Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система органов государственного регулирования в сфере экономики, их компетенция



2019-11-13 316 Обсуждений (0)
Система органов государственного регулирования в сфере экономики, их компетенция 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 13. Административно-правовое регулирование в сфере экономики

 

    Направление подготовки     40.03.01 Юриспруденция

Донецк 2019

 

Лекция №13

Тема: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ»

План

Вступление

1. Общая характеристика и содержание государственного регулирования в сфере экономики.

2. Система органов государственного регулирования в сфере экономики, их компетенция.

3. Административно-правовое регулирование в сфере промышленности и агропромышленного производства.

4. Административно-правовое регулирование в области финансов.

5. Административно-правовое регулирование в сфере транспорта и коммуникаций.

Заключение

 

Литература

Нормативно-правовые акты :

1. Конституция Донецкой Народной Республики принята Народным Советом ДНР 14.05.2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/konstitutsiya/

2. Закон О местных выборах Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики от 28.10.2014 [Электронный ресурс]. –http://vida.ucoz.ua/index/o_mestnykh_vyborakh/0-21

3. Закон о системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики № 35-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 24 апреля 2015 года, действующая редакция по состоянию на 14.07.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-sisteme-organov-ispolnitelnoj-vlasti/

4.  Кодекс Украины об административных нарушениях от 07.12.1984 № 8073-X [Электронный ресурс]- http://kodeksy.com.ua/ka/kodeks_ukrainy_ob_administrativnyh_narusheniyah.htm

5.     Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики №9-1 от 02.06.2014г. «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» [Электронный ресурс] - http://old.dnr-online.ru/doc/dokumenty-soveta-ministrov/postanovlenie-9-1-ot-02-06-2014g-o-primenenii-zakonov-na-territorii-dnr-v-perexodnyj-period/

6.  Постановление Совета Министров ДНР №1-6 от 10.01.2015 г. Об утверждении Положения и структуры Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] – http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2014/07/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%E2%84%961-6.pdf

7.  Постановление Совета Министров ДНР №1-25 от 10.01.2015 г. Об утверждении Положения и структуры Министерства угля и энергетики Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] – http://mintek-dnr.ru/index/polozhenie_o_ministerstve/0-10

8.  Постановление Совета Министров ДНР №1-36 от 10.01.2015 г. О создании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики и утверждении Положения и структуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] – http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2014/07/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%E2%84%961-36.pdf

9.  Постановление Совета Министров ДНР №40-8 от 22.10.2014 «Об утверждении Положения и Структуры Министерства транспорта» [Электронный ресурс] – http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2014/07/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_40-8_22.10.2014.pdf

10.  Постановление Совета Министров ДНР №1-18 от 10.01.2015 г. Об утверждении Положения о Министерстве информации Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] – http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/PostanovSovMinN1_18_10012015.pdf

11.  Постановление Совета Министров ДНР №1-17 от 10.01.2015 г. Об утверждении временного Положения и структуры Министерства связи Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] – http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/PostanovN1_17_10012015.pdf

12.   Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 № 1-32 об утверждении ПоложенияМинистерстве промышленности и торговли Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] – http://mptdnr.ru/pages/statute.html

13.  Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 г. № 13-33 об утверждении Положения, организационной структуры и штатного расписания Министерства финансов Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] – http://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/PostanovN13_33_22072015.pdf

14.  Закон Донецкой Народной Республики «О республиканских программах» № 80-IHC от 02.10.2015 [Электронный ресурс] – http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-respublikanskih-programmah/

15.  Закон Донецкой Народной Республики «Об электроэнергетике» № 45-IHC от 17.04.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-elektroenergetike/

16.  Закон Донецкой Народной Республики «О транспорте» (Постановление №I-106П-НС) от 14.05.2015 [Электронный ресурс] – http://dnrsovet.su/zakon-o-transporte/

17.  Закон Донецкой Народной Республики «О телекоммуникациях» № 114-IHC от 11.03.2016 [Электронный ресурс] – http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-telekommunikatsiyah/

18.  Закон Донецкой Народной Республики «О железнодорожном транспорте» № 94-IHC от 13.11.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-o-zheleznodorozhnom-transporte-donetskoj-narodnoj-respubliki/

19.  Закон Донецкой Народной Республики «Об автомобильном транспорте» № 77-IHC от 21.08.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-avtomobilnom-transporte/

20.  Закон Донецкой Народной Республики «О почтовой связи» № 64-IHC от 29.06.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-pochtovoj-svyazi/

21.  Закон Донецкой Народной Республики «О средствах массовой информации» № 59-IНС от 29.06.2015 [Электронный ресурс] -http://dnrsovet.su/zakon_doneckoj_narodnoj_respubliki_o_sredstvah_massovoj_informacii/

22. Официальный сайт Совета Министров ДНР [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smdnr.ru

23. Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dnrsovet.su/ru/

24. Официальный сайт Главы ДНР, Председателя Совета Министров [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://av-zakharchenko.su

25. Битяк Ю.П., Зуй В.В. Административное право Украины (Общая часть). Учебное пособие. - Х.: - ООО "Одиссей", 2009.

