сформировалась концепция социальной работы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные регионально ориентированные варианты, различающиеся по способам и средствам реализации общих подходов в конкретных национально-региональных и местных условиях. Активно включаются в социальную работу различные благотворительные организации, добровольные общества, ассоциации, фонды, творческие союзы, Церковь. В настоящее время происходит переход от чисто государственной системы социальной работы к системе, включающей общественную благотворительность. В какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти. На пути воссоздания системы российской благотворительности неизбежны противоречия и трудности роста. Избежать многих ошибок поможет изучение не только современного зарубежного опыта, но и имеющийся исторический опыт своего Отечества. Его изучение показывает: помощь неимущим эффективнее при ее децентрализации с привлечением широкой общественности; при индивидуальном характере помощи; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе — благотворительных, частных, общественных организаций, Церкви и государства,— как в получении исчерпывающей информации о нуждающихся в помощи, так и в координации помощи им. Государство должно взять на себя функции контроля за деятельностью благотворительных учреждений, частичного финансирования работы некоторых из них, а главное — создание единой стройной системы законов, нормативной базы, стимулов для оказания помощи нуждающимся через систему льгот, по-°Щрений. Необходимо пристальное внимание к проблемам благотворительности со стороны средств массовой информации и контроль со стороны общественности. Вопросы для самоконтроля Назовите положительные и негативные черты соцИад ной работы в СССР. Охарактеризуйте три основных этапа развития соци Ситуация Система организации летнего отдыха детей сегда была предметом гордости Советского Союза. В тысячах стационарных и палаточных лагерях еже годно отдыхали и трудились миллионы школьников и студентов. Новая экономическая ситуация привела к резкому сокращению летних оздоровительных цент ров. Оставшиеся лагеря настолько снизили качество предоставляемых услуг, что сегодня можно говорить об их "антиоздоровительном " влиянии на подрастающее поколение. Обсудите приведенный ниже рассказ и комментарии к нему специалистов. Составьте перечень оздоровительных центров, действующих в вашем регионе. Отвечают ли они педагогическим и санитарным требованиям? Какие специалисты в них работают? Какие дополнительные услуги они предлагают? Как вы относитесь к идее совместных детско-родительских лагерей? Методом мозгового штурма разработайте современную программу деятельности летнего детского оздоровительного центра. Обсудите ее со специалистами, родителями, детьми. С помощью администрации своего региона спланируйте проведение летней смены социальных волонтеров. "Из детского оздоровительного лагеря на Азовском море моя сестра вернулась с отравлением, поносом, сыпью на лице и сильной простудой. Так завершился "здоровый детский отдых на берегу моря с массой веселых игр, удобными палатами, вкусными обедами и т. д.", обещанный рекламными проспектами лагеря. Наделе все было иначе. В "удобные четырехместные палаты" набили по шесть детей. Ночью кровати осаждали полчища тараканов и муравьев. Туалет в корпусе не работал со дня приезда. И ночью, и днем детям приходилось бегать на улицу — в грязную, ни- ем не прибираемую бетонную будку с тремя дырками полу и полчищами сороконожек, пауков и червей. Горячей воды в кранах не было, даже в банные дни ее хватало на первые 10 минут, домывались холодной. Обещанные в рекламе "свежие фрукты на полдник" оказались зелеными, кислыми абрикосами и сливами. Поэтому, когда завезли арбузы, детской радости не было предела. Результат — четыре отравления средней тя-ясести и еще несколько легких. Среди "средней тяжести" оказалась и моя сестра, роковой арбуз ей выдали в награду за победу в конкурсе. "Дяденька, дайте бадминтон или мячик", — клянчили обалдевшие от скуки дети у физрука. "На "Веселых стартах" получите", — отрезал физрук. Краски, карандаши и бумага в лагере также не водились. Кружки, обещанные в рекламе, вымерли уже несколько лет назад. От библиотеки осталась стопка книг на украинском языке. Правда, два раза в день детей выводили на пляж, усыпанный дохлыми бычками, но в воде можно было находиться не более пяти минут. Кстати, до того, чтобы убрать с пляжа завалы дохлой рыбы, администрация все же снизошла. Сгребли тушки в кучу, собрали на носилки и... закопали на территории лагеря. Мух стало в два раза больше. Через несколько дней детей наконец-то отправили домой, раздав в вагоне по одному комплекту постельного белья на двоих. Куда делись остальные сданные родителями на постель деньги, непонятно". Советы юриста (С. Завидова, юрист Общества защиты прав потребителей): Случаев, когда родители подают в суд на администрацию лагеря, немного. Большинство просто не верит в возможность выиграть дело и не хочет зря возиться. На самом же деле достаточно грамотно составленного контракта, и размер полученной вами компенсации может превысить стоимость самой путевки. Правда, для этого в договоре с турфирмой или администрацией лагеря должно быть указано: 1) в какой местности находится лагерь (лес, город, 2) как будут выглядеть жилые корпуса (капиталь 3. Сколько детей будут жить в одной комнате. 