Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторический фактор многодетной семьи.



2019-11-13 282 Обсуждений (0)
Исторический фактор многодетной семьи. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изменения репродуктивного поведения российских семей - следствие трансформации функции семьи в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России. Темпы и масштабы этого перехода не были одинаковыми на разных этапах социально-экономического развития Российской империи, затем - Российской Федерации в составе СССР и, наконец, России как самостоятельного государства.

Дореволюционная Россия - страна очень высокой рождаемости: за время правления последнего российского Императора, население увеличилось на 50 млн. человек. Важнейшим социально-психологическим фактором такой ситуации являлось господство в сознании народа определенных принципов следующего плана: "Брак и дети - святое дело. Холостое состояние в зрелом возрасте - безнравственно. Дети - Божья благодать. Развод - невозможен, повторный брак - только в случае вдовства". Этих взглядов до 60-х годов ХIХ века придерживалось большая населения России. Многодетность была традиционной и устойчивой, потребность в детях - очень высокой и основывалась на детолюбии.

    Начиная со второй половины XIX века, традиционный тип в России начал разлагаться. Этому способствовало отмена крепостного права и интенсивное развитие капитализма. Подвижность сельского населения начало возрастать. Уход мужчин из деревни на "отхожий промысел" приводил к разлукам между супругами и, следовательно, к снижение рождаемости детей, однако посредством "отходничества" осуществлялось влияние городской культуры на село.

Все это и многие другие перемены в жизни общества постепенно расшатывали патриархальные устои русской жизни, систему традиций, отношений, ценностей и норм поведения. Они приводили к потребности в ограничении числа детей в семье и не могли не отразиться на репродуктивном поведении российского населения.

Россия к началу XX века имела высокий уровень рождаемости и сильно отличалась от крупных развитых стран Европы. С чем это было связано? Социальные и культурные нормы того времени, которые поддерживались церковью и обычаями, не допускали внутрисемейного регулирования деторождения как массового явления т.е. женщины вступали в брак в раннем возрасте, средства контрацепции не имели тогда широкого преминения, а аборты считались жестокими преступлением со стороны церкви.

На рубеже XIX и XX веков семьи в России, как правило, были многодетными. Отказ от рождения детей или прерывание беременности являлись тяжким грехом: "У кого детей нет - во грехе живет". Период рождаемости детей у женщин проходил до 42-47 лет. Матери кормили ребенка грудью "два великих поста", и промежутки между рождениями были примерно такими же. Женщина, прожившая замужем весь детородный период, рожала 8-11 раз.

 В России крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения были залогом благосостояния страны [5]

    С приходом в России власти Советов менталитет общества стал изменяться. Переход от патриархального крестьянского государства к индустриальному промышленно развитому обществу привел к уравниванию мужчины и женщины в трудовом праве. Изменение повседневного образа жизни, занятость женщин детородного периода на производстве, сложность ведения домашнего хозяйства в условиях города (отсутствие подсобного хозяйства). Все это привело к изменению репродуктивных установок миллионов женщин и их семей, В конечном итоге страна, основной которой была многодетность, перешла на малодетную семью и это стало нормой для общества.

В восьмидесятых годах ХХ века быть многодетной матерью в России, точнее в СССР, казалось бы было почетно. Семья, в которой рождался пятый ребенок, получала многочисленные и серьезные льготы от государства. К этому времени уже не преобладал феномен малодетной ментальности. Однако благосостояние семьи в современных условиях уже не зависит от числа ее членов, а больше зависит от личного труда каждого вне семьи, поэтому по статистике с каждым годом число многодетных семей уменьшается. [6]

Положение многодетной семьи на современном историческом этапе развития страны оставляет желать лучшего. Тревожность относительно данного вопроса связана с глобальным демографическим кризисом, который активно развивается в нашей стране. Преодолеть негативную динамику снижения численности населения и кризиса семьи и семейного образа жизни поможет только переход к массовой многодетности. Российские ученые на протяжении многих лет пытались найти способы демографического спасения и пришли к выводу, что одно единственное условие, гарантирующее выживание любой нации   ̶ это полноценная многодетная семья, которая является уже не ячейкой общества, а опорой государства в дальнейшем его развитии. По словам президента РФ, нормой в России должна стать семья с тремя детьми.

