Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Образ Иоанна.



2019-11-13 243 Обсуждений (0)
Глава 1. Образ Иоанна. 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно общецерковным  нормам Иоанн Богослов – любимый ученик Иисуса Христа, во время тайной вечери он «возлежал на груди Иисуса» (Ио. 13,23) и вместе с Петром последовал за Христом после его ареста во двор дома первосвященника. Его твёрдость в эти часы представляет контраст робости и отчаянию других учеников. Из всех последователей об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста. Умирая, Христос завещал Иоанну Богослову сыновние обязанности по отношению к деве Марии. Впоследствии Иоанн Богослов был одним из «столпов» иерусалимской первообщины.  Во время царствования Домициана Иоанн был схвачен и сослан на остров Патмос, где, согласно Апокалипсису (1,9), имел видения о конечных судьбах мира. Ссылке предшествовали истязания и попытки умертвить Иоанна у Латинских ворот Рима. Однако, ни яд, ни кипящее масло не смогли повредить Иоанну, поэтому западное искусство часто изображало Иоанна Богослова с сосудом в руках, из которого исходит демон яда в виде змейки, а также в котле с маслом, под которым разложен костёр. Легендами окружён и конец жизни Иоанна Богослова: на месте его могилы в Эфесе каждый год 8 мая появляется тонкий прах, имеющий целительную силу (я там был).

 

С именем Иоанна Богослова в теологии, литературе и иконографии (особенно православной) связаны таинственные, мистические мотивы. Церковная традиция подчёркивает «аскетическую освящённость и посвящённость Иоанна. Византийская икона представляет его молодым только в сцене тайной вечери и распятии, затем он уже представлен погружённым в мистическое созерцание старцем с бородой и огромным лбом. Описание Иоанна по подлиннику Фартусова *

С™hй ґпcлъ и3 є3ђлjстъ Іwaннъ БGосл0въ

[Святый апостол и евангелист Иоанн Богослов]

«Старец более 100 лет, типа палестинских евреев, с широкой седой бородой до пояса, очень плешивый, с длинным носом и густыми бровями; одежды его — простые холщевые, некрашенные, хитон, фелонь и омофор. В руках Евангелие со словами, открывающими его евангелие».

 

Для западноевропейского искусства Иоанн Богослов - безбородый, нежный, чувствительный, немного женственный юноша, не только в евангельских сценах, но даже позднее, на Патмосе  (но есть много исключений, впрочем, в иллюстрированных Апокалипсисах Иоанн представлен всегда в летах). Символ Иоанна Богослова как евангелиста – орёл - символ высокого парения Богословской мысли. Наименование Богослова церковь дала только одному из учеников Христа - святому Иоанну.   Раннехристианский апокриф «Деяния Иоанна Богослова» придаёт ему ученика Прохора, под диктовку записывающего его Откровения и его Евангелие. Западные христиане Прохора отрицают.

Наиболее ранние из сохранившихся манускриптов с фрагментами евангелий датируются 2 веком, а самые ранние экземпляры иллюстрированных новозаветных кодексов относятся к 6 веку, ведь роскошно иллюстрированное евангелие наделяется сакральной силой и становится объектом поклонения.

 Иконографический тип сидящего Евангелиста Иоанна впервые известен по миниатюрам Евангелия писца Рабулы 586 года в связи с таблицей канонов,  указывающей на соответствия между евангелиями Матфея и Иоанна.  Первая фраза Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", где выражена вера в главенствующее значение божественного Слова, вдохновляла раннехристианских и средневековых художников делать особый упор на украшении заглавных букв и начала разделов библейских текстов. По эллинистической традиции помещать в начале книги портрет автора, изображение евангелиста исполнялось напротив первой страницы текста, окруженной золотой каймой. Такая композиция стала общепринятой для евангельских книг.

 

 

  

Таблица канонов. Св. Матфей и св.Иоанн (справа изнутри)

                              Еванг. Рабулы 586 г.     

                                     Флоренция, Лауренцианская библиотека.

 

В книге, которая лежит на коленях Матфея, при большом увеличении можно прочесть по-арамейски: "Рождество Иисуса Христа было так..." В свитке у   Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога..."     Иоанн здесь молод, черноволос и безбород, что будет впоследствии не характерно для византийского представления, но закрепится в европейском.

