Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выбор формата проекта.



2019-11-13 1195 Обсуждений (0)
Выбор формата проекта. 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 2.

Тема: Методология проектирования в соц.- пед. деятельности (2 часа)

План лекции:

1. Основные идеи и стратегии проектирования в социальной сфере

2. Принципы, замыслы  и задачи проектирования

3. Этапы проектирования

 

П роектирование мы рассматриваем как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта.

Проектирование для нас с вами является средством развития личности и способно развивать личностные структуры человека за счёт динамики ценностей, норм, установок.

В основе проектирования как способа познания и преобразования действительности можно выделить следующие идеи: идея опережения , перспективы ; « разности потенциалов » между актуальным состоянием предмета проектирования и желаемым; идея пошаговости (поэтапного приближения «потребного будущего»); совместности , объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования ; идея « разветвляющейся активности » участников .

Проектирование в области образования, как мы уже говорили, относится  к социальной сфере и направлено на усовершенствование человеческой природы и отношений.

Говоря о социально-педагогическом проектировании, можно выделить две основные стратегии:

1. адаптация к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию)

2. усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями и  убеждениями.

В  методологии проектирования выделяют различные подходы к организации проектирования как процедуры.

 Одни учёные (Дж. ван Гиг) применительно к проектированию социальных систем выделяют три фазы:

- формирование стратегии и предварительное планирование;

- оценивание вариантов;

-  реализация, анализ результатов и коррекция.

Другие (В.М. Шепель)  в цикле проектирования видит пять этапов: 1.разработка теоретически обоснованной концепции проекта;

2. разработка процедур реализации:

3.разработка пакета инструментария для каждого этапа;

4. создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла;

5. разработка условий и защиты прав человека.

 Третьи (Н.А. Масюкова) выделяют в проектировании такие шаги, как:

1. диагностика реальности (проведение исследований);

2. формирование (актуализация) смыслов, целей преобразования действительности;

3. создание образа результата;

4.  поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);

5. обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;

6. комплексная экспертиза результатов проекта.

Четвёртые (Е. С. Заир-Бек) связывают логику педагогического проектирования с такими этапами, как

- определение замысла проекта;

- разработка моделей действия (стратегия);

- планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации; - организация обратной связи; оценка процесса;

- оценка и анализ результатов;

- оформление документации.

Мы с вами рассмотрим наиболее усреднённый вариант методологии проектной деятельности, чтобы иметь представление о наиболее традиционных, классических этапах процедуры проектирования.

Итак – принципы проектной деятельности. Они – основа методологии проектирования.

Под принципами понимают наиболее общие регулятивы, определяющие нормы проектной процедуры.

1. Принцип прогностичности – он ориентирован на будущее состояние объекта проектирования.

2. принцип пошаговости – он предполагает построение каждого будущего шага процедуры проектирования на основе предыдущего (постепенный переход от замысла к новому виду объекта).

3. принцип нормирования – требует обязательности прохождения всех этапов проекта

4. принцип обратной связи – предполагает анализ после каждого этапа процедуры и её коррекцию по мере необходимости

5. принцип продуктивности – ориентирует на прикладную значимость проекта, на результативность

6. принцип культурной аналогии – указывает на соответствие проекта культурным и этичным требованиям.

Теперь – основные этапы проектирования:

1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).

2. Этап реализации проекта.

3. Рефлексивный этап.

4. Послепроектный этап.

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ЭТАП

ЕГО ЗАДАЧА - создать предпосылки для успешности проектирования и его обеспечения. Этот этап включает такие процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация.

Рассмотрим их особенности.

Диагностика ситуации

Любая проектная деятельность имеет свою точку отсчета. Обычно это момент рождения основной идеи или замысла проекта.

Акт проектирования стимулируется неким «знанием о несовершенстве» той или иной области действительности, той или иной ситуации. Поэтому начала проектной деятельности обязательно включают предварительное изучение окружающего мира или личности. Для того, чтобы начинать некие целенаправленные изменения в педагогической действительности, необходимо выяснить:

1. что именно нас не устраивает в окружающем мире, в природной или социальной среде, в людях, наконец, в самих себе;

2. какие образовательные (педагогические, социальные, иные) возможности и ресурсы имеются в наличии для внесения желательных изменений;

3. каковы могут быть последствия вмешательства в существующее положение вещей.