В нашей стране около 6% семей с тремя и более детьми, а для выхода из депопуляции нужно, чтобы в семейной структуре примерно 50% семей были с 3-4-мя детьми, а 10% -- с пятью и более. [2]

 

 

1.3 Принципы социальной работы с многодетной семьей.

Принципы социальной работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы и их специалистов, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики.

Основные принципами социальной работы являются:                                   

1. Принцип гуманизма включает в себя не только милосердие к людям, но и рациональность организации помощи человеку не в абстрактных, а конкретных формах.

Русский философ Н. Бердяев говорил о российском менталитете как о содержащем жалостливый гуманизм в отличие от западного рационализма.

Конкретный гуманизм включает в себя организацию детского воспитания, профилактику риска (наркомании, преступности, обнищания), профессиональное и культурное развитие граждан, защиту его прав, уважение к другим культурам. Социальная работа будет успешней тогда, когда будет более развито правовое общество.

Уважение к человеку, признание его достоинства и доброжелательное отношение требует принцип гуманизма от социального работника. Принцип гуманизма стимулирует социального работника на проявление таких качеств как: вежливость, тактичность, скромность, внимательность и точность.

Вежливость в деятельности социального работника служит признаком доброго отношения к человеку и признанием его достоинства. Вежливость - это первый шаг на пути служения человеку.

Для социального работника вежливость - необходимый аспект общения с клиентом, его близкими, коллегами, представителями различных государственных и негосударственных учреждений и организаций, поскольку является внешним проявлением сущности профессии - постоянной готовности оказать услугу тому, кто в этом нуждается, не оскорбив при этом человеческого достоинства [16]

2. Тактичность. Этот принцип требует своего соблюдения при взаимоотношении с людьми. При работе со слабозащищенными слоями населения главная задача социального работника не поставить клиента в не ловкое положение, не задавать вопросы, которые способны ущемить его достоинство. Тактичность помогает социальному работнику делать замечания человеку в более деликатной и корректной форме. Тактичность социального работника способствует установлению доверительных отношений с клиентом.

3. Скромность. Скромность позволяет не переоценивать свою значимость социальному работнику, повысить требовательность к себе и умеренные требования к другим, формирует сдержанность. В отношениях с клиентом скромность играет большую роль. Социальный работник не должен показывать высоту своего служебного положения, пренебрегать интересам клиента и навязывать свое мнение.

4. Чуткость. При работе с клиентами чуткость играет огромную роль, так как она предполагает считаться с переживаниями другого человека и входить в его положение, не допускает доставлять человеку не удобства. Так как социальный работник имеет дело со слабозащищенными слоями населения ему необходим этот принцип. Социальный работник существенно повысит эффективность своей работы, если будет учитывать переживания клиента и добьется конструктивных отношений в их совместной деятельности.

5. Внимательность. Внимательность демонстрирует заботу о человеке, готовность оказать ему помощь и изменить статус, преодолеть все накопившиеся трудности.

    Внимательность позволяет социальному работнику быстро отреагировать на сложную жизненную ситуацию клиента и принять верное решения. Клиент не уйдет от специалиста, который орудует этим принципом. Внимательность социального работника к клиенту должна проявляться и в сосредоточенности во время общения с ним, в концентрации на его проблемах.

Отсюда следует, что внимательность не только является признаком хорошего воспитания, но и важным компонентом для успешной работы.