Рассмотрим изображения  Иоанна на европейских миниатюрах.

Самые ранние образы относятся к периоду варварских королевств,

 из которых  поначалу особо выделяются  ирландская и британская школы.

 

 

              1                                               2                                  3

Конец 7 века                        698 год                             750 год

The book of Mulling             Еванг. из Линдисферна Кентерб. золотой кодекс

Ирландия, мастер                Нортумбрия, Британия   Британия

Лейнстер                                  мастер Идфрит (Eadfrith)

 

                   4                                   5                                           6

Конец 8 - начало 9 века         Конец 8 века.                          Около 800 г.                        

Келлское евангелие               Венское коронац.еванг.       Евангелие из монастыря 

Ирландия Монастырь Иона     Ахен                                      Сен-Медард 

 

 

 

 

 

                 7                                            8                                       9

конец 8 века.                                 около 820 г                  816 - 820 гг

Вен. Коронац. евангелие               Золотой кодекс, Лорш     Евангелие Эббона, Реймс

 

820 год. Евангелие  около 820 г.

                                         Лотаря.                                              Ахенское евангелие

              10                                                                         11

 

           12                                               13                                        14

845 г.Христос в окружении      850 г                                     Нач. 11 в.

 евангелистов                            Библия  Франциска 2          Евангелие Гримбальдса       

 Библия Карла Лысого                                                                Британия

    

               15                                          16                                          17

 

11 век                                       1050 - 67 гг                            Евангелие 1070 г

Краковская библия               Штутгардское Евангелие             Британия                                       

 

 

 

                    

 

        

            18                                               19                                    20

 

Около 1130                                 1146 г.                                 Конец 12 века

 Еванг. из Мостина              Ведрикское Евангелие            Сен-Оуэн. евангелие

Британия                               Мастер Ламбета, Британия

 

 

Ирландцы были одними из самых образованных переписчиков и иллюминаторов, зачастую в одном лице. В 6-7 вв. ирландские мастера еще не обращаются к антропоморфным  изображениям, а используют символы – как бы оторвавшиеся от орнамента существа, а  плетеный узор постепенно превращается распятие.

А вот к началу 8 века наступает расцвет портрета, к которому и относятся изображения  Иоанна из « book of Mulling» и «Келлского евангелия» (рис.1 и 4). Человеческие фигуры у ирландских мастеров получались весьма похожими на диковинных зверей из орнаментов. Но поскольку изображаемые должны быть прекрасны, особенно если это сам Христос или ангелы, или Евангелисты, ирландцы тщательно прорисовывают завитки золотых или рыжих волос, так как обладание “гривой” таких оттенков соответствовало их представлениям о красоте. Меня просто потрясла миниатюра из монастыря Ионы: рыжий «ирландский» Иоанн сидит на троне, из-за которого видны ручки, ножки и верхняя часть лобика Христа, обнимающего  мир. Изображение, конечно, плоское, но очень живое, кресты - в варварской плетенке, чтобы не пролезла нечистая сила - очень сложная техника исполнения рисунка. В этом  монастыре  использовали  широкую  палитру цветов  (пурпурный,  синий,  сиреневый,  красный,  розовый,  зелёный, жёлтый, коричневый),  а  в  других  скрипториях  применяли только  четыре краски. Удивительно, учитывая общую роскошь Келлской книги, в ней не использовалось серебро и золото. Пигменты импортировались со всей Европы, а наиболее редкий и дорогой — синяя ляпис-лазурь — из Афганистана. Евангелие из Линдисферна, содержащее тексты евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на латинском языке, создано в Линдисферне в Нортумбрии в конце 7 столетия. Этот манускрипт и Келлская книга  особо выделяются из группы «островных Евангелий».  В последующие времена индивидуальный стиль «островных школ» утрачивается, о чем наглядно говорят рисунки 13, 16 и 17. Чувствуется влияние континента.