26. Колпаков В.К. административное право Украины : учебник. - К.: Юринком Интер, 2009.

27. В.К. Колпаков "Административное право Украины" Учебник, Киев, "Юринком Интер", в 2010 г. . 648

28. "Административное право Украины" Пособие для подготовки к экзаменам, Киев, в 2010 г. с. 416.

29. Кодекс України про адміністративні правопорушення. Закон УРСР від 07.12.1984 № 8073-X // Відомості Верховної Ради УРСР. –1984. – № 51. – Ст. 1122.

30. Про державну службу: Закон України від 16 грудня 1993 року // ВВР. -1993. - № 52". - Ст. 490; 1995. - № 34. - Ст. 268.

 

 

1. Общая характеристика и содержание государственного регулирования в сфере экономики

Из всех отраслей и сфер, которые регулируют административно-правовые нормы, самыми сложными являются те, что относятся к экономике. Формирование в Донецкой Народной Республике (ДНР) собственной экономической политики связывается с определением её главных направлений на основе принципов демократии и свободы предпринимательства. Эффективная национальная экономика является гарантией независимости государства, его территориальной неприкосновенности и целостности, обеспечения условий нормальной жизнедеятельности общества.

Экономику ДНР определяют как единый комплекс хозяйственных отношений, который охватывает все звенья производства, торговли и обмена в обществе.

Государство в лице его органов власти осуществляет экономическую и социальную политику с целью комплексного и сбалансированного обеспечения интересов всех слоев населения, стимулирует рыночную экономику, обеспечивает эффективность ее функционирования с одновременным ограничением и предупреждением негативных последствий экономической власти собственников, особенно монополистов; гарантирует защиту национальных интересов и внутреннего рынка от внешней экономической и политической экспансии.

Основной целью государственного регулирования экономики является выполнение задач, влияющих на организацию рынка, рыночно-конкурентных отношений, достижение экономических, социальных и фискальных целей, направленных на поддержку и обеспечение рыночного порядка в стране, корректирование распределения ресурсов с целью влияния на хозяйственную структуру и структуру национального продукта.

Государственная экономическая политика – это закрепленные в соответствующих экономико-правовых документах (прогнозах и программах, законодательных актах) цели и задачи, которые ставит государство, обеспечивая комплексное решение двойной задачи: сочетание в экономической жизни рыночных принципов хозяйствования и социальной направленности экономики. При этом государство применяет экономическую стратегию и экономическую тактику.

Отношения в экономической сфере регулируются нормами многих отраслей права, однако только административное право упорядочивает определенную часть экономических отношений, предоставляя им организационное содержание.

Административно-правовое регулирование отношений в сфере экономики осуществляется по нескольким основным направлениям:

1) Обеспечение стратегических приоритетов развития экономики: стимулирование развития отдельных отраслей и производств, сфер экономического развития; привлечение иностранных инвестиций; ценообразование и тому подобное. Среди нормативно-правовых актов можно выделить: Закон «О республиканских программах» № 80-IHC от 20.10.2015, Приказ Министерства финансов ДНР №72 «Об утверждении Программы мероприятий, направленной на экономию бюджетных средств в 2016 году» от 24.03.2016, Приказ Министерства агропромышленной политики и продовольствия ДНР №556 «О некоторых вопросах по разработке проектов концепций республиканских программ» от 09.12.2016 и т.д.

2) Упорядочение отношений собственности путем определения тех сфер экономики, которые могут составлять объект негосударственной собственности и механизм ее приобретения — например, путем приватизации, а также антимонопольного регулирования (создание конкурентной среды) и четкое закрепление статуса субъектов государственной собственности.

3) Административно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений. Нормативно-правовыми актами, который регулирует эти отношения, являются Постановление ЦРБ №261 «Об утверждении Временного порядка расчетов по экспортным, импортным операциям и контроля за такими операциями в Донецкой Народной Республике» от 05.06.2015, Приказ ЦРБ №34 «О деятельности по осуществлению валютно-обменных операций на территории ДНР» 27.03.2015 и т.д.

4) Административно-правовые средства государственного влияния в сфере экономики: регистрация, лицензирование, патентование, квотирование, сертификация, предоставление разрешений, реализация административно-юрисдикционных прав. Среди нормативно-правовых актов этой группы прежде всего следует определить: Закон ДНР №18-IНС «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» от 16.03.2015, Постановление Совета Министров №36-10 «Об утверждении Порядка государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 29.09.2014.

Следовательно, содержание государственного регулирования в сфере экономики заключается в:

· совершенствовании взаимодействия республиканских органов исполнительной власти и органов государственной власти на местах, органов местного самоуправления, организаций и объединений работодателей;

· четком закреплении компетенции республиканских и местных органов исполнительной власти в экономической сфере;

· углублении децентрализации в управлении экономикой, обеспечении реализации экономических прав местных органов исполнительной власти, предприятий и учреждений, невмешательстве в вопросы, отнесенные к их компетенции и компетенции органов местного самоуправления;

· совершенствовании правового статуса министерств и комитетов, осуществляющих управление отраслями народного хозяйства;

· конкретизации в нормативных актах (уставах) задач и функций республиканских органов исполнительной власти, их полномочий по координации и регулированию в соответствующих отраслях и сферах управления.