4. Сколько раз детей кормят. Попросите пример 5. Обязательно требуйте медицинскую страховку 6. Упомяните в контракте про работающие ванную Советы врача (Э. Коваленко, главврач санэпиде-миологического отдела Московской области): Летом 1998 г. количество острых инфекционных заболеваний в детских летних лагерях действительно сильно возросло. Первая причина — непростительная беспечность администрации детских лагерей. Персонал зачастую набирался буквально с улицы или из числа родственников и знакомых. Порой будущие воспитатели, повара не проходили обязательного медосмотра. И даже не все врачи имели образование педиатра. Техническое оборудование не отвечает санитарным нормам. Перед открытием лагерь обязательно должен был проверяться комиссией, состоящей из санэпи-демиологов, пожарных, местной администрации. Но этому правилу не следуют все лагеря. Поэтому в будущем, прежде чем отправлять ребенка на отдых, позвоните в отделение СЭС или Комитет по делам молодежи того района, где находится оздоровительное учреждение. Список использованной литературы Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие.— М-'-Изд-во УРАО, 1997. Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994. Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Бадя — М: Изд-во ЦСП РАО, 1994. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. д.М. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994. Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка,— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. ЗАНЯТИЕ 28 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ "Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр". Вольтер Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира. Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и может иметь в различных странах свои особенности. Например, в Германии основные виды социальной работы в последние годы традиционно группируются по таким направлениям: а) социальное страхование; б) социальное обеспечение; в) социальная помощь. В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий. В США выделяют: а) социальную работу с индивидом; б) социальную работу с группами людей, оказавшихся в сходной ситуации; в) социальную работу с общиной. Возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования. Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особен- но заметны при сравнении европейской и американской моделей социальной работы. Развитие системы социального обеспечения на Европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи. В большинстве стран Европы создание официальных структур ддя осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп инициировалось государством. Характерной же чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения была и остается до настоящего времени относительно невелика. Характерной особенностью и основным отличием действующей системы социальной защиты населения в США от большинства европейских моделей является ее децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи в конкретном регионе. Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов Штатов или местных органов власти. Законом США о социальном страховании (1935 г.) остановлено два вида социального страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования: выплату пенсии при утрате кормильца; пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой; право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше и др. Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплаченной заработной платы. На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку за травмы на производстве. Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты — вспомоществование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х гг. В отличие от социального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость. Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь. Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых и инвалидов. Этим категориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем чтобы обеспечить для них минимум средств существования — так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего "черте бедности". Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств. Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими доходами, где глава семьи — вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный. В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктовых талонов. Они предоставляются бесплатно или по сниженным ценам. Есть и другие продовольственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др. Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами. Частные системы социального страхования дополняют государственную и с помощью определенных механизмов регулируются государством. В США существуют две формы частного страхования — коллективная, по месту работы, и индивидуальная. Ведущая форма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные виды страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют. Важное значение для большей части трудящихся имеют частные пенсии. Несмотря на значительный рост фондов, частная пенсионная система охватывает втрое меньше лиц, чем государственная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается об-Щий стаж независимо от места работы, а для начисле- ния частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Специальное федеральное агентство "Корпорация" как гарант частных пенсий следит за платежеспособностью действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участникам в случае банкротства компаний. В послевоенный период в рамках системы частного страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Дополнительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями. За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспечении 1974 года впервые разрешил лицам наемного труда, не охваченным частным пенсионированием, ежегодно откладывать 1,5 тыс. долларов, не облагаемых налогами, на особый счет в банке. В результате число индивидуальных пенсионных счетов значительно выросло. Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов самоуправления и, наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи. Характерен опыт Финляндии. В прошлом в этой стране сельская община и церковный приход выполняли многие функции, которые сегодня вошли в сферу деятельности органов социального обеспечения. Социальную политику разрабатывают и претворяют в жизнь государство и коммуны. Важнейшее место отводится муниципальным властям. Коммуны, обладая большой самостоятельностью, опираясь направо взимать местные налоги с населения, проживающего на территории коммуны, и с расположенных там предприятий, сами решают вопрос об организации на ее территории сферы социальных услуг и отвечают за их деятельность. Так, первичное социальное и медицинское обслуживание населения в Финляндии полностью обеспечивается за счет муниципальных больниц и поликлиник, детских садов, интернатов, домов для престарелых, наркологической службы и др. Коммуны уделяют внимание быту населения, созданию благоприятных условий для воспитания и развития детей, повышению комфортности жилья, привлекают общественные движения к разработке местных планов, проектированию и организации услуг. В настоящее время социальная политика Финляндии переживает третий этап децентрализации. Если на первом этапе проходила передача прав на ее осуществление от государства к регионам и коммунам, на втором — от коммун к микрорайонам и общинам, то на третьем этапе функции управления передаются коллективам граждан и даже отдельным лицам. Так, например, Государственный совет разрабатывает пятилетний план развития здравоохранения, где указаны основные цели и направления проводимой работы, а также необходимые для этого капиталовложения. План ежегодно пересматривается, обновляется и дополняется. Муниципалитеты составляют свои планы с учетом субсидий центра, которые утверждаются губернским правлением. И наконец, коллективы граждан имеют право составлять планы, выступать с инициативами о развитии той или иной отрасли здравоохранения в пределах своего микрорайона, улицы и т. п., которые учитываются и финансируются муниципальными властями. Другим характерным примером европейского традиционализма является модель социального обслуживания населения в Швеции. Количество ежегодно выпускаемых специалистов социальной сферы с высшим образованием в этой стране (социономов) составляет в настоящее время около 1000 человек. Число професси-оналов-социономов, занятых в сфере социального обслуживания, насчитывает 18 тысяч человек. Интересно, что несколько сотен тысяч работников заняты в этой сфере без высшего образования: помощники по дому, Ухаживающие за престарелыми, сиделки, помощники Аля инвалидов и умственно отсталых — все они имеют только начальную подготовку в теоретических вопросах социальной работы. Деятельность социальных служб Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. В этих законах, в отличие от ранее существующих и посвященных отдельным аспектам социальных услуг (экономическая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т. д.), реализован интегративный подход к социальному обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы социального и медицинского обслуживания относятся к компетенции муниципальных и областных властей. Муниципальные власти обязаны организовать социальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно проживает человек. При этом каждому из них предоставляются права на социальную помощь и обслуживание муниципальными властями даже в местах временного проживания. В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Он, в частности, может организовать районные комитеты, если посчитает это целесообразным. Работа муниципальных и районных комитетов ведется по следующим основным направлениям: коммунальное обслуживание; улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т. д.); индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в налаживании нормальных семейных отношений и т. д.). Система социального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Если человек не удовлетворен получаемой социальной помощью, то по закону он может обратиться в административный областной суд. В целом, с точки зрения законодательного обеспечения, структуры, организации и финансирования, сфера социального обслуживания в Швеции является хорошо продуманной и представляет собой важный элемент "шведской Модели государства &q
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |