Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О РОССИИ : СОВЕТСКАЯ РОССИЯ



2019-11-13 290 Обсуждений (0)
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О РОССИИ : СОВЕТСКАЯ РОССИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




"Советский Союз является плодом самой пла­менной надежды народов всего мира, он является живым воплощением наших меч­таний, он является самым мощным осуще­ствлением социального прогресса".

Р. Роллан

"Нельзя бывшее сделать небывшим".

Г. Гегель

Марксистская теория социальной работы, остающая­ся основой социальной политики ряда стран, опирается на известные положения об определяющей роли эконо­мики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движу­щей силой социально-исторического развития призна­ется борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения не­избежен, пока не будут взяты под контроль стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые част­ной собственностью на средства производства. Важней­шей целью справедливого преобразования общества в марксистской социальной философии признается пост­роение общества без эксплуатации, где будет достигну­та социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека.

Политический авангард пролетариата — комму­нистическая партия — обеспечивает использование власти, оперативное управление и долгосрочное пла­нирование для справедливого решения задач пере­устройства общества.

В исследовательском плане это направление для социальной работы полезно прежде всего своей общей идеологией ориентирования социального внимания на обездоленных, бедные слои населения. Не менее важ­но в этой связи и то, что в основу определения соци­ального положения, бедности кладется отношение к соб­ственности, владению, пользованию и распоряжению средствами производства, определенными богатствами.

Принципиальное значение для социальной работы имеет ориентация марксизма на изучение коллективи­стских условий бытия личности, соотношения в общно­стях людей коллективистских и индивидуалистских тен­денций.

В Советском Союзе была развита одна из самых уникальных систем социальной защиты человека: бес­платное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищ-но-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Успешно функционировали различные обще­ственные организации и ассоциации, оказывающие помощь населению (Общество Красного Креста, Рос­сийский Фонд милосердия и здоровья, Всероссийские общества глухих, слепых и др.). Осуществлялись про­граммы помощи малоимущим и социально незащи­щенным слоям населения, жертвам стихийных бед­ствий, производственных аварий и катастроф; оказание помощи (материальной, социальной, меди­цинской) одиноким, престарелым, инвалидам, хрони­ческим больным, ветеранам, многодетным семьям и другим категориям нуждающихся; комплексная сис­тема социальной реабилитации, что предусматривало медико-восстановительную реабилитацию, профори­ентацию, рациональное трудоустройство, повышение квалификации, освоение сложных профессий; улуч­шение жилищных условий, обучение различным ви­дам профессиональной деятельности и др.

"Отказавшись от принципа благотворительности, рабоче-крестьянское правительство осуществляло ком­мунистическое социальное обеспечение, при котором каждый впавший в инвалидность и нужду, каждый нетрудоспособный, будь то ребенок или взрослый, мо­жет надеяться, что государство не даст ему умереть с голода, а придет ему на помощь. На основе этих начал

было широко развернуто дело по системе социального обеспечения, как и по системе социального страхова-нИя"— было заявлено уже к десятой годовщине Октября. (1927 г.)

Однако довольно часто деятельность и официаль­ных учреждений, и общественных организаций носила "ведомственный" характер, с одной стороны, и "моза­ичный", разрозненный — с другой.

Дети, Сережа 12-ти лет и Катя двух лет, потеряли родителей. Близких родственников у них нет. Сережа определяется в один детский дом, Катя в gPYr ° ui для дошкольников. Дети подрастают. После окончания школы Сережа прямо из детского дома ухо­дит в армию, Катя живет в другом городе, родствен­ные контакты между ними разорваны. У Кати оста­лись лишь случайные воспоминания о родителях. Сережа возвращается из армии, хочет взять Катю из детско­го дома, но нет квартиры. Проблема многократно ус­ложняется из-за хронического дефицита жилья.

Не было координации деятельности различных социальных учреждений и общественных организаций. А органы управления, ведавшие социальным обеспе­чением, явно не справлялись с растущим разнообрази­ем социальных проблем.