Иными словами, необходима всесторонняя диагностика социально-образовательной ситуации.Она служит основным источником рождения проектного замысла.

Проектный замысел обеспечивает:

- возможность диагностики реальной ситуации, ее количественной и качественной оценки;

- выделение «болевых точек» в развитии проблемы;

- экспериментальное подтверждение социальной необходимости (потребности) в создании проекта;

- введение проектных ограничений: целевых, временных, финансовых, ресурсных;

- построение надежной аргументации для принятия решения о начале проекта и привлечении партнеров.

Полученные данные могут подтвердить уже известные предположения и укрепить их; выявить некие парадоксальные моменты и показать проблему с неожиданной стороны; дать совершенно новую информацию.

1.2. Проблематизация – здесь формулируется проблемное поле.

Процедура проблематизации предполагает обнаружение новой проблемы.

Важно правильно сформулировать проблему. Это означает ясное осознание и предъявление в формулировке, сделанной на языке профессиональных терминов, природы и формы существования того или иного противоречия.

Таким образом, процедура проблематизации включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации.

1.3. Концептуализация – здесь идет разработка стратегии и принципов проектирования; выявляется структура проектируемого объекта; определяются характеристики нового объекта в целом и отдельных его элементов; уточняются цели и формулируются задачи проектирования; выбираются критерии оценки успешности проектной деятельности.

В ходе концептуализации происходит выбор участниками проектной позиции из имеющихся различных подходов и точек зрения, которые предварительно подвергаются критическому анализу.

Полезно на этапе концептуализации прогнозировать «сопротивление материала» и среды.Иначе говоря, того воздействия и противодействия, которое неизбежно возникнет по ходу осуществления проекта. Источниками такого сопротивления могут стать предполагаемые пользователи проектных продуктов, обитатели среды, воспринимающие происходящие изменения под влиянием устоявшихся взглядов и принятого уклада жизни; конкурирующие социально-педагогические и образовательные системы.

Важнейшей педагогической задачей при организации процедуры концептуализации является создание предпосылок для дальнейшего развития, оформления и правильной постановки целей. Цели, как предполагаемые идеальные результаты, должны быть конкретны, реальны и направлены на разрешение противоречий (проблем).

Для этого важно представлять:

· границы и уровень собственной компетентности в рамках целей проекта;

· необходимые приоритеты развития проекта и себя как его участника;

· сильные стороны личного опыта, на которые можно будет опереться;

· области своих возможных затруднений в проекте.

После конкретизации целей разрабатывается стратегия проектной деятельности,определяющая общую направленность и характер достижения цели.

Выбор формата проекта.

 Формат проекта — своеобразный способ ограничения (нормирования) проектной деятельности через определение ее границ и масштаба. Обоснованный выбор формата включает в себя определение времени, пространства, контекста проекта, круга его участников и других необходимых параметров. Их число может варьироваться в зависимости от педагогической ситуации и целей проектирования.

Пространство проектирования может быть внешним, внутренним, межличностным (межсубъектным).

Пространство проектирования обычно сужается уже на  предпроектном этапе. Вначале оно выглядит, как «куда глаза глядят» или «пойди туда, не знаю куда». Но постепенно рамки проекта конкретизируются через введение целевых, финансовых, ресурсных, временных ограничений.

В итоге возникает представление о некоем проектном поле.

1.5. Программирование и планирование хода проекта

Они осуществляются в логике «проект — прогноз — план».

Программированиепредполагает создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного. Планированиесвязано с разработкой плана достижения поставленных целей и носит стратегический характер.

Программа — особый вид проекта, она выполняет конструирующую функцию.

В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.

 Программа отличается от плана.  Предназначение плана — упорядочить соц.- педагогическую деятельность. План это документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Завершает предпроектный этап процедура публичного представления проекта. Представление замысла может быть иллюстрировано с помощью рисунка, чертежа, словесного описания деятельности.



2019-11-13 1195 Обсуждений (0)
Выбор формата проекта. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выбор формата проекта.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)