Изображения  Иоанна на рис. 5-13 относятся к эпохе Каролингского возрождения,    воспринявшего как позднеантичное и византийское искусство, так и местные традиции, хотя некоторые византологи

полагают, что это не византийское, а скорее восточно-христианское влияние.       Образ Иоанна с рис.6 относится к евангелиям из группы аббатисы Ады,  для которой характерны  изображения роскошных архитектурных форм 4-го помпеянского стиля. Столь же важным  изображен здесь  и  Иоанн:  на троне с пюпитром внутри римской аркады, которая слегка углубляет плоскую композицию. Богатая туника и тога тщательно драпирует тело. Антураж явно не соответствует возрасту Иоанна – совсем юный и безбородый, а ведь ему на самом деле уже было много лет, когда писал Евангелие. Если вглядываться, то видно, что складки драпировок не соответствуют реальному положению рук и ног, писать в такой позе невозможно. Видимо, эта миниатюра - результат ученического копирования греческого образца. К этому стилю изображения относится  и  Иоанн из Лоршского золотого кодекса (рис. 8).

  5я и 7я  картинки представляют нам образ Иоанна из Ахенской дворцовой школы. Иоанн из Венского коронационного Евангелия сидит в задумчивой свободной позе на троне на фоне пейзажа, не молод, но еще и не старец. Лик явно греческий. Фон миниатюры - пурпур – признак королевского заказа. Античную живопись здесь напоминают и широкая лепка форм, и преобладание пятна над контуром, и простота декоративного оформления. Простая и лишенная орнамента рамка окружает миниатюру.

Четыре евангелиста из этого же евангелия (рис.7) и Ахенского  кодекса (рис.11) - разного возраста и телосложения, свободно  задрапированные в тоги, изображены в живописной, беглой манере на фоне небрежного пейзажа. Подпись на полях - "Деметриус пресвитер" - указывает на греческое происхождение заезжего художника,  вдохновленного фресками из Кастельсеприо или миниатюрами 512 года  из венского Диаскорида, также изготовленными греческими мастерами  (сравнимо с « 7 врачей»):

 

 

 «Высокое художественное качество и законченная живописность, выражающаяся в свободной манере письма и в широком применении нежных полутонов, нередко контрастно друг с другом.    … линейный элемент отступает на второй план. Он растворяется в импрессионистически разбросанных мазках…, которые придают фигурам бесплотный характер, но в то же время сохраняют за ними известную объемность» (В.Н.Лазарев).

В реймской школе, которой принадлежит рис.9 из евангелия Эббона, складывается особенная манера - нервный, графичный, очерковый стиль. Все здесь вибрирует и волнуется, от складок одежды до пейзажного фона, все охвачено движением и порывом. Одухотворение  Иоанна происходит через это всеобъемлющее движение. Очень выразительный образ.  Умелый показ светотени художником свидетельствует в пользу того, что рисунок был, вероятно, сделан с натуры.  Нехарактерная черта – Иоанн пишет на свитке, а не листах для кодекса,  что наблюдается только в Евангелии Рабулы.  Хотя,  для такого образа свиток соответствует более.

Обзор  вышеприведенных миниатюр каролингской эпохи показывает, что стиль меняется в сторону более парадного, однако изображения становятся все более статичными и схематичными. Исключение – своеобразная реймская школа Эббона.

Оттононовский ренессанс представлен образом Иоанна  из Штутгардского евангелия (рис. 16), принадлежащего к Кельнской школе, связанной с византийскими традициями. Свободная, живописная манера исполнения, с четким и строгим фоном ассоциируется со стилем византийских миниатюр

10 века периода македонского ренессанса:

 

  

950-960гг, Афон               1060е гг, Штутгард

 

  Пластичность  фигуры сочетается с некоторой  пафосностью взгляда. Наиболее явно эллинистические влияния выражается в передаче  вполне трехмерного тела с хорошо и умело выписанными складками тоги. Наклон и поворот пюпитра, конечно, сильно преувеличен, но очень реалистично выписана голова на фоне блекло-золотого нимба. К этому стилю относится и образ Иоанна из Краковской библии начала 11 века (рис.15), только краски здесь более легкие, полупрозрачные, да игривая цветистая рамочка. Здесь имеется, наверное, единичный случай для европейских евангелий - изображение Прохора. Нигде более я такого не встречал.

Таким представлен в раннесредневековых европейских миниатюрах евангелий Иоанн Богослов – предположительный  автор Апокалипсиса.

 

 



2019-11-13 243 Обсуждений (0)
Глава 1. Образ Иоанна. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Образ Иоанна.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)