Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Апокалипсис в миниатюрах раннего средневековья.



2019-11-13 328 Обсуждений (0)
Апокалипсис в миниатюрах раннего средневековья. 0.00 из 5.00 0 оценок




  Близился конец тысячелетия. Ожидали второго пришествия Христа и конца света, ведь мало, кто не грешил в своей жизни. На некоторое время в Европе даже прекратилось строительство. А в Византии появился новый сюжет росписи храмов – Страшный суд. Но задолго до этого за Перинеями, к северу от арабских завоеваний в независимой Испании создалась собственная самобытная школа миниатюры, далекая и от Каролингского и от византийского влияния. Самой популярной книгой там был Апокалипсис Иоанна Богослова с описанием мистических видений и кар всем грешникам. Успех этой книги объясняется обострением религиозного сознания в условиях постоянной войны с арабами. В 784 году ученый монах Беат из Лиебаны написал собственный комментарий к Откровениям Иоанна, а некоторые искусствоведы полагают, что в нем были и иллюстрации.         Толкование состоит из 12 книг, каждая из них подразделяется на историю (storia) и толкование (explanatio). Оно написано в форме катен, показывает начитанность автора в латинской литературе предшествующих периодов, поскольку использует понятия и цитаты  из более старых толкований на Апокалипсис. В частности, благодаря труду Беата Лиебанского, сохранились фрагменты толкований донатиста Тикония Африканца,  блаженного Августина, папы Григория I Великого, священномученика  Иринея Лионского и других ученых богословов. Компилятивный характер «Толкования» не дает возможности определить богословские взгляды Беата, однако теологи  отмечают напряженное эсхатологическое ожидание и уверенность в близком конце света, который  по его, Беата, мнению, должен наступить в 800 г.

Книга была одобрена церковью, многократно переписывалась и иллюминировалась. Ее рукописные списки получили название «беатусов» (beatos) с прибавлением места их создания. До настоящего времени сохранилось полностью или фрагментарно 32 манускрипта  9-16 вв., из них 23 рукописи относятся к 10-12 в.

В дальнейшем я буду в основном приводить изображения из списков Beatus de Facundus 1047 года ( Беатус 1) и Beatus Escorial 1000 года ( Беатус -2),   в которых хорошо сохранилось много изображений, а иногда, для наглядности и возможности сравнивания – из Беатус-Осма 1086 года, Беатус- Валладолид 970 года,  Беатус-Мартинос,  Беатус- Пьерпонт, Беатус-Табарра.

 

 Толкование на Апокалипсис. 10 век.

         Кафедральный собор Сео-Де-Уржеля. Испания. Архив № 26.

 

Все иллюстрации испанских Беатусов характеризуются самобытным стилем, подчеркнутой монументальностью, контрастом красок и резкостью, свойственной во первых теме, а во вторых манере иллюстрирования, основанной на смеси классических, вестготских и исламских традиций, созданных христианами, жившими в мусульманской Испании. Для разработки изобразительной программы «Толкования» явно использовались древние вестготские и североафриканские образцы. На странице рукописи миниатюры расположены между цитатой из Апокалипсиса и комментарием, а многие изображения занимают полностью разворот кодекса. Совмещение текста и изображений помогало восприятию и запоминанию содержания Апокалипсиса. В этих произведении видны черты, отличающие испанскую миниатюру раннего средневековья от остальной Европы — резкая угловатость, исполненный энергии рисунок, яркая контрастность, насыщенность колорита, противопоставление желтого и  фиолетового. Характерным признаком испанских манускриптов является регистровый цветной фон, представляющий план, то есть вид сверху на местность. По этим регистрам следует последовательно рассматривать сцены.

В южной Франции в 1026 году создается свой, французский вариант списка с Беатуса - иллюминированный Апокалипсис из Сен-Севера. В нем можно увидеть, самые выразительные во всем европейском искусстве раннего средневековья изображения видений Иоанна. Особенно хороши четыре всадника Апокалипсиса и Вавилонская блудница.

 Инициал «А»  пролога Сен-Северского

                             Апокалипсиса. ms.lat. 8878 of the Bibliothèque

                              Nationale de France, in Paris.

 

Для этой школы характерны самые яркие, насыщенные краски, примитивность рисунка, но в ней и заключается сила его эмоционального воздействия и необычайная экспрессия. Иллюминатором был Stephanus Garsia из Gregorio Montaner, впоследствии – аббат монастыря  Saint-Sever в Гаскони.  Кодекс содержитт 592 страницы, 140 миниатюр (14 из них утеряно) и состоит из четырех глав: евангелие, родословная Христа, 22 Откровения Иоанна и книга Даниила.  Рассматривая изображения, видишь, что живший  на рубеже тысячелетий автор был знаком со многими культурами, знал, понимал и сумел отобразить в своих рисунках и африканские, и исламские, и кельтские, и восточные мотивы.

 

Бамбергский Апокалипсис представляет собой рукопись, содержащую Книгу Откровений и Толкования. Она была создана в скриптории в Райхенау между 1000 и 1020 по заказу Оттона III. Рукопись не была завершена на момент смерти императора, продолжать пришлось  его приемнику. В кодексе 106 листов, 57 миниатюр и более 100 золоченых инициалов. Это совершенно иной, отличный от Беатусов стиль живописи, впрочем, как и самих толкований, которые приписывают норманнскому монаху Беренгаудусу (Berengaudus of Ferrières) 9 века, по некоторым статьям принципиально отличающихся от испанского толкования в сторону лаконичности и имевших широкое распространение в северной Европе. Существует мнение,  что Бамбергский Апокалипсис является одним из первых в иллюстративном ряду комментариев на Апокалипсис Беренгаудуса. 

Бамбергский Апокалипсис

                                                              1020 год. Staatsbibliothek

                                               Bamberg, Bamberg, Ms. Bibl. 140

Это произведение является высшей точкой развития линеарного стиля школы Рейхенау с его тяготением к абстрактности, пафосу жеста и напряженности позы. Фигуры вроде бы абсолютно статичны, но выразительные взгляды, неестественно удлиненные вытянутые пальцы, раздувающиеся складки одежд несут очень сильные эмоции. Здесь прослеживается прямое воздействие византийской миниатюры:        абсолютно византийский тип лиц ангелов, как бы списанный с изображений Константина Великого, прорисовка деталей, скромность палитры, в общем - качественная живопись высокого стиля.   Одной фразой я бы охарактеризовал этот стиль как монументальность в малом объеме.

 



2019-11-13 328 Обсуждений (0)
Апокалипсис в миниатюрах раннего средневековья. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Апокалипсис в миниатюрах раннего средневековья.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)