Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разворачивая свиток: поясная икона



2019-11-13 174 Обсуждений (0)
Разворачивая свиток: поясная икона 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы уже сказали, что икона, вообще иконное пространство, иконное изображение пишется по принципу свитка. Давайте попробуем разворачивать этот свиток. Мы видели икону, где только один лик. Вот сейчас мы разворачиваем этот свиток и видим изображение Христа уже поясное, где полуфигура Христа, где не только лик, но и благословляющий жест и Евангелие, и здесь уже как бы вот эта благая весть более пространно передается.

Она передается через образ Богочеловека – это подчеркивается одеждами Христа, здесь уже есть одежда. Традиционная одежда Христа красного и синего цвета. В иконе все цвета подчинены символике, и эта символика не произвольная. В Новое время представители символизма очень часто выдумывали свой язык символов. А это символика, которая происходит из понимания и толкования Священного Писания. Во Христе две природы. Собственно говоря, икона и формировалась в то время, когда формировались догматы. И вот учение о двух природах, божественной и человеческой, которые существуют во Христе неслиянно и нераздельно, дало возможность вот так передавать образ Христа в иконе, что видимое и невидимое, божественное и человеческое в нем соединяются.

Т.е. Христос изображается по человеческому естеству, но поскольку божественное естество неотделимо, мы не можем разделить их, то, предстоя человеческому образу Спасителя, мы предстоим и его божественному образу. И поэтому одежды двух цветов, красного и синего. Красный цвет – это земное, образ крови, образ царства, образ человеческого в Спасителе, и синий плащ – это образ его божественного. Ну, если исторически рассматривать, то иконографические одежды Христа происходят от императорских одежд. Нижняя – хитон Христа – он не просто красного цвета, а цвет такой ближе к бордовому, который правильно называют пурпуром. Это императорские одежды с золотым клавом. Ну, поскольку Христос – Царь, Царь царей, царь по преимуществу, Царь Небесный, то его облекали в императорские одежды. Но потом это императорское переосмысливалось в то, что эти одежды передают его божественное происхождение.

Жест. Жест очень важен в иконе. Посмотрите, в иконе почти никогда мы не увидим эмоций на ликах. Лики, будь то Христа, Богородицы, святых, они всегда такие надэмоциональные, спокойные, такие углубленно-спокойные. Иногда, конечно, бывает лик Христа строгий в определенные эпохи, но чаще всего, конечно, классическая эпоха – это такое как бы надмирное спокойствие. А как раз жест очень часто изображался с подтекстом эмоциональным или информативным. Вот в данном случае Христос – он тот, кто приносит благословение Отца, поэтому жест благословения, и приносит учение свое, Евангелие – поэтому он держит в руках книгу.

Я обещала сказать о надписи. Всякая икона обязательно надписывается. Когда-то (до XVII в.) не было молитвы, которая освящала иконы, которая делала несвященный предмет, профанный, священным, как сегодня понимается акт освящения иконы. В древности освящалась икона именем. Надписание имени и закрепляло за иконой право называться иконой Христа, до этого это не икона, а просто некое изображение. Надписание иконы было очень важным делом, имя именно освящало икону.

Идемте дальше. Если снова вернуться к лику, то мы всегда видим, особенно на древних иконах, очень распахнутые глаза. До этого мы видели образы Спасителя, сейчас мы видим образ ангела, но действительно на древних иконах мы видим всегда огромные глаза, потому что в иконе главное – это лик. Сколько бы мы ни смотрели на иконы, изображающие ли только лик, или поясные, или ростовые мы будем видеть, но главное в иконе – это лик. Лик дает возможность соприкоснуться именно в общении с иконой. Ведь икона пишется для молитвы. Икона ставит нас лицом к лицу с невидимым миром, миром Бога, святых, ангелов. Она не изображает этот мир, она изображает мир, который не видим глазами, но который через икону становится видимым. И вот это предстояние лицом к лицу дает возможность и человеку обрести свое лицо, потому что свое лицо человек обретает только перед лицом Бога.

Есть замечательный роман по этому поводу, написанный К.С. Льюисом, «Пока мы лиц не обрели»[i], вот там это очень удивительно через художественную форму, через словесную, через литературную как раз описано.

В древности даже разделяли написание иконы на лично́е и доличное. Потому что главное в иконе – это лики. А на лике самое главное – глаза. Мы и сами часто говорим: «глаза – зеркало души», такая пословица есть. И в Евангелии Христос говорит, что светильник для тела – око, «если око твое светло, то все тело твое будет чисто». Т.е. особое отношение всегда было к глазам, к взгляду и т.д.

И если мы посмотрим на древние иконы, то увидим, что у них действительно глаза всегда очень преувеличены. И лики всегда повернуты к нам. Чуть-чуть, может быть, вот как на предыдущей иконе, некоторый поворот – это потому что часть деисуса, часть такого триптиха, где в центре был Христос, а с двух сторон ангелы. Да, если в центре Христос, святые чуть-чуть к нему поворачиваются, но так, чтобы лик был виден и молящемуся, предстоящему перед иконой.

Мы редко увидим профильные изображения в иконах – это или отрицательные персонажи, например поцелуй Иуды при взятии под стражу Христа, образ предательства, или какие-то персонажи в групповых, огромных, многонаселенных, что называется, иконах, где какие-то персонажи, которые для нас в данный момент не важны: женщина, омывающая Младенца Христа в «Рождестве» и т.д. А главные лица икон всегда повернуты к нам лицом. Иконы ставят нас лицом к лицу перед вечностью, лицом к лицу вот с этим населенным святыми космосом.

Если опять же вернуться к жесту, то мы увидим, что очень важен и жест, и атрибут, который держит в руках святой. Вот перед нами замечательная икона XII в. «Святой Георгий». Мы видим опять же символический красный плащ – я говорила, что цвет в иконе всегда символическое обозначение, Георгий мученик, поэтому плащ цвета крови говорит о его мученичестве, – и как воин, он держит в руках копье и меч. Ну, копье и меч опущены. Он был военачальником в армии Диоклетиана, но отказался поднимать оружие на своих единоверцев и сам был замучен. И золотой фон опять же, вот мы видели в других иконах, он говорит о том, что Георгий пребывает в вечности, в этом Царстве, где он уже увенчан венцом. Иногда даже на некоторых иконах ангелы сверху слетают с таким венцом.



2019-11-13 174 Обсуждений (0)
Разворачивая свиток: поясная икона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разворачивая свиток: поясная икона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)