В годы советской власти семья рассматривалась как "ячейка общества", которой в полной мере доверять нельзя, так как, являясь также и единицей рода, она хранила в своей социально-генетической памяти мно­гие "пережитки прошлого", не всегда совместимые с господствующей коммунистической идеологией. По­этому создавалась государственная система воспита­ния, в которой семье отводилось подчиненное место. Государство, беря на себя многие функции семьи по отношению к детям (присмотр, забота о досуге, охрана жизни и здоровья, питание, материальное обеспечение и т. д.) получало право контроля за содержанием и ка­чеством семейного воспитания. Поэтому несколько поколений семей деградировали в массе своей как институты социализации подрастающих поколений. А сейчас практически брошенная государством семья оказалась в состоянии, когда на первое место в при­оритетах семьи выходит борьба за выживание в пря­мом смысле слова.

Фундаментом введения профессии "социальная ра­бота" в 90-е гг. XX века в России явились наработки пред­ставителей других профессий: воспитателей, психологов, работников культуры, здравоохранения и спорта, орга­нов соцобеспечения и охраны порядка, которые создава­ли и воплощали различные модели социальной защиты людей, формы и методы практической социальной рабо­ты, проводили научные исследования.

Именно в этом состоит своеобразие процесса ста­новления профессий социальной работы в России, ког­да на момент своего государственного "рождения" она находилась в достаточно зрелом состоянии, с богатым потенциалом, глубокими историческими корнями, тра­дициями милосердия и общинного духа, сотрудниче­ства, социальной заботы и взаимопомощи.

Для отечественной практики социальной работы с момента ее зарождения и по настоящее время всегда была характерна доминирующая роль социальной педагогики, что в определенной мере позволило сокра­тить отставание России в этих вопросах от других стран, а также заложить "социально-педагогический акцент", недостаточной развитостью которого в моделях соци­альной работы многих стран так озабочены в настоя­щее время мировая практика и интегративная наука профессии "социальнаяработа".

Социальные педагоги в нашей стране стали перво­проходцами, пробившими дорогу профессии "соци­альная работа". И это вполне закономерно прежде все­го потому, что базовую основу профессиональной компетенции любого социального работника составля­ют этические, нравственные, психолого-педагогичес­кие характеристики.

Выделяются три этапа развития современной оте­чественной социальной работы XX века (по В.Г. Боча­ровой): 1) 60-е годы; 2) 70 — 80-е годы; 3) конец 80-х — современность.

Первый этап — 60-е год — период накопления опы­та, поиска, появление в социально-педагогической прак­тике категорий работников, специально сориентирован­ных на организацию воспитательной работы в социуме (организатор внеклассной и внешкольной работы шко­лы, различные категории работников внешкольных уч­реждений, педагоги-организаторы и воспитатели, рабо-

тающие в учреждениях других ведомств: культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспе­чения, правоохранительных органов, в системе профсо­юзов, в общежитиях и т. п.).

Второй этап — на рубеже 70 — 80-х годов — обще­ственная потребность, достижения передового опыта социальной работы, социального воспитания вывели проблему на качественно новый этап ее решения. В стране стала развиваться разветвленная сеть разно­образных комплексов: социально-педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздорови­тельных, сельских школ-комплексов и т. п. В педагоги­ческой науке этот период характеризуется усилением внимания исследователей к проблемам социальной пе­дагогики.

Однако развитие социальной работы продолжа­ло сдерживаться ее организационной, кадровой, ма­териально-технической и научно-педагогической необеспеченностью. Процесс затруднялся, с одной стороны, функциональной неразберихой и разобщен­ностью в работе институтов, представляющих различ­ные сферы социальной политики, социальной дея­тельности (образование, здравоохранения, культура, спорт, соцобеспечение и др.); с другой — сложивши­мися традиционными представлениями о социальной работе в самой приоритетной и сложной сфере — в семейно-бытовой среде, по месту жительства взрос­лых и детей — как о так называемой "жэковской" пе­дагогике. Необеспеченность социальных служб профессионально подготовленными кадрами специ­алистов вызвала перегрузку ряда профессий (особен­но педагогических кадров школ) несвойственными им функциями. Это отрицательно сказалось на эффек­тивности социальной работы, на выполнении обра­зовательными учреждениями собственно педаго­гических функций и особенно на педагогическом образовании семьи, сферы общения и отношений Детей во взрослой среде.

Работа в социуме страдала отчуждением семьи от социальной деятельности, социального воспитания, неоправданными попытками подменить ее функции различного рода государственными структурами, пе­ренесением в эту сферу сугубо школьных методов,

неприемлемых для открытой среды, преобладанием "педагогики мероприятий" без должного учета интере­сов, потребностей, возможностей детей и их микросо­циального окружения; определенной безадресностью содержания, форм, методов социальной помощи, соци­альной работы, выбор которых нередко определялся случайными факторами и не носил личностно ориен­тированного характера.

Сложная ситуация возникла и в здравоохранении из-за отсутствия медицинских социальных работников, функции которых лишь частично и непрофессиональ­но выполняли, по существу, специалисты, призванные лечить людей — врачи.

Вопросы социальной работы с подростками деви-антного (асоциального) поведения и семьями "групп риска" из-за отсутствия социальных работников-про­фессионалов в течение длительного периода находи­лись в ведении органов милиции.

Не было системы социальной работы с инвалида­ми, престарелыми, другими категориями людей, особо нуждающимися в социальной защите.

Однако, несмотря на трудности и противоречия, этот этап характеризуется интенсивным развитием социально-педагогической практики и других отраслей, сфер социальной работы. Все более отчетливо прояв­ляются такие тенденции, как интеграция деятельности различных ведомств, согласование содержания соци­альной работы на межведомственной основе, измене­ние характера взаимодействия учреждений различных ведомств.

Глубокий кризис общества выявил и резко увели­чил социальную обездоленность значительной части семей, групп населения, поставив во главу угла про­блему поиска путей коренного экономического и духов­но-нравственного оздоровления общества как гарантии удовлетворения потребностей, защиты интересов и прав каждой личности.

Третий этап — к концу 80-х годов в стране созрели все предпосылки для перехода к государственному уровню решения проблем социальной работы, к созда­нию целостной системы социальных служб с разветв­ленной инфраструктурой их кадрового обеспечения ■ на основе ретроспективного научного анализа накоп-

енного отечественного опыта, осмысления ведущих тенденций развития мировой теории и практики соци-льной работы. Сформировалась концепция социаль­ной работы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные регио­нально ориентированные варианты, различающиеся по способам и средствам реализации общих подходов в конкретных национально-региональных и местных условиях. Активно включаются в социальную работу различные благотворительные организации, добро­вольные общества, ассоциации, фонды, творческие союзы, Церковь.

В настоящее время происходит переход от чисто государственной системы социальной работы к сис­теме, включающей общественную благотворитель­ность. В какой-то степени мы возвращаемся к дорево­люционному механизму призрения, сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти.

На пути воссоздания системы российской благо­творительности неизбежны противоречия и трудно­сти роста. Избежать многих ошибок поможет изуче­ние не только современного зарубежного опыта, но и имеющийся исторический опыт своего Отечества. Его изучение показывает: помощь неимущим эффек­тивнее при ее децентрализации с привлечением широкой общественности; при индивидуальном ха­рактере помощи; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе — благотворительных, час­тных, общественных организаций, Церкви и государ­ства,— как в получении исчерпывающей информа­ции о нуждающихся в помощи, так и в координации помощи им.

Государство должно взять на себя функции конт­роля за деятельностью благотворительных учрежде­ний, частичного финансирования работы некоторых из них, а главное — создание единой стройной систе­мы законов, нормативной базы, стимулов для оказа­ния помощи нуждающимся через систему льгот, по-°Щрений.

Необходимо пристальное внимание к проблемам благотворительности со стороны средств массовой информации и контроль со стороны общественности.

Вопросы для самоконтроля

Назовите положительные и негативные черты соцИад ной работы в СССР.

Охарактеризуйте три основных этапа развития соци
альной работы в России с 60-х годов XX века по наш"
время.                                                                                        е

Ситуация

Система организации летнего отдыха детей сегда была предметом гордости Советского Союза. В тысячах стационарных и палаточных лагерях еже­ годно отдыхали и трудились миллионы школьников и студентов. Новая экономическая ситуация привела к резкому сокращению летних оздоровительных цент­ ров. Оставшиеся лагеря настолько снизили качество предоставляемых услуг, что сегодня можно говорить об их "антиоздоровительном " влиянии на подраста­ющее поколение. Обсудите приведенный ниже рассказ и комментарии к нему специалистов. Составьте пе­речень оздоровительных центров, действующих в ва­шем регионе. Отвечают ли они педагогическим и са­нитарным требованиям? Какие специалисты в них работают? Какие дополнительные услуги они предла­гают? Как вы относитесь к идее совместных детско-родительских лагерей? Методом мозгового штурма разработайте современную программу деятельности летнего детского оздоровительного центра. Обсуди­те ее со специалистами, родителями, детьми. С по­мощью администрации своего региона спланируйте проведение летней смены социальных волонтеров.