 6. Точность. Точность проявляется в верности данному слову. Временами социальному работнику сложно выполнить все условия для повышения уровня жизни клиента, поэтому иногда вместо "я сделаю" следует говорить "я попытаюсь сделать", объясняя при этом, чем вызваны сложности. Точность - это умение не бросать слов на ветер, обязательность.

    Точность- своеобразная форма уважения к человеку, так как тот, кто точен, никогда не опаздывает и не заставляет ждать, не вводит в заблуждение. Еще раз следует повторить, что и вежливость, и чуткость, и скромность, и тактичность, и точность, и внимательность социального работника должны быть естественными.

7.Личностный подход. Принцип, который акцентирует внимание на человеке ка личности, индивидуальности, уникуме, очень важен в социальной работе. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального.

    Личностный подход предусматривает поиск нераскрытых способностей, знание особенностей и этапов социализации.

    Главная задача социального работника понять клиента, а не осуждать, не быть высокомерным, не навязывать свое мнение насильно, не выражать чувство ненависти и страха, привлечь клиента к сотрудничеству на основе свободы выбора и добровольности, сберечь его чувство собственного достоинства и самоуважения. Проблемы клиента должны быть в центре внимания социального работника, клиент должен быть уверен в том, что пришел туда куда надо, что ему окажут помощь.

8. Принцип доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к социальному работнику. Только на этих основаниях социальный работник может расположить клиента к взаимопониманию и взаимодействию.

При этом интересы клиента социальный работник ставит выше своих собственных, исповедуя принцип альтруизма как отказ от эгоистических сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки, коррекции, терапии, спасения клиента.

9. Принцип перманентности. Этот принцип означает, что на протяжение жизненного пути клиента недопустимо прекращение коррекционных, терапевтических и поддерживающих действий, разработки индивидуальных программ.

10. Принцип компетентности ориентирует на знания, умение и профессионализм, сопровождается рефлексией, сочетанием профессиональных и непрофессиональных (домашнее лечение) форм поддержки и терапии. Этот принцип способствует заботу о кадре: повышении его квалификации, переобучении, получении дополнительного образования, организацию специальной стафировки.

11. Принцип посредничества связан с работой в комплексе, системе, команде. Это связано с мультидисциплинарностью самой теории социальной работы, взаимопроникновением социальной работы и других дисциплин.

12. Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Дени Дидро этот принцип сформулировал так: "Недостаточно делать добро, надо делать его красиво". Этикет современного времени требует, чтобы поведение и внешний человека соответствовали его содержанию, то есть душевным качествам личности, поэтому во внешнем виде специалиста должна присутствовать эстетика и привлекательность.

    Нельзя появляться в учреждении и тем более перед клиентом небрежно и неопрятно одетым, в грязной неочищенной обуви, с непричесанной головой, поскольку это не культурно.

    Одежда может быть недорогой-это будет нормально воспринято клиентом, но мятая и грязная одежда, может вызвать чувство отвращения со стороны клиента. В разговоре с клиентом есть место использовать средства невербального общения. Избыточность жестов может считаться как неискренность и равнодушие, а их отсутствие- как равнодушие; в то время как благородная сдержанность жестов является признаком уравновешенности и духовной силы.

Речь должна быть спокойной, плавной, понятной, без вульгаризмов и неологизмов. [8]

     Общественные фонды и государственные Центры помощи семье и детям должны вести свою деятельность, основывая ее на следующих принципах:

- принцип социального регулирования, предполагающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом сложности жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума;

- принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи, а также первоочередное оказание помощи семьям, находящимся в наиболее бедственном положении;

- принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи обратившимся гражданам, имеющим на это право, а также дополнительное выявление и сбор данных об остронуждающихся лицах;

- принцип адресности, предусматривающий предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей;

- принцип комплексности – возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг или льгот);

- принцип использования всех экономических факторов для повышения уровня социальной защиты населения .




2019-11-13 282 Обсуждений (0)
Исторический фактор многодетной семьи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторический фактор многодетной семьи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)