Составными элементами экономической системы ДНР являются: промышленность, энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, транспорт и дорожное хозяйство, связь, жилищное хозяйство, финансовая сфера и т.п.

 

Система органов государственного регулирования в сфере экономики, их компетенция

Органы исполнительной власти осуществляют организующую, целенаправленную деятельность по обеспечению пропорционального развития экономики ДНР. Согласно Закону ДНР «О системе органов исполнительной власти» № 35-IHC от 24.04.2015, исполнительную власть в ДНР возглавляет Глава ДНР, осуществляет Совет Министров ДНР и иные органы исполнительной власти ДНР.

Совет Министров в соответствии со ст. 77 Конституции ДНР и ст. 29 Закона ДНР «О системе органов исполнительной власти»:

ü разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития ДНР; 

ü обеспечивает в пределах своих полномочий проведение единой государственной политики;

ü разрабатывает для представления Главой ДНР в Народный Совет ДНР проект бюджета ДНР и проекты программ социально-экономического развития ДНР;

ü обеспечение исполнение бюджета ДНР, готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития ДНР;

ü управляет и распоряжается государственной собственностью ДНР.

В состав Совета Министров Донецкой Народной Республики вошли министерства, осуществляющие регулирование экономической сферы:

Министерство угля и энергетики ДНР;

Министерство транспорта ДНР;

Министерство строительства и ЖКХ ДНР;

Министерство агропромышленной политики и продовольствия ДНР;

Министерство экономического развития ДНР;

Министерство промышленности и торговли ДНР;

Министерство связи ДНР;

Министерство информации ДНР;

Министерство финансов ДНР.

К республиканским органам исполнительной власти со специальным статусом и государственным комитетам, осуществляющих регулирование в сфере экономики относятся:

Республиканская антимонопольная служба ДНР;

Главное управление статистики ДНР;

Государственный Комитет Гортехнадзора ДНР;

Центральный Республиканский Банк ДНР;

Инспекция по защите прав потребителей ДНР;

Фонд государственного имущества ДНР и др.

Государственное управление в сфере экономики осуществляется указанными органами путем сочетания ограничения и прекращения деятельности хозяйствующих субъектов и обеспечения государственного контроля за их деятельностью, так и деятельностью государственных монополий.

Ведущим органом исполнительной власти в обеспечении реализации единой государственной политики экономического и социального развития ДНР является Министерство экономического развития ДНР (далее МЭР ДНР).

Согласно Постановлению №1-6 от 10.01.2015 «Об утверждении положения и структуры Министерства экономического развития ДНР» от 10.01.2015, МЭР ДНР является органом исполнительной власти ДНР, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Главой ДНР и Советом Министров ДНР. Министерство в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с иными республиканскими органами исполнительной власти ДНР, органами местного самоуправления в ДНР, предприятиями, учреждениями и организациями. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет координацию, руководство и контроль следующих подведомственных организаций: Государственный резерв ДНР, Уполномоченный орган в сфере аккредитации, Главное управление статистики, Управление по защите прав потребителей, Научно-исследовательские и проектные институты, Государственные предприятия.

Основными задачами МЭР ДНР являются:

1) участие в формировании и реализации государственной политики по вопросам экономического и социального развития ДНР;

 2) обеспечение стратегического, долго-, средне- и краткосрочного планирования и прогнозирования экономического и социального развития ДНР;

3) обеспечение реализации приоритетных направлений экономического и социального развития ДНР, содействие эффективному проведению экономических реформ в отраслях народного хозяйства;

4) обеспечение реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса, институтов предпринимательства и регуляторной политики;

5) обеспечение формирования и реализации государственной политики по повышению эффективности управления объектами, находящимися в сфере управления органов исполнительной власти ДНР;

 6) обеспечение в пределах предоставленных полномочий реализации на территории ДНР государственной политики в сфере цен (тарифов) и ценообразования на потребительском рынке товаров и услуг;

7) реализация государственной политики по повышению эффективности государственного управления и совершенствованию системы контроля в отрасли торговли и сфере предоставления услуг;

8) содействие развитию и совершенствованию потребительского рынка товаров и услуг с учетом современных требований и приоритетов потребителей;

9) обеспечение организации и поддержки торговли социально значимыми продуктами питания, стабилизации ценовой ситуации в ДНР;

10) обеспечение эффективного планирования и использования капитальных вложений;

11) обеспечение целевого использования средств Государственного резервного фонда бюджета;

12) содействие реализации финансовой, бюджетной, налоговой и социальной политики;

13) содействие реализации государственной политики в сфере экономической, финансовой, продовольственной, интеллектуальной и технологической безопасности;

14) содействие реализации государственной политики в сфере инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, государственного регулирования внутренних экономических отношений и т.д.

 



2019-11-13 316 Обсуждений (0)
Система органов государственного регулирования в сфере экономики, их компетенция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система органов государственного регулирования в сфере экономики, их компетенция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)