"Из детского оздоровительного лагеря на Азовском море моя сестра вернулась с отравлением, поносом, сыпью на лице и сильной простудой. Так завершился "здоровый детский отдых на берегу моря с массой весе­лых игр, удобными палатами, вкусными обедами и т. д.", обещанный рекламными проспектами лагеря.

Наделе все было иначе. В "удобные четырехмест­ные палаты" набили по шесть детей. Ночью кровати осаждали полчища тараканов и муравьев. Туалет в корпусе не работал со дня приезда. И ночью, и днем детям приходилось бегать на улицу — в грязную, ни-

ем не прибираемую бетонную будку с тремя дырками полу и полчищами сороконожек, пауков и червей. Горячей воды в кранах не было, даже в банные дни ее хватало на первые 10 минут, домывались холодной.

Обещанные в рекламе "свежие фрукты на полдник" оказались зелеными, кислыми абрикосами и сливами. Поэтому, когда завезли арбузы, детской радости не было предела. Результат — четыре отравления средней тя-ясести и еще несколько легких. Среди "средней тяже­сти" оказалась и моя сестра, роковой арбуз ей выдали в награду за победу в конкурсе.

"Дяденька, дайте бадминтон или мячик", — клянчи­ли обалдевшие от скуки дети у физрука. "На "Веселых стартах" получите", — отрезал физрук. Краски, каран­даши и бумага в лагере также не водились. Кружки, обещанные в рекламе, вымерли уже несколько лет назад. От библиотеки осталась стопка книг на украин­ском языке.

Правда, два раза в день детей выводили на пляж, усыпанный дохлыми бычками, но в воде можно было находиться не более пяти минут. Кстати, до того, чтобы убрать с пляжа завалы дохлой рыбы, администрация все же снизошла. Сгребли тушки в кучу, собрали на носилки и... закопали на территории лагеря. Мух стало в два раза больше.

Через несколько дней детей наконец-то отправили домой, раздав в вагоне по одному комплекту постельно­го белья на двоих. Куда делись остальные сданные родителями на постель деньги, непонятно".

Советы юриста (С. Завидова, юрист Общества за­щиты прав потребителей):

Случаев, когда родители подают в суд на админис­трацию лагеря, немного. Большинство просто не верит в возможность выиграть дело и не хочет зря возиться. На самом же деле достаточно грамотно составленного контракта, и размер полученной вами компенсации может превысить стоимость самой путевки. Правда, для этого в договоре с турфирмой или администрацией ла­геря должно быть указано:

1) в какой местности находится лагерь (лес, город,
ВоДоемы);

2) как будут выглядеть жилые корпуса (капиталь­
ный дом, палатки и т. д.).

3. Сколько детей будут жить в одной комнате.

4. Сколько раз детей кормят. Попросите пример­
ное меню и снимите копию.

5. Обязательно требуйте медицинскую страховку
А чтобы не возникало вопросов, чем ваш ребенок болел
до лагеря, а что приобрел уже на отдыхе, пройдите
перед отъездом медосмотр.

6. Упомяните в контракте про работающие ванную
с туалетом.

Советы врача (Э. Коваленко, главврач санэпиде-миологического отдела Московской области):

Летом 1998 г. количество острых инфекционных заболеваний в детских летних лагерях действитель­но сильно возросло. Первая причина — непрости­тельная беспечность администрации детских лаге­рей. Персонал зачастую набирался буквально с улицы или из числа родственников и знакомых. Порой буду­щие воспитатели, повара не проходили обязательно­го медосмотра. И даже не все врачи имели образова­ние педиатра. Техническое оборудование не отвечает санитарным нормам.

Перед открытием лагерь обязательно должен был проверяться комиссией, состоящей из санэпи-демиологов, пожарных, местной администрации. Но этому правилу не следуют все лагеря. Поэтому в будущем, прежде чем отправлять ребенка на отдых, позвоните в отделение СЭС или Комитет по делам молодежи того района, где находится оздоровитель­ное учреждение.

Список использованной литературы

Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие.— М-'-Изд-во УРАО, 1997.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994. Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Бадя — М: Изд-во ЦСП РАО, 1994.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. д.М. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка,— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро­вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников РФ, 1993.


ЗАНЯТИЕ 28

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

"Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более стремлюсь обогатить мою страну со­кровищами, извлеченными не из его недр".

Вольтер

Для развития социальной работы в России огром­ное значение имеет изучение, осмысление и использо­вание опыта, накопленного в странах мира.

Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и может иметь в различных странах свои особенности. Например, в Германии ос­новные виды социальной работы в последние годы традиционно группируются по таким направлениям:

а) социальное страхование; б) социальное обеспе­чение; в) социальная помощь.

В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий. В США выделяют: а) социальную работу с ин­дивидом; б) социальную работу с группами людей, ока­завшихся в сходной ситуации; в) социальную работу с общиной.

Возникновение различных видов социальной рабо­ты как профессиональной деятельности во многом обус­ловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития обществен­ного сознания, культуры, науки, образования.

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность ре­шаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особен-

но заметны при сравнении европейской и американс­кой моделей социальной работы.

Развитие системы социального обеспечения на Европейском континенте имеет более длительную ис­торию. Она формировалась по мере того, как преры­вались общинные (межобщинные) связи. В большин­стве стран Европы создание официальных структур ддя осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных со­циальных групп инициировалось государством. Ха­рактерной же чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государ­ственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование соци­альной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения была и остается до настоящего времени относительно невелика.

Характерной особенностью и основным отличием действующей системы социальной защиты населения в США от большинства европейских моделей является ее децентрализация. Она состоит из разного рода со­циальных программ, регламентируемых либо феде­ральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органа­ми и органами управления штатов. Кроме того, отдель­ные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и опе­ративно учитывать потребности в социальной помощи в конкретном регионе.

Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам фи­нансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государствен­ное вспомоществование осуществляется за счет ассиг­нований из средств федерального бюджета, бюджетов Штатов или местных органов власти.

Законом США о социальном страховании (1935 г.) остановлено два вида социального страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. Закон пре­дусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С тече­нием времени закон начал обрастать многочисленны­ми поправками, вводящими новые формы социально­го страхования: выплату пенсии при утрате кормильца; пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой; право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше и др.

Все виды социального страхования, предусмотрен­ные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объе­динять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социаль­ное страхование. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплачен­ной заработной платы.

На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодатель­ством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, опре­делен уровень возмещения и продолжительность вып­лат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастно­го случая на производстве. Уровень компенсации опре­деляется в процентном отношении к зарплате и состав­ляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми ком­паниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку за травмы на производстве.

Другая составная часть американской государ­ственной системы социальной защиты — вспомоще­ствование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х гг. В отличие от соци­ального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специ­альных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость.

Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, под­держка нуждающихся семей с детьми, продовольствен­ная, жилищная и медицинская помощь.

Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых и инвалидов. Этим категори­ям населения федеральное правительство выплачива­ет денежные пособия с тем чтобы обеспечить для них минимум средств существования — так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего "черте бедности". Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств.

Программа помощи семьям с детьми предусматри­вает оказание помощи многодетным с низкими дохода­ми, где глава семьи — вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.

В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающим­ся продуктовых талонов. Они предоставляются бесплат­но или по сниженным ценам. Есть и другие продоволь­ственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др. Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами.

Частные системы социального страхования допол­няют государственную и с помощью определенных механизмов регулируются государством. В США суще­ствуют две формы частного страхования — коллектив­ная, по месту работы, и индивидуальная. Ведущая фор­ма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, пре­дусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные виды страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсут­ствуют.

Важное значение для большей части трудящихся имеют частные пенсии. Несмотря на значительный рост фондов, частная пенсионная система охватывает втрое меньше лиц, чем государственная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается об-Щий стаж независимо от места работы, а для начисле-

ния частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Специальное федеральное агентство "Корпо­рация" как гарант частных пенсий следит за плате­жеспособностью действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участни­кам в случае банкротства компаний.

В послевоенный период в рамках системы частно­го страхования получили распространение так назы­ваемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Допол­нительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями.

За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспе­чении 1974 года впервые разрешил лицам наемного тру­да, не охваченным частным пенсионированием, ежегод­но откладывать 1,5 тыс. долларов, не облагаемых налогами, на особый счет в банке. В результате число индивидуаль­ных пенсионных счетов значительно выросло.

Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, пла­нировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных ус­луг местных органов самоуправления и, наконец, боль­ший охват населения различными социальными услу­гами и видами помощи. Характерен опыт Финляндии. В прошлом в этой стране сельская община и церков­ный приход выполняли многие функции, которые се­годня вошли в сферу деятельности органов социально­го обеспечения.

Социальную политику разрабатывают и претворя­ют в жизнь государство и коммуны. Важнейшее место отводится муниципальным властям. Коммуны, обладая большой самостоятельностью, опираясь направо взи­мать местные налоги с населения, проживающего на территории коммуны, и с расположенных там предпри­ятий, сами решают вопрос об организации на ее территории сферы социальных услуг и отвечают за их дея­тельность. Так, первичное социальное и медицинское обслуживание населения в Финляндии полностью обес­печивается за счет муниципальных больниц и поликли­ник, детских садов, интернатов, домов для престарелых, наркологической службы и др.

Коммуны уделяют внимание быту населения, со­зданию благоприятных условий для воспитания и раз­вития детей, повышению комфортности жилья, привле­кают общественные движения к разработке местных планов, проектированию и организации услуг.

В настоящее время социальная политика Финлян­дии переживает третий этап децентрализации. Если на первом этапе проходила передача прав на ее осуще­ствление от государства к регионам и коммунам, на втором — от коммун к микрорайонам и общинам, то на третьем этапе функции управления передаются коллек­тивам граждан и даже отдельным лицам.

Так, например, Государственный совет разрабаты­вает пятилетний план развития здравоохранения, где указаны основные цели и направления проводимой работы, а также необходимые для этого капиталовло­жения. План ежегодно пересматривается, обновляет­ся и дополняется. Муниципалитеты составляют свои планы с учетом субсидий центра, которые утвержда­ются губернским правлением. И наконец, коллективы граждан имеют право составлять планы, выступать с инициативами о развитии той или иной отрасли здра­воохранения в пределах своего микрорайона, улицы и т. п., которые учитываются и финансируются муници­пальными властями.

Другим характерным примером европейского тра­диционализма является модель социального обслужи­вания населения в Швеции. Количество ежегодно вы­пускаемых специалистов социальной сферы с высшим образованием в этой стране (социономов) составляет в настоящее время около 1000 человек. Число професси-оналов-социономов, занятых в сфере социального об­служивания, насчитывает 18 тысяч человек. Интерес­но, что несколько сотен тысяч работников заняты в этой сфере без высшего образования: помощники по дому, Ухаживающие за престарелыми, сиделки, помощники Аля инвалидов и умственно отсталых — все они имеют

только начальную подготовку в теоретических вопро­сах социальной работы.

Деятельность социальных служб Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. В этих законах, в отличие от ранее существующих и посвящен­ных отдельным аспектам социальных услуг (экономичес­кая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т. д.), реализован интегративный подход к социальному обслу­живанию как сфере деятельности, в которой взаимодей­ствуют социальные службы, муниципальные и губернс­кие власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы со­циального и медицинского обслуживания относятся к ком­петенции муниципальных и областных властей.

Муниципальные власти обязаны организовать со­циальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно проживает человек. При этом каждому из них предоставляются права на социальную помощь и обслуживание муниципальны­ми властями даже в местах временного проживания. В каждом муниципалитете за социальное обслужи­вание отвечает комитет социальной помощи, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Он, в частности, может организовать районные комитеты, если посчитает это целесообразным. Работа муниципальных и районных комитетов ведется по следующим основным направлени­ям: коммунальное обслуживание; улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т. д.); индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным пробле­мам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в нала­живании нормальных семейных отношений и т. д.).

Система социального обеспечения в Швеции га­рантирует каждому гражданину возможность достой­ного существования и уверенность в социальной защи­щенности. Если человек не удовлетворен получаемой социальной помощью, то по закону он может обратить­ся в административный областной суд. В целом, с точки зрения законодательного обеспечения, структуры, организации и финансирования, сфера социального обслуживания в Швеции является хорошо продуман­ной и представляет собой важный элемент "шведской Модели государства &q



2019-11-13 290 Обсуждений (0)
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О РОССИИ : СОВЕТСКАЯ РОССИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О РОССИИ : СОВЕТСКАЯ РОССИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)